Статья "Как ученику овладеть хронологией ? Как построить внутреннее временное пространство".
статья по истории на тему

Дубровская Елена Евгеньевна

Для того, чтобы школьник вообще мог видеть и ставить цель, чтобы ему можно было осо­знанно желать того или иного в будущем, необходи­мо выстроить внутреннее временное пространство. Для этого ему понадобится хронология.

Следующими по важности текстами, пригодны­ми для прямого подражания и содержащимися в школьных курсах истории, по праву считаются вся­кого рода хронологические ряды. Ибо только сво­бодно, на уровне глубоко  интериоризованного на­выка овладев хронологией, ребёнок вообще может что-либо описать и осмыслить в предметном поле истории, поскольку любая хронологическая ошибка превращает в нелепицу и миф самое здравое историческое суждение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_khronologii_iz_opyta_raboty.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Как ученику овладеть хронологией ?  Как   построить внутреннее  временное  пространство.

Однако для того, чтобы школьник вообще мог видеть и ставить цель, чтобы ему можно было осознанно желать того или иного в будущем, необходимо выстроить внутреннее временное пространство. Для этого ему понадобится хронология.

Следующими по важности текстами, пригодными для прямого подражания и содержащимися в школьных курсах истории, по праву считаются всякого рода хронологические ряды. Ибо только свободно, на уровне глубоко  интериоризованного навыка овладев хронологией, ребёнок вообще может что-либо описать и осмыслить в предметном поле истории, поскольку любая хронологическая ошибка превращает в нелепицу и миф самое здравое историческое суждение.  Кому из практикующих учителей не доводилось испытывать горечи от якобы вполне здравого суждения ученика, который ошибся в хронологии «всего- то» на несколько лет?  А ведь именно эта, казалось бы, вполне формальная, ошибка превращала весь по видимости правильный ответ в полную бессмыслицу, за которую нельзя выставить никакой иной оценки, кроме «2».

Поэтому любой учитель истории назовёт свободное владение хронологией наиболее сложным для усвоения умения в своём предмете. Заучивание и воспроизведение громады хронологических данных наизусть, пожалуй, самое трудное для детского подражания в школьных курсах истории. Трудность здесь заключается в полной бессмысленности для ребёнка самих хронологических рядов. Тому есть несколько причин : Во-первых, в жизненном опыте ребёнка пока нет места восприятию времени не просто как длительности, но как «упорядоченной длительности, уходящей в глубину». Во-вторых, ребёнок, подросток и юноша не в состоянии психологически вообразить всю ту громаду времени, которая «уже прошла».

 И, наконец, «перевёрнутое» течение времени в книжной истории, «от прошлого к настоящему», в то время как в непосредственном жизненном опыте каждого человека фиксируется прямо противоположное направление — от настоящего к прошлому. Последнее запечатлено и в повседневной речи. Мы говорим: «прошёл час», «позавчера», «пять лет тому назад». Историческая же хронология предполагает мысленную инверсию: ребенок должен смоделировать своё помещение в заданную точку отдалённого прошлого и оттуда начать «двигаться по линии времени к настоящему». Любая историческая хронология выглядит как подсчёт промежутков времени (дней, месяцев, лет, десятилетий, столетий, тысячелетий), прошедших от этой условной точки в прошлом до имевшего места события. Сами эти условные точки в прошлом (системы счисления времени) многообразны и непостоянны. Евреи, ранние христиане, византийцы, московиты считают время «от Сотворения мира». Древние греки и некоторые народы эпохи эллинизма — «по Олимпиадам». Римляне и им подвластные племена ведут свою хронологию «от основания Рима». Современный христианский мир — «от Рождества Христова», а все мусульмане — «от похода Мухаммеда» .

При этом пользование  любой хронологией, кроме древнееврейской и византийской, отмеряющих время «от Сотворения мира», осложнено ещё тем обстоятельством, что ряд событий имели место до начальной точки этих хронологий.   Приходится вводить ещё и летоисчисление «до основания Рима» или «до Рождества Христова».

Вдобавок все эти расчёты необходимо увязывать с сегодняшним днём, вычитая дату события, прошедшего «после начала эры», из даты текущей эпохи в этом же летоисчислении или прибавляя к дате сегодняшнего дня время события, случившегося «до начала эры».Надо отметить, что, как правило, ученикам кое- как удаётся освоить хронологические расчёты примерно к 7-му классу. Но овладение математическим механизмом хронологических расчётов совершенно не продвигает основную массу учащихся к «понимающему использованию исторических дат», т.е. к свободной ориентации в историческом времени. Признаками такой свободной ориентации служат самостоятельное (автоматическое) определение учеником «относительной хронологии» событий. То есть, во- первых, синхронизировать  события  истории России и  всемирной истории   и, во-вторых, определять даты и хронологические рамки событий ;соотносить год с веком, век – с тысячелетием ;в-третьих, соотносить даты  и события с определенным периодом истории ,в-четвертых,   правильно пользоваться  линией времени ,устанавливать последовательность и

синхронность  исторических событий ; в-пятых ,выделять  существенные

признаки исторического периода или этапа.

    Обобщая  все эти умения, можно и нужно обратиться к понятию  «хронологическая  компетентность».Под  хронологической компетентностью

понимают умение учащихся ориентироваться в историческом времени. Ученик

должен осознавать себя частью исторического  процесса, соединяющего прошлое и  будущего, осознание быстротечности  и невозвратности времени,

приводящее к формированию активной жизненной позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Как помочь ребёнку овладеть письмом без особых проблем

Эта консультация направлена в помощь родителям, которые хотят подготовить своего ребёнка  к школе....

Как помочь ученикам овладеть нормами русского ударения

Сложность и прихотливость русского ударения широко известны. Пожалуй, ни одна другая область русского языка не вызывает столько ожесточенных споров, недоумений и колебаний. Правильная постановка ударе...

Как помочь ребенку овладеть английским языком

•Без труда добиться успеха невозможно  •Учите ребёнка в случае затруднения обращаться к справочникам и словарям. Учите его учиться....

Как помочь ребенку овладеть английским языком

•Без труда добиться успеха невозможно•Учите ребёнка в случае затруднения обращаться к справочникам и словарям. Учите его учиться....

Разработка внеурочного занятия по английскомй языку для учеников 4 класса по теме "Как построить необычный дом"

Данная разработка предназначена для детей 4 класса, изучающих английский язык. Данное занятие следует проводить в конце темы "Мой дом". Занятие разработано с учётом ФГОС....

Как помочь ребёнку овладеть навыком письма

Уважаемые родители!Попробуйте похлопать в ладоши, но не двумя руками, а одной.ПОЛУЧАЕТСЯ?Нет.НЕВОЗМОЖНО сделать хлопок одной рукой.ВЫ согласны?Вот так и с НАШИМИ детьми.ЛОГОПЕД - это только одна ладош...

Родительское собрание для родителей обучающихся 1 и 5-х классов "Как помочь школьнику овладеть своим поведением"

Целью родительского собрания является научить родителей детей-первоклассников и детей-пятиклассников взаимодействию в взаимопониманию с детьми по регулированию их поведения в условиях школы, а также п...