Педагогическая импровизация на уроках истории
учебно-методический материал по истории на тему

Гришаева Тамара Александровна

Урок - это творчество; мысль не новая,но справедливая. Педагогические приемы во многом схожи с приемами актерского ремесла; в числе применяемых учителем приемов обязательно должна быть импровизация, а иногда и имитация импровизации. Оценивая необходимость имповизации во время урока или предусматривая её возможность при подготовке к занятию, учитель, разумеется, может и должен полагаться не только на теоретические разработки, но и на собственную интуицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_improvizatsiya_na_urokakh_istorii.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая импровизация на уроках истории

Урок – это творчество, мысль не новая, но справедливая. Педагогические приемы схожи с актерским ремеслом; в числе применяемых учителем должна быть и импровизация. «Импровизация» - от латинского слова «неожиданный, непредвиденный».

Различаются четыре уровня педагогической импровизации;

- первый уровень – импровизация на уровне учебной коммуникации        (использование не продуманных заранее речевых средств, ораторских и актерских приемов); как правило этот уровень импровизации не приводит к существенным изменениям разработанного учителем плана урока и обычно является достаточно эффективным средством его реализации;

- второй уровень – импровизация на уровне методического приема – предполагает конкретизацию разработанного проекта урока, применение не заложенных в конспект и определяемых учебно-воспитательной ситуацией педагогически целесообразных приемов работы;

- третий уровень – импровизация на уровне содержания учебного материала (трансформация, уточнение, дополнение, корректировка содержания урока в соответствии с требованиями конкретной учебно - воспитательной ситуации);

- четвертый уровень – импровизация на уровне целей урока – предполагает корректировку и даже коренное изменение запланированных целей конкретного урока, что влечет за собой изменение содержания и структуры учебного материала.

  Оценивая необходимость импровизации на уроке или предусматривая её возможность при подготовке к занятию, учитель, разумеется, может и должен полагаться не только на теоретические разработки, но и на собственную интуицию.

 Примером импровизации на уроке истории с домашней заготовкой, придуманной  учителем донецкой школы № 56 В.А. Вербицким. Он использовал иллюстрации О.Г. Верейского к шолоховскому роману «Тихий дон», чтобы отразить эпоху  гражданской войны, тагедию человеческих судеб.

 Показывая ребятам иллюстрацию, изображающую встречу Григория с Аксиньей (начало романа), учитель обратил внимание школьников на то, что Мелихов глядит с молодецким задором, потому что пока не познал горя, он полон надежд, любви к жизни. А вот более поздний портрет Григория; на нем опытный обстрелянный солдат, который стоит на пороге больших жизненных испытаний. На лице Мелихова уже не отражается безоблачное счастье, его сменили глубокие раздумья, тревога.

 После этого учитель предложил ребятам рассмотреть еще один портретный рисунок, отражающий тот момент жизни Мелихова, когда он  стал командиром повстанческой казацкой дивизии, воевавшей против большевиков. Учащиеся видят, сколь резко изменился облик героя, отмечают: обветренный, удрученный, Григорий стоит возле дороги, по которой на рысях идет отряд казаков. Мелехов не смотрит на них, его взгляд полон тяжелых раздумий.

  Наконец учитель предлагает последнюю иллюстрацию, изображающую встречу Григория с сыном. Опустошенный, измученный, преждевременно постаревший, Мелехов возвратился в родной дом, из которого смерть унесла почти всех его близких.

Рассматривая рисунки, школьники делятся  своими суждениями об увиденных изменениях в образе героя. Задача учителя – реагировать на реплики ребят(порой весьма неожиданные), помогая ученикам  глубже, полнее, точнее представить себе трагедию гражданской войны.

  Чтобы достичь такого эффекта в ходе диалога, а не заранее придуманного рассказа, учитель должен владеть основами педагогической импровизации:

 - общекультурная и профессиональная подготовка (знание учебного материала, а также педагогики и психологии, наличие педагогических умений и навыков, владение педагогической технологией);

- творческая доминанта (развитое внимание, воображение, интуиция, способность к творческому поиску);

 Специальное знакомство с теорией и методикой педагогической импровизации.

ж. «Преподавание истории в школе»

№7 1994 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При этом получает...

Использование педагогических технологий на уроках истории

Рассказывается  о необходимости использования на уроках истории проблемного обучения и информационных технологий. Они необходимы для воспитания свободной, развитой и образованной личности, способ...

Из личного опыта: Использование современных педагогических технологий на уроках истории и обществознания.

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителейКогда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения ...

"Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по предмету"

Педагогический проект на тему "Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по...

Отчёт о применении педагогических технологий на уроках истории, обществознания и кубановедения

Данный  отчёт   -   применение  педагогических  технологий  на  уроках....

«Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания»

Приоритетным направлением исторического образования   считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности....

Использование современных педагогических технологий на уроках истории и истории и культуры Санкт-Петербурга

Приоритетным направлением исторического, культурного и краеведческого образования   считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов ...