Урок истории 9 класс Внешняя политика СССР в 1960-1980 гг
план-конспект урока по истории (9 класс)
Содержание урока раскрывает принцыпы внешней политики СССР 60-80 гг на примепе Афганской войны. Урок - анализ позволяет рассмотреть трагическую войну с трех разных позиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afganistan.pptx | 804.5 КБ |
vneshnyaya_politika_sssr_v_1960-nachale_1980h_gg.docx | 204.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Причины кризиса «холодной войны»: 1. Достигнут военно-стратегический паритет СССР и США; 2. Необходимость развития торгово-экономических отношений между Западом и Востоком Европы; 3. Рост антивоенных настроений в мире, появление движения неприсоединения;
Разрядка 1970-1971 гг .- подписание договора о признании послевоенных границ в Европе, решение вопроса по Западному Берлину 1972г ., 1979г – договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1 ) (ОСВ -2), противоракетной обороны (ПРО) 1973г – соглашение о предотвращении ядерной войны 1975г - Конвенция о запрещении разработки накопления бактериологического оружия 1975 –Советско-американский полет в космос
Подписание Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1 августа 1975 года
Важнейшие принципы Соглашения по безопасности в Европе: Неприменение силы или угрозы силой ; Мирное урегулирование споров; Добросовестное выполнение обязательств по международному сотрудничеству;
Л. И. Брежнев А. А. Громыко Ю. В. Андропов Д. Ф. Устинов
Взгляд на войну в Афганистане С точки зрения Советского правительства С точки зрения общественности С точки зрения советского солдата ? 1.Помощь афганскому народу 2.Защита южных рубежей СССР от планов США и НАТО разместить военные базы на территории Афганистана 1.Создание угрозы всему миру 2. «удар по политике разрядки» 3.Ухудшение экономического положения страны 1.Добросовестное выполнение долга перед государством 2.Защита южных рубежей страны 3.Помощь афганскому народу 1.Русский солдат – завоеватель 2.Желание сохранить свою самобытную культуру
Людские потери СССР : Погибло – более 15 тыс. чел. Ранено – 35 тыс. чел Пропало без вести – 300 человек Бурятия: Выполняли интернациональный долг – 2400 чел. Погибло – 26 человек Ранено – 300 человек Афганистан : Погибло – более 1 млн. человек, включая мирное население Экономические затраты – 5 млрд. рублей ежегодно
Важнейшие принципы Соглашения по безопасности в Европе: 1. Неприменение силы или угрозы силой; 2. Мирное урегулирование споров; 3. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву;
Разрядка 1970г. -подписание договора о признании послевоенных границ в Европе 1971 г - урегулирован вопрос по западному Берлину 1972г. - договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1 ), ПРО 1973г – соглашение о предотвращении ядерной войны 1975г - Конвенция о запрещении разработки накопления бактериологического оружия 1975 –Советско-американский полет в космос 1979 – составлен второй договор об ограничении об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2) ? Афганская война 1979-1989 1.Подорвано доверие сверхдержав друг к другу ; 2.Подорваны международные позиции СССР; 3. Новый виток гонки вооружений;
Внешняя политика СССР в середине 1960 – начале 1980-х годов «СВЕТ» «ТЕНИ» «холодная война»
Спасибо за урок
Предварительный просмотр:
Дремина Екатерина Владимировна
МОУ «Татауровская СОШ» Республика Бурятия, Прибайкальский район
Учитель истории, обществознания.
Тема: Внешняя политика СССР в середине 1960 – начале 1980-х годов
Класс: 9 класс
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели: 1) Сформировать представление об основных тенденциях развития международных отношений в конце 60- - начале 80-х гг, причинах разрядки международной напряженности. Познакомить с особенностями внешней политики СССР в годы разрядки. Способствовать выработке собственной точки зрения на причины, события, последствия войны в Афганистане 1979-1989 гг.
2) Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать исторические события, делать выводы, формулировать собственную точку зрения. Формировать навыки работы с историческим документом, исторической картой; развивать навыки самостоятельной работы с учебным текстом.
3) Воспитывать чувство уважения к истории своей страны, способствовать нравственному росту и социализации учащихся. Способствовать пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между народами, представителями разных культур. Способствовать формированию гражданственности, патриотизма, личной ориентации учащихся.
Основные понятия: политика разрядки, движение неприсоединения, паритет, Заключительный Акт по безопасности и сотрудничеству в Европе, афганская война, джихад, интернациональный долг.
Оборудование: фрагменты исторических документов, дополнительная литература, мультимедийная презентация, карта Афганистана, видео-киноматериалы.
- Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня наше занятие посвящено внешней политике СССР в середине 60-начале 80-х гг. все необходимые материалы для урока у вас на столах.
- Прежде чем приступить к теме мы должны вспомнить как складывались отношения СССР и США после Второй мировой войны? (Вступили в состояние «холодной войны»)
Во внешнеполитическом курсе нашей страны в 60-80 гг. отчетливо прослеживается две линии:
1.борьба за мир, сотрудничество, стабилизацию международных отношений
2.и стремление к доминированию в международных отношениях и участие в развязывании международных конфликтов.
Сегодня на уроке мы должны определить в чем заключались «свет» и «тени» внешнеполитического курса СССР и как они влияли на положение внутри страны и на ее международный авторитет.
III. К началу 70-х гг. лидеры СССР и США поняли, что политика, основанная на принципах «холодной войны, делящих мир на 2 враждебных друг другу лагеря изживает себя.
- Почему холодная война вступила в состояние кризиса? Определим причины.
Первая группа вы работаете с историческим документом и формулируете первую причину кризиса холодной войны. Запишите ее в рабочих листах.
Вторая группа вы определяете вторую причину кризиса холодной войны.
Третья группа вы определяете и записываете третью причину.
- На протяжении всего периода «холодной войны» ни СССР, ни США не удалось обеспечить такого перевеса сил, который дал бы уверенность в победе в случае прямого конфликта. С увеличением ядерных арсеналов обе державы могли нанести друг другу невосполнимый ущерб. Был достигнут военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США, в связи с этим возник общий интерес в предотвращении ядерной катастрофы.
- С преодолением послевоенного кризиса, успехами в развитии экономики стран, усилились их стремления к расширению внешнеэкономических связей. Между тем в условиях холодной войны существовали жесткие ограничения на торгово-экономические, научно-технические связи между странами – противниками. «Холодная война» мешала углублению международного разделения труда и оптимальному использованию трудовых ресурсов.
- Во многих государствах росли опасения, что их безопасность будет принесена в жертву советско-американскому соперничеству. В мире возникло и усиливалось движение неприсоединения (отказ присоединяться к какому – либо военному блоку). Большую популярность завоевывали антивоенные идеи.
- Какие действия будут предпринимать сверхдержавы в сложившихся условиях? Ваше мнение. (…)
Стремление держав к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству и ослаблению политической напряженности приводит к политике разрядки, которая характеризуется потеплением в международной обстановке.
-что включает в себя понятие разрядка? Обратитесь к понятийному аппарату. - Это снижение отношений напряженности между двумя сверхдержавами и их союзниками, поиск мирных решений спорных вопросов и возможностей взаимовыгодных отношений.
- что было сделано державами в годы разрядки. Обратите внимание на опорный конспект в рабочих листах.
«СВЕТ» «ТЕНИ»
- Какой можете сделать вывод на основе этих данных?
(Подписана серия очень важных документов о сотрудничестве между СССР и США. Человечество подошло к тому, чтобы глобально решить вопрос о сосуществовании двух систем и дальнейшем устройстве мира).
Кульминацией политики разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975 г в Хельсинки Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 европейских государств, а также США и Канады.
- Хельсинки - столица какого государства? (Финляндия)
Со времен Хельсинского соглашения прошло 36 лет. Перенесемся на 36 лет назад и представим, что мы присутствуем на подписании Заключительного Акта по безопасности в Европе. Перед вами документ, который раскрывает принципы Соглашения по безопасности и сотрудничеству. Выделите самые важные, на ваш взгляд, 3 принципа во внешней политике.
ДОКУМЕНТ №1
Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Подписан 1.08.1975г. в Хельсинки.
Высокие представители государств-участников торжественно… заявляют о своей решимости уважать и применять в отношениях каждого из них со всеми другими государствами-участниками,.. следующие принципы:
1.Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету.
2.Неприменгение силы или угрозы силой.
3.Нерушимость границ
4.Территориальная целостность государств
5.Мирное урегулирование споров
6.Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии, убеждений.
7.Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой.
8.Сотрудничество между государствами
9.Добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Наши мнения разошлись, но не только наши. Уже сразу после его подписания Советское руководство расценивало его итоги лишь с точки зрения признания границ в Европе и принципа невмешательства. Западные страны полагали, что ключевым является пункт о соблюдении прав человека.
- Какое значение имело подписание Хельсинского соглашения? (Первый документ, обеспечивающий мир в Европе и дающий возможность международного сотрудничества)
- Уважаемые участники совещания, как вы считаете, достаточно ли было этих принципов для обеспечения мира во всем мире? Прошу проголосовать.
Многие воспринимали подписание Заключительного Акта о безопасности в Европе как завершение холодной войны. Но, к сожалению, этот вывод оказался преждевременным, т. к. сохранялась двухполюсная система мира – социализм и капитализм, а значит, сохранялось и противостояние. Примером тому является ряд региональных конфликтов в том числе и Война в Афганистане.
- Что представлял собой Афганистан до 1970-х гг.Заполните калаш.
Опиумный мак для афганского крестьянина выгоднее производить, чем выращивать зерно. США в настоящее время контролирует Афганистан и проводит политику уничтожения опиумных плантаций, но наркотрафики Афганистана работают по всему миру.
- Что заставило СССР ввести войска в Афганистан? Читаем исторический очерк.
В 1978 г В Кабуле произошел военный переворот. К власти пришла группа офицеров, убежденные, что развитие по пути социализма при поддержке СССР создаст наилучшие возможности для преодоления экономической и социальной отсталости. Но новому правительству не удалось создать себе опору среди местного населения. Большинство племенных вождей, мусульманского духовенства отвергли идеи преобразований. В Афганистане началась гражданская война. Лидеры Афганистана обратились за военной помощью к СССР. Советское руководство увидело в этом шанс на расширение системы союзов СССР. Решение о вводе войск было принято четырьмя членами Политбюро ЦК ЦПСС - Л. И. Брежневым, А. А. Громыко, Д. Ф. Устиновым (министр обороны), Ю. В. Андроповым. В декабре 1978 года приняли решение о вводе войск в Афганистан (до 100 тыс. человек). С приходом советских войск на территории Афганистана развернулось партизанское движение под лозунгом джихад (войны с неверными). Исламские противники афганского правительства – моджахеды (душманы) получали помощь Пакистана, Ирана, Саудовской Аравии, США. Особенностью афганской войны была массовый религиозный фанатизм: убить и надругаться над телом неверного считалось особой доблестью. Гражданская война в Афганистане, в которую оказались вовлечены Советские войска , затянулась на десятилетие.
Ввод войск был отрицательно встречен мировым общественным мнением. Отрицательные последствия войны были очень велики. Война легла дополнительным бременем на экономику страны. Участие ССР в Афганской войне повлекло за собой падение авторитета на международной арене.
- Причины ввода войск в Афганистан? (желание советского правительства расширить систему союзов СССР)
-- Кто принимал решение о вводе войск в Афганистан?
- Особенности Афганской войны? (религиозный фанатизм)
Религиозный фанатизм подпитывает современный терроризм, который становится мировой проблемой – Беслан, взрывы в метро и т. д.
- Предлагаю рассмотреть Афганскую войну с разных точек зрения.
1 группа – с точки зрения Политбюро ЦК КПСС (документ №2)
2 группа – с точки зрения общественности на основе отрывка письма академика Сахарова Л. И. Брежневу (документ №3)
3 группа – с точки зрения советского солдата на основе воспоминаний (документ №4)
ДОКУМЕНТ №2
Л. И. Брежнев о причине ввода советских войск в Афганистан. Газета «Правда» 1980г.
«…США стремится превратить Афганистан в военный плацдарм на южных границах нашей страны, разместив там свои военные базы. Создается угроза утраты Афганистаном своей независимости. Иными словами, настал момент, когда мы не могли уже не откликнуться на просьбу правительства дружественного нам Афганистана… Мы должны оказать помощь афганскому народу и защитить южные рубежи нашей Родины…»
ДОКУМЕНТ №3
Из открытого письма академика А. Д. Сахарова Л. И. Брежневу (1980):
«Я обращаюсь к Вам по вопросу чрезвычайной важности – об Афганистане. Как гражданин СССР… я чувствую свою ответственность за происходящие трагические события…
Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев. Афганские события кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку и создали прямую угрозу миру. … Внутри СССР усиливается сверхмилитаризация, что отрицательно сказывается на экономике страны…»
ДОКУМЕНТ №4
Из воспоминаний советских солдат:
«…Афганцы жили еще при феодальном строе, условия жизни были очень сложные, вся земля принадлежала хозяину. Выживали только за счет наркотиков. Мы возили им гуманитарную помощь- хлеб, муку, рис»
«Я ни капли не сожалею о том, что воевал в Афганистане, и отношусь к этому как героическому периоду в истории государства…»
«Мы, действительно, чувствовали себя интернационалистами, раздавали питание, воду, одежду, всячески старались помочь мирному населению. Начало нарастать сопротивление, тогда мы еще не знали, что начинается военное противостояние, виновниками которого стали США и НАТО, которые обеспечивали душманов оружием, деньгами».
- Рассмотрим еще одну точку зрения на события Афганской войны. Как думаете, чью? (жителя Афганистана) – видеофрагмент. (Афганскому народу не нужна была помощь СССР. Шурави – русский солдат воспринимался афганским народом как завоеватель. )
- Вглядитесь в цифры, которые показывают нам итоги этой войны.
Советские войска будут выведены из Афганистана только в 1989 году при М. С. Горбачеве. Война длилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней.
В истории не может быть пустых и бесполезных событий, каждое из них несет в себе определенные уроки. Продолжите мысль:
Уроки Афганистана показывают _____________________________
(бесперспективность и недопустимость силового вмешательства сверхдержав во внутренние дела другого государства. Сегодня для всех очевидно, что Афганская война была непродуманным политически ошибочным шагом, нанесшим огромный урон СССР, афганскому народу и международным отношениям в период разрядки)
Вернемся к тем принципам Хельсинского соглашения, которые мы определили самыми значимыми во внешней политике
- Нарушил ли Советский союз принципы Хельсинского Соглашения?
- Как думаете, каковы будут последствия? (…)
(1.Подорвано доверие сверхдержав по отношению друг к другу;
2.Подорваны международные позиции СССР;
3.Начинается новый виток напряженности в отношениях Востока и Запада, новая гонка вооружений. Разрядка не достигла тех целей, которые ставила первоначально.
III. - Как мы можем охарактеризовать внешнюю политику 60-80-х гг?
Политика в 60-80-е гг была противоречивой. Период 60-70\х гг отличался значительной международной активностью, значимыми международными соглашениями, а с конца 70-нач.80 гг разрядка сменилась новым витком гонки вооружений.
С периода разрядки прошло 40 лет, но до сих пор очень трудно решаются вопросы международной политики. Примером тому могут послужить современные события в Ливии, Египте. Арабский мир с новой силой поднимается на защиту своих прав. (Дома : параграф 46)
Война в Афганистане останется одной из самых трагических страниц истории нашей Родины. Эту войну на своих плечах вынес советский солдат. Да, война была ошибкой политических деятелей, но солдат не имеетправа обсуждать приказ, он всегда выполняет свой долг перед государством и Отечеством.
Кто о, воин-афганец?
Герой-интернационалист? Или жертва политической ошибки? Вслушайтесь в слова героя всем известного фильма «9 рота». Я очень надеюсь, что вы сделаете правильный вывод. – видеофрагмент.
Те, кто считает советского война героем интернационалистом – приклейте красную звезду, кто считает советского солдата жертвой политической ошибки – черную. Кто затрудняется в настоящий момент дать такую оценку – желтую.
Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать.
Тема: Внешняя политика СССР в середине 1960 – начале 1980х-х годов.
Основные понятия:
Разрядка – снижение отношений напряженности между двумя сверхдержавами и их союзниками, поиск мирных решений спорных вопросов и возможностей взаимовыгодных отношений.
Паритет – равенство
Движение неприсоединения – отказ государства присоединяться к какому либо военному блоку.
Причины кризиса «холодной войны.
- На протяжении всего периода «холодной войны» ни СССР, ни США не удалось обеспечить такого перевеса сил, который дал бы уверенность в победе в случае прямого конфликта. С увеличением ядерных арсеналов обе державы могли нанести друг другу невосполнимый ущерб. Был достигнут военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США, в связи с этим возник общий интерес в предотвращении ядерной катастрофы.
Первая причина _______________________________________________
______________________________________________________________
- С преодолением послевоенного кризиса, успехами в развитии экономики стран, усилились их стремления к расширению внешнеэкономических связей. Между тем в условиях холодной войны существовали жесткие ограничения на торгово-экономические, научно-технические связи между странами – противниками. «Холодная война» мешала углублению международного разделения труда и оптимальному использованию трудовых ресурсов.
Вторая причина_______________________________________________
_______________________________________________________________
- Во многих государствах росли опасения, что их безопасность будет принесена в жертву советско-американскому соперничеству. В мире возникло и усиливалось движение неприсоединения (отказ присоединяться к какому – либо военному блоку). Большую популярность завоевывали антивоенные идеи.
Третья причина _________________________________________________
_________________________________________________________________
ДОКУМЕНТ №1
Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Подписан 1.08.1975г. в Хельсинки.
Высокие представители государств-участников торжественно… заявляют о своей решимости уважать и применять в отношениях каждого из них со всеми другими государствами-участниками,.. следующие принципы:
1.Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету.
2.Неприменгение силы или угрозы силой.
3.Нерушимость границ
4.Территориальная целостность государств
5.Мирное урегулирование споров
6.Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии, убеждений.
7.Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой.
8.Сотрудничество между государствами
9.Добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Карта Афганистана
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
В 1978 г В Кабуле произошел военный переворот. К власти пришла группа офицеров, убежденные, что развитие по пути социализма при поддержке СССР создаст наилучшие возможности для преодоления экономической и социальной отсталости. Но новому правительству не удалось создать себе опору среди местного населения. Большинство племенных вождей, мусульманского духовенства отвергли идеи преобразований. В Афганистане началась гражданская война. Лидеры Афганистана обратились за военной помощью к СССР. Советское руководство увидело в этом шанс на расширение системы союзов СССР. Решение о вводе войск было принято четырьмя членами Политбюро ЦК ЦПСС - Л. И. Брежневым, А. А. Громыко, Д. Ф. Устиновым (министр обороны), Ю. В. Андроповым. В декабре 1978 года приняли решение о вводе войск в Афганистан (до 100 тыс. человек). С приходом советских войск на территории Афганистана развернулось партизанское движение под лозунгом джихад (войны с неверными). Исламские противники афганского правительства – моджахеды (душманы) получали помощь Пакистана, Ирана, Саудовской Аравии, США. Особенностью афганской войны была массовый религиозный фанатизм: убить и надругаться над телом неверного считалось особой доблестью. Гражданская война в Афганистане, в которую оказались вовлечены Советские войска , затянулась на десятилетие.
Ввод войск был отрицательно встречен мировым общественным мнением. Отрицательные последствия войны были очень велики. Война легла дополнительным бременем на экономику страны. Участие ССР в Афганской войне повлекло за собой падение авторитета на международной арене.
ДОКУМЕНТ №2
Л. И. Брежнев о причине ввода советских войск в Афганистан. Газета «Правда» 1980г.
«…США стремится превратить Афганистан в военный плацдарм на южных границах нашей страны, разместив там свои военные базы. Создается угроза утраты Афганистаном своей независимости. Иными словами, настал момент, когда мы не могли уже не откликнуться на просьбу правительства дружественного нам Афганистана… Мы должны оказать помощь афганскому народу и защитить южные рубежи нашей Родины…»
ДОКУМЕНТ №3
Из открытого письма академика А. Д. Сахарова Л. И. Брежневу (1980):
«Я обращаюсь к Вам по вопросу чрезвычайной важности – об Афганистане. Как гражданин СССР… я чувствую свою ответственность за происходящие трагические события…
Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев. Афганские события кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку и создали прямую угрозу миру. … Внутри СССР усиливается сверхмилитаризация, что отрицательно сказывается на экономике страны…»
ДОКУМЕНТ №4
Из воспоминаний советских солдат:
«…Афганцы жили еще при феодальном строе, условия жизни были очень сложные, вся земля принадлежала хозяину. Выживали только за счет наркотиков. Мы возили им гуманитарную помощь- хлеб, муку, рис»
«Я ни капли не сожалею о том, что воевал в Афганистане, и отношусь к этому как героическому периоду в истории государства…»
«Мы, действительно, чувствовали себя интернационалистами, раздавали питание, воду, одежду, всячески старались помочь мирному населению. Начало нарастать сопротивление, тогда мы еще не знали, что начинается военное противостояние, виновниками которого стали США и НАТО, которые обеспечивали душманов оружием, деньгами».
Людские потери в Афганской войне 1978-1989 гг.
СССР: Погибло – более 15 тыс. чел.
Ранено - более 35 тыс. чел
Пропало без вести – 300 человек
Бурятия:
Выполняли интернациональный долг – 2400 чел.
Погибло – 26 человек
Ранено – 300 человек
Умерли после возвращения домой – 70 человек
258 воинов удостоены звания героя Советского Союза
Из них 206 – посмертно
Афганистан:
Погибло – более 1 млн. человек, включая мирное население
Экономические затраты
– десятки миллиардов рублей (5 млрд. ежегодно)
Уроки Афганистана показывают _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории России в 9 классе "Внешняя политика СССР в 1945 - 1953 гг"
Конспект урока на основе конструктора урока....
Конспект урока истории в 11 классе : Внешняя политика СССР
Цели урока:Образовательная: выяснить политическую ситуацию в СССР накануне Второй мировой войны, показать причины, условия и значение заключения пакта Молотова-Риббентропа, выяснить роль Советского Со...
Таблицы к урокам истории ,блок "ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ X — XIX ВВ"
здесь собранны опорные таблицы к урокам истории...
Открытый урок истории в 11 классе.Внешняя политика СССР в 1930-ые годы. Презентация.
Презентация к уроку истории по теме: "Внешняя политика СССР в 1930-ые гг." содержит 40 слайдов, урок расчитан на 90 минут. Презентация очень подробно раскрывает изменение направления внешней политики ...
Презентация 11 класс "Внешняя политика СССР 1953-1964гг."
Презентация по истории России 11 класс. Внешняя политика Н.С.Хрущева 1953-1964гг....
Презентация 11 класс "Внешняя политика СССР 1960-1970-е гг."
Презентация по истории России 11 класс. Внешняя политика Брежнева в 1960-1970-е гг....
План-конспект урока по теме "Внешняя политика СССР после Второй мировой войны. У истоков "холодной войны" для 9 класса
Методическая разработка урока на базе Исторического парка "Россия - моя история"...