Педагогическая мастерская «СВОБОДА. КАК МЫ ЕЕ ПОНИМАЕМ?» (10 классы)
классный час по истории (10 класс) на тему

Вакалова Татьяна Васильевна

Знакомство с тем правильно ли мы понимаем свободу, являемся ли мы свободными людьми, умеем ли мы пользоваться своей свободой?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №25

Педагогическая мастерская
«СВОБОДА. КАК МЫ ЕЕ ПОНИМАЕМ?»

(10 классы)

 

Учитель истории Вакалова Т.В.

Тольятти 2012 год

Цели:

1.Сформировать у  учащихся правильное понимание «свободы»

2.Содействовать воспитанию уважения к свободе и достоинству личности.

Подготовка

1.За 1-2 недели до проведения занятия сообщить учащимся тему и предложить  

   подумать о понятии «свобода»

2.Для организации групповой работы подготовить необходимое количество экземпляров материала:

  • Высказывания, афоризмы о свободе;
  • Две статьи подростков с противоположными мнениями для организации дискуссии;
  • Напечатать крупными буквами стихотворение о свободе и разрезать его на отдельные слова; приготовить клей, бумагу трех видов.

Ученики 10 классов. (по 6 человек в команде)

Ход проведения

Приветствие к участникам мастерской

Учитель: Посмотрите  внимательно на доску. Какое слово может объединить написанные там слова: «Ветер, птица, простор, выбор?»     Ученики отвечают.

Учитель: Вы совершенно правы. Это слово-свобода. Не случайно именно она является темой нашего сегодняшнего разговора. Цель его- выяснить: правильно ли мы понимаем свободу, являемся ли мы свободными людьми, умеем ли мы пользоваться своей свободой?

Эпиграфом к нашему разговору будет четверостишие И.Губермана, которое вы должны составить из отдельных слов. Возьмите клей, самый большой лист бумаги, конверт со словами и начинайте работу.

Все варианты зачитываются, вывешиваются на доску. Внимание учеников акцентируется на оригинале.

        Свобода-это право выбирать,

        С душою лишь советуясь о плате,

        Что нам любить, за что нам умирать,

        На что свою мечту нещадно тратить.

Учитель: А сейчас закончите предложение: «Свобода-это… и предайте листок соседу слева. Прочитайте, написанное, дополните своими мыслями. Передавайте листок до тех пор, пока он не вернется к тому, кто первым начал это высказывание. Обсудите высказывание в группе, отредактируйте и выберите для прочтения всеми остальными самого правильного, на ваш взгляд.

От каждой группы зачитывается по одному высказыванию, листочки вывешиваются на доску. Результаты обобщаются.

Учитель: Вопрос о свободе беспокоит не только нас. Это предмет споров, ведущихся в разные времена людьми разного возраста. На ваших столах – изречения представителей науки и искусства. Прочитайте их, выберите то, которое вам ближе. Обоснуйте и передайте его суть своими словами.

-Свобода есть право делать все, что дозволено законами

( Ш. Монтескье)

-Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых не понимает.

                   (Б. Ауэрбах)

-Истинная свобода должна быть основана на принципе честности, доступности, равенства. Это великая всеохватывающая добродетель, а не пошлый, недостойный, себялюбивый недостаток.

                  (Э.Берк)

-Всякого рода привилегия – это могила для свободы и справедливости.      (И.Зейме)

-Свобода и распущенность –понятия, одно другому совершенно противоположное. (Квинтилиан)

-Кто истинно свободен? – тот, кто не раболепствует собственным страстям и чужим прихотям. (Ф.Н.Глинка)

-Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим.

                     (М.Клаудице)

-Нет человека, который не любил бы свободу; но справедливый требует ее для всех, несправедливый – только для себя.

                     (Л. Берне)

-Свобода означает справедливость. Вот почему многие ее боятся.

                    (Б. Шоу)

-Величайший плод ограничения желаний –свобода. (Эпикур)

-Свобода-это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий; короче говоря, быть свободным –значит не предаваться безделью, а самолично решать, что делать.    (Ж. Лабрюйер)

-Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и, в некотором роде, предписанные нам мнения.        (Цицерон)

Учитель: Итак, вы убедились, что свобода –это более широкое понятие, чем вы думали раньше.

Учитель: Выполнение предыдущего задания, возможно, поможет вам закончить предложение: « Свобода от…» или «Свобода для…» Для окончания первого предложения используйте листы бумаги красного цвета, для окончания второго –зеленого.

Полученные ответы вывешиваются на доску.

Учитель: А теперь ответьте на вопрос, что для вас важнее: «Свобода от… или «Свобода для…»?        Ученики отвечают.

Учитель: Совершенно верно, «Свобода от…» предполагает защиту человека законом от подавления, угнетения, оскорбления человеческой личности. Вместе с тем это понятие подразумевает освобождение человека от  раболепства перед собственными страстями и чужими прихотями. «Свобода для…» предполагает творческую самореализацию личности. Существует диалектическая взаимосвязь между той и другой свободой, они неотделимы друг от друга.

Учитель: Сейчас вам предстоит прочитать два письма ваших сверстников и выделит те предложения, с которыми вы согласны, и те, с которыми не согласны.

«Здравствуй, дорогая редакция! Я устала быть белой вороной. У меня нет друзей,  так как я не могу найти общий язык со сверстниками. Они повзрослели и способны решать свои проблемы без участия взрослых: могут сходить на ночную дискотеку, не бояться быть пойманными с сигаретой, не считают зазорным выпить пива или незензурно выражаться. А мне это не нравится. Я люблю книги, увлекаюсь рисованием, за плечами художественная школа, в будущем хочу стать дизайнером. У меня неплохие отношения с родителями, и меня это устраивает. Но друзья говорят, что это затянувшееся детство. Неужели я никогда не стану взрослой?!» (Татьяна, Санкт-Петербург)

    « Ну, Танюха! Хорош грузиться, проблемы не существует.Тебе уже 15,самое время забыть все, чему тебя учат взрослые, и идти своей дорогой, делая то, чего тебе хочется. Стань свободной, перестань держаться за мамину юбку. Что толку сидеть дома с предками или за книжкой? Встречайся с друзьями, отрывайся на дискотеках. А о профессии и о завтрашнем дне подумаешь тогда, когда он настанет. Не забивай голову глупостями и получай от жизни удовольствие». (Мишган, г. Москва)

Учитель: Что беспокоит героиню? Оправдано ли ее беспокойство? Почему она чувствует себя несчастной? Можно ли назвать ее несчастной? Кто должен меняться: она или другие? К слову о других, как вы относитесь к автору другого письма? Кто из этих двоих более свободен – Татьяна или Мишган? Почему? Обоснуйте свое мнение, опираясь на обсуждаемые нами сегодня цитаты.      Ученики отвечают.

Учитель: А сейчас ответьте на вопросы: имеете ли вы свободу выбора? Что вы выбираете для себя? Почему? Несете ли вы ответственность за свой выбор? Перед кем? Чувствуете ли себя свободным человеком?        Ученики отвечают.

Учитель: Еще одно задание. Пусть каждый из вас  подумает и напишет кодекс  свободного человека. Кто пожелает огласить свой кодекс, просим на нашу «авторскую трибуну».

Работы вывешиваются на доску.

Учитель: Итак, свобода предполагает:

-во-первых, реализацию человеческих потребностей. Возможность достичь поставленных целей приносит человеку чувство свободы;

-во-вторых, возможность творческой самореализации человека, который хочет решать все познавательные и практические задачи в соответствии со своими индивидуальными способностями в ситуации свободы выбора. Свобода необходима для выявления творческого потенциала личности;

-в третьих, соотнесение собственных потребностей с интересами других людей, с их свободой. Это означает осознание человеком возможности реализовать свои потребности в соответствии с нравственными и правовыми нормами, принятыми в обществе.

Учитель: А сейчас ответьте на вопрос: изменилось ли ваше понятие о свободе после нашего разговора? Был ли он полезен для вас?         Ученики отвечают.

Учитель подводит итоги участия учащихся в педагогической мастерской.

классы

эпиграф

Закончи

предлож

Закончи предложе

Обоснуй мнение

Итого

10А

4

3

3

5

15

10Б

4

4

3

4

15

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".

Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской  деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...

Педагогические технологии. Педагогическая мастерская конструирования "Задачи на построение". Урок геометрии, 7 класс

Основной целью мастерской является личностный рост ученика, самоактуализация в процессе познания, в процессе выстраивания знаний, исследование, изучение сторон собственного опыта. На уроке, используя ...

Методическая разработка мастерской "Свобода и ответственность"

Цель занятия - создать условия для осознания обучающимися ценности свободы и единства свободы и ответственности. Использование различных приемов и средств, в том числе и видеоролик из социальных сетей...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

«Софизмы в математике» Педагогическая мастерская Сапрыкина М.Ю. ГОУ № 177 Педагогическая мастерская как разновидность проблемного метода обучения

Мастерская – данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобре...

«Живая» душа Чичиков или «мертвая»? (Педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма. 9 класс).

Цели: научить полноценному восприятию текста,  расширить представление обучающихся об использовании писателем  детали для создания образа; формировать навыки работы с текстом по цитированию...