Использование государственной символики в наградах и знаках.
методическая разработка по истории на тему
Задачи:
1. Познакомить учащихся с научной фалеристикой как одной из вспомогательных исторических дисциплин.
2. Способствовать формированию интереса к истории государственных символов России.
3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к историческому прошлому и традициям России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
фалеристика | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Использование государственной символики в наградах и знаках.
Задачи:
- Познакомить учащихся с научной фалеристикой как одной из вспомогательных исторических дисциплин.
- Способствовать формированию интереса к истории государственных символов России.
- Воспитывать уважительное и бережное отношение к историческому прошлому и традициям России.
Оборудование: на стене герб и флаг Российской Федерации, подборка юбилейных медалей, значков советской эпохи и современной России, компьютерный с экраном.
Эпиграф (на доске):
Иногда можно человеку дать пуговицу
и взамен ее потребовать жизнь.
Наполеон.
Ход информационного часа:
- Основная часть.
Совсем недавно мы говорили с Вами о символах Российского государства: флаге, гимне, гербе. Сегодняшний наш разговор мы посвятим одному интересному моменту в истории любой страны – наградах, значках.
Для начала вспомним, что представляет собой герб и флаг России. Обратимся к слайду. Герб представляет собой двуглавого орла. Этот символ использовался на печатях, монетах, а также и на наградах.
А теперь обратимся к фалеристике - одной из исторических вспомогательных дисциплин.
1-й ученик. Готовясь к информационному часу, я узнал, что предположительно первые знаки за храбрость появились в Древней Греции. «Фалара» первоначально означала блестящую металлическую бляху, украшавшую шлем воина. Затем их стали применять в виде застежки на воинских доспехах, а также для украшения конской сбруи. Из древнегреческого языка «фалары» видоизменились в «фалеры».
Слово «фалера» изначально применялось к округлым бляхам, крепившимся к узде коня. Там же зародился обычай награждать победителя лаврами. Однако, из-за того, что Эллада была разделена на несколько маленьких государств, а их армии были абсолютно непрофессиональными, в Греции системы наград не получилось.
Зато в Римской империи, где одной из опор была сильная профессиональная армия, римляне заимствовали награды Греции, создав на ее основе вполне стройную систему.
Если говорить о «фалерах», то сначала в Древнем Риме они являлись знаком отличия сенаторской власти. И только потом «фалеры» стали военными наградами.
Например, в период ранней Республики «фалерами» награждали только конников, а в период поздней Республики – пехотинцев. «Фалеры» римлян представляли собой маленькие и большие диски круглой или овальной формы.
На «фалерах» чаще изображали головы Марса, Юпитера, Сфинкса и Льва. Их носили на груди. Особенно храбрые воины имели по несколько «фалер».
Учитель. С Древних времен на Руси сложилась система награждения воинов за храбрость, инициативу и усердие в службе. Уже в XI- XIIвв. Награждали золотой или серебренной шейной гривной. В XV-XVIIвв. Награждали «Золотой деньгой» - специально отчеканенной золотой монетой. Награды высших достоинств носились на цепях, другие пришивались на шапку или на левый рукав кафтана.
2-й ученик. Во времена Средневековья, при учреждении в Палестине в 1098 г. первого военно-монашеского братства – ордена Святого Иоанна Иерусалимского – знаком членов этого ордена был избран белый, вырезанный из полотна крест, которые брать нашивали на мантии и головные уборы.
На рождение типа орденского знака оказал влияние распространившийся при многих дворах XV – XVII веков обычай награждать драгоценными украшениями – шейными цепями с портретами государей. Знаком ордена могла быть подвязка(впоследствии появился у этого ордена и второй, «повседневный» знак – фигурка Св. Георгия на коне), плетенка из волос, изображение оленя, охотничьего рога, лебедя и т.д.
Однако к XVIII веку ордена все больше предпочитали форму креста, который дополняла звезда, ставшая металлической (в XIX в.). Отсюда и произошло понятие «знаки Ордена», включающие крест (знак) и звезду.
Таким образом, благодаря вековой эволюции ордена получили свое государственное значение через геральдику, отражая определенную государственную идею.
Учитель. Итак, награды и награждения восходят к самому раннему периоду развития человеческой цивилизации.
1-й ученик. Кстати, учредителем наградной системы в России можно считать Петра I. Им был учрежден один из первых и знаменитых русских наград – Орден Андрея Первозданного (1698г.). После его учреждения в герб была включена цепь со знаком ордена. Орден представлял собой косой Андреевских крест из голубой эмали, наложенной на черного орла – государственный герб (Девиз: «За веру и верность»). Орден до 1917 года получили более тысячи человек. Первыфй кавалер Ордена – фельдмаршал Головин. Сам Петр I был шестым. Другой орден выдавался только за боевые заслуги и только военным – Орден Св. Георгия.
А вот Георгиевских крест четырех степеней стал более массовой наградой, особенно в годы Первой мировой войны.
В русской армии были особые знаки отличия воинских частей и кораблей: Георгиевские знамена, штандарты, кормовые флаги и вымпелы, серебряные Георгиевские трубы и сигнальные рожки.
2-й ученик. В наградах прослеживается символика государства: двуглавый орел, цвета флага на орденских лентах.
В результате революционных событий 1917 г. Николай II отрекся от престола, и страна погрузилась в пучину гражданской войны. Новое Правительство создало новую армию, следовательно, и новые награды. Противники новой власти (Белая армия) тоже имела свои награды. Один из известных – медаль за Ледовый поход в виде серебряного тернового венка с положенным на него мечом по диагонали. Были также нарукавные шевроны с триколором в виде буквы «V».
1-й ученик. Советский герб отличался от государственной символики царской России: Он выглядел так: серп и молот – символы нерушимого союза рабочих и крестьян, солнце – высокая цель построения коммунизма, плетеные колосья – мирный созидательный труд граждан и благополучие державы, верхняя часть – пятиконечная красная звезда. Девиз: «Пролетарии всех стран соединяйтесь».
Учитель. Награды Советской России – это отдельная большая тема. Скажем о самых известных орденах и медалях той эпохи.
Первым был учрежден орден Красного знамени. В нем четко видны символы нового государства: девиз, красное знамя, серп и молот, красная звезда.
В годы ВОВ был учрежден Орден Славы – аналог царского Георгиевского креста. Орденская планка – Георгиевская лента, олицетворяющая дым и пламя сражений, и пятиконечная звезда, в центре которой силуэт Спасской башни Кремля. Он был трех степеней.
Отдавая дань традициям русского военного искусства были учреждены Ордена Суворова трех степеней, Кутузова трех степеней, Ушакова двух степеней, Нахимова двух степеней, орден Победы (награждались им только офицеры высшего ранга, полководцы).
2-й ученик. Следует также сказать о массе знаков и значков, юбилейных медалей и т.д. Особенно активно используется государственная символика в октябрятских, пионерских, комсомольских и партийных знаках. (Демонстрируется коллекционный подбор знаков по данной тематике.)
1-й ученик. После того, как распался СССР, вновь встал вопрос о государственных символах. В начале октября 1993 г. Б.Н.Ельцин, президент России, Указом утвердил Двуглавого орла в качестве государственного герба.
Герб говорит об исторической преемственности современной России. Три короны подчеркивают суверенитет РФ и ее отдельных частей.
Скипетр – символ государственной власти.
Держава – символ единства нашего государства.
Всадник – традиционно считается защитником Отечества.
Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет преемственность в цветовой гамме гербов конца XV – XVII вв. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого.
Высшей современной наградой является Орден «За заслуги перед Отечеством», причем I-я степень этого Ордена с орденской цепью является символом президентской власти и возлагается на президента РФ как на главу государства. Этот уникальный знак в материале воплотили мастера из ярославского центра ювелирного искусства «Русские ремесла». Орденскую цепь они выполнили из золота и серебра, в ней семнадцать звеньев с изображениями государственного герба и круглых розеток с девизом Ордена
Учитель. А теперь предлагаем ответить на вопросы викторины.
- Какой был первый Орден Российской Империи?
- Орден Св.Владимира.
- Орден Св. Екатерины.
- Орден Андрея Первозванного.
- Орден Св. Георгия.
- Какая была первая награда Советской власти?
- Орден Красной Звезды.
- Медаль за Отвагу
- Орден Октябрьской революции
- Орден Красного Знамени.
3. Что такое скипетр?
1) Жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой.
2) Символ государственной власти.
3) Посох монарха.
4. Что такое держава?
1) Золотой шар с крестом или короной наверху.
2) символ единства нашего государства.
3) символ величия государя.
5. Назовите элементы советского герба.
1) Серп и молот, пшеничные колосья, солнце, девиз: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь»
2) Всадник на коне, змей, извергающий пламя.
3) Скипетр и держава.
6. Кто из президентов вернул России в качестве герба двуглавого орла?
1) М.С.Горбачев
2) Б.Н.Ельцин
3) В.В.Путин
7. Советский Орден – аналог Георгиевского Креста царской России.
1) Орден Славы
2) Орден Красной Звезды
3) Орден Знак Почета.
II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа.
III. Задание.
Нарисовать эскиз герба субъекта Федерации, в котором вы живете (эскиз памятного значка города, поселка). Из рисунка должно быть ясно, что это символ одной из частей именно Российской Федерации или памятный знак принадлежит этому городу или поселку (месту) и указывает на его характерные черты и достопримечательности.
Использованная литература.
1. Мир русской истории/А.Н.Мячин [ и др.]. – М.: «Вече», 1997г. – 608с.
2. Пчелов, Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн/ Е.В.Пчелов. – М.: «Русское слово», 2002г. – 135с.
3. Романский, В.К. Символы Российской государственности/ В.К.Романовский.- М.: «Русское слово», 2002г. – 95с.
4. Смыслов, О. Во славу Отечества: история советских наград/ О.Смыслов. – М.: «Вече», 2007г. – 398с.
5. Соколов, Я.В. Граждановедение/ Я.В.Соколов. – М.: НВЦ «Гражланин», 1997г. – 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование государственной символики при изучении координатной плоскости
6 КЛАССТема урока: «Решение задач на пропорции».Цели урока: 1.Закрепление практических навыков решения задач с помощью пропорций. 2.Развитие познавате...
"Использование государственной символики в системе воспитательных мероприятий в классе, как важнейшего фактора идеологического и гражданско-патриотического воспитания учащихся"
Выступление на МО воспитателей...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по популяризации государственных символов для 5-6 классов «Государственная символика России».
Данная работа может быть использована на уроках истории с 5 по 8 класс, на внеклассных мероприятиях, посвященных популяризации государственных символов, нравственно- патриотическому воспитанию, ...
Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ
Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....
«Геральдические знаки и государственная символика Великобритании»
Данный доклад будет интересен тем, кто хочет познакомиться с геральдическими знаками современной Британской монархии....
«Использование государственной символики в системе воспитательных мероприятий, как важнейшего фактора гражданско-патриотического воспитания учащихся»
Концепция «Школа Министерства просвещения Российской Федерации» является механизмом реализации базового принципа системы российского образования, сформулированного Президентом Российской Ф...