Рабочая программа по обществознанию на уровень основного общего образования. 6-9 классы
рабочая программа по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu._6-9_klassy.docx | 63.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Муравьёвская средняя общеобразовательная школа»
Называевского муниципального района Омской области
646125, Омская область, Называевский район, с.Муравьёвка, ул.Колхозная, 53,
тел. 32-497, Е - mail: kachanova-muravyovka@yandex.ru
«Согласованно» «Принято» «Утверждено»
на заседании МО На методическом совет Директор МБОУ
Протокол №___ Протокол №___ «Муравьёвская СОШ»
от____________ от __________________ ______ Коломиец Е.В.
Руководитель МО
______________
Рабочая программа учебного предмета
«Обществознание»
на уровень основного общего образования
Срок реализации – 4 года (2020-2024)
Составлена на основе примерной программы ООО по обществознанию и авторских программ Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, Т.Е. Лисковой, Е.Л. Рутковской для 6 класса, Л.Н Боголюбова и др. для 7, 8, 9 классов (Рабочая программа. Поурочные разработки. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, Т.Е. Лискова, Е.Л. Рутковская] – М.: Просвещение, 2020. Рабочая программа. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов и др.] – М.: Просвещение, 2020. Рабочая программа. Поурочные разработки. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов и др.] – М.: Просвещение, 2020. Рабочая программа. Поурочные разработки. 9 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов и др.] – М.: Просвещение, 2020).
УЧИТЕЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Масливченко А.А.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание» в 6-9 классах
Личностные результаты:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;
• характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
• в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
• приводить примеры основных видов деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
• оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
• оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
• моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
• демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
• распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
• характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
• характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
• на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
• конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
• осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
∙ раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
∙ различать отдельные виды социальных норм;
∙ характеризовать основные нормы морали;
∙ критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
∙ раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
∙ характеризовать специфику норм права;
∙ сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
∙ раскрывать сущность процесса социализации личности;
∙ объяснять причины отклоняющегося поведения;
∙ описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
∙ оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
• описывать явления духовной культуры;
• объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
• оценивать роль образования в современном обществе;
• различать уровни общего образования в России;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
• описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
• раскрывать роль религии в современном обществе;
• характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете
о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
• выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
• приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
• описывать основные социальные роли подростка;
• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
• характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
• раскрывать основные роли членов семьи;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
∙ объяснять роль политики в жизни общества;
∙ различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
∙ давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
∙ различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
∙ раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
∙ называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
∙ характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
∙ соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
• объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
• раскрывать достижения российского народа;
• объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
• аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
• использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
∙ характеризовать систему российского законодательства;
∙ раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
∙ характеризовать гражданские правоотношения;
∙ раскрывать смысл права на труд;
∙ объяснять роль трудового договора;
∙ разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
∙ характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
∙ характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
∙ конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
∙ характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
∙ раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
∙ анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
∙ исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
∙ находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
∙ оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
∙ осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
• объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
• различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
• характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
• характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
• объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
• называть и конкретизировать примерами виды налогов;
• характеризовать функции денег и их роль в экономике;
• раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
• анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
• раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
• использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
• обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
• анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Предметные результаты
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
• объяснять роль политики в жизни общества;
• различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
• давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
• различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
• раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
• называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
• характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
• объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
• раскрывать достижения российского народа;
• объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
• аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
• использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
• характеризовать систему российского законодательства;
• раскрывать особенности гражданской дееспособности
несовершеннолетних;
• характеризовать гражданские правоотношения;
• раскрывать смысл права на труд;
• объяснять роль трудового договора;
• разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
• характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
• характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
• конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
• характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
• раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Содержание учебного предмета «Обществознание»
6 класс
Тема I. Загадка человека. Биологическое и социальное в человеке. Наследственность – биологическая сущность человека. Черты сходства и различия человека и животного. Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она? Основные возрастные периоды в жизни человека. Особенности подросткового возраста. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Хобби. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Способности и потребности человека.
Тема II. Человек и его деятельность. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Каким бывает труд. Что создаётся трудом. Как оценивается труд. Богатство обязывает. Ступени школьного образования. Значение образования для общества. Умение учиться. Образование и самообразование. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка.
Тема III. Человек среди людей. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Личные и деловые отношения. Общение как форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения подростков. Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные. Групповые нормы и санкции. Человек в малой группе. Лидерство. Отношения подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями в ближайшем окружении. Межличностные конфликты. Причины их возникновения. Стадии возникновения и развития конфликта. Конструктивные способы их разрешения. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи.
7 класс
Тема I. Мы живём в обществе. Общество как форма жизнедеятельности людей. Общественные отношения. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство – основа экономики. Натуральное и товарное хозяйство. Материальные (экономические) блага. Затраты производства. Обмен. Торговля и её формы. Реклама – двигатель торговли. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Богатство материальное и духовное. Прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Значение интересов в продвижении человека по социальной лестнице. Положение человека в обществе в зависимости от группы, в которую он входит. Профессиональный успех и положение в обществе. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Закон устанавливает порядок в обществе. Закон стремиться установить справедливость. Закон устанавливает границы свободы поведения. Культура вокруг нас. Культурный человек.
Тема II. Наша Родина – Россия. Наше государство – Российская Федерация. Русский язык как государственный. Патриотизм. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. История государственных символов России. Конституция как основной закон страны. Конституция РФ как юридический документ. Гражданственность. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия. Военная служба. Готовить себя к исполнению воинского долга.
8 класс
Тема I. Личность и общество
Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.
Человек, общество, природа. Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Развитие общества. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на вашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема II. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры. Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Что такое мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия морали. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор – это ответственность. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль.
Наука в современном обществе. Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Образование и его роль в современном обществе. Значение образования в условиях информационного общества. Образование в России (уровни образования). Непрерывное образование. Самообразование.
Религия как одна из форм культуры. Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Влияние искусства на развитие общества и личности. Искусство как одна из форм духовной культуры. Многообразие видов искусства. Влияние искусства на развитие личности.
Тема III. Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество.
Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями.
Семья как мала группа. Признаки семьи как малой группы. Функции семьи. Семейные роли. Семейные ценности.
Нации и межнациональные отношения. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Социальная политика государства. Что такое социальная политика государства. Политика формирования доходов населения. Пенсионное обеспечение. Развитие социальных отраслей. Социальная защита населения.
Социализация личности и отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема IV. Экономика
Экономика и её роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Главные вопросы экономики. Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Собственность. Функции экономической системы. Типы экономических систем.
Рыночная экономика. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Виды рынков.
Производство – основа экономики. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательская деятельность. Предпринимательство. Виды предпринимательской деятельности. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Функции налогов.
Инфляция и семейная экономка. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан.
Банковские услуги. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы дистанционного банковского обслуживания. Защита от финансовых махинаций.
Страховые услуги. Зачем нужно страхование. Страховые услуги предоставляемые гражданам. Как получить страховую выплату. Финансовая грамотность.
Рынок труда и безработица. Рынок руда. Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Современный работник. Каким должен быть современный работник. Выбор жизненного пути. Готовимся выбирать профессию.
9 класс
Тема I. Политика
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства. Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах.
Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Международные и межгосударственные отношения. Международные конфликты и пути их решения. Международные организации.
Тема II. Гражданин и государство
Что такое конституционный строй. Основы государственного устройства. Основы отношений человека и гражданина с государством. Основы устройства общества и его отношений с государством. Понятие прав, свобод и обязанностей. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Президент РФ – глава государства. Законодательная и представительная власть в РФ. Правительство РФ – высший орган исполнительной власти в стране. Субъекты Российской Федерации. Принципы федеративного устройства России. Статус субъектов федерации. Разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. Судебная власть РФ. Принципы осуществления судебной власти в РФ. Суды Российской Федерации. Участие граждан в отправлении правосудия. Судьи. Правоохранительные органы РФ. Адвокатура. Нотариат.
Тема III. Основы российского законодательства
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие «нормы права». Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Сущность и особенности правоотношений. Различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Физические и юридические лица. Юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Сущность гражданского права. Право собственности. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Трудовые правоотношения. Трудовой кодекс РФ. Прав на труд. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Юридические понятия семьи и брака. Сущность и особенности семейных правоотношений. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП). Административные правонарушения. Виды административных наказаний. Особенности уголовного права. Виды уголовно-правовых отношений. Понятие преступления. Необходимая оборона. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов. Законодательство в сфере образования. Получение образования – и право, и обязанность.
Тематическое планирование учебного предмета «Обществознание»
6 класс
№ | Тема | Всего часов | В том числе на: | |
Практикумы | Контрольные работы | |||
1 | Введение | 1 | - | - |
2 | Загадка человека | 12 | 1 | - |
3 | Человек и его деятельность | 9 | 1 | - |
4 | Человек среди людей | 11 | 1 | - |
5 | Итоговый контроль знаний | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 1 | 1 |
7 класс
№ | Тема | Всего часов | В том числе на: | |
Практикумы | Контрольные работы | |||
1 | Мы живём в обществе | 23 | 1 | - |
2 | Наша Родина - Россия | 10 | 1 | - |
3 | Итоговый контроль знаний | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 1 | 1 |
8 класс
№ | Тема | Всего часов | В том числе на: | |
Практикумы | Контрольные работы | |||
1 | Введение | 1 | - | - |
2 | Личность и общество | 5 | 1 | - |
3 | Сфера духовной жизни | 8 | 1 | - |
4 | Социальная сфера | 7 | 1 | - |
5 | Экономика | 12 | 1 | - |
6 | Итоговый контроль знаний | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 1 | 1 |
9 класс
№ | Тема | Всего часов | В том числе на: | |
Практикумы | Контрольные работы | |||
1 | Введение | 1 | - | - |
2 | Политика | 10 | 2 | - |
3 | Гражданин и государство | 10 | 1 | - |
4 | Основы российского законодательство | 12 | 1 | - |
5 | Итоговый контроль знаний | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Обществознание»
6 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение | 1 | |
Тема I. Загадка человека (12 ч) | |||
2 | Принадлежность к двум мирам | 2 | |
3 | Человек - личность | 2 | |
4 | Отрочество – особая пора | 2 | |
5 | Потребности и способности человека | 2 | |
6 | Когда возможности ограничены | 2 | |
7 | Мир увлечений | 1 | |
8 | Практикум по теме «Загадка человека» | 1 | |
Тема II. Человек и его деятельность (9 ч) | |||
9 | Деятельность человека | 2 | |
10 | Труд – основа жизни | 2 | |
11 | Учение – деятельность школьника | 2 | |
12 | Познание человеком мира и себя | 2 | |
13 | Практикум по теме «Человек и его деятельность | 1 | |
Тема II. Человек среди людей (11 ч) | |||
14 | Отношения с окружающими | 2 | |
15 | Общение | 2 | |
16 | Человек в группе | 2 | |
17 | Отношения со сверстниками | 1 | |
18 | Конфликты в межличностных отношениях | 2 | |
19 | Семья и семейные отношения | 1 | |
20 | Практикум по теме «Человек среди людей» | 1 | |
Итоговый контроль знаний (1 ч) | |||
21 | Итоговая контрольная работа | 1 |
7 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
Тема I. Мы живём в обществе (23 ч) | |||
1 | Как утроена общественная жизнь | 2 | |
2 | Что значит «жить по правилам» | 2 | |
3 | Экономика и её основные участники | 2 | |
4 | Производственная деятельность человека | 2 | |
5 | Обмен, торговля, реклама | 2 | |
6 | Домашнее хозяйство | 2 | |
7 | Бедность и богатство | 2 | |
8 | Человек в обществе: труд и социальная лестница | 2 | |
9 | Зачем людям государство | 2 | |
10 | Почему важны законы | 2 | |
11 | Культура и её достижения | 2 | |
12 | Практикум по теме «Мы живём в обществе» | 1 | |
Тема II. Наша Родина – Россия (10 ч) | |||
13 | Наша страна на карте мира | 2 | |
14 | Государственные символы России | 2 | |
15 | Конституция Российской Федерации | 1 | |
16 | Гражданин России | 2 | |
17 | Мы – многонациональный народ | 1 | |
18 | Защита Отечества | 1 | |
19 | Практикум по теме «Наша Родина – Россия» | 1 | |
Итоговый контроль знаний (1 ч) | |||
20 | Итоговая контрольная работа | 1 |
8 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение | 1 | |
Тема I. Личность и общество (5 ч) | |||
2 | Что делает человека человеком? | 1 | |
3 | Человек, общество, природа | 1 | |
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | |
5 | Развитие общество. Практикум по теме « Личность и общество» | 1 | |
Тема II. Сфера духовной культуры (8 ч) | |||
7 | Сфера духовной жизни | 1 | |
8 | Мораль | 1 | |
9 | Моральный выбор – это ответственность | 1 | |
10 | Образование | 1 | |
11 | Наука в современном обществе | 1 | |
12 | Религия как одна из форм культуры | 1 | |
13 | Влияние искусства на развитие личности и общества | 1 | |
14 | Практикум по теме « Личность и общество» | 1 | |
15 | Практикум по теме «Сфера духовной культуры» | 1 | |
Тема III. Социальная сфера (7 ч) | |||
15 | Социальная структура общества | 1 | |
16 | Социальные статусы и роли | 1 | |
17 | Семья как малая группа | 1 | |
18 | Нации и межнациональные отношения | 1 | |
19 | Социализация личности и отклоняющиеся поведение | 1 | |
20 | Социальная политика государства | 1 | |
21 | Практикум по теме «Социальная сфера» | 1 | |
Тема IV. Экономика (12 ч) | |||
22 | Экономика и её роль в жизни общества | 1 | |
23 | Главные вопросы экономики | 1 | |
24 | Рыночная экономика | 1 | |
25 | Производство – основа экономики | 1 | |
26 | Предпринимательская деятельность | 1 | |
27 | Роль государства в экономике | 1 | |
28 | Инфляция и семейная экономика | 1 | |
29 | Банковские услуги | 1 | |
30 | Страховые услуги | 1 | |
31 | Рынок труда и безработица | 1 | |
32 | Современный работник | 1 | |
33 | Практикум по теме «Экономика» | 1 | |
Итоговый контроль знаний (1 ч) | |||
34 | Итоговая контрольная работа | 1 |
9 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение | 1 | |
Тема I. Политика (10 ч) | |||
2 | Политика и власть | 1 | |
3 | Государство | 1 | |
4 | Политические режимы | 1 | |
5 | Правовое государство | 1 | |
6 | Гражданское общество и государство | 1 | |
7 | Участие граждан в политической жизни | 1 | |
8 | Политические партии и движения | 1 | |
9 | Межгосударственные отношения | 1 | |
10 | Практикум по теме «Политика» | 2 | |
Тема II. Гражданин и государство (10 ч) | |||
11 | Основы конституционного строя Российской Федерации | 2 | |
12 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | |
13 | Высшие органы государственной власти в РФ | 2 | |
14 | Россия – федеративное государство | 1 | |
15 | Судебная система РФ | 1 | |
16 | Правоохранительные органы РФ | 1 | |
17 | Практикум по теме «Гражданин и государство» | 2 | |
Тема III. Основы российского законодательства (12 ч) | |||
18 | Роль права в жизни человека, общества и государства | 1 | |
19 | Правоотношения и субъекты права | 1 | |
20 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 | |
21 | Гражданские правоотношения | 1 | |
22 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 1 | |
23 | Семья под защитой закона | 1 | |
24 | Административные правоотношения | 1 | |
25 | Уголовно-правовые отношения | 1 | |
26 | Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов | 1 | |
27 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | |
28 | Практикум по теме «Основы российского законодательства» | 2 | |
Итоговый контроль знаний (1 ч) | |||
30 | Итоговая контрольная работа | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике на уровень основного общего образования (5-9 классы) ФГОС
Рабочая программа по математике представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к ...
Рабочая программа по физике на уровень основного общего образования (7-9 классы) ФК ГСО
Рабочая программа по физике на уровень основного общего образования (7-9 классы). Для реализации рабочей программы используются учебники:1. «Физика» - 7 класс для общеобразовательных учреждений ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебного курса «Геометрия» Основное общее образование: 7 –9 классы (Базовый уровень) (ФКГОС)
Составлена на основе Стандарта, примерной программы по геометрии и авторской программы по геометрии для образовательных учреждений (7 – 9 классы): Программа общеобразовательных учреждений. Геометрия. ...
Рабочая учебная программа по химии на уровень основного общего образования (8-9 класс)
рабочая программа по химии на уровень основного общего образования 8-9 классы (по О.С. Габриеляну)...
Рабочая программа по истории на уровень основного общего образования. 6-9 классы
Раочая программа составлена на основе примерной программы ООО по истории и авторских программ: 1) По истории России A.A. Данилова, O.H. Журавлевой, И.Е. Барыкиной (Рабочая программ...
Рабочая программа по математике на уровень основного общего образования (базовый уровень) ФГОС ООО
Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного обр...