презентация урока истории по теме "наука и образование 1-ой пол. 19 века"
презентация к уроку по истории (8 класс) на тему

Ли gfr

Изучение темы рассчитано на 2 урока. Презентация, сопровождающая урок выполнена с использованием функции “гиперссылка”, что позволяет учащимся самостоятельно выстраивать порядок изучения микротем. Приложение к уроку (стихотворения, отрывки произведений, таблица) размещено на отдельных листах. Такое расположение дает возможность учителю непосредственно с компьютера распечатывать необходимый материал. В сопровождении к уроку (презентация) помещены музыкальные произведения т. к. при копировании может возникнуть проблема с воспроизведением музыки. В этом случае необходимо снова наложить музыку в презентацию.

 

Блок 2 “Литература”

Цель: изучить творчество писателей и поэтов данного периода, охарактеризовать черты, выделить отличия по сравнению с предшествующим периодом

  1. Вспомнить главное событие начала 19 века, как оно оказало влияние на развитие литературы?
  2. Первую половину 19 века называют “золотой век”, основной проблемой является укрепление национального самосознания
  3. Например, Николай Михайлович Карамзин. Повесть “Марфа Посадница или покорение Новгорода” (1803) в нем происходит сопоставление республиканской формы правления в Новгороде и самодержавной в Москве. Выбор происходит в пользу самодержавной , почему?

Появляются новые стили на смену классицизму приходит сентиментализм.

Запись в тетради:

Сентиментализм –идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 веков для которого характерны обращение к чувствам и переживаниям простого народа (“Бедная Лиза”)

Война 1812г вызвала к жизни романтизм. В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский

Анализ стихотворения В. А. Жуковского (стих музыкален, певуч, полон пленительной радости

Сравнение со стихом Ломоносова “Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны”

Державин: высокий “штиль”  классицизм

Выделяются также А. С. Пушкин , М. Ю. Лермонтов –последователи оптимизма, полны активной жизненной позиции

Запись в тетради:

Оптимизм

 

 

Блок 2 “Литература”

Зачитать отрывки из стихотворений

Как вы думаете, могли ли произведения оказать влияние на поведение людей?

Постепенно происходит переход к реализму

Запись в тетради:

реализм –жанр искусства сочетающий остроту постановки, коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных ситуаций

задание : на доске сопоставить карточки с названием направлений в литературе, авторами, и определениями направлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3блок  "Живопись, архитектура и скульптура”

В живописи 19 века продолжает господствовать академический стиль. Основной герой – человек. Он отличается гражданственностью и патриотизмом, яркостью, лаконичностью.  Показ картин первой половины 19 века, учащиеся заполняют таблицу

дата

художник

направление искусства

название картины

1805г

О. А. Кипренский

романтизм(картины выражают события, которые были давно)

Дмитрий Донской на Куликовом поле

1808

Д. И. Иванов

Марфа Посадница

1812

Д. И. Иванов

Единоборство Мстислава Удалого

 

О. А. Кипренский

 

портрет Е. В. Давыдова

 

О. А. Кипренский

 

В. А. Жуковского

1827г

О. А. Кипренский

 

А. С. Пушкина( в себя как в зеркало гляжу, но это зеркало мне льстит,  так говорил А. С. Пушкин о совеем портрете)

 

К. П. Брюлов

классицизм(передавало настроение, переживания героев, индивидуальность образов

последний день Помпеи

 

Всадница

 

А. А. Иванов

 

Явление Христа народу

 

В. А. Тропинин

реализм( человек в окружающей его обстановке)

Кружевница

Золотошвейка

портрет сына

 

П. А. Федотов

критический реализм

Свежий кавалер

Сватовство майора

 

А. Г. Венецианов

бытовой жанр(повседневный быт крестьян)

на пашне весна

Захарка

на жатве

 

И. К. Айвазовский

 

Чесменский бой

Девятый вал

 

Какие жанры были основными в живописи в первой половине 19 века?

Какие исторические события, особенности общественной жизни стали поводом для создания картин в этих жанрах?

В архитектуре и скульптуре также преобладает классицизм как и 18 веке.

Особенность – использование желтого цвета зданий, колонн белого (современники называли этот стиль унылым)

СПб:

  • Новое здание Адмиралтейства А. Д. Захаров ,1806 (кораблик стал символом с 1823г.
  • Здание биржи на стрелке Васильевского острова (Тома де Томон и А. Д. Захаров
  • Здание Казанского собора А. Н. Воронихин
  • Бронзовые скульптуры “Укротители копей” на Аничковом мосту

П. К. Клодт

  • Здание Исакиевского собора. О. Монферан

Москва:

  • Здание Большого театра О. И. Бове
  • Здание Манежа О. И. Бове (напомнить, что после пожара здание восстановлено
  • Памятник К. Минину и Д.Пожарскому И. П. Мартос

К счастью величественный образ СПб, созданный талантливыми скульпторами и архитекторами 18 19 веков дошел до наших дней почти нетронутым. Москва же имела особый колорит. На ее кривых улочках сосуществовали здания разных эпох, много деревянных застроек. Даже пожар 1812года не внес единообразия в московскую архитектуру. В Москве меньше, чем в Петербурге выдающихся зданий в стиле классицизма, к тому же как правило они не образуют ассамблей, но все же в Москве творили

 

 

3блок  "Живопись, архитектура и скульптура”

талантливые архитекторы. В Москве сохранилось множество небольших уютных особняков, усадеб в классическом стиле

 В первой трети 19 века стиль архитектуры, скульптуры переживает новый этап – зрелый(высокий) классицизм или русский ампир

Ампир ….(передает величие, силу , могущество государства и императора

К. А. тон Храм Христа Спасителя, Большой кремлевский дворец, Оружейная палата

Особенность: характерное русское пятиглавие, узкие арочные окна смесь русского и византийского

Характеризуют самодержавие, православие народность

Д. И. Жилерди Опекунский совет

Скульптура:

Памятник Кутузову (Орловский)

Барклаю де Толли (Орловский)

Укротители коней (П. Клодт)

Конная статуя Николая 1 (П. Клодт)

Преображались  и губернские города, перестройка которых шла по специальным планам

 Назовите характерные изменения произошедшие в архитектуре и скульптуре в начале 19 века

 

 

 

 

 

 

 

4 блок “Быт и обычаи”

Выяснить какие изменения произошли в быту, выяснить причины этих изменений

С. прочитать раздел “Жилище” и дать определения понятиям:

Подклеть –

Гоница –

Светлица

Шорничество

Светцы

Анфилада

Кому жилось на Руси лучше всех

Работа с документом:

А. И. Герцен

… чтоб дать понять о нашем житье – бытье, опишу целый день с его однообразностью… Жизнь у нас шла как английские часы, у которых убавлен ход. В десятом часу утра камердинер уведомлял мою экс – нянюшку, что барин встает и она отправлялась приготовлять ему кофей, который он пил один в своем кабинете. За кофеем он читал “Московские ведомости”. После обеда мой отец ложился отдохнуть часа на полтора. Дворня растекалась по трактирам. Часов в семь приготовляли чай; тут иногда приезжал кто – нибудь, чаще всего Сенатор. После Сенатора отец мой отправлялся в свою спальню, всякий раз осведомляясь о том заперты ли ворота. Так я оставил наш дом в 1834 году, так застал в 1840, и так все продолжалось до его кончины в 1846 году.

Что вы можете сказать о характере образа жизни дворянского сословия? Подберите термин.

 Какие изменении произошли в быту представителей российских сословий в первой половине 19 века?

Прочитайте п. и составьте обеденное меню для дворян и крестьян, что появилось нового в рационе этих сословий?

Блок 5 “Первооткрыватели и путешественники”

Задание группам: прочитать параграф16, распределив тематику по пунктам

Составить  по три вопроса для группы соперников, ответы на которые помогли определить особенности данного блока

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 6 “Музыка и театр”

В начале 19 века в русскую музыку проникли новые романтические веяния. Появляется новый жанр “волшебной оперы”, первым образцом которой стала “Дунайская русалка” Ф. Кауэра и К. Генслера

На сцене русского театра завоевал популярность водевиль связанный с творчеством А. Н. Верстовского и А. А. Алябьева

Широкое признание Верстовскому принесла опера “Аскольдова могила”

Самое запоминающееся произведение А. Алябьева “Соловей” написанный на стихи А. Дельвига в 30 40 гг.

Тему русской  народной песни продолжили А. Варламов и А. Гурилев

Основоположником русской национальной музыки называют М. И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы художники, только ее оранжируем”. Самое  его известное произведение “Жизнь за царя”( про подвиг Ивана Суссанина)

 В правление Николая 1 появился гимн российской империи. До 1833 года использовали торжественную музыку английской королевы (гимн).  Николай 1 сожалел по этому поводу. Композитор А. Ф. Львов почувствовал ответственность и решил написать музыку, а В. А. Жуковский по просьбе автора музыки написал слова, подобрав шесть строк из своей “Молитвы русского народа”:

Боже, царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу нам,

 Царствуй на страх врагам,

 Царь православный!

Боже, Царя, Царя, храни!”

Царь прослушал исполнение несколько раз, которое состоялось в       Москве в Большом театре.

 

 

 

Блок 6 “Музыка и театр”

Подводя итог уроку вспомнить все изменения произошедшие в культуре, выяснить насколько кардинальные они были по сравнению с 18 веком, попытаться объяснить почему 19 век называют золотым веком русской культуры.

 

д/з  15 16 параграф 

заполнить пропуски в таблицах, подготовиться к тестированию по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение:

Взошла заря. Дыханием приятным

Сманила сон с моих она очей;

Из хижины за гостем благодатным

Я восходил на верх горы моей;

Жемчуг росы по травкам ароматным

Уже блистал младым огнем лучей,

И день взлетел, как гений светлокрылый!

И жизнью все живому сердцу было.

 

Я восходил; вдруг тихо закурился

Туманный дым в долине над рекой:

Густел, редел, тянулся, и клубился,

И вдруг взлетел, крылатый, надо мной,

И яркий день с ним в бледный сумрак слился,

Задернулась окрестность пеленой,

И, влажною пустыней окруженный,

Я в облаках исчез, уединенный...

27 ноября 1819 В. А. Жуковский

 

М. В. Ломоносов Ода на день восшествия

Великое светило миру,
Блистая с вечной высоты
На бисер, злато и порфиру,
На все земные красоты,
Во все страны свой взор возводит,
Но краше в свете не находит
Елисаветы и тебя.
Ты кроме той всего превыше;
Душа ее зефира тише,
 И зрак прекраснее рая.

А. С. Пушкин

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет

СОВЕТ.

Если, друг, тебе сгрустнется,
Ты не дуйся, не сердись:
Все с годами пронесется
Улыбнись и разгрустись.
Дев измены молодые,
И неверный путь честей,
И мгновенья скуки злые
Стоят ли тоски твоей?

Не ищи страстей тяжелых;
И покуда бог дает,
Нектар пей часов веселых;
А печаль сама придет.
И, людей не презирая,
Не берись учить других;
Лучшим быть не вображая,
Скоро ты полюбишь их.

Сердце глупое творенье,
Но и с сердцем можно жить,
И безумное волненье
Можно также укротить...
Беден, кто, судьбы в ненастье
Все надежды испытав,
Наконец находит счастье,
Чувство счастья потеряв.
                    М. Ю Лермонтов

 

А. И. Герцен

… чтоб дать понять о нашем житье – бытье, опишу целый день с его однообразностью… Жизнь у нас шла как английские часы, у которых убавлен ход. В десятом часу утра камердинер уведомлял мою экс – нянюшку, что барин встает и она отправлялась приготовлять ему кофей, который он пил один в своем кабинете. За кофеем он читал “Московские ведомости”. После обеда мой отец ложился отдохнуть часа на полтора. Дворня растекалась по трактирам. Часов в семь приготовляли чай; тут иногда приезжал кто – нибудь, чаще всего Сенатор. После Сенатора отец мой отправлялся в свою спальню, всякий раз осведомляясь о том заперты ли ворота. Так я оставил наш дом в 1834 году, так застал в 1840, и так все продолжалось до его кончины в 1846 году.

 

 

  1. П. П. Аносов

а.телеграф

2.Н. И. Лобаческий

б.первая пароая ж.д.

 

3.Б. С. Якоби

в. гальваническая батарейка

4.П. Л. Шиллинг

г. наркоз, гипсовая повязка

5.Н. И. Пирогов

д. неевклидова геометрия

6.Н. И. Кокшаров

е.первая геологическая карта

7. В. В. Петров

ж. изготовление булатной стали

8. Е. и М. Черепановы

з. гальванопластика

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pril1.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Образование и культура Литература Живопись, архитектура и скульптура Быт и обычаи Первооткрыватели Музыка и театр

Слайд 3

Образование и культура План: Грамотность в России Развитие науки

Слайд 4

Образование и культура Система образования начала 19 века общеобразовательная высшая школа школа гимназия (7 лет) университеты и уездные училища(3г.) академии приходские училища (1год) (доступные для кр. Крестьян) При А1 бессословное при Н1 замкнутый характер

Слайд 5

Образование и культура 19 августа 1827год «Предметы учения и самые способы преподавания» …«… должны быть соображаемы с будущим предназначением обучающихся» необходимо, чтобы в будущем учащийся «не стремился через меру возвыситься над тем состоянием, в коем сужено ему оставаться». Как вы понимаете слова документа?

Слайд 6

Образование и культура 19 октября 1811год

Слайд 7

А. С. Пушкин Дельвиг А. А. Кюхельбекер В. К. Пущин И. И. Горчаков А. М.

Слайд 8

Г. Бронницы Московской области

Слайд 9

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз Куда бы нас не бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина Отечество нам Царское село

Слайд 10

наука И. А. Двигубский К. М. Бэр

Слайд 11

наука Н. И. Пирогов Н. И. Кокшаров

Слайд 12

наука Пулковская обсерватория Н. И. Лобаческий

Слайд 13

наука В. В. Петров Б. С. Якоби

Слайд 14

наука Е. и М. Черепановы П. П. Аносов

Слайд 15

назад

Слайд 16

литература Сентиментали́зм — умонастроение в западно-европейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма . Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность

Слайд 17

литература Взошла заря. Дыханием приятным Сманила сон с моих она очей; Из хижины за гостем благодатным Я восходил на верх горы моей; Жемчуг росы по травкам ароматным Уже блистал младым огнем лучей, И день взлетел, как гений светлокрылый! И жизнью все живому сердцу было. Я восходил; вдруг тихо закурился Туманный дым в долине над рекой: Густел, редел, тянулся, и клубился, И вдруг взлетел, крылатый, надо мной, И яркий день с ним в бледный сумрак слился, Задернулась окрестность пеленой, И, влажною пустыней окруженный, Я в облаках исчез, уединенный... 27 ноября 1819 В. А. Жуковский

Слайд 18

литература Великое светило миру, Блистая с вечной высоты На бисер, злато и порфиру, На все земные красоты, Во все страны свой взор возводит, Но краше в свете не находит Елисаветы и тебя. Ты кроме той всего превыше; Душа ее зефира тише, И зрак прекраснее рая.

Слайд 19

литература Оптимизм — взгляд на жизнь с позитивной точки зрения , уверенность в лучшем будущем. Оптимизм утверждает, что мир замечателен, из любой ситуации есть выход, всё получится хорошо, все люди в общем хорошие Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности

Слайд 20

литература Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет А. С. Пушкин Если, друг, тебе сгрустнется, Ты не дуйся, не сердись: Все с годами пронесется - Улыбнись и разгрустись. Дев измены молодые, И неверный путь честей , И мгновенья скуки злые Стоят ли тоски твоей? М. Ю Лермонтов назад

Слайд 21

Живопись, скульптура и архитектура Цель: охарактеризовать основные черты живописи, архитектуры и скульптуры в первой половине 19 века, найти отличия от основных черт предыдущего периода,познакомить учащихся с достижениями изобразительного искусства и архитектуры.

Слайд 22

Живопись, архитектура и скульптура дата художник направление искусства название картины Задание: слушая рассказ учителя, заполнить таблицу. Примечание: не услышанный материал заполнить дома самостоятельно

Слайд 23

Живопись, архитектура и скульптура Кипренский О. А .

Слайд 24

Живопись, архитектура и скульптура Явление Христа народу

Слайд 25

Живопись, архитектура и скульптура Последний день Помпеи

Слайд 26

Живопись, архитектура и скульптура Тропинин В. А.

Слайд 27

Живопись, архитектура и скульптура П. А. Федотов

Слайд 28

Живопись, архитектура и скульптура

Слайд 29

Живопись, архитектура и скульптура

Слайд 30

Ампир- стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величеств, мощи: монументальные массивные портики, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.).

Слайд 31

назад

Слайд 32

Быт и обычаи подклеть- горница- светлица- шорничество - светцы- анфилада- вопрос: Кому на Руси жить хорошо?

Слайд 33

А. И. Герцен … чтоб дать понять о нашем житье – бытье, опишу целый день с его однообразностью… Жизнь у нас шла как английские часы, у которых убавлен ход. В десятом часу утра камердинер уведомлял мою экс – нянюшку, что барин встает и она отправлялась приготовлять ему кофей, который он пил один в своем кабинете. За кофеем он читал «Московские ведомости». После обеда мой отец ложился отдохнуть часа на полтора. Дворня растекалась по трактирам. Часов в семь приготовляли чай; тут иногда приезжал кто – нибудь, чаще всего Сенатор. После Сенатора отец мой отправлялся в свою спальню, всякий раз осведомляясь о том заперты ли ворота. Так я оставил наш дом в 1834 году, так застал в 1840, и так все продолжалось до его кончины в 1846 году. назад

Слайд 35

Гимн Российской империи Боже, царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу нам, Царствуй на страх врагам, Царь православный! Боже, Царя, Царя, храни!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока истории в 6 классе по истории средних веков.Тема: "Завоевание Англии".

Зрительный ряд урока истории средних веков в 6 классе. Тема: "Норманны. Завоевание Англии"....

Презентация по истории России 8 класс "Образование и наука в начале XIX в"

Презентация по истории России 8 класс на тему "Образование и наука в начале XIX в"...

Презентация на урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"

Данная презентация поможет учителю в проведении урока по теме "Народные движения XVIII века". Презентация содержит необходимый минимум информации по теме урока. Презентация содержит карты, на которых ...

Презентация к уроку истории: "Изменение в культуре и быте в XVIII веке"

Презентация к уроку истории: "Изменение в культуре и быте в XVIII веке"...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 веках

Класс 6а, 6бДата: 08.09.2015Тема: Образование варварских королевств Государство франков и христианская церковь в 6-8 векахЦель:  познакомить учащихся с историей возникновения Франкского коро...

презентация к уроку истории 10 класса "Расширение территории государства в XVIII веке"

презентация к уроку истории 10 класса "Расширение территории государства в XVIII веке". Представлены основные направления внешней политики, возможна работа учащихся по картам, указаны важней...