ОСНОВЫ АРХЕОЛОГИИ
методическая разработка по истории (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предпрофильный учебный курс
ОСНОВЫ АРХЕОЛОГИИ
Тип программы-модифицированная
Возрастная группа-9кл.
Кол-во часов-12
Составитель:
Леванова Н.И., учитель истории и обществознания
гимназии №39 «Классическая»
- Связь времен – это та основа, на которой зиждется человечество. Нарушение какого-либо звена, утрата корней и чувства сопричастности с прошлым ведет к грандиозным катастрофам в жизни людей.
Историческая память, хотя и передается из поколения в поколение, тем не менее, должна воспитываться целенаправленно, базируясь на исторических науках. Археология – неотъемлемая часть в системе исторических наук, расширенный, углубленный вариант базового учебного предмета - истории, охватывающий и другие предметные области такие как:
этнология, культурология, лингвистика, антропология, геология, зоология, ботаника, география, физика, химия, математика, историческое краеведение, экология, технология производства, туризм.
В настоящее время наиболее удобной формой организации археологических объединений является предпрофильный предметно-ориентированный курс, позволяющий комплексно решать задачи образовательные, воспитательные и профилирующие. Программа по основам археологии нацеливает на дальнейшее получение образования на гуманитарном профиле; по содержанию имеет профориентационную направленность и знакомит учащихся с основными видами деятельности: исследование, проектирование, моделирование в отношении предмета труда: человек, материальный объект, окружающая среда.
Обучение основам археологии строится на основе знакомства уч-ся со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими: камеральная (лабораторная) работа, научная документация и фиксация материала, проведение разведок и раскопок, научная реставрация, музееведение.
Как стать археологом? Археолог профессионал – это историк, прошедший специальную подготовку по археологии в педагогическом институте или университете (только высшее образование – институты и университеты, имеющие специализацию по археологии) и работающий учителем, руководителем кружка в школе, являющийся сотрудником научной лаборатории университета, педагогического института, сотрудником краеведческого музея. Руководителем археологического объединения могут быть учителя и других смежных специальностей (географы, биологи), имеющие навыки краеведческой работы и осуществляющие свою деятельность в тесном контакте с археологическими объединениями. Полевую археологическую практику и профессиональную пробу можно пройти, занимаясь в кружке по археологии (при школе или при краеведческом музее) в качестве рабочего - лаборанта
- Цели и задачи.
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
- познакомить со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих профессии археолог и наиболее близких к данной профессии, то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути получения им образования в профессиональной школе;
- способствовать положительной мотивации обучения ученика на гуманитарном профиле;
- развивать познавательную и творческую активность учащегося;
- помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: « Могу ли, хочу ли я учить это, заниматься этим »
Формы работы:
Формы работы и проведения занятий могут быть самыми разнообразными. Наряду с общими теоретическими занятиями, проводимыми в виде лекций или бесед, рекомендуется использовать: составление коллективных кроссвордов, практические занятия (возможно на базе краеведческого музея или непосредственно с археологическим материалом), просмотр видеоматериалов ( видеофильм по археологическому исследованию нашего края)
С детьми, проявляющими профессиональный интерес к археологии, педагог организует индивидуальные занятия, курирует их работу по подготовке докладов, проектов, с которыми они могут участвовать в конференциях.
- Планируемые результаты.
Получение профессиональной пробы, определение и сопоставление себя с данным родом деятельности, получение навыков исследовательской деятельности, получение знаний на уровне рабочего – лаборанта.
V.Формы контроля и оценки результатов.
Наиболее удобны и положительно воспринимаются учащимися небольшие викторины, решение кроссвордов, написание эссе, составление типологических таблиц, подготовка сценария для слайд – фильма, составление карт - такие работы способствуют развитию воображения, общей эрудиции. Развитию исследовательских навыков способствует проектная деятельность, планирование, а впоследствии и индивидуальная подготовка рефератов.
VI. Тематическое планирование
Тема I. Предмет археологии. Археология как наука. (3ч.)
Содержание:
Археология как наука. Задачи археологии. Археология в системе гуманитарных и естественных наук, ее роль в научном познании мира. Междисциплинарные связи (связь предметов гуманитарного и естественно научного цикла) Источники изучения: археологичес
кие (местонахождение, культурный слой и его объекты) морфологическое описание (категория, типы, признаки как разные уровни анализа), естественно научные (физико - химические методы датирования, роль геологических методов и.т.д.), Этнографические источники и проведение аналогии. Антропологическая школа Л. Бинфорда и его последователей.
Возможности взаимодействия археологии и исторического краеведения. Музееведение и возможность специализации по археологии. Археология и современность. Открытый лист – право на археологические исследования. Законодательство об охране памятников археологии.
Практическая деятельность:
составление типологических таблиц по керамике (на основе этнографического материала)
Тема II. Методы и способы археологических исследований (3ч.)
Содержание:
Полевая и кабинетная археология. Полевые: разведки и раскопки. Визуальные археологические разведки. Авиаразведки и аэрофотосъемка. Применение методов естественных наук для уточнения конфигурации памятников. Подводная археология Промышленная археология. Камеральная обработка археологических материалов. Реконструкции в археологии. Методы научных исследований, применяемых в археологии: естественнонаучный эксперимент, моделирование. Компьютер в археологии. Принципы археологических раскопок. Научная документация и фиксация материала. Консервация памятников, рекультивация почвы. Научная реставрация.
Практическая деятельность:
Моделирование раскопа - зарисовка (поселение и захоронение; изучение схем)
Камеральная обработка коллекции из экспедиции. Выстраивание технологической «цепочки», завершающейся созданием творческой работы, составлением коллекционных описей.
Тема III. История археологии в России. История изучения Самарского края (3ч.).
Содержание:
Начало научных археологических исследований в 18 в. Указ Петра о сохранении и сборе археологических материалов. В.Н.Татищев. П.В.Алабин и организация Самарского публичного музея. К.П.Головкин. Археологическое общество в Самаре. Археологические памятники Поволжья. (По материалам видеофильма)
Практическая деятельность: Характеристика археологического памятника (попробуй себя в роли экскурсовода) Подготовка слайд – фильма.
Тема IV Как стать археологом? Профессия – археолог. Продолжение образования в профессиональной школе. Трудоустройство по профилю.(3ч.)
Профессиональная основа:
склонности и способности (к исследовательской деятельности, физическому труду, романтике и.т.д.); профессиональные навыки, издержки профессии (особый образ жизни, профессиональные заболевания); условия жизни на раскопках: что нужно знать и на что ориентироваться, камеральная работа, обработка материала, отчеты, научная работа, отпуск
Учебные заведения, специализация. Рынок труда и где можно работать по профилю.
Практическая деятельность:
Практическое занятие « Как писать исследовательскую работу по археологии»
(изучение ученических исследовательских работ по археологии, подготовка собственного проекта).
VII. Учебно–тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
Всего | Практика | Формы контроля | ||
I. | Введение в специальность. Как стать археологом | 3 | 1,5 | |
1. | Археология как наука. Задачи археологии. Открытый лист – право на археологические исследования. Законодательство об охране памятников археологии. | |||
2. | Археология в системе гуманитарных и естественных наук, ее роль в научном познании мира | |||
3. | Возможности взаимодействия археологии и исторического краеведения. Музееведение и возможности специализации по археологии. | |||
4. | Практическое занятие: составление типологических таблиц по керамике (на основе этнографического материала) | 1,5 | Проверка задания (определить связи населения с другими территориями по керамике) | |
II. | Методы и способы археологических исследований | 3 | 1,5 | |
1. | Полевая и кабинетная археология. Полевая: разведки и раскопки. Камеральная обработка археологических материалов. Промышленная археология. Археология и современность. | |||
2. | Методы научных исследований, применяемых в археологии: естественнонаучный эксперимент, моделирование. Практическое занятие – моделирование раскопа (поселение и захоронение; изучение схем). |
| 0,5 | Изучение, прочтение схем, оценка моделей (рисунков) |
3. | Принципы археологических раскопок. Научная документация и фиксация материала. Консервация памятников, рекультивация почвы. Научная реставрация. Практическое занятие: камеральная обработка коллекции из экспедиции, выстраивание технологической «цепочки», составление коллекционных описей археологических предметов, анализ и обобщение полученных данных, творческая работа . | 1 | Проект по выбранной теме Проверка небольших письменных работ ( творческой работы) | |
III. | История археологии в России. История изучения Самарского края. | 3 | 2 | |
1. | Начало научных археологических исследований в18 Указ Петра о сохранении и сборе археологических материалов. В.Н.Татищев. П.В.Алабин и организация Самарского публичного музея. | |||
2. | К.П.Головкин. Археологическое общество в Самаре. Археологические памятники в Поволжье. К.П.Головкин. Археологическое общество в Самаре | |||
3. | Просмотр видеофильма и составление коллективного кроссворда по археологическим памятникам Поволжья Экскурсия в краеведческий музей г.Тольятти.(по возможности) Практическое занятие: попробуй себя в роли экскурсовода – подготовка слайд- фильма. | 2 | Составление коллективного кроссворда, проверка отобранного материала для слайдов. | |
4 | Как стать археологом? | 3 | 2 | |
5 | Профессиональные основы. | |||
6 | Учебные заведения, специализация. Рынок труда и где можно работать по профилю. | |||
7 | Как можно написать исследовательскую работу по археологии. Знакомство с ученическими исследованиями (реферат) по археологии | 2 | Проект по выбранной теме | |
Итого: | 12 | 7 |
Список литературы
- Авдусин Д.А. «Основы археологии». – М. 1985г.
- Алексеев В.П. «Историческая антропология». – М., 1979г.
- Ведерникова Т.И., Фокин П.Л., Ягафорова Е.А. Этнография Самарской Луки – Самара, 1996г.
- Матвеева Г.И. «Археологические памятники. Самара. 1982г.
- Формозов А.А. «Страницы истории русской археологии». – М., 1986г.
- Федоров-Давыдов А.А. Золотоардынские города Поволжья. – М. 1994г.
- Юный исследователь. Археология. Эволюция. Человек. – М., 1995г.
Информация об авторе программы
Название программы | Основы археологии |
Фамилия | Леванова |
Имя | Наталья |
Отчество | Ивановна |
Место работы | МОУДОД « ГЦИР» |
Должность | Методист |
Контактный телефон | 79-90-56 |
Е- mail | office@cir.tgl.ru |
Пояснительная записка
Дорогие девятиклассники!
Вы познакомитесь с новым и интересным для каждого человека предметом – основами юридических или по другому правовых знаний.
Интересный – поскольку вы встретитесь с различными сторонами жизни общества;
Важный – так, как юридические знания нужны каждому из нас буквально во всем – в труде, личной жизни, имущественных, семейных отношениях и т.д.
Юридические знания, правовая культура помогают человеку, предупреждают против ошибочных решений и неверных шагов в жизни, объясняют, как вести себя с другими людьми, как поступать в тех или иных ситуациях. При изучении курса вы получите элементарные юридические сведения, а также сведения о юридических профессиях.
- Дать учащимся представление об особенностях содержания и методов изучения обществоведческих дисциплин в классах гуманитарного и социально-экономического профилей.
- Расширить и углубить знания о правовой сфере общества.
- Освоить изучаемые явления – государство, право, законы, их роль и развитие.
Формы и методы обучения
Формы проведения занятий могут быть разнообразны. Во-первых, - это вводные занятия, во-вторых, уроки проблемного плана, в третьих, уроки анализа и самоанализа.
Целесообразно использовать так же такую форму работы, как дискуссия, деловые, ролевые игры, практические работы по исследованию документов. Методы обучения могут быть и словесные (беседа, лекция), наглядные (схема, диаграммы), практические (анализ и работа с текстом). Занятия рассчитаны на 1,5 астрономических часа, 3 академических часа.
Содержание курса
- Право и мораль (3ч.).
Юридическая наука как определенная область знаний. Право и мораль в жизни общества, каждого из нас. Возраст, юридические права и обязанности. Закон – юридический документ. Юридическая наука как определенная область знаний.
- Государство и право (6ч.).
Конституционное право. Основы конституционного строя России. Избирательное право. Права человека. Нарушение прав человека. Защита прав человека. Семейное, трудовое, административное право. Уголовное право. Несовершеннолетние и УК РФ. Причины преступлений. Гражданское право. Что такое «свое дело»? Налоги.
- Политика и власть (3ч.)
Политическая система общества. Гражданское общество. Политические партии. Правовая политическая культура человека. Гуманитарная сфера и права человека. Международное гуманитарное право.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | ||
всего | теорет. | практ. | ||
I. | Право и мораль | 3 | 2 | 1 |
1. | Право и мораль в жизни общества и каждого из нас. Из истории права | 1 | ||
2. | Юридическая наука как определенная область знаний. Отрасли права и специализация. | 1 | ||
3. | Закон – юридический документ | 1 | ||
II | Государство и право | 6 | 3 | 3 |
1. | Конституционное право. Основы конституционное строя России. Избирательное право | 1 | ||
2. | Права человека. Нарушение прав человека. Защита прав человека. | 1 | ||
3. | Семейное, трудовое, административное право | 1 | ||
4. | Уголовное право. Несовершеннолетние и УКРФ. Причины преступлений. | 1 | ||
5. | Гражданское право | 1 | ||
6. | Что такое «свое дело»? Налоги. | 1 | ||
III | Политика и власть | 3 | ||
1. | Политическая система общества. Гражданское общество | 1 | ||
2. | Правовая и политическая культура человека | 1 | ||
3. | Гуманитарная сфера и права человека. Международное гуманитарное право. | 1 |
Список литературы.
- Программы. Обществознание 809, 10-11. М. «Просвещение», 1994.
- Основы правовых знаний. М. «Просвещение», 1989.
- Правоведение. Комплексный образовательный проект. Избирательное право. М. «Открытый мир», 1996.
- А.Чучаев «Право в художественное литературе». Ульяновск «Дом печати», 1996
- Международное гуманитарное право. Учебно-методические материалы. М.ФНГИС МПФЗ, 2000.
- Л.Н.Боголюбов «Личность, мораль, право». М., 1993г.
- А.Ф.Никитин, М.Г.Суворова, Т.И.Тюляева «Право и политика». Методическое пособие. М. «Просвещение», 2000.
- Гуманитерная сфера и права человека (сборник документов). Составители В.А.Корнилов, Л.И.Глухарева, В.А.Северухин. М. «Просвещение», 1992г.
- Оценка качества. Подготовка выпускников основной школы по обществознанию. М. «Дрофа», 2000г.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. М. «Дрофа», 2000г.
- Я.В.Соколов, Г.М.Миньковский «Граждановедение». «Ответственность за правонарушение». М. 1994г., «Российская конституция». М., 1995г.
Пояснительная записка.
Курс «Граждановедение» с 1990/1991 уч.г. является обществоведческим предметом, выполняющим общеобразовательную функцию. Одновременно, он направлен на гражданское образование и воспитание учащихся, и в существенной мере, отвечает задачам государства в сфере демократического гражданского образования. «Основы гражданского образования» - курс в предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов. Он является курсом углубляющим темы изученные ранее, кроме того, обществоведческое образование осуществляется посредством «живого слова», а не сухих догм, составляющих основы наук.
Цели и задачи курса:
- помочь учащимся осознать гуманность тех законов и правил, которые позволяют человечеству выжить и развиваться;
- обобщить знания по таким предметам школьного курса, как философия, история, экология;
- помочь оценить и использовать опыт, который учащиеся приобрели в жизни, в общении с людьми, осознать свое место в семье, обществе, мире;
- помочь представить себе свою карьеру и будущее своей семьи и страны.
Методы и формы работы:
- методы – словесные, наглядные, практические (беседы, просмотр отрывков из кинофильмов, разбор текстов, сочинений, комментированное чтение);
- формы работы могут быть как индивидуальные, так и групповые и коллективные, фронтальные;
- занятия: вводные, комбинированные, урок-практикум, урок-зачет в виде написания сочинения на предложенные темы и т.д., т.е. учитель исходит из собственных возможностей.
Содержание курса.
I раздел: «Всемирные законы жизни» (3ч.)
Честность – лучшая политика, надежность, порядочность, упорство, энтузиазм, - это закон жизни. Ответственность – это закон жизни. Цена величия – это ответственность. Удачливые люди учатся у других. Вера – это закон жизни: видение того, что можно добиться, образ самого себя в роли победителя; часть нашего личного взгляда на жизнь.
II раздел: Познавать самого себя (3ч.)
Достоинства и недостатки человека. Забывая себя, можно найти себя. Мудрость рождается из ошибок: смотрите на свои ошибки и учитесь. Как характер «служит» человеку. Мера душевного здоровья – это готовность во всем находить хорошее. Думайте о том, куда вы идете, а не о том, где были. Никто не может заставить вас чувствовать себя несчастным без вашего согласия.
III раздел: Человек в обществе (3ч.).
Что такое общество. Каковы мы – таково и общество. Познай людей и самого себя. Помогайте себе, помогая. Другим. Честность – лучшая политика. Ты находишь то, что ищешь: добро и зло, проблемы и решения.
IV раздел. Гражданин и обыватель (3ч.)
Кто такой гражданин. «Отечества достойные сыны». Каждая осмысленная жизнь – это служение.
Сочинение-эссе (примерные темы).
- Чтобы изменить свою жизнь, надо изменить свои мысли.
- Если вы не знаете чего хотите добиться от жизни, можете ничего не добиться.
- У кого есть в жизни «зачем», тот может вынести почти любое «как».
- Прогресс требует перемен.
- Никто не знает, на что он способен, пока не попробует.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I | «Всемирные законы жизни» | 3 | 1,5 | 1,5 |
II | Познавать самого себя | 3 | 2 | 1 |
III | Человек в обществе | 3 | 1 | 2 |
IV | Гражданин и обыватель. Урок зачет | 3 | 0,5 | 2,5 |
Итого: | 12 | 5 | 7 |
Список литературы.
- Я.В.Соколов. Граждановедение. М., 1993
- Я.В.Соколов. Граждановедение. «Российская Конституция». М. НВЦ «Гражданин». 1995.
- Я.В.Соколов. Граждановедение. Тематическое планирование (5-9 классы). М. НВЦ «Гражданин», 1997г.
- Конкурс эссе «Законы жизни». МОО «Достижение молодых», 2000г.
- Сборник эссе «Законы жизни». МОО «Достижение молодых», 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Археология - помощник истории"
Введение в историю 5 класс...
Комплексное исследование памятников археологии: городище Коломна «Блюдечко», Коробчеевское городище.
В работе исследуются и анализируются два археологических памятника. Первый на территории города Коломна (городище «Блюдечко»), второй на территории Коломенского района (Коробчеевское городище). Ставит...
Археология - помощница историков
Конспект урока по истории Древнего мира по пропедевтическому курсу "Что изучает история"...
Археология - это история, вооруженная лопатой
Цель урока: углубить понятие учащихся об археологии, её предмете и методах, подготовить учащихся к сбору археологических находок (в помощь археологам будущим летом), подготовить учащихся к посещению...
Археология Кубани
Археология -наука котрая помогает восстановить прошлое...
археология города Зубцова
подробное описание города Зубцова с эпохи неолита. Содержит карту и археологиеские находки....
Научный Stand Up. Экспериментальная археология (на основе экспериментов по сверлению)
Презентация иллюстрирующая наглядый материал по теме "Научный Stand Up". Разработа для учащихся 8-11 класса. Цель работы: заинтересовать учащихся общеобразовательных учреждений выбирать высш...