СССР в 1960-80-е гг.
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Бычкова  Татьяна Николаевна

Цель урока:

понимать:

  • противоречивость экономической и общественно-полити­ческой жизни СССР в 1965 — начале 1980-х гг.,
  • причины застойных и кризисных явлений в социально-эко­номическом развитии страны;
  • сущность процессов «застоя» в политике;

знать:

  • даты периодов руководства партией и государством: Н.С. Хрущёва, Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, К.У. Чер­ненко;
  • основные итоги, достижения и проблемы развития народ­ного хозяйства в СССР;
  • основные реформы А.Н. Косыгина;
  • содержание взглядов и идейной позиции диссидентов и уча­стников правозащитного движения в СССР;
  • основные термины и понятия («постиндустриальное общест­во», «автаркический характер экономики», «интенсифика­ция производства», «развитой социализм», «застой», «нефте-

доллары», «теневая экономика», «коррупция», «диссидентст­во», «самиздат», «шестидесятники»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:   СССР в 1960-е – начале 1980-х гг.

Цель урока:

понимать:

  • противоречивость экономической и общественно-политической жизни СССР в 1965 — начале 1980-х гг.,
  • причины застойных и кризисных явлений в социально-экономическом развитии страны;
  • сущность процессов «застоя» в политике;

знать:

  • даты периодов руководства партией и государством: Н.С. Хрущёва, Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, К.У. Черненко;
  • основные итоги, достижения и проблемы развития народного хозяйства в СССР;
  • основные реформы А.Н. Косыгина;
  • содержание взглядов и идейной позиции диссидентов и участников правозащитного движения в СССР;
  • основные термины и понятия («постиндустриальное общество», «автаркический характер экономики», «интенсификация производства», «развитой социализм», «застой», «нефте-

доллары», «теневая экономика», «коррупция», «диссидентство», «самиздат», «шестидесятники»);

уметь:

  • определять задачи, итоги внутренней Политики;
  • излагать суть дискуссий о деятельности А.Н. Косыгина, Ю.В. Андропова;

использовать знания и умения в практической

деятельности:

  • приобретать опыт самостоятельной учебной деятельности;
  • выражать своё отношение к событиям и нравственным ценностям той эпохи.

Оборудование: иллюстрации учебника; таблица и схема; мультимедийная презентация к урокам.

Форма уроков: проблемный урок.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Сообщение темы и плана уроков

Учитель. Время с середины 1960-х до середины 1980-х г. XX ь. было периодом нашей истории, который называют «двадцатилетием упущенных возможностей», «брежневской эпохой»., но чаще всего «периодом застоя». Именно в эти годы накладывавшиеся десятилетиями негативные явления и трудности, нерешённые проблемы и загнанные внутрь болезни общества привели его к глубокому кризису: стагнации экономики, деформациям общественно-политической жизни, оскудению духовной сферы. Но всё ли так плохо было в этот период? Существовали ли альтернативные возможности развития нашего общества? Поговорим об этом на наших уроках.

Тема уроков: «Экономическая и общественно-политическая жизнь в СССР в середине I960 — начале 1980-х гг.».

План уроков:

  1. Экономическая социально-политическая ситуация в стране.
  2. Общественно-политическая жизнь страны.

ГУ. Изучение нового материала

1. Экономическая социально-политическая ситуация в стране

Учитель. Л.И. Брежнев пришёл к власти без подробной программы развития страны. Человек глубоко традиционный и консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых поворотов, крупных перемен. Осудив Н.С. Хрущёва за волюнтаризм и субъективизм, он прежде всего позаботился о том, чтобы перечеркнуть его радикальные начинания.

Однако остановить сразу реформы, которые были предприняты при Н.С. Хрущёве, не удалось. По инерции они ещё продолжались. Так, были проведены некоторые намеченные ещё при Н.С. Хрущёве мероприятия в сельском хозяйстве:

  • гарантирована минимальная заработная плата для работающих в колхозах;
  • снижена норма обязательных поставок;
  • увеличены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
  • введены твёрдые планы закупок, надбавки за сверхплановую продукцию и пр.

Последним всплеском реформаторства стал сентябрьский (1965) Пленум ЦК партии. На нём, по инициативе А.П. Косыгина, была предложена хозяйственная реформа, в основу которой легли идеи крупных советских учёных В. Немчинова, В. Новожилова, Л. Канторовича.

Задание. Внимательно изучите и прокомментируйте предложенную схему.

Экономическая реформа 1965 г.

Сущность реформы

Возврат к отраслевой системе управления промышленностью. Внедрение элементов хозрасчёта в деятельность предприятий при сохранении административно-командной системы

Содержание реформы

Оценка экономической деятельности не по валовой, а по реализованной продукции.

Создание из части прибыли фондов экономического стимулирования.

Внедрение элементов оптовой торговли

Проверка задания.

Учитель. Прочитайте п. 1 § 34-35 учебника и ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие результаты дала реформа?
  2. Как стала меняться организация промышленного производства со второй половины 1970-х гг.?
  3. Что такое «движение бригадного подряда»?
  4. Дайте оценку данного движения.
  5. Почему, несмотря на все усилия реформаторов, в целом экономическая ситуация в стране не изменилась?
  6. Дайте характеристику развития аграрного сектора экономики.
  7. Почему все попытки улучшить работу данной отрасли хозяйства терпели неудачу?
  8. Что такое теневая экономика?
  9. В чём вы видите причины её появления и расцвета?
  10. Какие последствия для страны она имеет?
  11. Почему достижения научно-технической мысли не удалось использовать для ускорения социально-экономического развития страны?
  12. Докажите наличие постепенно накапливаемых противоречий в социальной сфере.
  13. За счёт чего Л.И. Брежневу достаточно долго удавалось сдерживать эти негативные моменты?

14) Перечислите и охарактеризуйте социальные проблемы 1960-1980-х гг.

Проверка задания.

Учитель. Таким образом, к концу 1980-х гг. в стране наблюдаются следующие кризисные явления в социально-экономическом развитии страны:

  • незавершённая экономическая реформа 1965 г.;
  • кризис в аграрном секторе и обострение продовольственной проблемы;
  • низкий уровень благосостояния населения;
  • жилищные и экологические проблемы;
  • уравнительность в распределении;
  • отставание в НТР;
  • падение темпов экономического роста.

2. Общественно-политическая жизнь страны

Учитель. После прозвучавшей на Пленуме в адрес Н.С. Хрущёва резкой критики (за нарушение коллегиальности руководства, нежелание считаться с мнением товарищей, за возрождение культовой атмосферы, дестабилизацию общей обстановки в стране из-за непродуманных реформ и частой смены кадров) с трибуны был брошен обнадёживающий лозунг «стабильности». Однако достаточно скоро стало ясно, что на деле он означал отказ от всяких перемен, возврат к прежним консервативным позициям, «тихую реставрацию» многих элементов сталинизма.

Задание. Работая с п. 2 § 34-35 учебника, определите особенности общественно-политической жизни в СССР в 1965- 1984 гг.

По ходу проверки задания ученики делают записи в тетради:

  • В годы «оттепели» — общий всплеск энтузиазма советского народа.
  • Началась «ползучая реабилитация» И.В. Сталина.
  • «Золотой век» партийно-государственного аппарата. В 6-й статье Конституции 1977 г. была узаконена руководящая и направляющая роль КПСС в жизни общества.
  • Складывается особая прослойка общества — номенклатура, своеобразная элита общества.
  • Усиление контроля со стороны партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества.
  • Свёртывание критики.
  • Наблюдается социальная апатия
  • Утрата обществом нравственных ориентиров.
  • Разрыв между словом и делом.
  • Рост коррупции, казнокрадства.
  • Геронтократия («власть старейших»).
  • Идеологический догматизм «развитого социализма».
  • Формирование ряда политико-социальных направлений:
  • «шестидесятники»;
  • «сталинисты-консерваторы»;
  • «почвенники».
  • Движение диссидентов.
  • Борьба с инакомыслием.

Учитель. Как вы думаете, в чём причины возникновения правозащитного движения? Кто его участники?

Какие программные требования они выдвигают? При ответе используйте документы к параграфу.

Каковы уроки правозащитного движения?

Задание. Послушайте прощальное письмо Валерия Саблина жене. Как он объясняет свой поступок? Выскажите своё мнение о личности данного человека. «Милая, любимая!

Мне даже трудно представить, как ты встретишь сообщение, что я встал на путь революционной борьбы. Возможно, ты проклянёшь меня, как человека, который испортил тебе всю жизнь. Возможно, ты назовёшь меня чёрствым человеком, не думающим о семье. Возможно, глубоко обидишься за то, что я скрыл от тебя свои планы. А возможно, просто печально скажешь: „Чудаком ты был, чудаком и остался!.."

Настоящий шаг — это моя внутренняя потребность. Если бы я отказался от борьбы, я бы перестал существовать как человек, перестал бы уважать себя, я бы назвал себя скотиной...

Я долго был либералом, уверенным, что надо что-то чуть- чуть подправить в нашем обществе, написать одну-две обличительные статьи, что-то сменить... Так было примерно до 1971 г. Учёба в академии окончательно убедила меня в том, что государственно-партийная машина настолько стальная, что любые „удары в лоб" будут превращаться в пустые звуки. С 1972 г. я стал мечтать о свободной пропагандистской территории корабля. К сожалению, обстановка складывалась так, что только в ноябре 75-го возникла реальная возможность выступить... Что меня толкнуло на это? Любовь к жизни... Причём я имею в виду не жизнь мещанина, а жизнь светлую, честную, которая вызывает искреннюю радость у всех честных людей. Я убеждён, что в нашем народе, как и 58 лет назад, вспыхнет революционное сознание, и он добьётся коммунистических отношений в стране». («Независимая газета», 1992, 11 июня).

Проверка задания.

Учитель. Недавно состоялся суд, который пересмотрел дело В. Саблина. В качестве кого вы бы выступили на суде?

Выслушиваются мнения учеников.

Учитель. Л.И. Брежнев умер в ноябре 1982 г. После него к власти приходит Ю.В. Андропов, время правления которого вызвало у ряда людей определённые надежды на восстановление порядка и законности в стране. В феврале 1984 г. Андропов умер. Главой партии и государства стал 72-летний К.У. Черненко. Проводимый им курс получил название «мини-за- стой».

Объясните смысл терминов, характеризующих годы их пребывания у власти.

Проверка задания.

  1. Подведение итогов уроков

Учитель. Итак, период 1970-1980-х гг. в истории нашей страны получил название «застойного». Некоторые связывают такое состояние общества прежде всего с субъективными факторами: личностью Брежнева и его окружения.

С вашей точки зрения, правомерно ли такое утверждение? Ответ аргументируйте.

Проверка задания.

  1. Домашнее задание

Прочитайте § 34-35 учебника.

Выполните разноуровневые задания:

  • для сильных учеников — определите, кто такие диссиденты; каковы их идейные позиции;
  • для средних учеников — создайте портрет Ю.В. Андропова или Л.И. Брежнева (на выбор) на фоне эпохи;
  • для слабых учеников — подготовьте сообщение о А.Д. Сахарове.


Предварительный просмотр:

Тема урока: СССР в 1953 – 1964 гг.

Задачи урока:

Определить специфику исторического периода 1953 – 1964 гг. через изучение мероприятий, проведенных во всех сферах общества; отметить историческую роль Н.С.Хрущева, успехи и просчеты в его деятельности; установить, в чем проявилась незавершенность и непоследовательность мероприятий и в чем причины непоследовательной хрущевской политики.

Учебное оборудование:

Тетради, ксерокопии документов.

Оформление доски:

Тема урока, план ее изучения, новые слова, исторические даты, домашнее задание.

План изучения темы.

1. Общественно-политическое развитие СССР в 1953 – 1964 гг.

2. Социально-экономическая политика.

3. «Оттепель» в духовной жизни.

4. Внешняя политика.

                                        Ход урока.

 Учитель:  Известный скульптор, автор памятника Н.С. Хрущеву, установленному на Новодевичьем кладбище в Москве, Эрнст Неизвестный изобразил Хрущева в единстве темных и белых тонов, как бы символизируя тем самым противоречивость личности и политики Н.С.Хрущева. Все эти противоречия мы с вами и выявим на уроке.

 -перед учащимися ставятся задачи изучения темы

 -предлагаются схемы, помогающие учащимся оценить особенности эпохи

                                                       Смерть Сталина

Л.П.Берия                                 Г.М.Маленков                            Н.С.Хрущев

Первый зам.                               Председатель                                Секретарь ЦК КПСС

Предсовмина                              Совмина СССР                            руководство всеми

вновь возглавил                                                                                партийными делами

МВД

Деятельность, направленная                                             опасен

на смягчение режима:                

-реабилитация по делу «врачей»             ?            объединение с целью устранения

-инициатор массовой амнистии                             Л.П.Берии

-стремление ограничить вмеша-

  тельство парторганов в хоз.                                   арест Берии 26 июня 1953 года,

  дела                                                                           суд и расстрел

                                          новый клубок противоречий

                                          разногласия по экономическим

                                       и социально-политическим вопросам

Г.М.Маленков                                                                              Н.С.Хрущев

Отставка 8.02.1955                                                                    разгром противников и

                                                                                                     Укрепление позиций

                                        НО

Июньский 1957 г. Пленум ЦК КПСС – попытка противников (Молотов, Каганович, Маленков) отстранить Н.С.Хрущева от власти

Безуспешно, сильна поддержка на местах.

С 27.03.1958 Хрущев – Председатель Совмина СССР

Внутренняя политика Н.С.Хрущева

1953-1958                                                                                                1958-1964

Оживление с/х                                                                        усиление административного

производства                                                                          давления на аграрный сектор

-повышение материальной                                                     -ликвидация МТС и продажа

заинтересованности колхозников                                          техники колхозам (1958 г.)

-списание долгов и уменьшение                                           -укрупнение колхозов и создание

-налогообложения колхозов                                                   крупных агрохозяйств                                                    

-расширение хозяйственной                                                  -необоснованное расширение

самостоятельности                                                                  посевов кукурузы

-укрепление материально-                                                     -гонения на подсобные личные

технической базы колхозов                                                    хозяйства колхозников

-освоение целины                                                                    -необоснованные задания по

                                                                                                   заготовке мяса, значительное                                                                              сокращение поголовья скота

падение сельскохозяйственного производства

ухудшение снабжения населения продуктами питания. Начало импорта зерна.

Вопрос ученикам: Почему, по вашему мнению, с/х постоянно отставало от промышленности и с продовольственным снабжением страны были проблемы? (работа с учебником)

Реформаторские попытки в рамках командно-административной системы

Реформы управления народным                                            Экономическая пробуксовка                                                                                                                                      

хозяйством                                                                               миф о коммунизме

Меры по улучшению жизни                                                   Повышение розничных цен

советских людей                                                                       Трагедия в Новочеркасске

«Оттепель» в культурной жизни                                            Усиление контроля со стороны

                                                                                                    парт.аппарата за деятельностью

                                                                                                    творческой интеллигенции

Новые реальности внешней                                                     Гонка вооружений.

политики.                                                                                   Ввод войск стран Варшавского

Мирное сосуществование и                                                     договора в Венгрию.

Расширение сотрудничества                                                    Карибский кризис.

с зарубежными странами

                    Непоследовательный и противоречивый характер преобразований

Вопрос ученикам: Что же лежало в основе этих противоречий? На чем Хрущев пытался построить свои преобразования?  (разоблачение культа личности Сталина) (работа с учебником по группам).

         

  Реформы Н.С.Хрущева в сфере управления промышленностью

1957 г.                               Децентрализация управления экономикой и перестройка

                                           руководства промышленностью с отраслевого принципа

                                           на территориальный

                                            +

                                           Ликвидация 10 крупных промышленных министерств

                                           и замена их территориальными управлениями – совнархозами,

                                           которые руководили предприятиями на местах

                                           НО

                                        Изменения дали краткосрочный эффект, а затем стали появляться

                                        обособленческие тенденции, нарушалась единая техническая

                                        политика.

1962 г.                              Укрупнение совнархозов. Создание Совета народного хозяйства

                                          СССР и союзных республик, а также госкомитетов по отраслям

                                         Промышленности как попытка преодоления негативных

                                         Тенденций в экономике

Итоги:                            Реформа не принесла кардинальных изменений в экономике, а

                                       Лишь усилила промышленно-управленческую неразбериху

Вопрос ученикам: Почему реформаторские новации в промышленности не дали результатов? (работа с документами)

Вывод                  

Домашнее задание: параграф 32, записи в тетради                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Тема урока: Споры об «оттепели» и роли Н.С.Хрущева в истории.

Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу.

Ход урока:

Учитель: споры об историческом значении периода «оттепели» в истории нашей страны не утихают и сегодня.                                          

О памятнике Э.Неизвестного как свидетельстве противоречивости правления Н.С.Хрущева

Итак, давайте попробуем составить таблицу, подтверждающую или опровергающую позицию скульптора.

На слайде сетка таблицы.

«плюсы» в политике Н.С.Хрущева.

1. На его долю выпала тяжелая миссия  оглашения информации о цене великих достижений СССР, о масштабах политических репрессий

2. Он положил начало реальному освобождению многих заключенных из лагерей и посмертной реабилитации погибших.

3. Возвращение и реабилитация сосланных во время Великой Отечественной войны народов Северного Кавказа.

4. Отмена многих жестких по отношению к рабочим законов

5. Колхозники получили паспорта

6. Облегчено налогообложение и улучшена система соц.обеспечения

7. Развернуто широкое жилищное строительство в больших городах

8. Отмена обязательных займов с населения.

Вопрос классу: Почему импульсы реформ, менявших сталинскую систему, пришли не «снизу», от народа, а «сверху», от продуктов этой системы?

-работа по документу К.Симонов (по группам)

 Возможны такие ответы:

Причины послесталинского бунта его выдвиженцев заключались в том, что они устали от бесконечного перенапряжения, всеобъемлющей милитаризации и страха, когда от репрессий не был защищен никто.

Стремление к стабилизации положения и безопасности стало доминирующим импульсом в сложном комплексе причин, побудивших приступить к либерализации режима.

НО

«минусы» в политике Н.С.Хрущева.

1. усилия по либерализации режима были поверхностны и непоследовательны

2. это была попытка «перепрыгнуть пропасть в два прыжка» (У.Черчилль)

3. при Хрущеве за выражение несогласия с его политикой пострадали многие сотни людей

4. чистки в нижних этажах органов ГБ

5. у самого Хрущева «руки были по локоть в крови»

-работа по документу «выступление Хрущева 14.08.1937 на пленуме МГК ВКП(б)

6.видимо, сам Хрущев боялся разоблачения своей роли в репрессиях: «нет никаких сомнений в том, что он был молотом, а не наковальней» (Ф.Бурлацкий)

6. антисталинские выступления Хрущева были продиктованы мотивами борьбы за власть (хоть он и рисковал), козырь «десталинизации» был очень сильным в борьбе за власть.

7. Хрущев боролся с наследием Сталина сталинскими методами, исходя из представлений об абсолютном характере власти.

-работа по документу «Никита Хрущев и его советники – красные, черные, белые» Ф.Бурлацкого

Но как бы ни противоречивы были шаги Н.С.Хрущева, отношение к нему рядовых граждан было вполне уважительным и даже превосходным.

«Над Хрущевым смеялись, его ругали. Но в глазах подавляющего большинства простых людей он не был посмешищем. И они не испытывали к нему неприязни, а тем более ненависти. И самое главное – его не боялись, и он не боялся… В нем видели своего народного руководителя. Хотя и с причудами, но своего. Недаром кое-где Хрущева называли «народным царем» (С.Потапов, житель Калуги)

А каково было отношение к Сталину? В чем разница?

НО

Хрущев был совсем не так прост, он был закаленным в битвах политическим борцом.

-работа по документу Ф.Бурлацкий о Хрущеве в конце 50-х гг.

Личная непредсказуемость, импульсивность, эмоциональность ---- «медвежья услуга».

Но объективные результаты его политики были весьма впечатляющими:

- освобождение тысяч заключенных

- массовое строительство жилья

- строительство Нового Арбата, стадиона в Лужниках и Дворца съездов.

И все-таки почему его осуществленная путем «дворцового переворота отставка не произвела особого впечатления на граждан СССР и была даже встречена с радостью и одобрением? «Король умер, да здравствует король?»

Заговор против Хрущева состоялся , казалось бы, в период зенита его власти: все противники удалены из Президиума ЦК.

Но Н.С.Хрущев в отношениях со своими выдвиженцами руководствовался правилом: «Бей своих, чтоб чужие боялись», и они его боялись. Критика со стороны Хрущева была часто безосновательной, унизительной и оскорбительной, «при всех».

Истоки выступления «птенцов гнезда Хрущева»:

- кадровая чехарда

- перетряски в новых эшелонах власти

- диктат в отношении сельского хозяйства (сменил 5 министров с/х)

-работа со схемой «Нарастание недовольства в обществе и отставка Хрущева»

Социальный слой

Причины недовольства

горожане

Повышение цен на продовольствие и фактическое его нормирование

жители села

Урезание личных подсобных хозяйств

верующие

Диктат атеизма и новая волна  закрытия храмов

интеллигенция

Непоследовательность культурной «оттепели», оскорбительный стиль общения лидера

военные

Обвальное сокращение Вооруженных сил

чиновники парт.гос.аппарата

Постоянная перетряска кадров и непродуманные реорганизации

дипломаты

Неловкие маневры в период Карибского кризиса, поставившие страну на грань ядерной войны

Разрыв отношений с Китаем

МВД

Отмена льгот по зарплате и пенсиям

научные круги

Нажим при избрании в члены АН СССР приверженцев Лысенко, угрозы разогнать Академию.

+ Все общество устало от утопических заявлений, необоснованных обещаний и демагогии.

+ Неподкрепленные ресурсами программы оказания значительной экономической и военной помощи совободившимся государствам

+  Культ самого Хрущева (пародийный и парадоксальный).                    

Каковы же результаты?

Потеря Хрущевым поддержки со стороны бюрократического аппарат + расплата за удар по сталинизму.

Смещение Н.С.Хрущева.

Как сам Хрущев оценил свою отставку и свои заслуги? (работа по документу «Может быт, самое главное….)

Приложения.

«У меня было ощущение, что появившиеся оттуда, из задней комнаты, в президиуме люди, старые члены Политбюро, вышли с каким-то затаенным, не выраженным внешне, но чувствовавшимся в них ощущением облегчения. Это как-то прорывалось в их лицах… Что-то в их голосах, в их поведении не соответствовало преамбулам, предшествующим тексту их выступлений, и таким же скорбным концовкам их выступлений, связанных с болезнью Сталина. Было такое ощущение, что вот там, в президиуме, люди освободились от чего-то давившего на них, связывавшего их. Они были какие-то распеленатые, что ли.»

                 (К.С.Симонов)

«Нужно уничтожить этих негодяев! Уничтожая одного, двух, десяток, мы делаем дело миллионов. Поэтому нужно, чтобы не дрогнула рука, нужно переступить через трупы врага на благо народа».

               (Н.С.Хрущев. Из выступления 14.08.1937г. на пленуме МГК ВКП(б)

«Хрущев, как и Сталин, был убежден, что именно государство, централизм, спущенный сверху приказ, план, указание – это и есть… главный стимул развития страны. Он был «государственником» не в меньшей степени, чем Сталин, и несравненно в большей, чем Маркс и Ленин… Три съезда, проведенные при руководящем участии Хрущева, мало отличались от сталинских с точки зрения методов и моделей… И хотя формально решения принимались коллегиально, фактически, особенно в последние годы хрущевского правления, он не терпел возражений и важнейшие решения принимались им единолично…В голове Хрущева и всего прежнего поколения руководителей сидела традиционная модель патриархального крестьянского двора… Конечно, Хрущев советовался со своим ближайшим окружением. Но так, как советуется генерал с офицерами среднего ранга».

              (Ф.М.Бурлацкий «Никита Хрущев и его советники – красные. черные, белые»)

«В ту пору Хрущеву минуло лет 60, но выглядел он очень крепким. Подвижным и до озорства веселым… И только глазки, маленькие, карие глазки, то насыщенные юмором, то гневные. Излучавшие то доброту, то властность, только, повторяю, эти глазки выдавали в нем человека сугубо политического, прошедшего огонь, воду и медные трубы и способного к самым крутым поворотам, будь то в беседе, в официальном выступлении или в государственных решениях… Он был добрым человеком в обычных отношениях с людьми. Но в политике он доброты не признавал».

             (Ф.М.Бурлацкий, конец 50-х гг)

«Может быть, самое главное, что я сделал, заключается в том, что они смогли снять меня простым голосованием, тогда как Сталин велел бы их всех арестовать.»

              (Н.С.Хрущев, после Октябрьского пленума ЦК КПСС 1964 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СССР в середине 1950-х-середине 1960-х г.г

Материал содержит информацию по основным направлениям социально-экономического, политического, духовного, внешнеполитического развития СССР. Рассказ учителя сопровождается презентацией и вопросам...

СССР на международной арене 1960-1970 гг.

—Конфликт СССР и Китая—Кризис отношений со странами Восточной Европы—Война во Вьетнаме 1965-75 гг.—Конфликт на Ближнем Востоке 1967г....

СССР на международной арене. 1960-1970-е гг.

Презентация к учебнику Н.В. Загладина. История Отеченства. 20-21 вв....

Урок истории 9 класс Внешняя политика СССР в 1960-1980 гг

Содержание урока раскрывает принцыпы внешней политики СССР 60-80 гг на примепе Афганской войны. Урок - анализ позволяет рассмотреть трагическую войну с трех разных позиций....

конспект открытого урока и самоанализ на тему ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР в 1960-1980 годы

конспект к уроку истории по разделу СССР в 1945-1991 годы. конспект сопровождается презентацией и самоанализом...

Таблица Национальные движения народов СССР в 1960-х – 1980-х г.г.11 класс История России

Таблица Национальные движения  народов СССР в 1960-х – 1980-х г.г.11 класс История России...