Виды компетентностно-ориентированных заданий по истории
учебно-методический материал по истории на тему
В материале представлены различные виды компетентностно-ориентированных заданий по истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_kompetentnostno-orientirovannyh_zadaniy.docx | 43.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО КАЖДОМУ ТИПУ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ:
1. Задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов:
1) задание в форме вопроса:
Выберите один правильный ответ из предложенных и занесите в бланк ответов.
Кто был автором теории «официальной народности» ?:
А) Н.Г. Устрялов Б) Н.В. Кукольник В) М.П. Погодин Г) С.С. Уваров
Правильный ответ: Г.
Оценивание: 1балл, если дан правильный ответ.
2) задание в форме повествования:
Выберите один правильный ответ из предложенных и занесите в бланк ответов.
К деятелям русской литературы и искусства начала ХХ века не относится:
А) Ф. Достоевский Б) Н. Рерих В) В.В. Маяковский Г) К. Петров – Водкин
Правильный ответ: А.
Оценивание: 1балл, если дан правильный ответ.
2. Задание на множественный выбор:
Выберите три правильных ответа из предложенных и занесите в бланк ответов.
Какие три из перечисленных положений являются причинами поражения России в Крымской войне 1853- 1856 гг:
Варианты ответов:
- Предательство союзников
- Отсутствие у России союзников в войне
- Политическая изоляция России
- Малочисленность армии
- Военно- техническая отсталость России
- Бездарность военного командования.
Правильный ответ: 2; 3; 5.
Оценивание: 1 балл, если дано 3 правильных ответа.
0 баллов, если допущена 1 и более ошибка.
3. Задание с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов:
(Задание)
Выберите один правильный ответ из предложенных и занесите в бланк ответов.
Определение « Идеология и политика, состоящие в проповеди национальной
исключительности и национального превосходства, направленные на разжигание
национальной вражды и натравлении одной нации на другую в интересах одной
нации» относится к понятию:
а) ксенофобия
б) геноцид
в) дискриминация
г) национализм
Правильный ответ: г
Оценивание: 1 балл, если дан правильный ответ.
4. Задание с альтернативным ответом:
В списке приведены тенденции, характеризующие развитие современного образования. Установите верность или ложность утверждений ( « ДА» или « НЕТ») и занесите ответы в таблицу.
№ | Утверждение | Да | Нет |
1 | Сокращение продолжительности образования | ||
2 | Гуманизация образования | ||
3 | Усиление сословного характера образования | ||
4 | Гуманитаризация образования | ||
5 | Отказ от преподавания общественных наук | ||
6 | Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем | ||
7 | Компьютеризация процесса образования | ||
8 | Непрерывность образования | ||
9 | Богословско-теологический подход к современному образованию | ||
10 | Демократизация системы образования |
Правильные ответы: 1, 3,5,9 – нет; 2,4, 6, 7, 8, 10 – да.
Оценивание: при 10 правильных ответах – 2 балла; допущена 1 ошибка- 1 балл, допущено 2 и более ошибок – 0 баллов.
5. Задания на установление соответствия:
Установите соответствие между понятиями и их определениями. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите в ячейки внизу
Понятие | Толкование понятия | ||
1) | Барщина | А) | Народное сказание о подвигах героев |
2) | Посад | Б) | Совет знати в Великом княжестве Литовском |
3) | Рада | В) | Труд зависимых крестьян в хозяйстве землевладельца |
4) | Былина | Г) | Община у восточных славян |
Д) | Торгово-ремесленная часть города |
1)____ 2)_____ 3) _____ 4)____
Правильный ответ: 1-В; 2-Д; 3-Б; 4) А
Оценивание: 1балл, если установлено правильное соотношение;
0 балл, если допущена 1 и более ошибка.
6. Задания на установление правильной последовательности:
(Задание) Укажите хронологическую последовательность событий, связанных с польско- шведской интервенцией в Россию в начале XVII века.
1. Начало осады Смоленска войсками Сигизмунда III
2. Создание Прокопием Ляпуновым первого ополчения
3. Правление Василия Шуйского
4. Вступление отрядов Лжедмитрия I в пределы России
5. Создание К. Мининым и Д. Пожарским второго ополчения.
Правильный ответ: 4,3,1,2,5.
Оценивание: 2 балла, если задание выполнено верно, 1 балл – если верно указаны 3 первых события из 5; 0 баллов - если не указана верно последовательность.
7. Задание на сортировку (ранжирование):
Расположите типы обществ по мере их появления согласно формационному подходу:
Получившуюся последовательность букв перенесите в таблицу.
Варианты ответов:
1) рабовладельческое
2) первобытное
3) капиталистическое
4) коммунистическое
5) феодальное
Правильный ответ: 2, 1, 5, 3,4.
Оценивание: 1 балл, если задание выполнено верно; 0 баллов – если задание выполнено неправильно.
8. Задание на исключение лишнего:
Все перечисленные ниже слова, за исключением одного, относятся к понятию « приобретённый статус»: врач, мужчина, демократ, садовод. Укажите лишнее слово, « выпадающее» из этого ряда. Впишите его в строку____________________.
Правильный ответ: мужчина, так как это – врождённый статус.
Оценивание: 1 балл, если задание выполнено верно; 0 баллов – если задание выполнено неправильно.
9. Задание на завершение предложения:
Прочитай приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выбери из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на месте пропуска.
« Исторический ………..(1) растянулся на тысячелетия и рассматривает разные этапы развития человеческого общества вплоть до наших дней. Он интегрирован в социальные………(2), являющиеся неотъемлемой его сущностью: ………………(3) людей индивидов, социальных групп), продукты человеческой ………….( 4) ( материальные, духовные), суждения, высказывания ( теории, идеи, концепции). Его основу составляют……( 5), т.е. те или иные прошедшие или проходящие факты или явления общественной жизни. Именно в них воплощаются экономические, социальные, политические и культурные связи и ………….( 6).
А) отношение
Б) прогресс
В) фактор
Г) процесс
Д) опыт
Е) действие
Ж) событие
З) деятельность.
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному Вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Правильный ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
г | в | е | з | ж | а |
Оценивание: 2 балла за правильный ответ, 1 балл, если допущена 1 или 2 ошибки, 0 баллов, если допущено 3 и более ошибки.
10. Задание на дополнение:
Прочтите отрывок из записок революционера Н. Шелгунова и назовите имя правителя Русского государства.
« Мне совсем не нравится______________________ как царь, но я преклоняюсь перед ним как перед диктатором. В чём была сила его? В том, что он разбил старые формы Московской Руси и ускорил естественный ход вещей, в двадцать лет сделав то, что многие московские цари тяпали да ляпали целях двести ».
Ответ:___________________
Правильный ответ: Иван Четвертый ( или Иван Грозный).
Оценивание: 1балл за правильный ответ.
11. Задание с неструктурированным ответом:
Пример 1.
Расположите в правильной последовательности законы, характеризующие этапы процесса закрепощения крестьян в России: а) указ о « заповедных летах», б) указ о Юрьевом дне (по « Судебнику» Ивана III), в) указ об « урочных летах», г) « Соборное Уложение».
Получившуюся последовательность букв перенесите в таблицу.
Правильный ответ: б, а, в, г. ( указ о « Юрьевом дне», указ о « заповедных летах», указ об « урочных летах», « Соборное Уложение»).
Оценивание: 1балл за правильный ответ.
Пример 2.
Составьте определение понятия « государство», расположив слова, приведенные ниже, в правильном порядке:
1) Власть, 2) на, 3) общества, 4) определенную, 5) организация, 6) особая, 7) политическая, 8) распространяющая, 9) свою, 10) территорию.
Правильный ответ: 6,7,5,3,8,9,1,2,4,10.
Государство – особая политическая организация общества, распространяющая свою власть на определенную территорию
Оценивание: 1балл за правильный ответ.
12. Задание с лишними данными:
Прочтите отрывок из сочинения современного историка, укажите лишние данные и имя царя, о начале правления которого идёт речь. Укажи номера предложений, содержащих лишние данные. В бланк ответа впишите получившуюся последовательность цифр.
« ( 1) К этому времени молодому государю исполнилось 13 лет.(2) Он находился под пристальным наблюдением братьев матери Юрия и Михаила Глинских. ( 3) Название рода объясняется тем, что в XV веке его представители владели городом Глинском (в настоящее время село Глинск Роменского района Сумской области, Украина. ( 4) Первый Глинский, надёжно зафиксированный источниками, — князь Борис, который в 1437 году присягал на верность польскому королю Владиславу III. ( 5) В Келейной книге и Синодальном списке, составленных много позже смерти последнего Глинского, род прослежен от темника Мамая, сын которого якобы выехал из Крыма и создал в приграничье между Золотой Ордой и великим княжеством Литовским автономное княжество.( 6) На их же сторону перешёл митрополит Макарий. ( 7) Глинским было нетрудно использовать в своих интересах молодого государя, чтобы его руками расправиться со своими политическими противниками».
Ответ:__________________________________
Правильный ответ: лишними является предложения под № 3,4,5, речь в отрывке идёт о Иване IV (Грозном).
Оценивание: 2 балла (1 балл ставится, если правильно указаны лишние данные, 1 балл- если правильно указано имя царя).
13. Задание с кратким ответом:
Укажите пропущенное слово. На берегах реки ………. произошло первое сражение русских дружин с ордынцами в 1223 году. Запиши пропущенное слово в бланк ответа.
Ответ:_________________.
Правильный ответ: река Калка.
Оценивание: 1 балл за правильный ответ.
14. Вопросы с противоречивыми данными:
Прочти задание и выбери один правильный ответ:
Организаторами народного ополчения, освободившего Москву от поляков в период «Смутного времени», были:
- Прокопий Ляпунов и Кузьма Минин
- Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин
- Прокопий Ляпунов и Дмитрий Пожарский
- Дмитрий Пожарский и Василий Шуйский
Правильный ответ: 2
Оценивание: 1 балл за правильный ответ.
15. Задания с недостаточными данными (многовариантные тестовые задания):
Определи, по какому принципу записаны даты отечественной истории, допиши ряд своим примером и поясни: 1497, 1581, 1597…
Правильный ответ: В данном ряду указаны годы, которые отражают основные этапы закрепощения крестьян в России. Данный ряд можно дополнить датой 1649. В 1649 году вышло « Соборное Уложение», которое окончательно (законодательно) утвердило крепостное право в стране.
Оценивание: 3 балла ( 1 балл, если верно указан признак, по которому сгруппирован ряд, 2 балла - верно указан признак, по которому сгруппирован ряд, добавлена еще одна дата; 3 балла - верно указан признак, по которому сгруппирован ряд, добавлена и объяснена дата.)
16. Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа:
Прочти задачу и выбери один верный ответ.
Царь начал править в 23 году до н.э, а умер в 12 году н.э..Сколько лет он правил?
А) 40 лет
Б) 89 лет
В) 35 лет
Г) 75 лет
Правильный ответ: В
Оценивание: 1 балл за правильный ответ.
17. Расчетные задания на вычисление ответа:
Прочти задачу и дай верный ответ. Ответ запиши.
В 1985 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 784 года первое и 920 лет второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько раньше?
Правильный ответ: Второе захоронение было сделано раньше на 136 лет.
Оценивание: 1 балл за правильный ответ.
18. Комбинированные задания:
Познакомься с ответом ученика на вопрос учителя и постарайся сформулировать вопрос, который был задан ученику.
Ответ ученика: Он никогда не нападал на врага, не предупредив его. Совершал военные походы на Оку в землю вятичей, на Волгу, Северный Кавказ и Дунай; разгромил Хазарский каганат, в результате его походов Волжский торговый путь стал открыт для русских купцов.
Впиши свой ответ в строку:_____________________________________________________
Возможные варианты ответа ( формулировка вопроса, заданного учителем ученику):
Вариант № 1. Что тебе известно о деятельности киевского князя Святослава?
Вариант № 2. Расскажи о наиболее известных походах киевского князя Святослава.
Оценивание: 1 балл, если сформулирован верный ответ на вопрос.
19. Мини-кейс без вариантов ответа:
( Ситуация). Представь себя в роли князя Новгородской республики I половины XIII века. У тебя непростая задача: обеспечить безопасность города, защитив его от вторжения монголо- татар с юга и врагов с католического Запада.
( Задание). Используя знания истории, постарайся определить основные направления своей политической деятельности. Ответ запиши в бланк задания.
Ключ к заданию:
1 | Укрепить западные рубежи Новгородской земли |
2 | Вести решительную борьбу с немецкими и шведскими рыцарями в случае их нападения. Сохранить независимость русских земель. |
3 | Сохранять православие. |
4 | Наладить мирную политику с Ордой, не допуская обострения конфликтов и войны с ней для того, чтобы сохранить силы в случае войны с католическим Западом. |
5 | Добиться получения права сбора дани русскими князьями, а не баскаками. |
Критерии оценки:
За правильное определение основных направлений политической деятельности - 5 баллов (по 1 баллу за каждый пункт)
20. Мини - кейс с вариантами ответа:
Ситуация. Представьте себя в роли гида, который знакомит иностранных туристов с празднованием Масленицы в России. Вы рассказываете о традициях русского народного печь блины, символизирующие солнечный круг, сжигать чучело Масленицы в последний день масленичной недели и прочее. Вам задают вопрос: « С чем связаны такие традиции?» Какой ответ Вы дадите?
Выберите один из предложенных:
- Эти традиции пришли к нам из тюркской культуры
- Эти традиции пришли к нам из русского фольклора (сказок и песен)
- Эти традиции уходят корнями в языческие верования древних славян
- Эти традиции пришли к нам из западной культуры
Правильный ответ: 3.
Оценивание: 1 балл за правильный ответ.
21. Задание со свободно конструируемым ответом:
(Задание)
В исторической науке существует мнение, что жестокие меры проведения петровских реформ оправдываются их прогрессивным характером. Какая другая оценка петровских реформ вам известна? Какая оценка вам кажется более убедительной?
Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения.
Инструмент проверки: аналитическая шкала
Критерии оценивания:
Указания к оцениванию | Баллы |
Названа альтернативная оценка, сделан выбор предпочтительной оценки ( часть 1 содержания ответа), приведены 4 и более подтверждающих её аргументов ( часть 2 содержания ответа) | 4 |
Вариант ответа: резкие приёмы проведения реформ ничем не оправданы, многие реформы были бесплодны, носили негативный характер, способствовали формированию в общественном развитии противоречий, чреватых мощным взрывом. Аргументы для оценки, изложенной в задании:
Аргументы для альтернативной оценки:
| |
Названа альтернативная оценка, сделан выбор предпочтительной оценки ( часть 1 содержания ответа), приведены 2- 3 подтверждающих её аргументов ( часть 2 содержания ответа) | 3 |
Названа альтернативная оценка, выбор предпочтительной оценки не сделан ( часть 1 содержания ответа), но приведены 2 и более фактов, положений, свидетельствующих о том, что учащийся придерживается определённой точки зрения | 2 |
Альтернативная оценка не названа, выбор позиции не заявлен, приведены отдельные несистематизированные, но верные по существу положения. | 1 |
Элементы ответа не названы или все названы неверно. | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Вариант 2
(Задание) Напишите эссе по теме « Семья – основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьев и пчел». ( Г.К.Честертон).
Критерии оценки:
Критерии оценивания ответа на задание | Баллы |
Раскрытие смысла высказывания | |
Смысл высказывания раскрыт. | 2 |
Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании. | 1 |
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании. | 0 |
Представление и пояснение собственной позиции | |
Представлена собственная позиция с аргументацией | 1 |
Представлена собственная позиция без пояснения ИЛИ собственная позиция не представлена. | 0 |
Уровень приводимых суждений и аргументов | |
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. | 2 |
Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала. ИЛИ Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений. | 1 |
Суждения и аргументы не приведены. | 0 |
Максимальный балл | 5 |
22. Творческие задания:
(Задание) Прочтите отрывок из исторического источника и на основе знаний текста документа и курса истории укажите, в чём состояла преемственность царствований Петра I и Екатерины II. Оформите свои выводы в виде схемы «Фишбоун».
Источник информации:
Из труда историка В.Н. Балязина.
« Это столетие вошло в мировую историю под именем « века России». Два блестящих царствования символизировали этот век: он начался правлением ПетраI Великого и завершился деятельностью Екатерины II, также именуемой Великой. По словам А.С. Пушкина, в этом веке « Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль – при стуке топора и громе пушек». В начале века был заложен Санкт – Петербург, а в середине его основан Московский университет. В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране. Век закончился победоносным итальянским и швейцарскими походами А.В. Суворова, когда « русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим».
Инструмент проверки:
Выделены причины (за каждый правильный ответ 1 балл, максимум 5 причин) 0 – 5 баллов;
• борьба за выход к морям, обеспечивающая развитие торгово - экономических связей;
- расширение территории России за счёт завоеванных земель и освоение новой ( присоединенной в результате завоеваний) территории на северо- западе и юге страны;
• поощрение флотостроения, так как самые крупные (и успешные) военные операции предполагали активные действия на морях;
• поощрение развития науки и культуры, развитие системы образования;
• развитие промышленности, торговли, повышение обороноспособности и международного авторитета страны.
Оценивание: Схема «Фишбоун» (правильное оформление 5 баллов, частично правильное 2 балла, неверное 0 баллов) 0 – 5 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностно-ориентированные задания по истории
Источник: Книга-игра для детей среднего и старшего возраста. Приложение к журналу «Наша школа», Е.ШацкийСкачать презентацию с заданиями и иллюстративным материалом в хорошем качестве можно по ссылке...
Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии по теме «Окружность» для 9 класса
Разработка "Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии для 9 класса по теме "Окружность". содержит 21 задание разного вида компетентностно-ориентированной направл...
Сборник компетентностно-ориентированных заданий по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок»
Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу "Компетентностно-ориентированные задания». В сборникепредставлены разработанные участниками компетентностно-ориент...
Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку
Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...
Компетентностно - ориентированные задания по истории Древнего мира для диагностики уровня сформированности УУД на основе исторических документов (5 класс).
Предлагаю вашему вниманию компетентностно - ориентированные задания по истории Древнего мира для промежуточной диагностики уровня сформированности УУД на основе историчес...
Сборник компетентностно-ориентированных тестовых заданий по русскому языку для 7 класса
Сборник включает в себя тематические тестовые задания по русскому языку для обучающихся 7 класса по следующим разделам учебника: Повторение изученного в 5-6 классахПричастие.Деепричас...
Статья использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории как средство формирования ключевых компетенций студентов
Тезисы на онлайн - выступления на межрегиональном научно – практическом симпозиуме«Современные тенденции исторического образования в школе: опыт сохранения исторической памяти и преемствен...