Рабочая программа по курсу «Моя родословная» Основное общее образование (5-7 классы)
рабочая программа по истории (5, 6, 7 класс) на тему
Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Актуальность курса заключается в том, что изучая историю России, ученик осознает, что самая значимая для него неотъемлемая составная её часть – это частная жизнь личности, семьи, рода. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_moya_rodoslovnaya.docx | 785.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Александровская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по курсу
«Моя родословная»
Основное общее образование
разработана Алешкиной Ч. Г.,
учителем истории и обществознания
МКОУ «Александровская СОШ»
с. Александровское
2015 г.
Пояснительная записка
В программах школьных курсов преподавание истории России практически не соотносится с историей семьи, собственного рода. Утрата национальной исторической памяти, утрата национальных семейных традиций является, по сути, национальной трагедией. Одно из объективных требований сегодняшнего времени – поддержать интерес и потребности школьника в изучении собственной истории – семьи, рода в рамках изучения истории России ХХ века. Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Актуальность курса заключается в том, что изучая историю России, ученик осознает, что самая значимая для него неотъемлемая составная её часть – это частная жизнь личности, семьи, рода. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.
Работа по изучению истории семьи:
- содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии;
- формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов;
- развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни);
- формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать, работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.
Учащиеся:
1.Познакомятся с понятиями «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок» и т.д.
2. Узнают:
- историю возникновения имён и фамилий;
- степени родства в семье;
- о профессиях предков;
- о семейных увлечениях и традициях;
3. Составят:
- «ленту времени» своей жизни;
- родословное древо;
- вместе с родителями разработают свой фамильный герб;
- подберут семейный девиз.
Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность. Он включает в себя знакомство с основными понятиями и категориями генеалогии, теорию и практику составления родословных таблиц, изучение специфических особенностей методов сбора информации и её анализа.
Курс содержит большой потенциал для самореализации школьника: архивариус, библиограф, художник, журналист… – роли, исполнение которых влечет за собой яркую специализацию личности.
Базовыми науками для курса являются история, генеалогия, этнография, социология, геральдика.
Программа определяет главный способ самоорганизации ученика – поиск, научно-исследовательская работа, проект.
Цель курса:
- организация поиска материалов, позволяющих изучить родословную семьи (рода).
Задачи курса:
обучающие –
- изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
- совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственной родословной;
- обучение методам классификации;
- развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.
воспитательные –
- формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.
развивающие –
- развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.;
- формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Прогнозируемый результат:
- составление генеалогического древа, поколенных росписей, родословных таблиц, хронологических таблиц;
- составление семейного календаря (хроники, архива);
- составление семейного герба и т.д.
Курс рассчитан на учащихся 5-7-х классов.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).
Используемые технологии: проблемное обучение, технология проектов, технология групповой работы, индивидуальную работу учащихся, информационно-коммуникативную с использованием видеоматериала (просмотр в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях", а также предусматривается физкультминутки и упражнения для глаз).
Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, инсценирование, практические занятия, конкурсы.
Темы проектов:
- Мои мама и папа в школьные годы.
- Увлечение моих родителей.
- Самые мудрые женщины в моей семье ( о бабушках и прабабушках).
- Мои дедушки (прадедушки) .
- Традиции и реликвии моей семьи.
- Достижения и гордость моей семьи.
- Что означает моя фамилия. Мои предки.
- О чем мне рассказал семейный фотоальбом?
- Мое генеалогическое дерево.
- Мои предки в истории нашего села.
- Вклад моих предков в годы войны.
- Книга памяти.
- Семейный архив.
- Профессиональная династия моей семьи.
- Любимый семейный праздник.
Тематическое планирование программы
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип занятия | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | ||
по плану | фактически | ||||||||
Тема 1. НАУКА О РОДСТВЕ. |
| ||||||||
1 | Вводное занятие. Понятие о генеалогии и ее законах. | Комбинированное | У меня есть своя история. Понятие родословной. | текущий | |||||
2 | Моя семья. | Комбинированное | Моя семья. | текущий | |||||
3 | Поколение, потомки, предки. | Комбинированное | Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки». | текущий | |||||
4 | Родословное древо. | Комбинированное | Родословное древо. | текущий | |||||
5 | Практическое значение родословных в прошлом. | Комбинированное | Нужно ли знать свою родословную? | текущий | |||||
6 | Составление родословного древа семьи. | Комбинированное | Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. | текущий | |||||
Тема 2. ИМЕННАЯ | |||||||||
7 | «Кто я?» «Где живу?» | Комбинированное | Географические названия – свидетели прошлого. | текущий | |||||
8 | Что в имени тебе моем? | Комбинированное | Знакомство с историей возникновения имён. | текущий | |||||
9 | Зовут зовуткою…О выборе имени. | Комбинированное | Происхождение современных имён | текущий | |||||
10 | Древнерусские имена и прозвища. | Комбинированное | Имя и прозвище. | текущий | |||||
11 | Откуда к нам пришли наши имена. | Комбинированное | Влияние различных культур на проникновение имён. | текущий | |||||
12 | Тайны наших имён. | Комбинированное | Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена. | текущий | |||||
13 | Имена и небесные покровители. | Комбинированное | Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины. | текущий | |||||
Тема 3. ФАМИЛЬНАЯ | |||||||||
14 | История происхождения фамилий. | Комбинированное | История происхождения фамилий. | текущий | |||||
15 | Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом. | Комбинированное | Историческое прошлое семьи. | текущий | |||||
16 | Моя фамилия. Моё отчество. | Комбинированное | История возникновения фамилий и отчеств. | текущий | |||||
17 | «Говорящие» фамилии. | Комбинированное | Что могут рассказать фамилии о прошлом. | текущий | |||||
18. | Как стало на Руси фамилиям быть. | История происхождения фамилий в древней Руси. | |||||||
19 | Происхождение известных русских фамилии. | Происхождение известных русских фамилии. | |||||||
20 | Уральские фамилии. | Происхождение уральской фамилии. | |||||||
21 | Мои братья и сёстры. | Комбинированное | Степени родства в семье. | текущий | |||||
22 | Мои бабушки и дедушки. Их ближайшие родственники. | Комбинированное | Степени родства в семье. | текущий | |||||
23 | Кто, кому и кем доводится. | Комбинированное | Степени родства в семье. | текущий | |||||
24 | Мои прабабушка и прадедушка. | Комбинированное | Связь поколений. | текущий | |||||
25 | Профессии моих предков. | Комбинированное | Профессии предков. | текущий | |||||
Тема 4.СЕМЕЙНЫЕ ОБЯЗННОСТИ И ТРАДИЦИИ | |||||||||
26 | Что мы знаем о традициях. | Комбинированное | Знакомство с понятием «традиции». | текущий | |||||
27 | Мир семейных увлечений. | Комбинированное | Увлечения моей семьи. | текущий | |||||
28 | Семейные обязанности. | Комбинированное | Обязанности членов семьи. | текущий | |||||
29 | Семейные традиции. | Комбинированное | Какие традиции в моей семье. | текущий | |||||
30 | Фамильный герб и фамильный девиз. | Комбинированное | Знакомство с символами семьи: гербом и девизом. Правила составления гербов. | текущий | |||||
31 | Составляем герб семьи (рода). Оформляем домашний музей. | Комбинированное | Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи. | текущий | |||||
32-35 | Участвуем в конференциях, выставках, смотрах, встречах и т.д. | текущий |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методические рекомендации
ТЕМА 1
Семейный архив как исторический источник для составления
родословной семьи (рода)
Цель:
• Познакомиться с историческими источниками, хранимыми в домашних условиях;
• обучить методам классификации;
• развивать хронологические умения.
Базовые понятия:
- хронология;
- классификация;
- исторические источники.
Оборудование:
- таблица №1 «Классификация по группам»;
- таблица №2 «Классификация по разделам»;
- приложение (перечень) «Что составляет семейный архив».
Формы организации деятельности учащихся:
- лекция;
- практическая работа;
- самостоятельная работа.
Задания, прогнозируемый материал:
• Составь семейный хронологический календарь.
• Запиши услышанные тобой рассказы:
а) о свадьбах, похоронах, семейных праздниках;
б) о событиях, отмеченных наградами, грамотами, дипломами;
• Начни создавать свой архив.
а) составь опись документов;
б) заведи регистрационную книгу;
в) подпиши папки для хранения различных групп материалов.
Приложение № 1
Таблица «Классификации по группам»:
а) библиографические материалы;
б) служебные бумаги;
в) переписка, рукописи;
г) фотографии;
д) воспоминания;
е) вырезки, ксерокопии газетных и журнальных статей.
Приложение № 2
Таблица «Классификации по разделам»:
а) по персоналиям;
б) по родовым ветвям;
в) по фамилиям;
г) географически (по расселению);
д) по временным отрезкам;
е) по наиболее важным событиям в стране;
ж) по сословиям, по специальностям, по роду занятий;
з) по задаче, идее рода.
Приложение № 3
Перечень: исторические источники, хранимые в домашних архивах или «Что составляет семейный архив?»
- Дневники. Письма. Открытки. Фотографии. Книги и подарки с дарственными надписями. Документы. Удостоверения. Свидетельства. Аттестаты. Газеты, журналы разных лет. Справки. Квитанции. Талоны. Награды. Грамоты. Дипломы. Семейные реликвии. Записи устных рассказов, воспоминаний.
ТЕМА 2
Наука генеалогия. Принципы составления родословного древа
Цели:
• Знакомство с наукой генеалогией.
• Знакомство с родословиями знаменитых родов России.
• Изучение принципов составления родословного древа.
Базовые понятия:
- генеалогия;
- родословная схема;
- поколенная роспись;
- идеал;
- дворянство;
- «государственный человек».
Оборудование:
- словари;
- родословные таблицы родов Рюриковичей, Романовых, Голицыных, Пушкиных;
- перечень «Род Голубцовых на службе Отечеству»
Формы организации деятельности учащихся:
- лекция;
- беседа;
- лабораторная работа со схемами;
- словарная работа.
Задания, прогнозируемый результат:
- По таблице «Род Голубцовых» и перечню сформулировать идею рода, задачу рода.
- Начать составление своих родословных таблиц
ТЕМА 3
Древо рода. Родственные связи. Виды и степени родства
Цель:
- Знакомство с понятием родства кровного и духовного (свойство, близочество) и с другими родственными наименованиями.
- Изучение родственных связей по восходящей линии и боковым трех видов.
- Продолжение работы над своей родословной.
Базовые понятия:
- кровное родство;
- духовное родство;
- крестный.
Оборудование:
- таблица №1 «Таблица кровного родства»;
- таблица № 2 « Перечень древних родственных наименований»;
- таблица № 3 «Схема прямого родословия».
Формы организации деятельности учащихся:
- беседа;
- музейная лекция;
- лекция;
- самостоятельная работа.
Задачи, прогнозируемый результат:
- Установи личности, имена, фамилии, годы жизни, место рождения, места жительства, образование, род занятий, национальность своих прямых предков.
- Разбери подробно свои родственные связи – восходящую, боковые трех видов.
- Распиши по наименованиям свих родственников.
- Продолжи заполнение таблицы прямого родословия.
- Начни заполнение таблицы поколенных росписей.
Приложение № 1
Таблица кровного родства
прадед |
| я |
|
|
|
дед |
| сын |
|
|
|
отец |
| внук |
|
|
|
я |
| правнук |
Боковые линии
Первая |
| Вторая |
| Третья | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отец |
|
|
| Дед |
|
|
| Прадед |
|
|
|
| Брат |
|
|
| Дядя |
|
|
| Двоюродный дед |
Я |
|
|
| Отец |
|
|
| Дед |
|
|
|
| Племянник |
|
|
| Двоюродный брат |
|
|
| Двоюродный дядя |
|
|
|
| Я |
|
|
| Отец |
|
|
|
|
|
|
|
| Двоюродный племянник |
|
|
| Троюродный брат |
|
|
|
|
|
|
|
| Я |
|
|
Кровное родство
БАБКА, БАБУШКА | мать отца или матери, жена деда |
БРАТ | каждый из сыновей одних родителей |
ВНУК | сын дочери, сына, а также сыновья племянника или племянницы |
ВНУЧКА | дочь сына, дочери, а также племянника или племянницы |
ДЕД, дедушка | отец матери или отца |
ДЯДЯ, дядюшка | брат отца или матери, а также муж тети |
ПЛЕМЯННИК | сын брата или сестры |
ПЛЕМЯННИЦА | дочь брата или сестры |
ПРАРОДИТЕЛИ | первая известная по родословной чета, от которой берет начало род |
ПРАЩУР | Родитель, прапрадеда, прапрабабки, отдаленный предок |
РОДОНАЧАЛЬНИК | первый известный представитель рода, от которого ведется фамилия |
СЕСТРА | каждая из дочерей одних родителей |
ТЕТЯ,ТЕТКА тетушка | сестра отца или матери, а также жена дяди |
Пример родословного паспорта
Список литературы
- Дукаревич П. Моя родословная. –СПб., «Ленинград», 2008.
- Калистратова Э.А. Изучаем историю своего рода./ Учебно-справочное пособие.- Екатеринбург: Форум-книга. 2007
- Карнович Е.П. Родовые прозвания и титулы России, Бимпа, 1991.
- Никонов В. В. География фамилий. Наука, 1988.
- Рубцова З.В. Географические, личные и другие имена в российских сёлах. Энциклопедические описание сельских поселений России (методические рекомендации). - М.,1990.
- Прохоров А.М. Города России. Энциклопедия –
«Большая Российская энциклопедия», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике на уровень основного общего образования (5-9 классы) ФГОС
Рабочая программа по математике представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к ...
Рабочая программа по литературе. Уровень обучения: основное общее образование (5-9 класс)
Программа разработана на основе примерной программы по литературе для 5-9 классов, авторской программы под редакцией В.Я.Коровина и федерального государственного образовательного стандарта основного о...
Рабочая программа по физике на уровень основного общего образования (7-9 классы) ФК ГСО
Рабочая программа по физике на уровень основного общего образования (7-9 классы). Для реализации рабочей программы используются учебники:1. «Физика» - 7 класс для общеобразовательных учреждений ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Футбол" основного общего образования, 5-8 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Футбол" основного общего образования для 5-8 классов. Количество часов по учебному плану - 70 ч (2 ч. в неделю). Рабочая программа д...
Рабочая программа по обществознанию на уровень основного общего образования. 6-9 классы
Рабочая программа составлена на основе примерной программы ООО по обществознанию и авторских программ Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, Т.Е. Лисковой, Е.Л. Рутковской для 6 класса, Л.Н Боголюбова и др. ...
Рабочая программа по истории на уровень основного общего образования. 6-9 классы
Раочая программа составлена на основе примерной программы ООО по истории и авторских программ: 1) По истории России A.A. Данилова, O.H. Журавлевой, И.Е. Барыкиной (Рабочая программ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» для основного общего образования для обучающихся 5-6 классов (базовый уровень)
Приоритетными целями обучения математике в 5–6 классах являются:продолжение формирования основных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность ...