Педагогическая мастерская «СВОБОДА. КАК МЫ ЕЕ ПОНИМАЕМ?» (10 классы)
классный час по истории (10 класс) на тему
Знакомство с тем правильно ли мы понимаем свободу, являемся ли мы свободными людьми, умеем ли мы пользоваться своей свободой?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №25
Педагогическая мастерская
«СВОБОДА. КАК МЫ ЕЕ ПОНИМАЕМ?»
(10 классы)
Учитель истории Вакалова Т.В.
Тольятти 2012 год
Цели:
1.Сформировать у учащихся правильное понимание «свободы»
2.Содействовать воспитанию уважения к свободе и достоинству личности.
Подготовка
1.За 1-2 недели до проведения занятия сообщить учащимся тему и предложить
подумать о понятии «свобода»
2.Для организации групповой работы подготовить необходимое количество экземпляров материала:
- Высказывания, афоризмы о свободе;
- Две статьи подростков с противоположными мнениями для организации дискуссии;
- Напечатать крупными буквами стихотворение о свободе и разрезать его на отдельные слова; приготовить клей, бумагу трех видов.
Ученики 10 классов. (по 6 человек в команде)
Ход проведения
Приветствие к участникам мастерской
Учитель: Посмотрите внимательно на доску. Какое слово может объединить написанные там слова: «Ветер, птица, простор, выбор?» Ученики отвечают.
Учитель: Вы совершенно правы. Это слово-свобода. Не случайно именно она является темой нашего сегодняшнего разговора. Цель его- выяснить: правильно ли мы понимаем свободу, являемся ли мы свободными людьми, умеем ли мы пользоваться своей свободой?
Эпиграфом к нашему разговору будет четверостишие И.Губермана, которое вы должны составить из отдельных слов. Возьмите клей, самый большой лист бумаги, конверт со словами и начинайте работу.
Все варианты зачитываются, вывешиваются на доску. Внимание учеников акцентируется на оригинале.
Свобода-это право выбирать,
С душою лишь советуясь о плате,
Что нам любить, за что нам умирать,
На что свою мечту нещадно тратить.
Учитель: А сейчас закончите предложение: «Свобода-это… и предайте листок соседу слева. Прочитайте, написанное, дополните своими мыслями. Передавайте листок до тех пор, пока он не вернется к тому, кто первым начал это высказывание. Обсудите высказывание в группе, отредактируйте и выберите для прочтения всеми остальными самого правильного, на ваш взгляд.
От каждой группы зачитывается по одному высказыванию, листочки вывешиваются на доску. Результаты обобщаются.
Учитель: Вопрос о свободе беспокоит не только нас. Это предмет споров, ведущихся в разные времена людьми разного возраста. На ваших столах – изречения представителей науки и искусства. Прочитайте их, выберите то, которое вам ближе. Обоснуйте и передайте его суть своими словами.
-Свобода есть право делать все, что дозволено законами
( Ш. Монтескье)
-Только тот свободен, кто самостоятельно мыслит и не повторяет чужих слов, смысла которых не понимает.
(Б. Ауэрбах)
-Истинная свобода должна быть основана на принципе честности, доступности, равенства. Это великая всеохватывающая добродетель, а не пошлый, недостойный, себялюбивый недостаток.
(Э.Берк)
-Всякого рода привилегия – это могила для свободы и справедливости. (И.Зейме)
-Свобода и распущенность –понятия, одно другому совершенно противоположное. (Квинтилиан)
-Кто истинно свободен? – тот, кто не раболепствует собственным страстям и чужим прихотям. (Ф.Н.Глинка)
-Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим.
(М.Клаудице)
-Нет человека, который не любил бы свободу; но справедливый требует ее для всех, несправедливый – только для себя.
(Л. Берне)
-Свобода означает справедливость. Вот почему многие ее боятся.
(Б. Шоу)
-Величайший плод ограничения желаний –свобода. (Эпикур)
-Свобода-это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий; короче говоря, быть свободным –значит не предаваться безделью, а самолично решать, что делать. (Ж. Лабрюйер)
-Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и, в некотором роде, предписанные нам мнения. (Цицерон)
Учитель: Итак, вы убедились, что свобода –это более широкое понятие, чем вы думали раньше.
Учитель: Выполнение предыдущего задания, возможно, поможет вам закончить предложение: « Свобода от…» или «Свобода для…» Для окончания первого предложения используйте листы бумаги красного цвета, для окончания второго –зеленого.
Полученные ответы вывешиваются на доску.
Учитель: А теперь ответьте на вопрос, что для вас важнее: «Свобода от… или «Свобода для…»? Ученики отвечают.
Учитель: Совершенно верно, «Свобода от…» предполагает защиту человека законом от подавления, угнетения, оскорбления человеческой личности. Вместе с тем это понятие подразумевает освобождение человека от раболепства перед собственными страстями и чужими прихотями. «Свобода для…» предполагает творческую самореализацию личности. Существует диалектическая взаимосвязь между той и другой свободой, они неотделимы друг от друга.
Учитель: Сейчас вам предстоит прочитать два письма ваших сверстников и выделит те предложения, с которыми вы согласны, и те, с которыми не согласны.
«Здравствуй, дорогая редакция! Я устала быть белой вороной. У меня нет друзей, так как я не могу найти общий язык со сверстниками. Они повзрослели и способны решать свои проблемы без участия взрослых: могут сходить на ночную дискотеку, не бояться быть пойманными с сигаретой, не считают зазорным выпить пива или незензурно выражаться. А мне это не нравится. Я люблю книги, увлекаюсь рисованием, за плечами художественная школа, в будущем хочу стать дизайнером. У меня неплохие отношения с родителями, и меня это устраивает. Но друзья говорят, что это затянувшееся детство. Неужели я никогда не стану взрослой?!» (Татьяна, Санкт-Петербург)
« Ну, Танюха! Хорош грузиться, проблемы не существует.Тебе уже 15,самое время забыть все, чему тебя учат взрослые, и идти своей дорогой, делая то, чего тебе хочется. Стань свободной, перестань держаться за мамину юбку. Что толку сидеть дома с предками или за книжкой? Встречайся с друзьями, отрывайся на дискотеках. А о профессии и о завтрашнем дне подумаешь тогда, когда он настанет. Не забивай голову глупостями и получай от жизни удовольствие». (Мишган, г. Москва)
Учитель: Что беспокоит героиню? Оправдано ли ее беспокойство? Почему она чувствует себя несчастной? Можно ли назвать ее несчастной? Кто должен меняться: она или другие? К слову о других, как вы относитесь к автору другого письма? Кто из этих двоих более свободен – Татьяна или Мишган? Почему? Обоснуйте свое мнение, опираясь на обсуждаемые нами сегодня цитаты. Ученики отвечают.
Учитель: А сейчас ответьте на вопросы: имеете ли вы свободу выбора? Что вы выбираете для себя? Почему? Несете ли вы ответственность за свой выбор? Перед кем? Чувствуете ли себя свободным человеком? Ученики отвечают.
Учитель: Еще одно задание. Пусть каждый из вас подумает и напишет кодекс свободного человека. Кто пожелает огласить свой кодекс, просим на нашу «авторскую трибуну».
Работы вывешиваются на доску.
Учитель: Итак, свобода предполагает:
-во-первых, реализацию человеческих потребностей. Возможность достичь поставленных целей приносит человеку чувство свободы;
-во-вторых, возможность творческой самореализации человека, который хочет решать все познавательные и практические задачи в соответствии со своими индивидуальными способностями в ситуации свободы выбора. Свобода необходима для выявления творческого потенциала личности;
-в третьих, соотнесение собственных потребностей с интересами других людей, с их свободой. Это означает осознание человеком возможности реализовать свои потребности в соответствии с нравственными и правовыми нормами, принятыми в обществе.
Учитель: А сейчас ответьте на вопрос: изменилось ли ваше понятие о свободе после нашего разговора? Был ли он полезен для вас? Ученики отвечают.
Учитель подводит итоги участия учащихся в педагогической мастерской.
классы | эпиграф | Закончи предлож | Закончи предложе | Обоснуй мнение | Итого |
10А | 4 | 3 | 3 | 5 | 15 |
10Б | 4 | 4 | 3 | 4 | 15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методики педагогических мастерских на уроках биологии в 7 классе. Мастерская "Царевна-путешественница".
Разработки моделей образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности. Методические разработки на основе новых педагогических технологий. Использование методики педаг...
Педагогические технологии. Педагогическая мастерская конструирования "Задачи на построение". Урок геометрии, 7 класс
Основной целью мастерской является личностный рост ученика, самоактуализация в процессе познания, в процессе выстраивания знаний, исследование, изучение сторон собственного опыта. На уроке, используя ...
Методическая разработка мастерской "Свобода и ответственность"
Цель занятия - создать условия для осознания обучающимися ценности свободы и единства свободы и ответственности. Использование различных приемов и средств, в том числе и видеоролик из социальных сетей...
Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...
Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...
«Софизмы в математике» Педагогическая мастерская Сапрыкина М.Ю. ГОУ № 177 Педагогическая мастерская как разновидность проблемного метода обучения
Мастерская – данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобре...
«Живая» душа Чичиков или «мертвая»? (Педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма. 9 класс).
Цели: научить полноценному восприятию текста, расширить представление обучающихся об использовании писателем детали для создания образа; формировать навыки работы с текстом по цитированию...