Рабочая программа учебного предмета Всеобщая история в 6 классе
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Курс «История средних веков» предназначен для использования его в рамках общеобразовательных учреждений. Рабочая программа по Всеобщей истории (Истории средних веков) разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса и рассчитана на 32 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vseobshchaya_istoriya_6klass.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
- Муниципальное общеобразовательное учреждение
- " Средняя общеобразовательная школа № 4»
«Утверждаю»:
Директор МОУ «СОШ № 4»
__________________ С.А.Удальцов
Приказ ______ от «___»__________2014 г
Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано»:
гуманитарного цикла Зам. директора по УВР МОУ «СОШ № 4»
Руководитель: ______________________ Т.Л. Хлызова
Клепикова М.Л. «_____» ______________ 2014 г.
Протокол № ____________
«____» _____________ 2014 г.
Рабочая программа
учебного предмета Всеобщая история
в 6 «а, б» классе
на 2014-2015 учебный год
- Учитель: Завгородний Дмитрий Анатольевич
2014 г.
Пояснительная записка
Курс «История средних веков» предназначен для использования его в рамках общеобразовательных учреждений. Рабочая программа по Всеобщей истории (Истории средних веков) разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса и рассчитана на 32 часа. Актуальность программы: основной задачей программы является такой отбор материала и так выстроенный курс, чтобы он позволял учащимся любого уровня подготовки познакомиться со Средневековьем всего за одно полугодие, то есть, создание общей картины эпох в ее основных взаимосвязях. Подобная «историко-философская» концепция курса свободна от традиционного для отечественной школы чрезмерного увлечения социологией и может быть выражена в нескольких фразах. Вводятся и некоторые новые по сравнению с отечественной школой сюжеты: например, подробно говориться о возникновении Монгольской державы, ставшей одним из важных факторов организации пространства значительной части Европы. Основным содержательным новшеством является перекомпоновка материала раннего европейского Средневековья к более удобным в методическом плане схемам. Так, Византия перемещена в центр курса, потеснив средневековый Запад. Таким образом, появляется логика повествования, которая требует начать курс с событий периферии, немаловажных для развития всего мира. Главное внимание концентрируется на процессах либо общих для крупных регионов, либо своеобразных, но между собой сопоставимых. Много внимания уделяется неевропейским обществам. Тем не менее, в компоновке материала и в акцентировании отдельных тем и сюжетов обозначаются в первую очередь связи с курсом истории России. Таким образом, курс помогает учащимся осознать место России в истории человечества и мировом сообществе, ее цивилизационных характеристик, взаимосвязи истории страны с мировой историей, вклада России в мировую культуру, а также восприятию у учащихся гуманистического видения мира, неприятие всех проявлений дискриминации, уважение к другим культурам. Курс ориентирует на усвоение основных черт средневековой истории и вместе с тем на выработку навыков самостоятельного мышления, умения работы с источником, как с текстовым, так и с изобразительным. Этому способствует иллюстративный и документный материал учебника, сопровождающий параграф.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Назначение курса – показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям. Программа составлена исходя из следующих целей и задач обучения истории в основной школе:
- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом;
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
- формирование ценностных ориентации и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное достояние своей страны и всего человечества.
Результативность программы
В курсе изучения истории Средних веков учащиеся развивают следующие умения:
- образно воссоздавать исторические явления, события;
- выявлять в исторических явлениях существенные признаки;
- сравнивать однотипные исторические явления, находить в них общее и особенное;
- давать характеристики историческим явлениям, событиям, деятелям, используя информацию, полученную из разных источников;
- обобщать знания, полученные из различных источников, делать выводы, подтверждая их примерами;
- соотносить год с веком, определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи;
- работать с исторической картой: читать ее и анализировать, локализировать на карте исторические факты и события, устанавливать связь между историческими событиями, извлекать дополнительную информацию;
- работать со справочной литературой, словарями, таблицами, схемами.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В 6 КЛАССЕ
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение. Происхождение понятия «Средневековье» | 1 |
2 | Начало Средневековья | 11 |
3 | Средневековая Европа | 12 |
4 | Дальние страны | 8 |
Итого | 32 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Начало Средневековья
(11 часов)
Основание столицы – Константинополя. Особенности развития Византийской империи. Императорская власть.
Христианская церковь. Церковная иерархия. Иконоборчество и иконопочитание. Взаимоотношения христианской церкви и императорской власти. Христианские храмы: устройство, символика.
Культура Византии. Византийская торговля. Великий шелковый путь. Города Византии. Взаимоотношение Византии и Ирана. Золотой век Византии – правление императора Юстиниана.
Великое переселение народов. Германские племена. Вторжение в Европу кочевников – аланов, сарматов, гуннов. Падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств.
Аравийский полуостров: арабские племена, их образ жизни, основные занятия. Зарождение новой религии: ислама. Пророк Мухаммад, основные положения ислама.
Завоевания арабов. Образование государства мусульман – Арабского халифата. Распад халифата. Культура мусульманского мира.
Появление франкского вождя Хлодвига. Принятие христианства, запись законов франков.
Возвышение династии Каролингов. Союз франкских королей и римских пап.
Империя Карла Великого. Завоевательные походы франков. Управление империей. Образование и культура в державе Карла Великого. Распад империи. Рождение из ее осколков новых государств.
Образ жизни норманнов, их грабительские набеги и торговые походы.
Завоевание германскими племенами Британии. Основание англосаксонских королевств. Поход Ричарда Завоевателя в Англию.
Основные понятия и термины: Ромейская империя, Великий шелковый путь, икона, алтарь, мозаика, крестово-купольный храм, трансепт, неф, базилика, приход, епископ, митрополит, патриарх, паства, миряне, церковный собор, монастырь Великое переселение народов, варварские королевства, оран, ислам, хиджра, мусульманин, хадж, мечеть, минарет, мулла, медресе, каллиграфия, халиф, халифат, эмир, эмират, джихад, майордом, помазанник Божий, Салическая правда, графство, маркграфство.
Персоналии: Константин I, Юстиниан I, Атилла, Аларих, Одоакр, Теодорих, Мухаммад, Хлодвиг, Карл Мартелл, Пипин Короткий, Карл Великий, Лев III, Алкуин, Эрик Рыжий, Харальд Суровый, Альфред, Вильгельм Завоеватель.
Тема 2. Средневековая Европа
(12 часов)
Иерерахичность средневекового общества. Основные сословия. Условный характер земельного владения. Феод. Взаимоотношения сеньоров и вассалов. Феодальная лестница.
Рыцарство. Вооружение средневекового рыцаря. Средневековая армия. Образ жизни рыцаря, его воспитание. Рыцарский турнир и рыцарский замок. Положение крестьянства. Крестьянские повинности. Жизнь в общине. Натуральный характер хозяйства.
Франция в X-XI вв. Основание династии Каролингов. Феодальные войны. Борьба с викингами.
Римская церковь. Клюнийское движение за обновление церкви. Усиление власти пап. Папа Григорий VII.
Крестовые походы и их участники. Первый, третий и четвертый крестовые походы. Отношения Византии и западноевропейских государств. Разгром Константинополя крестоносцами. Государства крестоносцев на Востоке. Рыцарские ордены. Взаимоотношения мусульман и христиан в эпоху крестовых походов. Взаимопроникновение культур. Крестовые походы в Восточной Европе. Реконкиста.
Кризис античных городов. Оживление городской жизни в X-XI вв. Различные пути образования городов в средневековой Европе. Взаимоотношения городов и сеньоров. Борьба городов за независимость. Коммуны. Торговые пути и союзы. Ганза. Торговля в Средиземноморье. Венеция и Генуя. Ярмарки. Фландрия и Шампань. Ремесленные специальности. Объединения ремесленников. Внешний вид средневекового города. Рынок, ратуша, собор. Управление городом. Роль городского патрициата.
Своеобразие императорской власти в Германии.
«Собирание» земель французскими королями. Людовик IX Святой. Борьба Филиппа IV Красивого с папой римским.
Упрочнение королевской власти В Англии при Генрихе II Плантагенете. Подписание Иоанном Безземельным Великой Хартии вольностей.
Образование сословных монархий. Создание органов сословного представительства в странах Западной Европы.
Кризис XIV столетия: неурожаи, голод, распространение чумы, крестьянские восстания. Жакерия и восстание под предводительством Уота Тайлера.
Кризисные явления в римской церкви в XIV в. «Авиньонское пленение» пап и раскол в католической церкви. Борьба за реформирование церкви. Ян Гус и его последователи.
Основные события Столетней войны. Утрата рыцарством ведущей роли в военном деле. Сопротивление английским завоевателям во Франции. Жанна д Арк.
Победа королевской власти во Франции. Людовик XI.
Война Алой и Белой розы в Англии. Основание династии Тюдоров.
Складывание государств в Восточной и Южной Европе. Создание славянской азбуки братьями Кириллом и Мефодием. Православие и католицизм в восточной Европе. Восточноевропейские страны в позднем средневековье.
Романский и готический стили в архитектуре. Культура и образование. Монастырские и соборные школы. «Семь свободных искусств». Городские школы. Университеты. Роль университетов в жизни городов. Познания средневековых людей. Представления о мире.
Основные понятия и термины: сословие, феод, феодал, феодализм, сеньор, сюзерен, вассал, феодальная лестница, подати, оброк, барщина, десятина, натуральное хозяйство, рыцарь, замок, турнир, королевский домен, Священная Римская империя, клюнийское движение, крестовый поход, обет, рыцарский орден, римско-католическая церковь, греко-православная церковь, Реконкиста, коммуны, привилегии, Ганза, ярмарка, меняла, банк, ремесленник, цех, ратуша, городской совет, гильдия, патрициат. ересь, секта, инквизиция, монашеский орден, централизация, парламент, органы сословного представительства, Великая хартия вольностей, товарное хозяйство, «Авиньонское пленение» пап, «Великая схизма», романский стиль, готический стиль, портал, витраж, монастырская школа, скрипторий, «Семь свободных искусств», университет, диспут, реконкиста, идальго.
Персоналии: Гуго Капет, Оттон I, Григорий VII, Генрих IV, Саладин, Фридрих I, Фридрих I Барбаросса, Ричард I Львиное Сердце, Филипп II, Алексей I Комнин, Иннокентий III, Франциск Ассизский, Доминик Гусман, Фома Аквинский, Людовик IX Святой, Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный, Филипп IV Красивый, Бонифаций VIII, Уот Тайлер, Эдуард III, Жанна д Арк, Людовик XI, Ян Гус, Кирилл и Мефодий.
Тема 3. Дальние страны
(8 часов)
Путешествие Марко Поло на Восток и изменение представлений европейцев о мире.
Завоевания монголов. Вторжение монголов в Западную Европу. Устройство монгольской державы. Последствия монгольских завоеваний.
Индия во времена Гуптом. Торговля и торговые пути. Культура Индии: Искусство, научные изобретения и открытия. Религиозные верования индийцев. Внутренние усобицы. Завоевания Индии мусульманами. Делийский султанат.
Управление Китайкой империей. Открытия и изобретения китайцев. Роль торговли в Китайской империи. Последствия завоевания Китая моголами.
Страны народов Африки в Средневековье.
Япония в средние века. Особенности ее развития. Культ императорской власти. Самураи. Религиозные верования японцев. Культура Японии.
Америка до Колумба. Образ жизни майя, инков и ацтеков.
Основные понятия и термины: хан, раджа, султан, сегун, самураи, индуизм, буддизм, синтоизм.
Персоналии: Марко Поло, Чингисхан, Бату, Тамерлан.
Календарно – тематическое планирование
Дата | № урока | Глава и тема урока | Домашнее задание |
1 | Введение. Происхождение понятия «Средневековье» | Стр. 6-8тетрадь | |
Часть I. Начало средневековья (11 часов) | |||
2 | Древние германцы и Римская империя | § 1, 3 | |
3 | Век Византии. Византия при Юстиниане и её культура. | § 2 | |
4 | Христианская церковь | тетрадь | |
5 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | § 4 | |
6 | Арабский халифат и его распад. | § 5 | |
7 | Культура стран халифата | стр. 44-47 | |
8 | Королевство Франков. | § 6 | |
9 | Возникновение империи Карла Великого. | § 7 | |
10 | Распад империи Карла Великого. | § 8 | |
11 | Западная Европа в IX-XI вв. | § 9 | |
12 | Обобщающий урок на тему «Ранее Средневековье» | ||
Часть II. Средневековая Европа (12 часов) | |||
13 | Феодальная раздробленность | § 10 | |
14 | Феодалы, крестьяне и рыцари | § 11-12 | |
15 | Наследники Каролингов | § 13 | |
16-17 | Крестовые походы | § 14 | |
18 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе | § 15-16 | |
19 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | § 18 | |
20 | Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод | § 19 | |
21 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии | стр. 164-166 | |
22 | Столетняя война. Усиление королевской власти в конце ХV в. во Франции и в Англии | стр. 167-171 | |
23 | Гуситское движение в Чехии | стр. 171-172 | |
24 | Обобщающий урок на тему «Средневековая Европа» | ||
Часть III. Дальние страны (8 часов) | |||
25 | Во владениях великого хана | § 22 | |
26 | Индия. Государство и культура | § 23 | |
27 | Средневековый Китай | § 24 | |
28 | В стране Сипанго | § 24 | |
29 | Очень разная Африка | § 25 | |
30 | Государства и народы доколумбовой Америки. | § 26 | |
31 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | § 27 | |
32 | Обобщающий урок на тему «Расцвет Средневековья» |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
- Бойцов М.А., Петрова Н.Г. Программа курса «История Средних веков: Европа и остальной мир»: для 6 класса общеобразовательных учреждений. — 2-е изд. — М.: Русское слово — PC, 2008.
- Петрова Н.Г. Рабочая тетрадь к учебнику М.А. Бойцова и P.M. Шукурова «История Средних веков: Европа и остальной мир»:
6 класс. — 2-е изд. — М.: Русское слово-PC, 2008. - Петрова Н.Г. История Средних веков: Европа и остальной мир.
6 класс: книга для учителя. - 2-е изд. — М.: Русское слово — PC,
2002. - Бойцов М. А., Шукуров Р. М. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово – учебник», 2013.
- Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс/ Сост. К.В.Волкова – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013
- Промежуточная аттестация по истории: 5-8 кл.: пособие для учителя / С.И. Козленко, И.В. Козленко, И.В. Молодцова и др. – М.: Просвещение, 2008
- Трещеткина И.Г. Всемирная история в таблицах и схемах, Санкт-Петербург, 2009
- История. Даты: справочник / Авт.-сост. М.Н. Зуев, Р.Н. Лебедева. – М.: Издательство «Экзамен», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «История» 8 класс
Рабочая программа учебного предмета «История» 8 класс...
Рабочая программа учебного предмета "История" 5 класс
Рабочая программа учебного предмета «История Древнего мира» разработана для учащихся 5 Г класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и...
Рабочая программа учебного предмета "История" 7 класс
Рабочая программа учебного предмета «История» разработана для учащихся 7- х классов в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и ...
Рабочая программа учебного предмета "История" 9 класс
Рабочая программа учебного предмета «История» разработана для учащихся 9-х классов в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и на осно...
Рабочая программа учебного предмета "История" 10 класс
Рабочая программа учебного предмета «История» разработана для учащихся 10 А класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и н...
Рабочая программа учебного курса "История" 10 класс
Рабочая программа учебного курса "История"...
Рабочая программа учебного курса "История" (9 класс)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории, авторской программы под редакцией А. О. Сороко-Ц...