Сценарий игры "По страницам истории"
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему

Сценарий игры "По страницам истории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_igry_po_stranitsam_istorii.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

       Интеллектуальная игра    «По страницам истории».

Автор: Ванюта Оксана Семеновна, учитель истории и обществознания МБОУ «Сизябская СОШ»

     Конкурс №1. «Разминка».

Условия: команда отвечает на вопросы ведущего быстро, не задумываясь. По 4 вопроса для каждой команды. За каждый верно угаданный вопрос 1 балл. Вопросы лежат в конвертах разного цвета. Команды сами выбирают конверт и отвечают на вопросы из этого конверта.

     1 конверт.

1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Бумага и фарфор были изобретены в Китае).

2. Когда войну выиграла всего одна лошадь? (Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско).

3. Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр).

4. Где и когда самые мирные домашние животные вдруг «пожирали людей»? (В Англии в период огораживания в 16 веке возникла поговорка «овцы пожрали людей»).

      2 конверт.

1. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу они пришли с арабами, поэтому получили название «арабские»).

2. В какой стране построена  длинная стена? (В Китае – Великая Китайская стена).

3. В какой библиотеке были несгораемые книги? (В библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги).

4. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это разные названия одного города).

      2. Конкурс «Верю-не верю».

     1. Верите ли Вы, что одно из правил средневекового испанского этикета гласило: «Королева Испании не имеет права смеяться»?

(Да. И более того, при королеве все время находилась специальная дама преклонного возраста, единственная обязанность которой заключалась в том, чтобы с утра до ночи ходить по пятам за королевой и строжайше следить за соблюдением ею вышеупомянутого правила.)

2. Что самая короткая в истории война длилась ровно 40 минут?
(Нет. Самая короткая  война между Великобританией и Занзибаром 27 августа 1896 года длилась 38 минут).

     3. Что во время эпидемии чумы в Англии в 1665—1666 годах учащихся Итонского колледжа наказывали за НЕКУРЕНИЕ? (да, потому что считалось, что это занятие защищает от чумы).

     4. Николай I предоставлял своим офицерам выбор между гауптвахтой и прослушиванием опер Глинки в качестве наказания (да).

      3. Конкурс «Крылатые выражения»

1. Кто первым сказал: «Деньги не пахнут» и почему?

Это крылатое изречение принадлежит римскому императору Веспасиану (69 -79 гг).В поисках дополнительных доходов казны он ввел налог на общественные туалеты, которые на беспристрастном латинском языке именовались не иначе как "мочевые". Когда сын императора упрекнул отца в том, что он ввел такой "неприличный" сбор, Веспасиан поднес к его носу деньги, которые принес этот налог, и спросил, пахнут ли они. Ответ сына был отрицательный. Изнеженные римляне не могли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, ведь туда, как и в знаменитые бани, ходили не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед. Расчет императора оказался верным - деньги хлынули в казну.

2. Откуда пошло  выражение «загадка сфинкса», что оно значит?

Сфинкс, рассказывали греческие легенды, был чудищем с лицом женщины, телом льва и крыльями хищной птицы. Он сидел на утесе у ворот города Фивы и задавал каждому прохожему загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех?» Недогадливых он убивал тотчас же. Из всех людей только сын фиванского царя Эдип нашел верный ответ: «Человек в детстве ползает на четвереньках, потом ходит на двух ногах, а под старость опирается еще и на костыль». В отчаянии сфинкс бросился с утеса в море и погиб. Много веков словом «сфинкс» называют таинственных, непонятных людей, а «загадка сфинкса» означает любую очень трудную задачу.

3. Что объединяет понятие «коломенская верста»  и  царя Алексея Михайловича?

 «Коломенская верста» - так называют длинных и худощавых людей. История этого словосочетания уводит нас в далекое прошлое русского народа - в допетровские времена, когда в XVII веке, по распоряжению царя Алексея Михайловича, на «столбовой» дороге (то есть дороге с верстовыми столбами) между Москвой и летней царской резиденцией в селе Коломенском было заново произведено измерение расстояний и установлены «вёрсты» (то есть верстовые столбы) такой высоты, каких на Руси еще не видывали.

4. Что означает выражение «козел отпущения» и как оно возникло?

У древних евреев был своеобразный религиозный обычай, который назывался «азазел», или «козлоотпущение». Раз в году в назначенный для этого день собирался народ; одного козла приносили в жертву богу, а другого торжественно прогоняли («отпускали») в пустыню, предварительно «возложив на него руки», то есть по очереди прикоснувшись к нему. Считалось, что грехи всего народа  перейдут на изгоняемого козла и он унесет их с собой. Отражением этого обычая в языках разных народов и осталось сочетание слов «козел отпущения». Так называют в переносном смысле человека, отдувающегося за чужие проступки, вынужденного расплачиваться за грехи других.

5. Как связаны колокола и выражение «во все тяжкие пуститься»?

Колокола в церквах изготовлялись всех размеров и голосов – от маленьких до колоссальных (знаменитый колокол кремлевского Успенского собора весил  около 65 тонн). В церковных уставах самые большие колокола назывались «тяжкая», то есть «тяжелые», а «ударить во все тяжкая» означало: начать звонить во все колокола. Вполне понятно, что уже очень давно «трезвонить во все колокола» стало значить: шумно обсуждать какую-нибудь новость, рассказывать направо и налево. Ведь звоном колоколов извещали народ и о важных событиях. В то же время появилось и выражение «пуститься во все тяжкие»; оно означало: действовать, не считаясь ни с чем.

6. Как произошло выражение «в три погибели согнуться»?

Слово «погибель» здесь  прямо связано по корню со словами «с - гиб  – ать», «из- гиб – ать». «Три погибели»- это три колена, три изгиба, и «согнуть в три погибели» означает, собственно: троекратно согнуть.   Есть мнение, что выражение это возникло в страшном месте – в «пытошных избах» Московской Руси, где палачи, вздергивая людей на дыбу, сгибали их буквально в три погибели. Тогда понятно, почему оно в языке означает: полностью покорить, сломить окончательно.

       4. Конкурс «Российские императоры».

       Задание:  угадать имя исторической личности.

1.   А) Стал наследником престола  после смерти старшего брата.  Отличался огромным (193 см) ростом, пальцами гнул монеты и ломал подковы (3 балла).

    Б) При нем Россия ни с кем не воевала. Провел контрреформы  (2 балла).

     В) При крушении поезда  в 1888 году удерживал обвалившуюся крышу вагона на своих плечах до тех пор, пока не прибыла помощь  (1 балл).

      Ответ: Александр III.

2. А) Владел 17-ю ремеслами.  Лишил Швецию её статуса  великой державы (3 балла).

     Б) Провел великие реформы. Создал регулярную армию и флот (2 балла).

     В) Умер, сильно простыв при спасении солдат, тонувших в море неподалеку от Петербурга (1 балл).

     Ответ:  Петр I.

3.  А) Воспитывала бабушка. В детстве  пахал, сеял горох, капусту, ловил рыбу,  белил дом, имел диплом столяра (3 балла).

      Б) Женился в 16 лет. Не имел наследников. Был крёстным отцом будущей королевы Виктории (крещёной в честь царя Александриной Викторией) (2 балла).

      В) Разгромил великую армию Наполеона (1 балл).

      Ответ:  Александр I.

4.   А) Старший сын Николая I.  Продал США Аляску (1,5 млн. кв.км.) (3 балла).

      Б)  Провел великие реформы. До сих пор поминается в Болгарии в православных храмах вместе с  воинами, павшими на поле боя в русско-турецкой войне 1877-78 годов (2 балла).

      В)    Убит народовольцами (1 балл).

      Ответ:  Александр  II.

5. А) Родился в день Иова Многострадального, чем и объяснял свои потери (3 балла).

       Б) Единственный русский император, во время   правления которого Россия не приобрела, а потеряла свои территории (2 балла).

       В) Вместе с  семьей был причислен к лику святых (1 балл).

      Ответ:  Николай  II.

6. А) Был третьим сыном в  семье, родился ростом в 62 см. Провел реформу государственной деревни, законодательства (3 балла).

     Б) В народе получил прозвище «Николай Палкин».  «Сашка, в дурном порядке сдаю тебе команду!», - сказал  на смертном одре сыну (2 балла).

     В) Проиграл Крымскую войну (1 балл).

     Ответ:  Николай  I.

     6. Конкурс  «Великая Отечественная война».

1. Этот предмет спас жизни многих солдат в годы войны. В переводе с испанского слово это означает «череп». Что это? ( Каска)

2. В феврале 1943     года по французскому радио  объявили: «Слушайте, парижане, первые три дивизии, которые вторглись в Париж в 1940 году, больше не существуют. Они уничтожены. Русские отомстили за Париж». Где были уничтожены дивизии? (под Сталинградом).

3. Второй фронт был открыт только в 1944 году, но многим советским воинам удавалось «открывать» его лично ещё раньше, причём делали они это с большим удовольствием. Что называли солдаты «вторым фронтом»? (американскую и английскую тушёнку).

4. В тёплое время года советские солдаты свёртывали её в трубочку и носили через плечо, на привалах её использовали и как подушку, и как одеяло. Её   называли «скаткой». Что это такое? (шинель)

5. Американский исследователь Майкл Кайден писал о нем: «Он нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа во Второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Немцы были более чем знакомы с его именем, ибо перед ними был военный гений». О ком идет речь? (Г.К.Жуков)

6. В годы Великой Отечественной войны были учреждены награды, носящие имена прославленных полководцев прошлого. Назовите их. (Ордена А.Невского, Суворова, Кутузова, а также флотоводцев Ушакова, Нахимова)

7. За что колхозники сизябского колхоза «Трактор»  19 марта 1944 года получили братский привет и благодарность Иосифа Сталина? (за то, что собрали 85 000 рублей деньгами и 30 000 рублей облигациями госзайма на строительство танковой колонны «Ижемский колхозник»)

8. Что объединяет этих людей? (Артеев Иван Максимович (1915-44), Калинин Пантелеймон Григорьевич (1909-45), Рочев Прокопий Петрович (1902-45),  Чупров Иван Егорович (1914-44), Канев Николай Григорьевич (1898-1945) - учителя Сизябской школы, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны).

Источники:

 1.http://tsitaty.com

2. http://www.proshkolu.ru/user/mikheeva80/blog/494367/ 

3. http://funtale.ru/articles/facts/interesny-e-fakty-iz-istorii/

4. Материалы краеведческого музея МБОУ «Сизябская СОШ»

5. Энциклопедия царей и императоров. Россия. 9-20 века. Роосса, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе. Игра «Поле чудес» «По страницам истории России»

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе СКОУ 8 вида в форме игры "Поле чудес" на тему "Постраницам истории России"...

Сценарий урока мужества "Страницы истории. Сталинград"

Сценарий мероприятия, посвященного такой странице истории Великой Отечественной войны, как Сталинградская битва. Может проводится как классный час или урок в музейном интерьере, если в ОУ есть школьны...

Внеклассное мероприятие по истории "Героические страницы истории Воздушно-десантных войск"

Данное мероприятие рассчитано на учащихся 8-10 классов Цели: 1. Образовательные: познакомить учащихся с историей воздушно-десантных войск, о вкладе в развитие ВДВ Маргелова В.Ф., показать героизм...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Урок истории в 5 классе по теме:"По страницам истории Древнего мира"

Повторительно- обобщающий урок с использованием ЭОР на различных этапах урока...

Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» на тему: «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ» для учащихся 7-8 классов.

Предлагаю вашему вниманию сценарий интеллектуальной  игры «Что? Где? Когда?» на тему: «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ», проводимой в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы.  Дан...

Сценарий патриотического мероприятия, посвящённого Дню Победы "ГЕРОИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ"

  Концепция проекта – синтез времён (путешествие по страницам истории).В картину современности постепенно вплетаются нити исторических событий, образы знаменитых лиц прошлых веков. Э...