Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс Шевченко С.А. Пояснительная записка
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией А.Н.Майкова «История» и под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера и И.С. Свенцицкой «История Древнего мира».
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (35 учебных недель, по 1 часу в неделю). При изучении предмета используется УМК Майкова А.Н. и авторского коллектива под руководством А.А. Вигасина. Учебники: «История» под редакцией Майкова А.Н. и «История Древнего мира» авторов А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой. М., изд. «Просвещение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_ist_5.doc | 357.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обсуждено | Согласованно | Утверждено |
Протокол заседания МО учителей историко-культурологического цикла № 1 от «5» сентября 2009 г. Руководитель МО _______ (Шитикова Н.С.) | Протокол заседания МС школы №1 от « 15» сентября 2009 г. Председатель МС _______ (Михайличенко Т.И.) | Приказ по школе № от «» сентября 2009 г. Директор школы _________ (Сафонов Г.А.) |
Рабочая программа
учебного курса
основного общего образования
по истории
Класс 5
Выполнил:
Учитель истории Шитикова Н.С.
2009-2010 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы курса истории Древнего мира для учащихся 5 класса общеобразовательной школы Михайловского Ф.А.
Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).
Рабочая программа содержит 5 разделов, включая тему «Счет лет в истории», для изучения которой обязательно требуется отдельный урок.. При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира.
Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения Истории в 5 классе:
Цели курса:
- формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
- развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
- приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
- формирование исторического мышления учащихся;
- развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
- формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
- формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
- формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
- формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;
- формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
- формирование правовой культуры школьников;
- формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
- развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
- формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
- развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Используемые УМК:
- Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы. – 7-е изд. – М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2007
- Атлас "История Древнего мира" с контурными картами и контрольными заданиями. 5 класс / Колпаков С.В., Пономарев М.В., Тырин С.В. – М.: АСТ-Пресс, 2008
На изучение истории Древнего мира в 5 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю.
№ урока Пример. дата | Тема | Кол.час. | Содержание | Понятия | Программа развития учащихся | Тип урока | Контроль знаний |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей и их открытия. | |||||||
Тема 1. Собиратели и охотники каменного века. | |||||||
1 | Первобытные люди, их занятия, открытия и изобретения. Искусство и религия первобытных людей | 1 | Облик далеких предков; Первые орудия труда; Охота и овладение огнем; Ледниковый период и его последствия; Пещер. живопись; Зарожд. религии | человеческое стадо, палка- копалка, ручное рубило; «человек разум.» Религия; Искусство; Наскальная живопись; Духи, боги, идол, шаман, миф | Называют отличительные черты человека от животного; Описывают портрет древнейшего человека; Имеют обобщённое представление о расселении и жизни древнейших людей; Объясняют причины появления верований, религий; Рассказывают о возникновении первобытного искусства; Формируются умения подтверждать выводы примерами, пересказ. содерж. | Комб. урок | §1-3 Зад.раб.тетр. Раб. с лентой вр. Рис.перв. ор.тр. Проблем.беседа Сообщение об откр.пещер. живописи |
Тема 2. У истоков цивилизации. | |||||||
2 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | Родовая община; Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству; Развитие ремесел | Присваивающее хоз-во; Производящее хоз-во; Керамика; Прядение; Ткачество; Мотыга; Плуг. | Умеют отличать родовую общину от человеческого стада; Раскрывают сущность земледелия и скотоводства; Устанавливают последовательность развития орудий труда и занятий древнего человека; Учатся использовать ранее полученные знания. | Комбин.урок | §4 Зад.раб.тетр. Раб. с лентой вр. Сравнит.таб. Рассказ Словар.дикт Раб.с контур.кар |
3 | Появление неравенства . Счет лет в истории | 1 | Распад соседских общин; Обмен произведенными продуктами; Появление неравенства и знати | Неравенство; Классы; Государство; Цивилизация | Умеют сравнивать родовую и соседскую общины; Учатся подтверждать свои выводы примерами из учебника; Учатся работать с текстом учебника; Выделяют основные признаки цивилизации, государства; Продолжается формирование общеучебных навыков | Комбин.урок | §5 Проблем. беседа Зад.раб.тетр Сравнит.табл. Раб. с лентой вр. Словар.дикт. |
рез | У истоков цивилизации. | 1 | Значение первобыт. эпохи в истории челов-ва; Представления о переходе от первобытности к цивилизации; Жизнь и занятия первобытных людей | Первобытность; родовая и соседская община; земледелие; скотоводство; ремесло; искусство; религия; неравенство; знать; государство | Знают основные этапы развития человека в древности; Знают важнейшие достижения культуры и системы ценностей (занятия, орудия труда, верования), Умеют показывать на исторической карте территории расселения народов в Африке, Азии, Европе; Рассказывают о важнейших исторических событиях, показывая знание необходимых фактов, терминов; Дают описание памятников культуры на основе текста и иллюстр. материала | Повторительно-обобщ. урок | Игра «путешествие», итоговый контрольный тест |
Раздел 2. Древний Восток. | |||||||
Тема 3. Цивилизации речных долин. | |||||||
4 | Египет – дар Нила. | 1 | Природные условия Египта; Объединение Египта; Особенности письменности | Дельта; Папирус; Дамба; Рельеф; Фараон; Иероглифы | Имеют общее представление о Египте, как одной из первых цивилизаций на Земле; Раскрывают важность реки Нил в жизни египтян; Объясняют значение фараона в управлении государствам; Учатся использовать карту в своих ответах; Развивают понятийное и образное мышление | Урок изуч. нов. мат. | §7 Зад.раб.тетр. Раб.по карте Рассказ Словар.дикт. Раб.с лентой вр. |
Страна двух рек. | 1 | Природные и климатические условия Древнего Двуречья; Занятия жителей Двуречья; Религия и письменность. | Город; Зиккурат; Клинопись | Имеют общее представление о междуречье; Раскрвають основные отличия его от Египта; Продолжается формирование общеучебных навыков; Формулируют несложные выводы; Дают устный отзыв на ответы одноклассников | Комбин. урок | §8 Зад.раб.тетр Проблем.беседа Сообщение (миф о потопе) Раб.по карте | |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | Возвышение Вавилона; Законы Хаммурапи и их значение | Шамаш; Свод законов | Продолжается формирование умений работать с историческим источником, текстом учебника. Учатся формулировать несложные выводы; Раскрывают важность первого свода законов вавилонского царя | Комб.урок с элемент. лаб.раб | §9 Раб.с докум. Раб. по карте Зад.раб.тетр. Фронталь опрос Раб.с лентой вр. | |
Индия и Китай в древности. | 1 | Географическое положение и природные условия Индии и Китая. Занятия жителей. Религиозные верования. | Гадательные надписи | Имеют общее представление о древнейшей Индии и Китае; Рассказывают о занятиях людей в этих государствах; Продолжается формирование картографических навыков | Комбин. урок | §10 Зад.раб.тетр Раб.по карте Рассказ Раб.с лентой вр. Тестирование | |
ПОУ: Цивилизации речных долин. | 1 | Природные условия первых цивилизаций; Сходства и различия в их развитии; Роль рек в жизни древних государств | Систематизированы знания учащихся по изученной теме; Умеют сравнивать исторические условия развития Древнего Египта, Двуречья, Индии и Китая Продолжается формирование умений формулировать несложные выводы; Учатся работать с историческим источником, текстом учебника; Умеют читать карту с опорой на легенду; Описывают исторические объекты и культурные памятники | Повтороит.-обобщ. урок | Словар.диктант Индивид.зад. Кроссворд Раб.по карте; Раб. с докум. |
Тема 4. Древний Египет. | |||||||
5 | Фараоны и пирамиды. | 1 | Источники знаний об ист. Др.Египта; Пирамиды; Фараон-его внешние атрибуты и власть; Жизнь и деят-ть вельмож, чинов. и писцов | Мумия Саркофаг Вельможа Пирамида Рельеф Деспотическая власть | Имеют общее представление об управлении в Древнем Египте; Понимают важность власти фараона Знают о функциях вельмож в гос-ве; Используя ИКТ рассказывают о пирамидах Египта, как об одном из чудес света Продолжают формироваться умения формулировать несложные выводы, давать устный отзыв на ответы однокл. | Урок изуч. нов. мат. | §11 Зад.раб.тетр.; Расскакз-опис.; Сообщение; Макет пирам. Раб.по карте Индивид.зад. |
Жизнь в Древнем Египте. | 1 | Жители Египта; Жизнь и труд земледельцев и ремесленников; сбор налогов; Народ.восст.в Ег. | Шадуф Гиксосы | Рассказывают о жизни различных классов в Древнем Египте; Умеют сравнивать положение различных групп населения, используя источник; Продолжают формироваться умения формулировать несложные выводы, давать устный отзыв на ответы однокл. | Комб.урок с элемент. лаб.раб | § 12 Раб.над памяткой для оценки устного ответа однокл.; Расскакз-опис.; Инд.раб. карточ. | |
Завоевания фараонов. | 1 | Египет. Армия; Завоев. фараонов; Цели и послед. Походов фараона Тутмоса III | Тяжеловооруж, легковооруж. пехота; Дротики; Дань | Раскрывают важность завоеваний фараонов; Рассказывают о наиболее удачных походах и их результатах; Продолжается формирование умения работать с картой | Комбин. урок | §13 Зад.раб.тетр.; Раб.по карте; Раб. с лентой вр. Проб.зад.-воп.4 Инд.зад. | |
6 | реллигия Культура Древнего Египта. | 1 | Искусство; Боги египтян; Мифы | Сфинкс Мифология | используя ИКТ раскрывают особенности египетской культуры, её необычность; Продолжается формирование общеучебных навыков | Урок с использ.ТСО | §14 Зад.раб.тетр.; Творч.зад.; Инд.зад.; Карточ.игра |
7 | Письменность ПОУ: Древний Египет. | 1 | Египет. общество; Основн. занятия; Завоев. фараонов; Культура египтян | Знают историю древнего Египта (местопол., прир.услов., жизнь различ. слоев насел., военн.походы фараонов, культура, письмен., знания); Усвоили понятия «цив-ция», «религия», «налог», «кул-ра», «гос-во», «классы»; Сформир. навыки работы с ист. картой, текстом учебника. Сформир. умения формулир. неслож. выводы, давать уст. отзыв на ответы | Повтороит.-обобщ. урок | Словар.диктант Индивид.зад. Кроссворд Раб.по карте; Тестирование. | |
Тема 5. Западная Азия и век железа. | |||||||
8 | Ддевнее Двуречье Страна двух рек. | 1 | Природные и климатические условия Древнего Двуречья; Занятия жителей Двуречья; Религия и письменность. | Город; Зиккурат; Клинопись | Имеют общее представление о междуречье; Раскрвають основные отличия его от Египта; Продолжается формирование общеучебных навыков; Формулируют несложные выводы; Дают устный отзыв на ответы одноклассников | Комбин. урок | §8 Зад.раб.тетр Проблем.беседа Сообщение (миф о потопе) Раб.по карте |
9 | Финикийские мореплаватели. | 1 | Геогр.располож. и прир.ус. Финикии Торговцы, пираты Колонии Морск путеш.; Алфавит | Железный век Колонии | Объясняют прич. возник. колоний, расск. об их знач. в жизни финикийцев; Знают об открытиях финикийцев; Усв. пон. «колония», «колониз-ция»; Продолж. Формир. картограф. навыков, понятий. аппарата; Продолж. формир-ние умений сравн. ист. усл. развития Др. Египта, Финикии; Формирование умений формул. неслож. выводы, давать уст. отзыв на отв. однок. | Урок изуч. нов. мат. | §15 Зад.раб.тетр. Раб.оп карте; Проб. з.-воп.2,3 Раб.с лентой вр; Смообщ.об алф. |
10 | Царство Давида и Соломона | 1 | Распол., прир.усл., насел. Др. Палест. Библей. сказания | Библия; Договор; Яхве | Раасказывают о геог.полож. Палестины, о занятиях её жителей; Анализаруют библейские сказания; Продолжается формир-ние умений сравнивать истор. условия развития Древ. Египта, Финикии и Палестины; Усвоены понятия «единобожие», «заповеди», «завет», «Библия». Продолж. Формир. умений раб. с ист. источником, ист. картой, текстом учеб.; Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. отзыв на отв. однок. | Комбин. урок | §16 Зад.раб.тетр.; Сооб.о Соломон Раб. по карте; Проб.з. –воп.3 |
19 | Ассирийская военная держава. | 1 | Ассир. армия; Ассир.завоев.; Упр.страной; Столица | Ассирийцы Таран | Имеют общее представл. об Ассирии; Характеризуют роль армии в гос-ве, сравнивают её с армиями др. гос-тв; Рассказывают об ассирий. Завоеваниях; Продолж. формиров. картогр. умения; Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. отзыв на отв. однок. | Комбин. урок | §17 Зад.раб.тетр.; Раб.по карте; Сооб.о Ниневии Тестирование Индив. Зад. |
20 | Победители Ассирии. | 1 | Нововавилон. держава; Научн. знания; Мидийцы и персы | Лидий. царство, Навуходоносор | Объяс. прич. появ. нов. гос-ва в М.А.; Имеют общ. представ. о Нововав. держ; Продолж. формир. картогр. навыков. | Комб. урок | §18 Зад.раб.тетр.; Раб. по карте; Проб.з.-воп.2.3 |
21 | Культура народов Передней Азии | 1 | Науч.знания; Архитектура; Чудеса Азии; Религ. представл. | Изразцы Висячие сады | Понимают своеобразие и неповторимость древнеазиат. культуры; Умеют делать сообщения, используя дополн. лит-ру; Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. отзыв на отв. однок | Урок-экскурсия | Сообщ. и докл. Игра-путешеств Тестирование |
22 | ПОУ: Западная Азия и век железа. | 1 | Древние Финикия, Палестина, Ассирийская держава, Мидия, Персия | Продолж. формирование умений сравнивать исторические условия развития Др. Египта и Двуречья; Приобщ. к религ. ценностям челов-ва: Библии и заповедям Христа; Обеспечить усвоение учащимися понятий «колония», «колонизация», «миф», «предание», «единобожие», «заповеди», «завет», « Библия»; Продолж. формирование умений работать с ист. источником, ист. картой, текстом учебника; Формирование умений формулировать несложные выводы, давать устный отзыв на ответы др. учащихся. | Повтороит.-обобщ. урок | Тестирование Раб.по карте Раб. с термин. Творч. задан. | |
Тема 6. Великие державы Древнего Востока. | |||||||
23 | Образование державы Маурьев в Индии. | 1 | Пересел. ариев Новая цив-ция | Рупия Индийцы Джунгли Раджа | Используя ранее полученные знания, характер-ют жизнь в Индии в нов. усл.; Понимают особенн. управл. в Индии; Продолж. формирование умений сравн. истор. условия развития древнеазиат. Цивилизаций; Продолж. формирование умений работать с ист. источником, ист. картой, текстом учебника; Формирование умений формулировать несложные выводы, давать устный отзыв на ответы др. учащихся. | Урок изуч. нов. мат. | §19 Зад.раб.тетр; Сооб.-воп.5 Раб.по карте Инд.зад. Фронт.опрос Пробл.вопр. |
24 | Религиозные верования, легенды, наказания. Касты | 1 | Варны Буддизм | Варны Буддизм Брахманы Шудры | Приобщены к религиоз., архитектурным и культурным ценностям человечества; усвоены понятия «касты», «буддизм»; Продолжается формир. умений работать с ист. источником, ист. картой, текстом учебника. | Комб. урок | §19 Инд.зад. Сочин-рассказ Раб.с термин. |
25 | Единое государство в Китае. | 1 | Появление единого гос-ва Вел.кит.стена Изобрет.китайцев | Арбалеты Вел. Кит. стена Гунны Вел. Шёлк. путь | Объясняют причины объединения Китая, используя ранее полученные знания; Используя иллюстративный материал, рассказывают о новшествах внесённых в мировую культуру китайцами | Комб. урок | §20 Зад.раб.тетр Раб.по карте Проб.з.-вопр.2,3 Сообщ.по куль. |
26 | Великая Персидская держава. | 1 | Завоевания Кира Великого Борьба за власть Дарий Первый | Сатрап Сатрапия Маг Дарик | Рассказывают о завоеваниях Кира Великого; Перечисляют причины начала борьбы за власть в Персидской державе; Продолжается формирование картогр. навыков | Комб. урок | §21 Зад.раб.тетр. Раб.по карте Творч.зад. Раб.с термин Пробл.з.-вопр.5 |
27 | ПОУ: Великие державы Древнего Востока. | 1 | Знают/понимают основные этапы и ключевые события Древнего Востока; Перечисляют выдающихся деятелей; Знают важнейшие достижения культуры и системы ценностей, религий (занятия, жилища, памятники архитектуры); Умеют показывать на исторической карте территории расселения народов в Африке, Азии, границы государств, города, места значительных исторических событий; Рассказывают о важнейш. ист. событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; Объясняют смысл изученных исторических понятий и терминов | Викторина | Творч.зад. Индивид.зад. Кроссворд Раб.с термин. Тесирование | ||
Раздел 3. Древняя Греция. | |||||||
Тема 7. Древнейшая Греция. | |||||||
28 | Греция и Крит в эпоху бронзы. | 1 | Критская цивилизация Ахейская Греция | Эллины Минос Лабиринт Фреска | Имеют общее представление о Греции; Рассказывают о природных условиях; Анализируют археологич. Открытия, сделанные на Крите; Продолжается формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, работать с историческим источником, текстом учебника и его иллюстрациями, использовать дополнительные источники информации. | Урок изуч. нов. мат. | §22 Зад.раб.тетр. Раб.по карте Сообщ.-воп 4,5 Фронт.опрос Индивид.зад. |
29 | Поэмы Гомера. | 1 | Личность Гомера «Илиада» «Одиссея» | «Илиада» «Одиссея» | используя иллюстративный материал, рассказывают о произведениях Гомера; понимают, какую роль они играли в жизни греков; | Комб. урок | § 23 Творч.задание Инд.зад. |
30 | Боги и герои Эллады. | 1 | Боги, их иерархия, стихии, мифы Мифологические герои Др. Греции | пантеон | Рассказывают о религии древ. греков; Продолжается формирование умений работать с историческим источником, текстом учебника и его иллюстрациями, использовать дополнительные источники информации; Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. отзыв на отв. однок | Урок с использ.ТСО | §24 Зад.раб.тетр. Творч.зад. Сообщения тестирование |
Тема 8. Рождение античного мира. | |||||||
31 | Греческие полисы и Великая колонизация. | 1 | Греч. Колонии; Обр-ние полисов | Антич. цив-ция, Греческое чудо, Варвар, Полис, Тиран, Амфора, Акрополь, Демос | Называют прич. колонизации и её роль; Объясн., как образов-сь греч. полисы; Объясняют прич. деления полисов по роду занятий на торгово-ремесленные и сельскохозяйственные; Продолж. формирование умений правильно показывать на карте ист. объекты, работать с ист. источником, текстом учебника и его иллюстрациями, использовать дополн. источ. инф-ции; | Урок изуч. нов. мат. | §25 Зад.раб.тетр. Фронт.опрос Проб.з.-воп.3 Раб.по карте Индивод.зад. |
32 | Афинский полис. | 1 | Местополож. и прир. усл. Аттики; Упр-ние Афинами Солон и его зак.; Сис-ма воспит. | Аттика, Ареопаг, Демос | Используя карту, рассказывают об особенностях развития Аттики; Называют рич. Появл. новых законов; Дают хар-ку личности Солона; Формир. умений формулировать несложные выводы, давать устный отзыв на ответы др. учащихся | Комб. урок | §26 Сообщ.о Солоне Зад.раб.тетр. Фронт.опрос Инд.задания |
33 | Древняя Спарта. | 1 | Образование Спарты; Хар-ка спартан. полиса; Спартанское воспитание | Илоты, Совет старейшин, Олигархическая власть | Имеют общее представление о спартанском государстве; Анализируют госуд-ый строй Спарты; Умеют сравнивать и выделять различные черты в развитии греческих полисов | Комб. урок | §27 Зад.раб.тетр. Фронт.опрос Индивид.зад. Сравнит.табл. |
34 | ПОУ: Древняя Греция и рождение античного мира. | 1 | Местоположение Др.Греции; Древнейш.гос-ва; Религия; Занятия древ.грек. Греч.общество; Афин. и Спарт. полисы | Продолж. формирование умений правильно показывать на карте ист. объекты, работать с ист. источником, текстом учебника и его иллюстрациями, использовать дополн. источ. инф-ции | Повтороит.-обобщ. урок | Тестирование Раб.с термин. Кроссворд Раб.контур.карт |
Тема 9. Восток против Запада: Греко-персидские войны. | |||||||
35 | Герои Марафонской битвы. | 1 | Восст. в Милеете; Походы персов в Афины; Полководец Мильтиад; Марафонск. битва | Фаланга Гоплит Триера | Раскрывают прич. греко-персид. войн; Имеют общее предст. о Марафон битве; Называют прич. победы греков; Продолжается формирование умений правильно показывать на карте ист. объекты, работать с ист. источником, текстом учебника и его иллюстрациями | Урок изуч. нов. мат. | §28 Зад.раб.тетр. Раб.контур.карт. Индивид.зад. Фронталь.опрос Раб.по карте хар-ка личности |
36 | Персидское нашествие на Грецию. | 1 | Фемистокл Великое срежение Фермопилы Саламинское сражение | Фемистокл | Дают характеристику Фемистоклу как новому вождю Афинского государства; рассказывают, используя карту, о вторжении Ксеркса в Грецию; Рассказывают о наиболее крупн. сражениях и их последствиях. | Комб. урок | §29 Зад.раб.тетр. Раб.еонтур.карт Раб.по карте Фронт.опрос хар-ка личности |
Тема 10. Могущество и упадок Афин. | |||||||
37 | Расцвет демократии в Афинах. | 1 | Афинская демократия Народное собрание Перикл Афинская морская держава | Остракизм Стратег Метек | Ииеют представление об афинской демократии, анализируют роль народного собрания; Раскрывают сущность демократических реформ, проведенных Периклом; Объясняют важность Афинского морского союза, для всех жителей Греции; Находят различия в жизни населения Афинского полиса: граждан, переселенцев, рабов | Комб. урок | §30 Зад.раб.тетр. Индивид.зад. Фронталь.опрос |
38 | Хозяйственное развитие Греции в 5 веке до н.э. | 1 | Состав населения Рабство торговля | Мрамор Скифские племена | Имеют общее представление о хозяйственном развитии Греции; Рассказывают о месте рабов в греческом обществе; Формирование общеучебных навыков | Комб. урок | §31 Зад.раб.тетр. Сочин.-рассказ Инд.зад.-воп.3 Инд.зад.-воп.4 |
39 | Пелопоннесская война. | 1 | Причины и начало войны; Сицилийская катастрофа; Алкивиад; Окончание войны | Автократор | Анализируют причины, ход, результаты Пелопонесской войны; Объясняют проигрыш Афин; Имеют обще представление о персоналиях этой войны; Продолж. Формир. умений правильно показывать на карте ист. объекты, работать с историческим источником, текстом учебника и его иллюстрациями. | Комб. урок | §32 Зад.раб.тетр. Раб.по карте Пробл.з.-воп.2 Инд.зад.-воп.4 Фронт.опрос Хронол.диктант |
Тема 11. Греческая культура. | |||||||
40 | Граждане, ученые и атлеты Греции. | 1 | Система воспитания; Афинские школы и гимнасии; Олимпийские игры | Педагог Стиль Гимнасия Атом Ипподром | Находят общее и особенное в быту и образовании афинян и спартанцев; Используя ранее полученные знания, рассказывают об Олимпийских играх, как важной составляющей жизни Греции. | Урок с использ. ТСО | §33 Зад.раб.тетр. Сообщение Фронталь.опрос Пробл.з.-воп.4 |
41 | Архитекторы и скульпторы Греции. Театр. | 1 | Афин.архитектура Скульптура Театр | Фронтон Трагедия Орхестра Скене Комедиограф | Рассказывают о театре, указывают отличительные черты комедии и трагедии в Древней Греции; Имеют общее представление о культурном развитии Греции в изучаемый период; Получили образное представление об архитектуре и скульптуре Дреней Греции | Творч. мастерская | §34 Групп.раб.воп.1 Творч.представл |
42 | ПОУ: могущество и упадок Афин; греческая культура. | 1 | Афинская демократия Состав общества Пелопонн.война Образование, наука и культура | Выделяют различия в положении различ. Категор. Населен. греч. полисов; Характеризуют и выделяют черты, присущие афинской демократии; Знают историю древних Олимп. игр; Приобщены к культурным ценностям Древней Греции. (научные знания, философия, архитектура и др.); Усвоены понятия «полис», «демос», «ареопаг», «архонты», « агора», «акрополь», «гражданин», « народное собрание», «демократия», « право». Продолж. формир. умений правильно показывать на карте ист. объекты, работать с ист. источником, текстом учебника и его иллюстрациями | Повтороит.-обобщ. урок | Тестирование Индивид.зад. Термин.дикт. Хронол.задан. Творч.задан. | |
Тема 12. Запад против Востока: македонские завоевания. | |||||||
43 | Возвышение Македонии. | 1 | Возв. Македонии Царь Филипп Рефор. Филиппа Демосфен Приход к власти Александра | Македонская фаланга Филиппик | Объясняют причины возникновения Македонского царства; Характеризуют личность македонского царя Филиппа; Знают о проведённых им реформах по реорганизации армии | Урок изуч. нов. мат. | §35 Зад.раб.тетр. Фронт.опрос. Раб.по карте |
44 | Завоевания Александра Македонского. | 1 | Первые победы Александрия Решающ.сражен Поход на край земли | Характеризуют деят-ть Александра Македонского как правителя и полководца; рассказывают о его победах; Продолжают формир. картогр. навыки | Комб. урок | §36 Зад.раб.тетр. Раб.по карте Инд.задан. Фронт.опрос | |
45 | Греческий Восток. | 1 | Распад империи Новая карта мира Чудеса света | Римляне Пергамент Музей Александрий. библиотека | Объясняют причиныраспада державы созданной Александром Македонским Используя карту, рассказывают об изменениях на карте мира, произошедших после смерти Александра Македонского; Используя образное мышление показать величие Александрии египетской, раскрыть важность Александрийской библиотеки | Комб. Урок с использ.ТСО | §37 Раб.по карте Раб.коетур.карт. Зад.раб.тетр. Индивид.задан. Сообщ.о чудесах света |
46 | ПОУ: «Древняя Греция» | 1 | Знают/понимают основные этапы и ключевые события истории Др. Греции; Называют выдающ. деятелей; Знают важней. достижения культуры и системы ценностей (занятия, жилища, памятники архитектуры, религии.); Умеют показывать на ист. карте терр. расселения народов Др. Греции и Азии, границы гос-тв, городов- полисов, места значительных ист. событий (Троянская война, Греко-персидские войны, Завоевания А. Македонского); Рассказывают о важнейших из них и их участниках, показывая знание необход. фактов, дат, терминов; Дают описание ист. событий и памятников куль-ры Др. Греции на основе текста и иллюстр. мат. учебника | Урок-игра | Творч.зад. Индивид.зад. Кроссворд Раб.с термин. Раб.по карте Тесирование | ||
Раздел 4. Древний Рим. | |||||||
Тема 13. Образование Римской республики. | |||||||
47 | Рим под властью царей. | 1 | Основание Рима Цари Первые римляне | Патриции Плебеи Сенат Ликторы республика | Анализируют легенду об основ. Рима; Имеют общее представление о царях, правивших в Риме; Рассказ. о жителях Рима, их класс. Сост; Описывают по карте терр., которые занимал Др.Рим | Урок изуч. нов. мат. | §38 Зад.раб.тетр Раб.по карте Сообщение Фронт.опрос Индивид.задан. |
48 | Республика римских граждан. | 1 | Римские консулы Народные трибуны Сенат Армия Жрецы | Консул Диктатор Народ.трибун Вето Легион Велик.пантифик Авгур Фециал | Имеют представление об управлении в Римском государстве; Понимают роль консулов и трибунов в управлении; Используя ранее полученные знания, сравнивают управление в Греции и Римской республике; Продолжается формирование общеучеб. навыков | Комб. урок | §39 Зад.раб.тетр. Пробл.з.-вопр.1 Фронт.опрос Инд.тестир. |
49 | Рим во главе Италии. | 1 | Управление республикой; Господство Рима над Италией; Устройство Римской республики. | Форум Италики Самниты Галлы Капитолий | анализируют легенду о спасении Рима; Понимают смысл понятия «пиррова победа»; Дают характеристику внутреннего развития Рима к III в. до н.э. | Комб. урок | §40 Зад.раб.тетр. Раб.по карте Инд.зад.-вопр.2 Фронталь.опрос |
Тема 14. Римские завоевания в Средиземноморье. | |||||||
50 | Первая война с Карфагеном. | 1 | Карфаген-соперник Рима; Борьба за Сицилию; Подготовка к новой войне | Средиземноморье Пуны Вороны Галлы Испанцы Ливийцы | Называют причины первой пунической войны; Обсуждают её ход, последствия; продолжается формирование картограф. навыков | Комб. урок | §41 Зад.раб.тетр. Раб.по карте Пробл.з.-воп.2 Инд.з.-воп.5,6 Фронталь.опрос |
51 | Война с Ганнибалом. | 1 | Вторжение в Италию; Диктатор Фабий; Битва при Каннах; Оконч. войны | Называют причины вторжения Ганнибала в Италию; Знают последствия этого события; Дают характеристику действиям полководцев Фабия, Гннибала Знают ход военных действий в ходе Каннской битвы, как самой знаменитой битвы древности; Перечисляют последствия войны для Рима и Ганнибала | Комб. урок | §42 Зад.раб.тетр. Раб.по карте Пробл.з.-воп.3 Инд.з.-воп.4 Фронталь.опрос | |
52 | Рим - завоеватель Средиземноморья. | 1 | Завоев. Восточ. Средиземном-я; Покорение всего Средиземном-я Судьба Карфагена Римские провинц. | Провинция Проконсул | Обсуждают способы и политику завоевания Средиземноморья; Сравнивают, используя ранее получ. знания, преимущества римских легионов и македон. фаланги; Знают прич. победы Рима над Македон.; Продолж. формир. общеучеб. навыков | Комб. урок | §42 Зад.раб.тетр. Раб.по карте Пробл.з.-воп.3 Инд.з.-воп.4 Фронталь.опрос |
53 | ПОУ: Образование Римской республики. Римские завоевания в Средиземноморье. | 1 | Возникн-е Рима; Форма управ-ия Римом; Войны с Карфагеном; Завоевание Средиземн-я | Обобщены и систематизированы знания учащихся по изученной теме; Усвоены понятия « патриции», «плебеи», «сенат», «народное собрание», «республика»; Продолж. формирование умений правильно показывать на карте ист. объекты, работать с ист. источником, текстом учебника и его иллюстрациями, использ. дополн. источники инф-ции. | Повтороит.-обобщ. урок | Тестирование Индивид.зад. Термин.дикт. Хронол.задан. Творч.задан. | |
Тема 15. Гражданские войны в Римской республике. | |||||||
54 | Народные трибуны – братья Гракхи. | 1 | Разор. крест. хоз.; Нов.земель.закон; Братья Гракхи | Гражданские войны | Выявляют и анализаруют причины разорения римских крестьян; Дают личностную характеристику братьям Гракхам; анализируют их деятельность и поведение Сената по отношению к ним | Урок изуч. нов. мат. | §44 Зад.раб.тетр. Проб.зад.-в.1,2,3 Инд.з.-воп.4 Фронталь.опрос |
55 | Сулла – первый военный диктатор Рима. | 1 | Война с Нумидией; Новая армия и новые граждане; Гражданская война и диктатура Суллы; | Проскрипции Вольноотпущен-ник | характеризуют римскую армию, созданную в период правления Гая Мария; Анализируют её роль для дальнейшего развития Рима; Используя ранее полученные знания, называют особенности диктатуры Суллы | Комб. урок | §45 Зад.раб.тетр. Раб.по карте Пробл.з.-воп.3 Инд.з.-воп.4 Фронталь.опрос |
56 | Восстание Спартака. | 1 | Рабство в Риме Гладиаторы Начало восстания Поход к Альпам Послед. походы | Гладиатор Амфитеатр | Имеют общее представление о крупнейшем восстании рабов в Италии – восстании Спартака; Знают его причины, ход, последствия, персоналии; Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. отзыв на отв. однок | Комб. урок | §46 Зад.раб.тетр. Раб.по карте Сообщение Фронталь.опрос |
57 | Цезарь – повелитель Рима. | 1 | Союз трех полководцев; Возвышение Цезаря; Мартовские иды | Триумвират; «перейти Рубикон» | Имеют общее представление о союзе трёх полководцев, который привел к диктаторству Цезаря; Характеризуют личность Цезаря, его деятельность; Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. отзыв на отв. однок | Комб. урок | §47 Зад.раб.тетр. Раб.по карте Сообщение о смерти Цезаря Фронталь.опрос Инд.зад.-воп.3,4 |
58 | Падение республики. | 1 | Послед. респ-цы; Наследники Цезаря; Борьба Антония и Октавиана | Империя Амнистия | Называют причины непрочности диктатуры Цезаря; Дают характеристику деятельности Антония и Октавина Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. отзыв на отв. однок | Комб. урок | §48 Зад.раб.тетр. Раб.по карте Сообщ. о Клеоп. Проб.з.-в.2,4,5 Инд.зад.-воп.3, |
59 | ПОУ: Гражданские войны в Римской республике. | 1 | Братья Гракхи Сулла Восст. Спартака Цезарь Падение респ-ки и обр-ние империи | Обобщены и систематизированы знания учащихся по изученной теме; Усвоены понятия «триумф», «император», «империя». Продолж. формирование умений правильно показывать на карте ист. объекты, работать с ист. источником, текстом учебника и его илл., использ-ть дополнительные источники инф-ции. | Повтороит.-обобщ. урок | Тестирование Индивид.зад. Термин.дикт. Хронол.задан. Творч.задан. | |
Тема 16. Расцвет и могущество Римской империи. | |||||||
60 | Император Октавиан Август. | 1 | Восстановление республики; Власт. полномоч. Августа; Правление Августа; Расцвет римской культуры | Германцы Цезари Август Преторианская гвардия | Анализируют деятельность Октавина Августа; Понимают особенности «республики» Октавиана Августа; Рассказывают о внешней политике Августа; Называют признаки расцвета культуры изучаемого периода | Урок изуч. нов. мат. | §49 Зад.раб.тетр. Раб.по карте Проб.зад.-в.3,4 Инд.з.-воп.2 Фронталь.опрос |
61 | Цезари Рима. | 1 | Развитие империи после смерти Августа Нерон Траян | Дакия | Имеют общее представление о правителях Нероне и Траяне; Умеют давать характеристику годам правления Нерона, Траяна; Называют причины, по которым римляне после смерти Августа не вернулись больше к республиканскому строю | Комб. урок | §50 Зад.раб.тетр. Раб.по карте Пробл.з.-воп.3 Фронталь.опрос |
62 | Жизнь в Римской империи | 1 | Архитектура Рима Дворцы знати Времяпрепровож-дение римлян; Жизнь в городах и деревнях Римской империи | Пантеон Акведук Триумф. арка Атрий Термы Колон Арендная плата | Имеют представление о жизни людей разных сословий в Римской империи; Знают о достижениях архитектуры и градостроительства Римской империи; Формируются навыки конспектир-ия преподаваемой информации; Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. отзыв на отв. однок | Урок с использ. ТСО | §51-52 Зад.раб.тетр. Творч.задание Сообщение о гибели Помпей Пробл.з.-воп.4 Инд.зад.-воп.3,4 |
Тема 17. Поздняя Римская империя и закат античной цивилизации. | |||||||
63 | Кризис Римской империи в III веке. | 1 | Появление варваров; Внутреннее положение империи и ее распад; Имп. Аврелий Проявления кризиса | Христианство Гений-хранитель Натур.хоз-во Кризис античной цивилизации | Анализируют причины кризиса империи; Характеризуют внутреннее состояние империи в изучаемый период; Усвоили понятие «натур. хозяйство»; Продолж. формирование умений работать с ист. источником, текстом учебника и его илл., использ-ть дополнительные источники инф-ции | Комб. урок | §53 Зад.раб.тетр. Раб.по карте Пробл.з.-воп.2,3 Инд.з.-воп.6 Фронталь.опрос |
64 | Христианство | 1 | Условия возникновения; Жизнь и учение Иисуса Христа; Христ. церковь | Евангелия Епископ Патрирх Церковь | Знают о первых христианах; Понимают в каких условиях оно возникло в Риме; Называют прич. гонений на христиан; Приобщены к христианским ценностям, осознают их важность в формировании гуманистических качеств человечества | Комб. урок | §54 Зад.раб.тетр. Раб.по карте Пробл.з.-воп.3 Фронталь.опрос |
65 | Император Диаклетиан и Константин | 1 | Деятельность Диоклетиана; Реформы Диоклетиана и Константина; Победа христианства; Византия | Реформы Монарх | Дают характеристику личности и государственной деятельности Диоклетиана и Константина; Понимают важность и суть реформ, проведённых данными правителями; Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. отзыв на отв. однок | Комб. урок | §55 Зад.раб.тетр. Сообщение о Византии Фронталь.опрос Творч.задание |
66 | Падение Западной Римской империи. | 1 | Варваризация империи; Великое переселение народов; Раздел империи; Взятие Рима готами; Битва народов | Вандалы | Называют причины падения Западной Римской империи Имеют общее представление о Великом переселении народов; Понимают важность этого события для истории в целом; Продолж. формирование умений работать с ист. источником, текстом учебника и его илл., использ-ть дополнительные источники инф-ции; Формир. умений формулир. несложные выводы, давать уст. отзыв на отв. однок | Комб. урок | §56 Зад.раб.тетр. Раб.по карте Сообщение о взятии Рима Алларихом Пробл.з.-в.2,3,4 |
67 | ПОУ: Древний Рим | 1 | Знают/понимают основные этапы и ключевые события истории Др. Рима; Называют ыдающихся исторических деятелей, важнейшие достиж. культуры; Умеют показывать на ист. карте территории расселения народов и завоеваний римлян, границы гос-тв, города, места значитель. ист. событий; Рассказывают о них и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; Дают описание исторических событий и памятников культуры Д. Рима на основе текста и илл. материала учебника, Определяют на основе учебного материала причины и следствия исторических событий Древнего Рима | Викторина | Тестирование Индивид.зад. Термин.дикт. Хронол.задан. Творч.задан. | ||
68 | Итоговое повторение по курсу «История Древнего мира» | 1 | Умеют соотносить исторические процессы и отдельные факты; Выявляют существенные черты исторических процессов; Объясняют смысл изученных исторических терминов; Определяют причины и следствия важнейших исторических событий Истории Древнего мира; | Повтороит.-обобщ. урок | Тестирование Индивид.зад. Термин.дикт. Хронол.задан. Творч.задан. | ||
69 | Резерв | ||||||
70 | Резерв |
Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе
Знать/Понимать:
- Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);
- Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации
Уметь:
- Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
- Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
- Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
- Оперировать историческими понятиями и датами.
- Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
- Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
- предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
- участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
ЛИТЕРАТУРА
Книги для учителя
Учебная литература
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. В 2 вып. Выпуск I. Жизнь первобытных людей. Древний Восток. 9-е изд. – М.: Просвещение, 2005
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 класс. В 2 вып. Выпуск II. Древняя Греция. Древний Рим. 9-е изд. – М.: Просвещение, 2005
Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя. М., 1985.
Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира: Пособие для учителя. М., 1996.
История Древнего мира. 5 класс: Книга для чтения / Под ред. В.П.Будановой. М., 1999.
История Древнего Востока / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999.
История Древней Греции / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1999.
История Древнего Рима / Под ред. В.И.Кузищина. М., 1998.
Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1991.
Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.
Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1996.
Справочники
Археологический словарь / Пер. с англ. М., 1990.
Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия в 3 т. М., 1998. Т. 1: Классическая древность (до IV в. н.э.).
Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / Пер. с фр. СПб., 1996.
Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян / Пер. с фр. СПб., 1996.
Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения / Пер. с англ. М., 1997.
Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А.Токарева. Т. 1-2. М., 1991.
Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1990.
Санчурский Н.Б. Римские древности. СПб., 1886; М., 1995.
Словарь античности / Пер. с нем. М., 1989.
Хроника человечества. М., 1996.
Дополнительная литература
Вейнберг Й.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М., 1986.
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1988.
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995; 1996.
Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху / Пер. с англ. М., 1998.
Грант М. Классическая Греция / Пер. с англ. М., 1998.
Грант М. Двенадцать цезарей / Пер. с англ. М., 1998.
Грант М. Крушение Римской империи / Пер. с англ. М., 1998.
Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985.
Джонс А.Х.М. Гибель античного мира / Пер. с англ. Ростов н/Д, 1997.
Керам К. Боги, гробницы, ученые. СПб., 1994.
Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991.
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1992.
Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.
Кьера Э. Они писали на глине / Пер. с англ. М., 1984.
Матюшин Г.Н. У колыбели истории. М., 1972.
Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.
Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес Древнего мира. М., 1966.
Свенцицкая И.С. Раннее христианство. Страницы истории. М., 1988.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. М., 1989.
Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» римской республики. М., 1986.
Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992.
Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969.
Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., 1979.
Книги для учащихся
Ко всем разделам
Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира.
Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. В 2 ч.
К разделу «Жизнь и открытия первобытных людей»
Каратов С.Ю. Быстроногий Джар
Каратов С.Ю. Земля мамонтов
Каратов С.Ю. Каменный исполин
Рони Старший Ж. Борьба за огонь
Рони Старший Ж. Пещерный лев
Рони Старший Ж. Вамирэх
Д'Эрвильи. Приключения доисторического мальчика
Покровский С.В. Охотники на мамонтов
К разделу «Древний Восток»
Воронкова Л.Ф. След огненной жизни
Матье М.Э. День египетского мальчика
Матье М.Э. Кари, ученик художника
Рубинштейн Н.И. Глиняный конверт
Ян В.Г. Финикийский корабль
К разделу «Древняя Греция»
Воронкова Л.Ф. Мессенские войны
Воронкова Л.Ф.Герой Саламина
Воронкова Л.Ф. Сын Зевса. В глуби веков
Говоров А.А. Алкамен – театральный мальчик
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции
Лурье С.Я. Заговорившие таблички
Остроменская Н.Ф. Олимпийские игры
Триз Д. Фиалковый венец
К разделу «Древний Рим»
Джованьоли Р. Спартак
Езерский М. Аристоник
Линдсей Дж. Беглецы
Немировский А.И. Слоны Ганнибала
Остроменская Н.Ф. Ветеран Цезаря
Ян В.Г. Спартак
Электронные учебные материалы
Учебная программа «Тест-тренинг комплекс «Память»
Энциклопедия «Кругосвет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...
Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс
ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе на 70 часов....
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира по учебнику Вигасина А.А.
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира по учебнику Вигасина А.А.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение уч...