Урок истории в 5 классе по теме Египет условия жизни и занятия
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Борзенко Светлана Алексеевна

Урок истории в 5 классе по теме Египет условия жизни и занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egipet_usloviya_zhizni_i_zanyatiya.docx248.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №10

Тема:

Условия жизни и занятия населения  

Цель темы

Планируемый результат

Научить объяснять разнообразие египетского общества, связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину. Сравнивая роль в обществе и образ жизни вельмож, писцов, земледельцев, зависимых и рабов, научить выявлять различия данных слоёв населения.

Анализируя положение в обществе простых тружеников, научить объяснять, почему в некоторых случаях они  могли быть довольны своей судьбой.

Анализируя отличия социальных слоёв древнеегипетского общества, научить определять и объяснять, справедливы ли эти отличия, на взгляд жителя Древнего Египта, а также с позиции человека XXI века.

Обязательный минимум содержания: оросительная система, названия слоёв древнеегипетского общества (вельможи, писцы, земледельцы, зависимые и рабы).

УУД

П.- Работать с информацией, анализировать, обобщать, владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, информацию находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач, сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям (в т.ч. используя ИКТ).

К.- Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.

Р.- Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, работать по плану, сверяясь с целью,  оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях,

 Л.- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Основные понятия

оросительная система, вельможи, писцы, земледельцы, зависимые и рабы, налог, шадуф

Межпредметные связи

География, математика, русский язык

Ресурсы:

- основные

 дополнительные

Презентация, электронное пособие, карта

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Технология проведения

Обучающие и развивающие  диагностирующие задания каждого этапа. Деятельность учащихся и учителя.

Организационный момент. Этап мотивации

– Как вы думаете – что может объединять эти слова?фараон знать гражданерабы

Почему в Египте редки упоминания о восстаниях бедных и низших слоёв населения против высших?

  • «Вспоминаем то, что знаем»  ( Самостоятельная работа)
  • Страничка «Знатоки карты» (карта Древнего Египта)
  • Работа по учебнику– Рассмотрите иллюстрации в учебнике к § 17. Кто там изображён?

– Как вы думаете, что нам надо узнать?

Надо узнать:

1) слои общества 2) их роль в обществе и образ жизни  3) отличия

Сейчас вам предстоит поработать в группах.      

 В соответствии с намеченным планом действий вам необходимо узнать, из каких социальных групп состояло древнеегипетское общество, чем отличались их роль в обществе и  образ жизни.

   Группа 1.Прочитайте текст на с. 42-45 (п. 2,  2-й абзац, п3 1-й,2-й абзац, п4 2-й абзац). Объясните роль в обществе и образ жизни вельможи.

Группа 2.Прочитайте текст на с. С41 (п. 5 до конца). Объясните роль в обществе и

образ жизни писца.

Группа 3.Прочитайте текст на с. 38, с43 (п. 2, п3, п2 4-й абзац).

Объясните роль в обществе и образ жизни людей, занятых физическимтрудом. На какие группы их можно разделить? В каких случаях разные группы простых тружеников в Египте могли быть довольны, а в каких  – недовольны своей судьбой?  

Актуализация и пробное учебное действие

Выявление места и причины затруднения

Построение проекта выхода из затруднения.

Реализация построенного проекта.

физминутка

Первичное закрепление с проговариванием.

– Давайте проверим, что у вас получилось(выступление представителей групп)

  • Оформление таблицы урока

Социальные слои древнеегипетского общества

Вельможи

Вельможи служили фараону, заботились о состоянии оросительной системы. За службу они получали от фараона земли в наследственное владение, жили в богатых домах и вели праздный образ жизни. Вельможи были богаты, но они же и заботились о развитии всего в Египте.

Писцы

 Писцы были освобождены от физического труда. Они состояли на службе у вельможи, записывали и вели учет выполненным земледельческим работам, носили благородную одежду, организовывали и контролировали труд земледельцев.

Писцы презирали физический труд, но без их организации всё бы разладилось.

Землевладельцы

Свободные земледельцы занимались физическим трудом, подчинялись как вельможам, так и писцам, платили одну треть урожая фараону.Они носили грубую одежду, вели бедный образ жизни, за неповиновение

могли быть наказаны. Самую тяжёлую физическую работу выполняли простые земледельцы. Их силами обеспечивалось

благосостояние фараона и вельмож, но они воспринимали своё положение как должное.

зависимые «царские люди» и рабы – «живые убитые».

Они были несвободны и не имели прав.

Зависимые и рабы рады, что они не убиты, но часть из них готовы голодать и отстаивать свою свободу.

Работа со словами : налог, шадуф, амулет, гробница

  • Чем отличалось положение в обществе вельмож от положения простых тружеников
  • Справедливы ли эти отличия на твой взгляд – человека XXI века?  А на взгляд жителя Древнего Египта?  

 жители Древнего Египта были убеждены в том, что если разрушить этот порядок, то всем станет плохо

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Включение в систему знаний и повторение.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Какой ответ на основной вопрос  урока мы можем дать?    

Домашнее задание.

П7-8, составить рассказ

Социальные слои древнеегипетского общества

Вельможи

Вельможи служили фараону, заботились о состоянии оросительной системы. За службу они получали от фараона земли в наследственное владение, жили в богатых домах и вели праздный образ жизни. Вельможи были богаты, но они же и заботились о развитии всего в Египте.

Писцы

 Писцы были освобождены от физического труда. Они состояли на службе у вельможи, записывали и вели учет выполненным земледельческим работам, носили благородную одежду, организовывали и контролировали труд земледельцев.

Писцы презирали физический труд, но без их организации всё бы разладилось.

Землевладельцы

Свободные земледельцы занимались физическим трудом, подчинялись как вельможам, так и писцам, платили одну треть урожая фараону.Они носили грубую одежду, вели бедный образ жизни, за неповиновение

могли быть наказаны. Самую тяжёлую физическую работу выполняли простые земледельцы. Их силами обеспечивалось

благосостояние фараона и вельмож, но они воспринимали своё положение как должное.

Зависимые «царские люди» и рабы – «живые убитые».

Они были несвободны и не имели прав.

Зависимые и рабы рады, что они не убиты, но часть из них готовы голодать и отстаивать свою свободу.

Социальные слои древнеегипетского общества

Вельможи

Вельможи служили фараону, заботились о состоянии оросительной системы. За службу они получали от фараона земли в наследственное владение, жили в богатых домах и вели праздный образ жизни. Вельможи были богаты, но они же и заботились о развитии всего в Египте.

Писцы

 Писцы были освобождены от физического труда. Они состояли на службе у вельможи, записывали и вели учет выполненным земледельческим работам, носили благородную одежду, организовывали и контролировали труд земледельцев.

Писцы презирали физический труд, но без их организации всё бы разладилось.

Землевладельцы

Свободные земледельцы занимались физическим трудом, подчинялись как вельможам, так и писцам, платили одну треть урожая фараону.Они носили грубую одежду, вели бедный образ жизни, за неповиновение

могли быть наказаны. Самую тяжёлую физическую работу выполняли простые земледельцы. Их силами обеспечивалось

благосостояние фараона и вельмож, но они воспринимали своё положение как должное.

Зависимые «царские люди» и рабы – «живые убитые».

Они были несвободны и не имели прав.

Зависимые и рабы рады, что они не убиты, но часть из них готовы голодать и отстаивать свою свободу.

Социальные слои древнеегипетского общества

Вельможи

Вельможи служили фараону, заботились о состоянии оросительной системы. За службу они получали от фараона земли в наследственное владение, жили в богатых домах и вели праздный образ жизни. Вельможи были богаты, но они же и заботились о развитии всего в Египте.

Писцы

 Писцы были освобождены от физического труда. Они состояли на службе у вельможи, записывали и вели учет выполненным земледельческим работам, носили благородную одежду, организовывали и контролировали труд земледельцев.

Писцы презирали физический труд, но без их организации всё бы разладилось.

Землевладельцы

Свободные земледельцы занимались физическим трудом, подчинялись как вельможам, так и писцам, платили одну треть урожая фараону.Они носили грубую одежду, вели бедный образ жизни, за неповиновение

могли быть наказаны. Самую тяжёлую физическую работу выполняли простые земледельцы. Их силами обеспечивалось

благосостояние фараона и вельмож, но они воспринимали своё положение как должное.

Зависимые «царские люди» и рабы – «живые убитые».

Они были несвободны и не имели прав.

Зависимые и рабы рады, что они не убиты, но часть из них готовы голодать и отстаивать свою свободу.

Группа 1

.Прочитайте текст на с. 42-45 (п. 2,  2-й абзац, п3 1-й,2-й абзац, п4 2-й абзац). Объясните роль в обществе и образ жизни вельможи.

Группа 1

.Прочитайте текст на с. 42-45 (п. 2,  2-й абзац, п3 1-й,2-й абзац, п4 2-й абзац). Объясните роль в обществе и образ жизни вельможи.

Группа 1

.Прочитайте текст на с. 42-45 (п. 2,  2-й абзац, п3 1-й,2-й абзац, п4 2-й абзац). Объясните роль в обществе и образ жизни вельможи.

Группа 1

.Прочитайте текст на с. 42-45 (п. 2,  2-й абзац, п3 1-й,2-й абзац, п4 2-й абзац). Объясните роль в обществе и образ жизни вельможи.

Группа 1

.Прочитайте текст на с. 42-45 (п. 2,  2-й абзац, п3 1-й,2-й абзац, п4 2-й абзац). Объясните роль в обществе и образ жизни вельможи.

Группа 2

.Прочитайте текст на с. С41 (п. 5 до конца). Объясните роль в обществе и образ жизни писца.

Группа 2

.Прочитайте текст на с. С41 (п. 5 до конца). Объясните роль в обществе и образ жизни писца.

Группа 2

.Прочитайте текст на с. С41 (п. 5 до конца). Объясните роль в обществе и образ жизни писца.

Группа 2

.Прочитайте текст на с. С41 (п. 5 до конца). Объясните роль в обществе и образ жизни писца.

Группа 2

.Прочитайте текст на с. С41 (п. 5 до конца). Объясните роль в обществе и образ жизни писца.

Группа 3.

Прочитайте текст на с. 38, с43 (п. 2, п3, п2 4-й абзац).Объясните роль в обществе и образ жизни людей, занятых физическимтрудом. На какие группы их можно разделить? В каких случаях разные группы простых тружеников в Египте могли быть довольны, а в каких  – недовольны своей судьбой?  

Группа 3.

Прочитайте текст на с. 38, с43 (п. 2, п3, п2 4-й абзац).Объясните роль в обществе и образ жизни людей, занятых физическимтрудом. На какие группы их можно разделить? В каких случаях разные группы простых тружеников в Египте могли быть довольны, а в каких  – недовольны своей судьбой?  

Группа 3.

Прочитайте текст на с. 38, с43 (п. 2, п3, п2 4-й абзац).Объясните роль в обществе и образ жизни людей, занятых физическимтрудом. На какие группы их можно разделить? В каких случаях разные группы простых тружеников в Египте могли быть довольны, а в каких  – недовольны своей судьбой?  

Группа 3.

Прочитайте текст на с. 38, с43 (п. 2, п3, п2 4-й абзац).Объясните роль в обществе и образ жизни людей, занятых физическимтрудом. На какие группы их можно разделить? В каких случаях разные группы простых тружеников в Египте могли быть довольны, а в каких  – недовольны своей судьбой?  

Группа 3.

Прочитайте текст на с. 38, с43 (п. 2, п3, п2 4-й абзац).Объясните роль в обществе и образ жизни людей, занятых физическимтрудом. На какие группы их можно разделить? В каких случаях разные группы простых тружеников в Египте могли быть довольны, а в каких  – недовольны своей судьбой?  




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы" (конспект урока + презентация)

Представлен конспект урока в 10 классе с презентацией  по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"!. Рассмотрены особенности строения и размножения вирусов, представлена их классификация....

Конспект урока в 6 классе по теме "Необходимые условия для процесса фотосинтеза"

На этом уроке учащиеся познакомятся с историей открытия фотосинтеза и его роли в жизни растений...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....

История 5 класс 17 урок: Древний Египет. Условия жизни и занятия населения.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...

Урок географии 7 класс по теме "Климатические условия Евразии"

Тип урока - комбинированный.Материал урока дает возможность проверить  и закрепить теоретические знания  учащихся  о ГП ,рельефе материка,практические навыки работы с контурными картами...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....