Реформы Петра I
презентация к уроку по истории (7 класс) на тему
Презентация к уроку "Реформы Петра I", в которой показываются основные направления внутренней политики Петра Великого и его основные достижения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reformy_petra_1_prezentatsiya.ppt | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель презентации: 1.Указать характер государственных реформ Петра 2.Определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.
Реформы проводимые Петром Военная реформа Реформы в промышленности Реформа высших государственных органов Абсолютная монархия.(реформа центрального управления) Реформа местного управления (реформа городского управления и областная реформа) Социальная политика.Табель о рангах
Россия, как и другие страны Европы XVII века, встала на путь модернизации.Начало этому процессу положили реформы Петра- I , охватившие многие сферы жизни общества.
Реформы Петра I Сильная, противоречивая личность Петра Великого и его деятельность всегда привлекала внимание и серьезных историков, и публицистов, и обывателей. Грандиозные преобразования, охватившие все сферы человеческой жизни, проводились Петром в течение всего периода правления. За это время было принято около 2900 законодательных актов, которые должны были по-новому обустроить жизнь страны. Однако чем глобальной личность и свершаемые ею деяния, тем больше споров возникает вокруг нее. Оценка деятельности Петра изначально была противоречивой. В современной исторической науке существуют следующие точки зрения на этот счет: У Петра I не было продуманного, специально разработанного плана проведения реформ, а потому указы и предписания часто противоречили, а порой упраздняли друг друга. Реформы Петра есть продолжение изменений в обществе, начавшихся еще в XVII веке, особенно при царе Алексее Михайловиче. Петр силой своего характера лишь покорил процессы преобразований. Петровские реформы возникли под воздействием военных событий в истории из 36 лет царствования Петра 28 лет Россия воевала. И тем не менее все историки сходятся во мнении, что именно с Петра начинается активная последовательная политика вмешательства государства в экономическую, гражданскую, бытовую жизнь народа.
Подготовка войска к боевым действиям требовала знаний, инициативы, дисциплины, что было условием существования боеспособной армии, и в 1716 году был издан «Устав воинский» (просуществовавшая около 150 лет), который требовал от офицеров активности и самостоятельности, регламентировал взаимоотношения в армии. Офицерские кадры формировались в двух школах - Бомбардирской (артиллерия) и Преображенской (пехота), а позже в морской, инженерной и медицинской военных школах. Настойчивые усилия Петра I превратили русскую армию в сильнейшую в Европе. Одновременно с созданием армии продолжалось строительство флота. До 1702 года в Воронеже было построено 28 кораблей, 23 галеры и множество мелких судов. Судьба Азовского флота была печальной: корабли частично были уничтожены, частично проданы Турции, но с 1702 года на Балтике, на реке Сясь уже строились корабли. В 1703 году возникла одна из самых крупных - Олонецкая верфь. Ко времени Гангутской битвы (1714) был создан Балтийский флот из 22 кораблей, 5 фрегатов и множества мелких судов.
Казенные заводы 1696г казенный Хамовный завод 1702г. – Тульский оружейный завод 1698 г.- Невьяновский завод, Канатный завод, Кожевенный завод Портупейный Шляпный двор
Российская промышленность первой четверти XVIII века имела свои особенности: 1.Практически все мануфактуры были государственными и создавались за счет бюджета. 2.Государство регулировало и контролировало все процессы развития в промышленности. 3.Мануфактурам был обеспечен сбыт продукции,так как заказчиком выступало государство. 4.В промышленности практически отсутствовала естественная конкуренция. 5.Мануфактуры строились максимально близко к источникам сырья; к их организации привлекали опытных русских и иностранных специалистов. 6.На мануфактурах использовался принудительный дешевый труд крепостных крестьян, получивших название «посессионных». Российское правительство проводило политику меркантилизма , т.е. Устанавливало приоритет национальной промышленности и торговли, и протекционизма – юридической и фактической охраны интересов отечественной промышленности и торговли через систему льгот, субсидий, таможенных тарифов. Практически все частные мануфактуры выполняли государственные заказы, их действия регламентировались Мануфактур-и Берт-коллегиями. Только излишки продукции они могли реализовывать на рынке по свободной цене. И все же это был рывок в процессе формирования русской буржуазии
Из Указа Петра I 1707г . «Повелеваю хозяина тульской оружейной фабрики Корнилу Белоглаза бить кнутом и послать на работу в монастырь, понеже он, подлец, осмелился войску государеву продать негодные пищали и фузеи. Приказываю ружейной канцелярии переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей. Пусть дьяки и подъячие смотрят, как олдерманы клеима ставят, буде сомнение возьмет, самим проверять и смотром и стрельбою. А два ружья каждый месяц стрелять, пока не испортятся. Буде заминка в войске приключится, особливо при сражении, по недосмотру дьяков и подъячих, бить оных кнутом нещадно по оголенному месту: Хозяину — 25 кнутов и пени по червонцу за ружье; Старшего олдермана — бить до бесчувствия; Старшего дьяка — отдать в унтер-офицеры. Новому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю построить дьякам и подъячим избы, дабы не хуже хозяйских были, буде хуже, пусть Демидов не обижается, велю живота лишить». СЛОВАРЬ: Олдерман — мастер.
Административные преобразования
Реформа областного управления 17 октября 1707 года был опубликован приказ об образовании губерний- так начиналась реформа областного управления. 8 Губернии (губернатор) 50 провинций (воевода) Уезды (воевода, земский комисар)
Создавая новую государственную структуру, Петр взял за основу шведский вариант, который выражался в том что каждое сословие в государстве должно было нести функциональные обязанности: Крестьяне- сословия Торговцы ремесленники Духовенство Дворянство
Указ от 2 марта 1711 года на «случай всегдашних наших отлучек» учреждал Сенат . Это учреждение представляло собой, собрание лиц, назначенных царем ( 9 человек), а позднее стало собрание президентов коллегий – сенаторов. В январе 1722 года была введена должность генерал-прокурора - «ока государева» и обер-прокурора Сената , для надзора за работой Сената, который стал правительством России, т.к. обладал законодательной, административной и судебной.
На смену 44 приказам Петр вводит коллегии. Военная и Адмиралтейская коллегия ведали военными делами Коллегия иностранных дел решала посольские дела Берт- и мануфактур-коллегии контролировали промышленность; Коммерц-коллегия отвечала за торговлю; Камер-, Штатс- и Ревизион-коллегии ведали финансами; Юстиц-коллегия решала судебные дела; Вотчинная коллегия разбирала проблемы помещичьих, имений; Главный магистрат занимался делами купцов и ремесленников; Синод управлял церковными делами; Малороссийская коллегия занималась делами Украины. Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии , во главе которых были президент , советники, асессоры. Обязанности чиновников были строго регламентированы вышедшим Генеральным регламентом (1719-1724 гг.), определявшим основные принципы деятельности государственного аппарата. Петровская административная реформа привела к невиданной ранее бюрократизации и централизации управления.
Социальная политика Дворянское сословие в его классическом виде юридически оформилось при Петре. Произошла его консолидация в замкнутую привилегированную структуру, зависимую от монарха и обязанную служить царю и государству; за что дворянство обеспечивалось землей (до 1762 года), душевладением и освобождалось от многочисленных податей. "Указ о единонаследии " (1714 г.) закрепил процесс консолидации, с экономической точки зрения уравняв в правах дворянское поместье с боярской вотчиной. Параграфы этого указа предписывали передавать земельную собственность по наследству только старшему сыну, вводилась система майората -запрет на продажу любых дворянских земельных владений. Остальные члены рода должны были нести обязательную службу в государственных учреждениях, армии или на флоте. Таким образом, государственная служба становилась единственным источником благосостояния.
Введенная в январе 1722 года "Табель о рангах " "Табель..." предоставляла возможность лицам податного сословия входить в дворянское сословие: чин XIV класса предоставлял личное дворянство, а VIII класс возводил личного дворянина в потомственное дворянство. Особенно быстро можно было сделать карьеру в армии (к концу Северной войны каждый пятый офицер был не дворянин по происхождению). "Табель о рангах " гражданскую придворную военную ввела систему иерархии чиновников (14 классов); принцип личной выслуги и заслуг
Крестьянство было разделено на две основные групп: крепостных и государственных ; институт холопства ликвидирован – холопы вливались в число крепостных крестьян ; государственные крестьяне- лично свободное сельское население. Посадское население,состоящее из купцов и ремесленников , было распределено по гильдиям и цехам и подчинялось магистрату, ставшему государственным учреждениям. «Духовный регламент» и образованный в 1721 году Святейший Синод превратили духовенство в служилое сословие, в отрасль государственной структуры. Священники обязаны были доносить светской власти о настроениях народа, поддерживать и укреплять политику государства.
Заключение Правление Петра 1 окончилось в 1725 году. Петровские реформы затронули все стороны российской жизни, включая культуру и быт. Просвещение, образование, наука, искусство, быт развивались на протяжении 18-19 вв. под знаком преобразований, начатых Петром 1. Он – герой своего времени, и таких героев петровская эпоха породила немало. Петр 1 и его сподвижники совершили невероятное – за короткий исторический отрезок времени неузнаваемо преобразили Россию : построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию и флот, разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю, вырвали Россию из средневековой тьмы и направили нашу страну по пути европейского развития.
Методическая литература: 1) Е.В.Симонова.Поурочные разработки по истории России.М.2006.С.118 2)Б.Н.Серова,Л.М.Гаркуша,М.В.Лескинен..Поурочные разработки по истории России.М.2004.С.86 3)Соловьев, С. М. Чтение и рассказы по истории России. М.: Правда, 1989. С. 478. 4)(Орлов, А. С. Хрестоматия но истории России. М., 2003. С. 159-161.) 5)В.О. Ключевский "Исторические портреты": 6) Г.М.Карпов.Петровская эпоха в вопросах и ответах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Реформы Петра Великого"
Презентация "Реформы Петра Великого" может использоваться при объяснении темы "Петровские реформы", а также при обобщении материала по всей главе "Эпоха Петра I" Предназначена для учащихся 7 класса, с...
Элективный курс "Реформы Петра Первого"
-помочь учащимся в осмыслении значение петровских преобразований для истории России, обобщить знания о Петре Iи его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны;-показать, что в ист...
урок "Реформы Петра Первого"
Расширить и помочь осмыслить знания о Петре Первом. Урок проводится в форме игры. Класс делится на группы....
Урок истории в 7классе"Значение реформ Петра Первого"
«Значение реформ Петра I» «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плод ума обширного,...
Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)
Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)...
Реформы Петра Великого
Презентация к занятию по истории России в 10 класcе по теме: «Реформы Петра Великого». На изучение данного материала желательно отвести не менее 90 минут. Текст презентации и тест, а...
Презентация "Реформы Петра I"
Презентация "Реформы Петра I" поможен учителям литературы, а также других предметов при изучении материалов о личности Петра Великого, при знакомстве с художественными произведениями о нём....