Презентация "Александр II. Великие реформы"
презентация к уроку по истории (10 класс) на тему
Тема "Александр II. Великие реформы" одна из самых важных тем в истории ХIХ века. Великие реформы оказали влияние на дальнейшую историю России. Отмена крепостного права способствовала развитию капиталистических отношений в городе и в деревне. Цель: 1) Показать сущность Великих реформ. 2) Научить анаизировать источники, делать выводы о влиянии реформ на дальнейшее социально-экономическое развитие. 3)Воспитывать интерес к событиям истории страны. Задача учителя помочь обучающимся освоить материал, заинтересовать, способствовать поиску ответов на вопросы о причинах подъема революционного движения в стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandr_2.pptx | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Александр II Алекса́ндр II Никола́евич (17 [29] апреля 1818, Москва — 1 [13] марта 1881, Санкт-Петербург) — император всероссийский, царь польский и великий князь финляндский (1855—1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны . Родился 17 апреля 1818 года в 11 часов утра в Архиерейском доме Чудова монастыря в Кремле, куда вся императорская фамилия прибыла в начале апреля для говенья и встречи Пасхи. Поскольку у старших братьев Николая Павловича сыновей не было, младенец уже тогда воспринимался как потенциальный престолонаследник. По случаю его рождения в Москве был дан салют в 201 пушечный залп.
Получил домашнее образование под личным надзором своего родителя, который уделял вопросу воспитания наследника особое внимание. Александр II
Оба брака Александра II были формально морганатическими: Первый брак (1841) — официальный, с Марией Александровной (1.07.1824 — 22.05.1880), в девичестве принцессой Максимилианой - Вильгельминой - Августой -Софьей-Марией Гессен- Дармштадтской , незаконнорожденной дочерью Вильгельмины Баденской , жены великого герцога Людвига II Гессенского. Александр II Портрет императрицы Марии Александровны
Дети от первого брака: Александра (1842—1849); Николай (1843—1865); Александр III (1845—1894); Владимир (1847—1909); Алексей (1850—1908); Мария (1853—1920); Сергей (1857—1905); Павел (1860—1919). Александр II
Второй, морганатический, брак с давней (с 1866) любовницей, княжной Екатериной Михайловной Долгоруковой (1847—1922), получившей титул cветлейшей княгини Юрьевской. Дети от брака с княжной Долгоруковой (узаконены после венчания): светлейший князь Георгий Александрович Юрьевский (1872—1913); светлейшая княжна Ольга Александровна Юрьевская (1873—1925); Борис (1876—1876), посмертно узаконен с присвоением фамилии «Юрьевский»; светлейшая княжна Екатерина Александровна Юрьевская (1878—1959), замужем за князем Александром Владимировичем Барятинским, а после — за князем Сергеем Платоновичем Оболенским-Нелединским-Мелецким . Александр II Портрет Екатерины Долгоруковой
Александр II пережил 6 покушений и седьмое стало последним. 1 (13) марта 1881, в 3 часа 35 минут пополудни, скончался в Зимнем дворце вследствие смертельного ранения, полученного на набережной Екатерининского канала (Петербург) около 2 часов 25 минут пополудни в тот же день, — от взрыва бомбы (второй в ходе покушения), брошенной под его ноги народовольцем Игнатием Гриневицким ; погиб в тот день, когда был намерен одобрить конституционный проект М. Т. Лорис -Меликова. Александр II
Александр II Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, возведенный как памятник Царю-Мученику Портрет Александра II на смертном одре Памятник установлен на гранитной площадке с северо-восточной стороны Храма Христа Спасителя
Члены семьи оказывали на императора влияние: - Брат Константин Николаевич – высказывал смелые взгляды, смело действовал . В годы Крымской войны вместе с Еленой Павловной организовал помощь раненым и больным. Константин Николаевич был убежденным сторонником отмены крепостного права. За три года до его отмены великий князь дал приказ отпустить на волю крестьян, прикрепленных к Адмиралтейству. Предпосылки реформы
Великая княгиня Елена Павловна, жена дяди императора, Михаила Павловича, - образованная, умная, энергичная женщина. Ей Россия обязана созданием общества Красного Креста, отрядов сестер милосердия, работавших в Крыму во время войны 1983-1856 гг. В 1856 г. Она предложила освободить около 15 тысяч своих крепостных в селе Карловке Полтавской губернии. Проект предлагал освободить крестьян с землей за выкуп и превратить их в мелких земельных собственников при сохранении помещичьего крупного землевладения. Предпосылки реформы
Подготовка реформ 3 января 1857 г. н ачал работу Секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян.16 февраля 1858 г. Секретный комитет переименовали в Главный комитет по крестьянскому делу, который возглавил Я.И. Ростовцев. Душой реформ был Николай Алексеевич Милютин . 19 февраля 1861 г . Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей...» Ростовцев Яков (Иаков) Иванович [ 28.12.1803— 6(18).2.1860, там же], граф, русский государственный и военный деятель
В деревнях Манифест прочитали только 5 марта, во всех церквях после обеденной службы. Император боялся крестьянских волнений и войска были приведены в боевую готовность. Крестьяне посчитали, что Манифест в дороге подменили! Так долго ожидаемая реформа не принесла облегчения ни барину, ни крестьянину. Крестьянская реформа 1861 г.
Крестьянская реформа 1861 г. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Крестьянин мог владеть движимым м недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. Крестьяне могли без разрешения помещика жениться, поступать на учебу, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Община сохранялась, собственность на землю у общины, переделы наделов, круговая порука (при выплате налогов и выполнении государственных повинностей)
Территория России была разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. В каждой полосе были установлены высший и низший размеры крестьянского полевого надела (высший – больше которого крестьянин не мог требовать у помещика, низший – меньше которого помещик не должен был предлагать крестьянину). В этих пределах заключалась сделка крестьянской общины с помещиком. Окончательно сделка закреплялась уставной грамотой. Споры разрешали мировые посредники (из дворян). Крестьянская реформа 1861 г.
Наделы в черноземной полосе от 1 десятины до 6; в нечерноземной от 1- до 7; в степной 3-10 десятин. Если крестьянский надел до реформы был больше, то излишек «отрезали» - «отрезок», отрезали лучшую землю в пользу помещика. При размежевании помещичьи наделы врезались в общинную землю и община должна была платить либо деньгами, либо полевыми работами (отработки). Крестьянская реформа 1861 г.
Выкуп. Реальная стоимость земли – 544 млн руб., крестьяне должны были заплатить 867 млн руб. 20 % община платила помещику, остальное ему перечисляло государство. Крестьянин в течение 49 лет расплачивался с государством, платя ему еще и 6% годовых. К 1906 г., когда крестьяне добились отмены выкупных платежей, было заплачено около 2 млрд руб. 20 % крестьяне должны были выплатить помещику за 9 лет, на это время они – временнообязанные . Но лишь через 20 лет крестьяне смогли рассчитаться с помещиками. Крестьянская реформа 1861 г.
Крестьянин мог получить землю бесплатно, но лишь ¼ надела. Не расплатившись с помещиком и общиной, крестьянин не мог уйти с земли, а расплатившись получал «паспорт» и мог свободно уйти. Во временнообязанническом состоянии крестьяне продолжали отрабатывать барщину и платить оброк, но их нельзя было продавать и наказывать телесно. После отмены крепостного права крестьяне стали называться «свободными сельскими обывателями». Крестьянская реформа 1861 г.
Стали ли богатыми помещики после отмены крепостного права? Немногие. Остальные к 1861 г. Заложили свои земли в банки (иногда не единожды!), поэтому деньги, поступавшие от государства сразу шли на погашение кредитов. А еще карточные долги. Помещики тоже не все выиграли от этой реформы, что уж говорить о крестьянах. Порвалась цепь великая, Порвалась – расскочилася : Одним концом по барину, Другим – по мужику !.. Н.А. Некрасов Крестьянская реформа 1861 г.
Основные проводники реформы – Н.А. Милютин и П.А. Валуев Земства – органы местного самоуправления. Распорядительные органы земское уездное собрание, земское губернское собрание. Исполнительные: земская уездная управа (3 человека), земская губернская управа (5-7 человек). Выборы происходили по куриям. Самые многоступенчатые выборы в крестьянской курии, прямые выборы в землевладельческой курии. Реформа местного самоуправления 186 4 г. Земская реформа
Земства занимались вопросами образования (земские школы), медицины (земские врачи и больницы), заботой о промышленности и торговле, дорогами и др. Земства находились под контролем центральных и местных властей, которые могли приостановить любое решение земств. Реформа местного самоуправления 186 4 г. Земская реформа
Городская реформа 1870 г. « Городовое положение 1870 г.» создавало в городах городские думы. Они занимались благоустройством городов, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. Все избиратели города делились на три курии (крупные налогоплательщики, средние и мелкие). Выбирали 1 раз в 4 года гласных, а те городскую думу, дума – управу, управа – городского голову. Главенствующая роль в думах у крупной буржуазии.
Судебная реформа 1864 г. Реформа вводила принципиально новые суды. Принципы нового суда: Всесословность ; Независимость от администрации; гласность; Несменяемость судей; Состязательность судебного процесса;
Судебная реформа 1864 г. Новые элементы Суд присяжных заседателей Выборность мировых судей Адвокатура (присяжные поверенные) Судебные следователи для осуществления предварительного следствия
Судебная реформа 1864 г. Суды Мировые- судьи выбирались Цель – примирить Гражданские и мелкие уголовные дела Окружные судья назначался, крупные уголовные и гражданские Суд присяжных Судебная палата Судья назначался Разбирал апелляции из окружных судов, дела крупных чиновников
Судебная реформа 1864 г. Окружной суд назначался императором по представлению министра юстиции и рассматривал уголовные и гражданские дела. Рассмотрение уголовных дел могло происходить с участие присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной репутацией, проживший в данной местности не менее 2-х лет. Имущественный ценз – владение недвижимым имуществом на сумму не менее 2000 рублей.
Судебная реформа 1864 г. Земские собрания определяли персональный состав из 30 присяжных на судебную сессию. По жребию 18 человек на каждое заседание, 12 участвовало, 6 – в резерве. Вопросы, на которые должны ответить присяжные: Имело ли место событие, подающее повод для обвинения сидящего на скамье подсудимых? Виновен или не виновен означенный человек? В случае положительного вердикта присяжных, судья определял наказание. При равных голосах присяжных решение – в пользу обвиняемого. После суда присяжных на апелляцию подавать нельзя. Без присяжных – в судебную палату. Прошение о помиловании – императору.
Судебная реформа 1864 г. Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника (т.е. с VIII класса табели о рангах). Такие дела приравнивались к государственным преступлениям и слушались с участием сословных представителей.
Судебная реформа 1864 г. Требование к судьям: Высокий образовательный и имущественный ценз – не ниже среднего образования и владение имуществом на сумму не менее 15 тыс. руб. или 400 десятинами земли; Судьи получали огромное жалование (от 2200 до 9000 рублей в год), что делало их неподкупными.
Судебная реформа 1864 г. Высшая судебная инстанция – Сенат Недостатки: оставался крестьянский суд (волостной) с телесными наказаниями, были суды для духовенства (Консистория), военные трибуналы.
Судебная реформа 1864 г. Состязательность сторон предполагала участие в суде прокурора и адвоката. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности. На этом поприще прославились выдающиеся юристы Ф.Н. Плевако, князь А.И. Урусов, заложившие основы адвокатов-ораторов.
Военная реформа 1860-1874 гг. Назначенный военным министром Дмитрий Алексеевич Милютин проводил реформу армии: Создал Главный штаб, страну поделил на военные округа. Вводилась всесословная воинская повинность, вместо рекрутских наборов. Создавались новые Уставы, наставления, учебные пособия. Сократилось количество парадов и муштра. В армию призывали мужчин с 20 (позже с 21-го) лет. Служили: В сухопутных войсках 6 лет действительной и 9 лет запаса; Во флоте – 7 лет действительной и 3 года запаса.
Освобождение от службы: Представители различных сект; Представители народов Крайнего Севера и Кавказа, Туркестана; Духовные лица; Военная реформа 1860-1874 гг.
Записывали в запас без призыва на срочную службу: Единственных сыновей; Единственных кормильцев; Младшие братья служившего; Если в данный год призывников больше, чем требовалось, то тянули жребий, если не выпал, то сразу в запас. Освобожденные от призыва зачислялись в ополчение, формируемое лишь во время войны. Льготы: С высшим образованием- служили 6 месяцев, после гимназии – 1,5 года, после городского училища – 3 года. Если шел добровольцем, то срок службы сокращался вдвое. Военная реформа 1860-1874 гг.
Армию перевооружили : Ружья нарезные (берданки – винтовки американского изобретателя Бердана )- для пехоты, кавалерии, казачьих войск; Стальные артиллерийские орудия; Улучшение конного парка; Флот становился паровой. Образование в армии: военные гимназии; Прогимназии для пополнения юнкерских училищ; Юнкерские училища; Военные академии – Военно-юридическая (1867 г.), Морская (1877 г.),Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Военная реформа 1860-1874 гг.
Улучшилось питание солдат, проживание, неграмотных обучали грамоте, отмена телесных наказаний солдат (наказание розгами оставалось только для штрафников). Армия стала более боеспособной, имелся запас подготовленных людей на случай войны, в мирное время армия была меньше. Улучшилось управление войсками, более быстрая мобилизация армии в случае войны. Военная реформа 1860-1874 гг.
В июне 1864 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах. Такие училища могли открываться общественными учреждениями и частными лицами. Это привело к открытию начальных школ различных типов. Начальное образование: Создавались земские, городские, государственные, частные, церковно-приходские школы, воскресные. Реформа образования
Реформа образования Среднее образование: прогимназии – 4 года; гимназии- 7 классов классические реальные Изучали гуманитарные изучали естественно- п редметы, иностранные математические науки, я зыки(+латынь и древне- готовили к институтам г реческий), готовили к Университету. С 1871 г. в классических гимназиях учились 8 лет
В гимназии принимали детей всех сословий без различия звания и вероисповедания. Но плата за образование высокая. Появилось женское образование: женские гимназии ( программа уже, чем в мужской гимназии), Высшие женские курсы (в Москве, Петербурге, Казани, Киеве), вольные слушатели в университетах. Университетам вернули автономию в 1863 г. – Новый Устав. Устанавливалась самостоятельность в вопросах административно-финансовых и научно- педагогических. Реформа образования
Реформа в сфере печати и цензуры В 1865 г были введены «Временные правила» о печати. Отменялась цензура: дорогих и толстых книг, центральных периодических изданий. Вводилась ответственность редакторов за напечатанное. На первый и второй раз выносилось предупреждение, в третий раз издание закрывали. Цензировалась литература для народа и провинциальные издания.
«Диктатура сердца» или политика «пушистого хвоста» После многочисленных покушений на императора была создана Верховная распорядительная комиссия, почти с диктаторскими полномочиями, начальником ее был назначен Михаил Тариэлович Лори-Меликов.
Первостепенную задачу Лорис-Меликов видел в борьбе с революционным движением, не останавливаясь «ни перед какими строгими мерами для наказания преступных действий». Деятельность Лорис-Меликов начал с реорганизации репрессивных органов, которые показали свою не эффективность в борьбе с террором. III отделение канцелярии присоединено к Министерству внутренних дел, а министр стал шефом жандармов. «Диктатура сердца» или политика «пушистого хвоста»
Осознавая роль прессы в формировании общественного мнения, Лорис-Меликов ослабил цензуру, содействовал появлению новых изданий, не препятствовал критике правительства, публичному обсуждению вопросов политики. Много общался с прессой, в мягкой форме давал советы по поводу желательных тем обсуждения в прессе. Прислушавшись к мнению общества сменил некоторых чиновников (министра образования Д.А. Толстого). В 1880 г. представил императору доклад о возможности закрытия Верховной распорядительной комиссии. Лорис-Меликов был назначен министром внутренних дел. «Диктатура сердца» или политика «пушистого хвоста»
28 февраля 1881 г. Лорис-Меликов представил царю доклад, в котором предлагал для окончательного успокоения страны завершить «великое дело государственных реформ». Считал, что нужно создать 2 комиссии: административно-хозяйственную и финансовую. Созданные проекты считал необходимо обсудить в Общей комиссии, составленной из представителей самоуправления. После одобрения Общей комиссией законопроекты поступали бы в Государственный совет, в заседании которого участвовало бы 10-15 человек выборных, работавших в Общей комиссии. Этот проект назвали Конституцией Лорис-Меликова . «Диктатура сердца» или политика «пушистого хвоста»
Утром 1 марта 1881 г. император одобрил проект Лорис -Меликова и назначил на 4 марта заседание Совета министров для его окончательного утверждения. Но через несколько часов императора смертельно ранили террористы «Народной воли » ( руководила Софья Перовская, бомбы метали Рысаков и Гриневицкий , Емельянов не стал бросать свою бомбу, а помогал укладывать тяжело раненного императора в сани). «Диктатура сердца» или политика «пушистого хвоста» Игнатий Гриневицкий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права.
Тема занятия занимает одно из ключевых мест в изучении истории России XIX века. Материалы данного урока помогут педагогу познакомить учащихся с личностью Александра II, сформировать представление о пр...
Великие реформы Александра II. Отмена крепостного права.
Тема занятия занимает одно из ключевых мест в изучении истории России XIX века. Материалы данного урока помогут педагогу познакомить учащихся с личностью Александра II, сформировать представление о пр...
"История с образования государства Киевская Русь до Великих реформ Александра II" ( в двух частях)
Презентация разрабатывалась для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по истории. В ней содержится материал с заданиями из ЕГЭ (части А, Б и С). Старалась включать также материал по культуре, на которую...
Презентация "Великие реформы 1860-1870 гг."
Презентация помогает провести урок о либеральных реформах Александра II в 8 и 10 классе. В доступной форме показываются основные мероприятия земской, городской, судебной, военной реформ, реформ началь...
Тестовые учебно-методические материалы к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России, XIX век. 8 класс». Тест № 4 «Великие реформы».
Промежуточный тестовый контроль по истории России для учеников 8 классов основан на индивидуальном подходе к обучению, позволяющем самому ученику контролировать процесс оценки его знаний, определять и...
План-конспект открытого урока "Великие реформы 1860 – 1870-х гг.: причины, этапы проведения, итоги и последствия».
Данный урок был проведен в 10 классе. Приложением к нему служат авторская презентация, тексты исторических документов....
150 лет Великим реформам Александра II
Материал подготовлен к выступлению на ОМО учителей истории...