историко - краеведческий "Вечной памятью живи"
план-конспект занятия по истории (8 класс) по теме
внеклассное мероприятие для старших классов, посвященное Победе в Великой Отечественной и Афганской войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
историко - краеведческий час "Вечной памятью живи" | 30.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Историко -краеведческий час "Вечной памятью живи"
Цель: сохранение исторической памяти, традиций и преемственности поколений через художественное слово, музыку средствами искусства. Помочь учащимся эмоционально воспринять значение и содержание событий Великой Отечественной и Афганской войн.
Задачи:
1) Выявление связи военных событий великой отечественной войны и Афганистана с именами жителей Арского района и выпускников нашей школы.
2) Развитие монологической, устной речи умение выступать перед аудиторией. Развитие межпредметных связей.
3) Воспитание гражданственности и преданности Родине.
(Музыкальный фон.)
Предать забвенью,
Заасфальтировать бетон,
Взорвать собор, как лишнее строение,
На месте кладбища построить стадион.
Всё можно растерять, что собрано веками,
Заставить замолчать, расправами грозя,
Но только человеческую память,
Не заблокировать, и истребить нельзя
1 вед.: Течет река времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Зарыли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения.
2 вед.:4 долгих года,1418 дней и ночей, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества.Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский союз. На нашу землю было брошено 190 дивизий, огромное количество танков и самолетов. По советской земле двигались войска союзных Германии государств Италия, Финляндия, Румыния и Венгрия. Противник разработал «План Барбаросса» ведение молниеносной войны, намечало разгром Красной Армии, захват Москвы вывод немецко-фашистских войск в течение 8 недель на линию Архангельск-Астрахань.
1 вед.:Это была империалистическая, захватническая война со стороны Германии. Советское население они хотели превратить в рабов или уничтожить. Советский народ поднялся на войну против захватчиков, народ вел войну защищая честь, свободу и независимость своей Родины.
Фон “Священная война”
(Ученик)Война – жестче нету слова
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
В точке и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
2 вед.:Страна поднялась. Встали все, кто мог держать оружие в руках, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, скрывая свой настоящий возраст. И уходили, чтобы не вернуться.
1 вед.:До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим. Их знали только родные, одноклассники и друзья. Но пришёл час – и они показал, каким огромным может стать юное сердце, когда в нём разгорается священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
Тихо звучит песня «Вспомните ребята», на фоне которой идёт последующий текст ведущих
2 вед. : Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И они не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
1 вед.: Юные герои большой войны, они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Они воевали повсюду: в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу. И ни на миг не дрогнули юные сердца.
2 вед.:Их повзрослевшая юность была наполнена такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это было бы трудно поверить. Но это было! Было в судьбе обыкновенных мальчишек и девчонок.
(Загриева Миляша «Катюша»)
1 вед.: Из нашего района на фронт мобилизовано 25 тысяч человек, более 14 тысяч из них не вернулись…
2 вед. Четверым нашим землякам за отвагу в боях с фашистами присвоено звание Героя Советского Союза. Это
(1 Ученик) Ежков Валентин Фёдорович родился 27 мая 1922 года в Арском районе в семье рабочего. Ежков 19 августа 1943 года проявил героизм под деревней Степановка. Рота под его командованием отбила несколько атак противника, уничтожила 12 танков. Сам Ежков погиб в этом бою. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Так же он награждён орденом Ленина.
( 2 Ученик)Салихов ГатауллаСалихович родился 1 января 1924 года в деревне Нижние Оры Арского района республики Татарстан. С февраля 1943 года в действующей армии. Командовал отделением 518 стрелкового полка (Брянского фронта, 63 армии, 129 стрелковой дивизии). С 12 июля по 3 сентября 1943 года сержант Салихов геройски сражался у деревень Большой Маменков и Сетуха. С помощью снайперской винтовки и пулемёта уничтожил свыше 40 врагов. 27 декабря 1943 года ему дали звание Героя Советского Союза. Он награждается орденом Ленина, медалью Великой Отечественной Войны 1 степени, орденом Красного Знамени.
(3 Ученик) Сафин НакипСафиевич родился в 1921 году в деревне Мирзям Арского района. С июня 1941 года участвовал в Великой Отечественно Войне. Командир 19 отдельного моторизованного отделения по строительству паромных мостов сержант Сафин 28 сентября 1943 года около деревни Солошино переправляет на правый берег Днепра первую группу бойцов. Потом паром переправил танки и артиллерию. 20 декабря 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Был награждён двумя орденами Ленина, орденами Отечественной Войны 1 и 2 степени и медалями.
(4 Ученик)Сафиуллин ГаниБиккинович родился 1 июня 1905 года в деревне Старый Кишет Арского района в семье крестьянина. 25 сентября 1943 года стрелковый корпус под командованием генерал-майора Сафиуллина, входивший в состав 7 гвардейской армии, форсировал Днепр около деревень Бородаевка и Домоткань(Днепропетровская область, район Высокий Днепров). Силами артиллерийского полка и дивизии отбил множество контратак врага и в ходе пятидневного боя занял плацдарм длинной 25 и шириной 15 километров и плотно там закрепился. Получил звание Героя Советского Союза 26 октября 1943 года.Был награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Кутузова и Суворова 2 степени, орденом Красной звезды и медалями.
1 вед.: Кроме солдат погибших на поле боя были миллионы жертв мирного населения. Фашисты превратили в руины наши города и села, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях. На оккупированных территориях фашисты установили «новый порядок». На этих территориях создавались лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы, гетто. Производились зверские расправы над людьми.
(6 ученик) Все дальше вглубь истории года
Отодвигают время так нещадно
Но память как бурлящая вода
Дробит гранит былого беспощадно.
(7 ученик) Не заглушить, не вытоптать годам,
Тот длинный путь, что много крови выпил
Как в дом родной нагрянула беда
И первый прогремел смертельный выстрел.
(8 ученик) Не заглушить победный тот салют,
Гремевший над землей, во имя жизни,
И павшие из памяти встают
Погибшие за честь родной отчизны
2 вед.:На протяжении всей истории Россия не раз была вовлечена в какой-нибудь военный конфликт. Мы говорим – война, не уточняя, какая именно. И чем совершеннее становилось человечество, тем изощреннее и бесчеловечнее войны. От мечей и стрел до ядерного оружия. Многое повидала наша Родина.
1 вед.:К сожалению, великая отечественная война была не последней войной XX века для нашей Родины.
2 вед.:Острой болью звучат слова “горячие точки” – Афганистан, Чечня… и вновь гибнут ребята.
Музыкальный фон.
чтец: Уже идёт которая весна
Без свиста пуль в афганской круговерти,
Но горы вновь ко мне приходят в снах,
Те горы, на которых море смерти.
Пустыня огрызнулась горячо,
В песках скрывая призрак каравана,
Всё было, всё осталось за плечом,
Но век мне не забыть Афганистана.
чтец: Память, память, за собою позови
В те далёкие промчавшиеся дни,
Ты друзей моих погибших оживи,
А друзьям, живущим молодость верни.
Память, память, ты же можешь, ты должна
На мгновенье эти стрелки повернуть,
Я хочу не просто вспомнить имена,
Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть!
Ведущий: 15 февраля 1989 года колёса последнего бронетранспортёра коснулись родной земли. Всё. Конец войне, долгой, растянувшейся на 9 лет и 2 месяца. Девять лет в жизни нашей страны был Афганистан… и его не было, потому что люди, принявшие решение о вводе наших войск, потребовавшие от солдат не просто исполнения воинского долга, но мужества и стойкости, в себе не нашли мужества сказать своему народу правду об этой войне. Но в памяти людской ей ещё долго жить, потому что её история написана кровью солдат и слезами матерей, обелисками со звёздочками и фронтовым ветром, ворвавшимся в нашу жизнь стихами и песнями. По некоторым источникам война обошлась Советскому Союзу в 50 миллиардов долларов! Ежедневно отправлялись в Афганистан тысячи машин с горючим, боеприпасами, продовольствием, военным снаряжением. На аэродромы приземлялись десятки транспортных самолётов с грузами для воюющей армии.
чтец: В действующей армии проходили службу наши земляки, выпускник нашей школы, не вернувшийся с этой войны Лотфуллин Марат. (Звучит песня «Чёрный тюльпан» А. Розенбаума)
чтец: Война нанесла не только моральный урон. По данным статистики около 330000 солдат вернулись из Афганистана израненными. Певец Александр Розенбаум не раз бывал у наших воинов – афганцев в самых горячих точках, попадал под огонь вражеского обстрела, сам убедился, насколько сложна и опасна служба в Афганистане.
чтец: Певец не смог сдержать рыдающего стона, когда впервые увидел цинковые гробы, которые бережно выносили наши мальчишки с непокрытыми головами в спецсамолёт с гордым названием «Чёрный тюльпан». В гробах лежали парни, которым будет вечно по 20 лет. Они отправлялись в свой последний путь на Родину.
чтец: Прости, что я не добежал до вражеского дзота,
За 100 шагов в прицел попал чужого пулемёта.
Прости за то, что в том бою не думал о тебе,
В чужой стране, в чужом краю, на выжженной земле.
чтец: Более 13000 матерей не услышали от своих сыновей: «Мама, я жив!»
чтец. Что теперь с нами стало, как Россия устала.
И какая еще ждет Россию война?
Нам не хочется крови и не надо нам славы,
Нас так мало осталось, а Россия одна…
чтец: Нам в ушедших нельзя воплотиться,
Возвратить им угаснувший свет,
И минута молчания длится в тех,
кто вынул счастливый билет.
чтец:Светлая память всем тем,
Кто не вернулся с войны,
Кто стал частичкой тишины,
Кто лег в горах и не проснулся
От необъявленной войны.
Почтим память тех, кто отстоял мир, ценой жизни. Объявляется минута молчания.
(Звучит музыка «Расплескалась синева» в исполнении «Голубых беретов»)
чтец:Российские солдаты, вернувшиеся с афганской войны, принесли с собой обновлённую любовь к Родине. Они в какой-то мере вернули нам высокое понятие патриотизма, мужества, воинского и человеческого долга.
чтец: Пройдут годы. Многое забудется, затянутся раны, напоминая о себе к непогоде. Потускнеют боевые награды. У афганцев растут дети, которые будут знать о той войне, на которой побывали их отцы. Но эта война останется в нашей памяти ничем неизгладимой
трагической меткой.
чтец: Война свои «подарки» раздала:
Кому звезду на грудь, кому на холмик,
Кого-то развенчала догола,
А кто-то вписан в жизни многотомник.
Пусть 10 или 20 лет пройдёт,
И время врачевать умеет раны,
Давайте помнить тех, кто не пришел
С полей войны.
(Саляхова Зарина «Алые паруса»)
1 вед.: Войну хочется забыть. Трудно человеку жить с такой жестоко нагруженной памятью, с такой измученной душой. Но что будет с нами, если люди забудут ее и не передадут нам свою память?
Какими мы будем без нее в нашем большом и тревожном мире?
2 вед. : И все-таки, память жива в нас. Она находит десятки путей, чтобы не покинуть человеческое сердце. Это она соединяет прошлое и будущее.
1 вед.:Война. Она противна прежде всего женщине. Это слово вселяет в сердце матери ужас, гнев: не на смерть и муки рожает она человека, любая мать мечтает о счастливой жизни своих детей.
2 вед.:Но сейчас, в настоящее время тревога не может покинуть нас, потому что она стала стучаться в каждый дом. Войны последних десятилетий породили страшное слово: терроризм. Без объявления войны рушатся стены домов, погребая под завалами ни в чём не повинных людей, происходит захват заложников. Всё это результат забвения памяти, которое порождает беспечность по отношению к Родине. Допускать этого никак нельзя, потому что Родина – одна и она нуждается в нашей защите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Вечной памятью живы!"
Подрастающее поколение все дальше и дальше уходит от тех суровых военных годах Великой Отечественной войны. И чтобы не оборвалась связь времен, мероприятия военно-патриотической направленности н...
Вечной памятью живы
Пояснительная записка. 9 января 2012 года Президент подписал Указ«О проведении в Российской Федерации Года российской истории». В целях привлечения внимания общества к российской истории и рол...
" ВЕЧНОЙ ПАМЯТЬЮ ЖИВЫ"
Сценарий встречи с ветеранами Великой отечественной войны....
Мероприятие, посвящённое 67- летию Победы в Великой Отечественной войне «Вечной памятью живы…»
У времени есть своя память - история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, р...
Презентация историко-краеведческого музея "Живая нить истории"
В презентации раскрываются основные фнкции музея-коммуникация - процесс общения, сбор и передача информации, воспитание живущих, образование в своей совокупности живой нити истории...
Сценарий внеклассного мероприятия - вечера памяти "Вечной памятью живы"
Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы" разработано для учащихся от 11 до 18 лет, их родителей и ветеранов Великой Отечественной войны. Представляет собой музыкально-ли...
Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы".
Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы" разработано для учащихся от 11 до 18 лет, их родителей и ветеранов Великой Отечественной войны. Представляет соб...