Начало Великой Отечественной войны
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Дударова Светлана Ивановна

Данный урок является одним из ключевых при изучении раздела «Великая Отечественная война», так как формирует представление о первом этапе войны, причинах неудач советских войск в первые месяцы войны, героическом сопротивлении советского народа фашистским захватчикам и значении битвы под Москвой  в разгроме гитлеровской Германии.  В ходе урока используются ИКТ, в частности презентация, включающая карты, фото и видео-материалы, музыкальные фрагменты. Для воссоздания исторической обстановки накануне войны учащиеся 9 класса создали небольшую инсценировку. Урок помогают вести 2 ведущих из числа учеников класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc62.5 КБ
Office presentation icon nachalo_vovnachalo_prezentatsii.ppt2.77 МБ
Office presentation icon nachalo_vov_chast2.ppt2.73 МБ
Office presentation icon nachalo_vovchast3.ppt2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

с использованием информационно-коммуникативных технологий

Предмет: история, урок формирования новых знаний с элементами инсценировки

Тема: Начало Великой Отечественной войны

Продолжительность: 1 урок (40 минут)

Класс: 9 класс

Технологии: презентация по теме, диск "От Кремля до Рейхстага", видеофрагменты

Аннотация: Данный урок является одним из ключевых при изучении раздела «Великая Отечественная война», так как формирует представление о первом этапе войны, причинах неудач советских войск в первые месяцы войны, героическом сопротивлении советского народа фашистским захватчикам и значении битвы под Москвой  в разгроме гитлеровской Германии.  В ходе урока используются ИКТ, в частности презентация, включающая карты, фото и видео-материалы, музыкальные фрагменты. Для воссоздания исторической обстановки накануне войны учащиеся 9 класса создали небольшую инсценировку. Урок помогают вести 2 ведущих из числа учеников класса. На уроке учитель сочетает словесные и наглядные методы, методы иллюстрации и кинопоказа, проблемный метод, поисковый.

Практическая реализация: урок был апробирован 2011-1012 учебном году в 9 классах

Конспект урока

Цели урока:

Обучающая - дать представление о начале Великой Отечественной войны и главном сражении первого этапа войны – Московской битве;  активизировать познавательную активность

Развивающая - продолжить формирование умений и навыков работы с презентацией Power Point, с историческими документами; с исторической картой, электронными базами данных

Воспитательная - воспитывать уважение к историческому прошлому, ветеранам Великой Отечественной войны,  патриотические качества.

Ход урока

Оргмомент.

-Приветствие учащихся

Основной этап. Изучение новых знаний

На экране слайд №1. Начало Великой Отечественной войны.

Мотивация. Учитель: На рассвете 22 июня, в один из самых длинных дней в году, Германия начала войну против Советского Союза. В ранний предрассветный час 22 июня 1941 года ночные наряды и дозоры пограничников, которые охраняли западный государственный рубеж Советской страны, заметили странное небесное явление.  На западном крае чуть светлеющего предутреннего неба, среди уже потускневших звезд самой короткой летней ночи вдруг появились какие-то новые, невиданные звезды. Непривычно яркие и разноцветные, как огни фейерверка – то красные, то зеленые, – они медленно и безостановочно плыли сюда, к востоку. И вместе с их появлением оттуда, с запада, донесся рокот множества моторов. Этот рокот быстро нарастал, заполняя собою все вокруг, и наконец разноцветные огоньки проплыли в небе над головой дозорных, пересекая невидимую линию воздушной границы. Сотни германских самолетов с зажженными бортовыми огнями стремительно вторглись в воздушное пространство Советского Союза. Началась Великая Отечественная война – война, которая унесет 27 000 000 жизней советских людей, оставит миллионы людей без крова над головой, принесет неисчислимые бедствия советскому народу. В этой войне сражались, погибали, совершали боевые и трудовые подвиги ваши дедушки и бабушки. А ведь они были так молоды в далеком июне 1941 года, так много ждали хорошего впереди.

Слайд №2. Предвоенная мирная жизнь. Звучит песня в исполнении С.Т.Никитиных «Рио-Рита». Под музыку танцует пара

Ведущий:

Июнь. Россия. Воскресенье.

 Рассвет в объятьях тишины.

 Осталось хрупкое мгновенье

 До первых выстрелов войны.

Ведущий:

 Через секунду мир взорвётся,

 Смерть поведёт парад-алле,

 И навсегда погаснет солнце

 Для миллионов на земле.

Слайд №3. Видеофрагмент «Первые дни войны» (продолжительность - 4 минуты)

Слайд №4. Люди слушают объявление о начале войны, первые фото. Речь Левитана

Ведущий: Уже  два  года  немецкие  войска  форсированным  маршем  шли  по  Европе, завоёвывая  государство  за  государством. Внезапное  нападение  на  Советский Союз  и  захват  Москвы  для  фашистов  означал  надежду  на победу во   Второй  мировой  войне

Учитель: Почему фашистам удалось так быстро оккупировать огромные территории на западе СССР, в чем были причины неудач Красной Армии? На прошлом уроке вы, ребята, получили задание, используя различные источники, в том числе и опрос старшего поколения, найти ответы на данный вопрос. (Учитель выслушивает ответы ребят, подытожив их в слайде №5)

Ведущий: Фашисты  рассчитывали  в  первые  же недели  своего  наступления  захватить  Москву, уничтожить  значительное  число  её  жителей, город  разрушить  и  затопить.  Фашисты  были  настолько  уверены  в  успехе  наступления, что  заранее  разработали  план  уничтожения  Москвы: «Там, где  сегодня  стоит  Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет…столицу русского  народа». Слайд №6. Страница немецкого плана «Тайфун»

Ведущий: Вся  страна  от  мала  до  велика,  поднялась  на  борьбу  с  фашистами.    Враг  имел  превосходство  по  силе, мощи, опыту  ведения  войны  в  современных  условиях. Советские  воины  сдерживали  натиск, вернее  очень  старались  его  сдержать, но  приходилось  отступать. Многие  населённые  пункты  были  заняты  вражескими  войсками. ( музыка «Священная война», слайд №№ 7,8 первых дней войны)

Ведущий: Операция «Тайфун» началась 30 сентября. Вначале гитлеровцы действовали успешно, они окружили советские войска западнее Вязьмы. Эти войска оказали врагу яростное сопротивление. Увязнув здесь, фашистская пехота не смогла своевременно поддержать танковые группы, устремившиеся к Москве. Тем временем советское Верховное Главнокомандование подтянуло резервы в район Можайска, тем самым усилив линию обороны на Московском направлении (слайд №9).

Ведущий: С 13 октября разгорелись ожесточенные бои на всех главных направлениях, ведущих к Москве. В связи с приближением фронта непосредственно к столице государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации из Москвы некоторых правительственных учреждений, дипломатического корпуса, а также крупных оборонных заводов, научных и культурных учреждений. (слайд №10)

Ведущий: 19 октября 1941 г. в столице и прилегающих к ней районах было введено осадное положение. Во второй половине октября гитлеровцы продолжали рваться к Москве. Немецко-фашистские войска захватили Калинин и Орел, вышли на подступы к Туле. Враг оказался в 80-100 км от Москвы. Однако план гитлеровского командования, рассчитывавшего взять Москву в середине октября, до начала холодов, был сорван. Силы врага были серьезно истощены, а его ударные группировки растянуты.

Ведущий: Особенно прославилась в боях дивизия генерал-майора Ивана Панфилова. 16 ноября у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе горстка бойцов-панфиловцев ценой своей жизни четыре часа отбивала танковые атаки. Немцы так и не смогли пройти и потеряли 18 танков. Возглавлявший эту группу политрук Василий Клочков сказал слова, которые стали впоследствии девизом всей обороны столицы: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!». Менее известен подвиг 11 сапёров, вышедших на разминирование дороги и смело вступившими в схватку с 20 танками у деревни Строково. Из 20 танков они подбили 7 и все погибли.(слайд №11)

Ведущий: С  первых  же  дней  войны  жизнь  Москвы, как  и  всей  страны, стала  быстро  меняться. Мужчины вливались в  ряды  Красной  Армии  и  народного  ополчения. Большинство  оставшихся  в  военной  Москве  предприятий  выпускало  военную  продукцию (слайды №№ 12,13)

Ведущий: Женщины и  дети, занявшие  места  ушедших  на  фронт  мужей,  отцов  и  братьев  у  станков, точили  снаряды, делали  мины, шили  рукавицы, солдатские  гимнастёрки. Те, кто  по  каким-то  уважительным  причинам  не  попали  на  фронт, помогали  ему,  как  могли: тушили  фугасные  бомбы  во  время  налётов  вражеской  авиации, вязали  фронтовикам  тёплые  вещи, собирали  посылки  бойцам, ухаживали  в  госпиталях  за  ранеными. (слайд № 14)

Ведущий: Москвичи, оставшиеся  в  тылу, были  мобилизованы  на  рытьё  противотанковых  рвов  на  Можайской  линии  обороны. 450 тысяч  москвичей, невзирая  на  холод, дождь, строили  оборонительные  рубежи. На  отдельных  участках  молодые  женщины  вынуждены  были  стоять  по  колено  в  холодной  грязи  и  выбрасывать  наверх  мокрую, сырую, тяжёлую  глину (слайды №№ 15,16)

Ведущий: Городской  оборонительный  рубеж  состоял  из  трёх  позиций: по  Окружной  железной  дороге, Садовому  и  Бульварному  кольцам. Городские  магистрали  перегораживались  баррикадами, усиленными  противотанковыми  ежами  и  надолбами. (слайд №17) 

Ведущий: Изменился  облик  города. Окна  в  домах  затемнены, стёкла  крест-накрест  заклеены  полосками  бумаги. Важнейшие  архитектурные  сооружения  замаскированы. В  небе  парят  десятки  аэростатов, между  которыми  натянуты  сети. На  площадях  и  дворах  установлены  зенитные  орудия  для  защиты  города  от  немецкой авиации. Длинные, пронзительно-голубые  лучи  прожекторов  скользят  по    небу, выхватывая из  темноты  немецкие  самолёты. Москвичи каждый день были  вынуждены по сигналу «Воздушная тревога», спускаться в метро или бомбоубежище (слайд №18, 19) Звуки воздушной тревоги

Ведущий: «Первая воздушная тревога. Все части ПВО столицы были приведены в боевую готовность. На подступах к Москве вражеских бомбардировщиков встретили наши истребители. Зенитная артиллерия открыла заградительный и прицельный огонь. Один из сбитых самолётов был установлен в Москве на площади Свердлова для всеобщего обозрения. (слайд №20)

Ведущий: К городу прорывались лишь одиночные самолёты. На ближних подступах к городу их встречали зенитчики, а на дальних - колонны бомбардировщиков рассеивались нашими отважными лётчиками-истребителями. На весь мир прозвучало тогда имя московского парня Виктора Талалихина. В ночном бою он таранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран. Отважному лётчику было присвоено звание Героя Советского Союза. (слайд №21,22)

Ведущий: За время налётов на Москву, с июля по декабрь 1941-го года, войска ПВО отразили атаки 7146-ти вражеских бомбардировщиков. К столице смогли прорваться 229 самолётов. Но они не причинили серьёзного ущерба городу. Москва осталась недосягаемой для фашистской авиации…

Ведущий: 15 ноября гитлеровское командование снова повело свои войска в «последнее» наступление на Москву. Оно перегруппировало силы так, чтобы большинство танковых и механизированных дивизий находились теперь на флангах Центрального фронта и вело наступление на Москву с севера и юга, пытаясь охватить ее железными клещами. Началась решающая фаза Московской битвы.

Учитель: Сейчас Вашему вниманию будет предоставлен отрывок из фильма «Маршалы Победы». Ответьте на вопрос: Каковы причины победы советских войск под Москвой? 

Слайд  №23. Отрывок из фильма «Маршалы Победы»  ( продолжительность – 7 минут). Проверка выполнения задания

Учитель: Давайте подведем итоги первого этапа войны. В ходе беседы выявляются следующие отличительные черты данного этапа войны.

  • большие людские и материальные потери СССР
  • оборонительные сражения
  • перевод экономики на военные рельсы
  • провал плана «молниеносной войны» (слайд №24)

Ведущий: Разгром фашистских войск под Москвой стал решающим военно-политическим событием первого года Великой Отечественной войны. Одержав победу под Москвой, наши войска окончательно похоронили фашистский план «молниеносной войны» и развеяли миф о непобедимости германской армии. Провалились расчеты гитлеровцев на непрочность советского общественного и государственного строя, советского тыла. В итоге гитлеровское командование вынуждено было перейти к стратегической обороне на всем советско-германском фронте. 

Ведущий: «За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы СССР города Москвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в великой отечественной войне 1941-1945 годов Президиум Верховного Совета СССР Указом от 8 мая 1965 года присвоил городу Москве почётное звание «Город-герой! С вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». (слайд №25)

Песня о Москве. Кадры современной Москвы

«И врагу никогда не добиться,

 Чтоб склонилась твоя голова,

 Дорогая моя столица,

 Золотая моя Москва».

Ради победы в битве под Москвой отдали свои жизни более двух миллионов человек. Сегодня мы выражаем глубокую благодарность всем участникам битвы за Москву, оставшимся в живых и склоняем головы перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице – Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними! (слайд №26)

Домашнее задание: п.29, ответить письменно на вопрос: В чем значение победы Красной Армии под Москвой? Выйти на сайт http://www.podvignaroda.mil.ru/,  найти информацию о родственниках, участвовавших в сражениях ВОВ

Список использованной литературы

1)Данилов А.А., Косулина Л.Г., М.Ю.Брандт. История России, Москва, «Просвещение», 2010 год.

2)Поурочные планы по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России XX век, составитель Кочетов Н.С., Волгоград, 2003 год.

3)Поурочные планы «Уроки истории» Петрович В.Г., Петрович Н.М., Москва, Творческий центр «Сфера», 2002 год.

4)Электронный учебник «История России. XX век»

 5)Электронный учебник «ОТ КРЕМЛЯ ДО РЕЙХСТАГА»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Начало Великой Отечественной войны

Слайд 5

Причины неудач СССР на первом этапе войны Военный потенциал Германии, подчинивший себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе Красная Армия уступала в профессионализме сказались репрессии в армии накануне войны просчеты советского руководства в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности Демонтаж старых укреплений на границе, задержка с возведением новых

Слайд 6

Обложка немецкого плана «Тайфун», предусматривавшего окружение и уничтожение Москвы

Слайд 7

Немецкий солдат с удовольствием позирует на фоне горящей русской деревни

Слайд 8

Дети под бомбежкой

Слайд 11

Памятник у разъезда Дубосеково, увековечивший бессмертный подвиг героев-панфиловцев

Слайд 12

Сборка автоматов ППШ на одном из заводов Москвы (1941 г.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Бомбардировка Москвы фашистами

Слайд 5

В подземном зале станции метро «Площадь Маяковского» во время воздушной тревоги (1941 г.)

Слайд 6

Виктор Талалихин – летчик, первым совершивший ночной таран в небе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Москва, июль-август 1941 г. Сбитый немецкий самолет на площади Свердлова.

Слайд 4

Итоги первого этапа ВОВ большие людские и материальные потери СССР оборонительные сражения перевод экономики на военные рельсы провал плана «молниеносной войны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории "Начало Великой Отечественной войны"

разработка урока истории для 9 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Начало Великой Отечественной войны"....

Демо-тест на тему: "Начало Великой Отечественной войны."по учебнику "История России XX век начало XXI века" 9 класс

Демо-тест к теме: "Начало Великой Отечественной войны." составлен по учебнику Д.Д. Данилова, Д.В. Лисейцева и др. "История России  XX век начало XXI века" для 9 класса. Перед использованием теста...

Изучение Второй Мировой войны посредством видеоматериалов. Начало Великой Отечественной войны

В настоящее время современная школа располагает богатым арсеналом информационно-коммуникативных технологий, начало чему было положено еще в девяностые годы двадцатого столетия. С тех пор это направлен...

11 класс Начало Великой Отечественной войны. Поражение Красной армии в первые месяцы войны. (22 июня — декабрь 1941 г.).

Урок изучения нового материала на основе анализа исторических источников. Данный урок проводится в 11 классе в группе социально-гуманитарной направленности. Урок углубления и систематизаци...

Презентация к уроку для 10 класса «Начало Великой Отечественной войны.Первый период войны. 22.07.1941- ноябрь 1942 г."

Презентация к уроку для 10 класса «Начало Великой Отечественной войны.Первый период войны. 22.07.1941- ноябрь 1942 г." Презентация соотвествует аналогичному названию параграфа в учебни...