Виды односоставных предложений
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Интегративный урок по теме: «Гражданином быть обязан…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdaninom_byt_obyazan.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический комментарий
Урок в 8 классе по теме «Односоставные предложения» проводится в системе уроков «Главные члены предложения». Желание объединить грамматическую тему с темой социальной появилось по причине интереса ребят к проблемам самоуправления в школе и классе.
Возраст восьмиклассника - это самый трудный, сложный из всех детских возрастов, представляющий собой особый период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Детей данного возраста отличает повышенная творческая и познавательная активность. Они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться.
Для урока была выбрана форма деловой игры, так как игра обогащает знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствуя их. Игровые формы и методы интегрированного обучения приносят детям удовольствие от процесса познания, ведь это реализация модельного метода обучения, который обеспечивает достижение важнейших образовательных целей:
- стимулирование мотивации и интереса;
- развитие навыков критического мышления и анализа; принятия решений;
- взаимодействия, коммуникации; конкретных умений (обобщение информации); готовности к специальной работе в будущем (поиск работы, руководство группой, работа в непредвиденных условиях);
- изменение установок: социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество); восприятия интересов других участников, социальных ролей, умение организовать речевое общение с учетом социальных норм поведения;
- развитие разговорной речи, позволяющее проявлять речевые и коммуникативные способности языковой личности ребенка в их взаимосвязи, повышающее его речевую и коммуникативную активность и деятельность;
- обеспечение взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Средствами интеграции русского языка, обществознания и литературы на уроке создаются условия адекватные живому общению.
8 класс
Интегративный урок по теме: «Гражданином быть обязан…» (1 час)
Цель: на материале лингвистических текстов познакомить учащихся с ролью Российской Конституции в жизни каждого гражданина
Образовательные задачи:
-повторить способы связи слов в словосочетаниях
- продолжить развитие умения определять тему и основную мысль текста, тип и стиль речи;
- выработать умение отличать односоставные предложения от двусоставных;
- использовать определенно-личные и неопределенно-личные предложения в разных стилях речи.
Воспитательные задачи:
- дать понятие патриотизма;
- воспитание чувства любви к Родине;
- показать отношение к родной земле в поэтических строчках
Развивающие задачи:
-умение работать в группах и принимать общее решение;
- умение строить логические заключения;
- устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры
Форма урока: деловая игра
Особенность организации деятельности учащихся: Ученики работают по группам.
Эпиграф: Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
1. Организационный момент
- Как понимаете смысл эпиграфа?
- Какие слова ключевые?
- Подберите синонимы к слову отчизна – родина, отчество, государство.
- Как именуется любой человек, проживающий в государстве? (гражданин)
2.Основная часть урока
1) Словарная работа. Как вы назовете человека, гражданина, который готов отчизне посвятить «Души прекрасные порывы»? (ПАТРИОТ, ПАТРИОТИЗМ упр. 179 с. 83, учебник русского языка для 8 класса под редакцией Бархударова)
Патриотизм – (от грач. – родина) любовь к родине, бережное отношение к своей стране, к своей истории, внимание к насущным проблемам современности.
2) Работа с текстом. Упр. 179. К какому типу речи принадлежит текст? Почему Д.С.Лихачев выбирает именно этот тип речи? Как вы определите стиль речи? (публицистический). Выберите словосочетания, соответствующие стилю.
знакомство с историей (управление)
культурные достижения (согласование)
настоящий патриот (согласование)
путешествовать переезжая (примыкание)
- Выпишите словосочетания различных способов образования.
3. Групповая работа (3 группы)
3) Закончите знаменитые пушкинские строки:
- Дни поздней осени….. бранят обыкновенно
- Унылая пора! … Очей очарование!
- Люблю тебя, Петра творение!
- Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.
- Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.
4. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите их вид.
- какую роль играют определенно-личные предложения, что помогают передать?
( Они часто используются в поэтических произведениях, помогают передать состояние души поэта. Сфера использования их обширна - разговорная речь, публицистика, научный и официально-деловой стили речи).
5. Работа с текстом (объяснение нового материала)
- Как вы считаете, нужна ли была Конституция на острове Робинзона? Поясните свое мнение.
- Нужна ли Конституция современному человеку?
Текст
Желание упорядочить жизнь в обществе породило идею общественного договора. Вот и пришли к мысли о создании конституции.
Конституция – это основной закон страны. Именно о его содержании договариваются граждане. По ней определяют общественное и государственное устройство, основные права и обязанности граждан.
В декабре 1993 года была принята Российская Конституция.
- Подумайте, зачем человеку нужна Конституция?
- Какие виды предложения встретили?
- Как отличить односоставные предложения от двусоставных?
- Замените двусоставное предложение односоставными. Изменился ли смысл?
Эксперимент
5) – Как вы понимаете значение слова эксперимент? Составьте с ним словосочетания (провести эксперимент, удачный эксперимент)
6) Поэкспериментируем…
6. Групповая работа по проектированию
3 комиссии по подготовке проектов Конституций
1 группа – проект от имени монарха, короля маленького средневекового государства. Он нанял вас как наиболее преданных и умных юристов для написания законов, которые могут предотвратить революцию.
Монарх – единоличный глава государства, получающий власть, как правило, в порядке наследования.
2 группа – проект современной демократической конституции, основываясь на проблемах класса.
Демократия – форма государства, основанная на признании народа источником власти.
ЗАДАЧА: включить в текст законов односоставные предложения
3 группа – группа экспертов «Парламент» - оценить предложенные проекты по следующим критериям:1. Соответствие стилю; 2. Историческая лексика эпохи; 3.Этические нормы эпохи; 4. Знание исторического периода развития; 5.Использование в речи односоставных предложений.
7.Отчёт комиссий по подготовке проектов.
Проект монарха
Я, его светлейшее высочество, король Люксембурга, повелеваю!
Исполнение сих законов всеми подданными моего государства:
- Разрешить владение частной собственностью, но отчислять налог в пользу монарха в размере 3% от дохода.
- Разрешить проживание на территории государства людей разного сословия, но единого вероисповедания.
- Разрешить строительство замков и хозяйственных построек только на частной территории.
- Вассалам короля разрешается владение душами крестьян, переданных по наследству, без права покупки и продажи.
- Запрещается поднимать бунты против своих сюзеренов, подбивать к беспорядкам народ.
- Запрещается собирать тайные общества свободных граждан, противоречащие законам государственным.
- За нарушение законов грозит смертная казнь, суды Инквизии.
Проект класса
- Обязуемся исполнять законы принятые совместно.
- Каждый имеет право получить глубокие знания и использовать их в жизни
- Учащиеся класса имеют право объединяться по интересам, выбрать своё название, девиз, песню, как атрибут единства целей и задач.
- В решении проблем классной компании каждый имеет право голоса.
- Создать в классе «Суд чести» для разрешения конфликтных ситуаций
- Распределить обязанности каждого члена классного сообщества
- Установить график дежурства по классу и следить за выполнением обязанностей
8. Домашнее задание по выбору:
-выполнить упражнение 64 (задание по учебнику)
-написать поздравление другу (пожелание, приглашение), используя определенно-личные и неопределенно-личные предложения;
- написать сочинение-размышление на любую социально значимую тему
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения.
Данный урок представлен в разделе « Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» На данном уроке предполагается изучение и закрепление новой темы....
Тест по теме "Виды односоставных предложений. Определённо-личные предложения."
Реализация дифференцированного подхода...
Комплексная проверочная работа по русскому языку "Виды односоставных предложений. Функция инфинитива. Фонетика. Употребление тире в простом предложении. Средства художественной выразительности". 9 класс. Подготовка к ГИА
Данная комплексная проверочная работа позволяет максимально быстро проверить уровень знаний обучающихся по наиболее проблемным темам языкознания: "Виды односоставных предложений. Функция инфинитива. Ф...
Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений.8 класс
Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 8 (9) классов по теме: "Односоставные предложения, их виды"...
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"
Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....
Схема - алгоритм определения видов односоставных предложений и контрольная работа по теме "Односоставные предложения" для учащихся 8 класса
В схематичном сжатом виде таблица представляет алгоритм определения вида односоставного предложения, что значительно облегчает работу учащихся по усвоению данного теоретического материала, очень...
Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения. 8 класс
Виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения. 8 классЗадачи занятия:Обучающие: учить учащихся находить в тексте односоставные предложения; актуализировать умение определять грамматич...