Урок по теме "Отечественная война 1812г." (8 класс)
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Тулепова Ольга Григорьевна

Урок для 8 класса по теме "Отечественная война 1812г."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории в 8 классе «Отечественная война 1812 года»

Тулепова Ольга Григорьевна, учитель истории МБОУ «СОШ №13»

Урок истории в 8 классе

Тема урока: Отечественная война 1812 года.

Цели урока: 

Образовательная:  познакомить обучающихся с причинами, ходом, итогами Отечественной войны 1812г., рассмотреть проблему: кому принадлежит победа в войне с Наполеоном.

Развивающая: способствовать развитию

- логического мышления;
- умения работать с картосхемами;
- умения работать в группе;
- креативного мышления.

Воспитательная: способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за Россию.

Ресурсы: презентация, раздаточный материал: рабочие листы с заданиями, листы ватмана или бумага, портреты участников войны.

План урока.

  1. Причины Отечественной войны 1812 г.
  2. Начало войны. Отступление русских войск.
  3. Бородинское сражение. Военный совет в Филях.
  4. Отступление французской армии. Партизанское движение.
  5. Итоги и значение победы русского народа.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок истории.

(Слайд 2) ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Мотивация.  Прочитайте высказывания и вдумайтесь в их смысл.

Анализ высказываний.

  1. …Моя Родина, моя родная земля, мое Отечество –

                        и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства,

                        чем любовь к тебе.

                                                                    (Алексей Толстой)

  1. Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство — силою его патриотизма.

                                                             (Николай Чернышевский)

  1. Самое лучшее предназначение есть защищать своё отечество.                  (Державин Г. Р.)

- Какая общая мысль объединяет эти высказывания?

- Что каждый из вас понимает под словом Отечество?

- Как вы думаете, с чем будет связана тема нашего урока?

        2. Объявление темы и целей урока.

(Слайд 3) Сегодня на уроке мы рассмотрим тему «Отечественная война 1812 г.», которая является  одной из самых героических страниц истории нашей Родины XIX века. В 2012 г. Россия отметит 200-летие этого события.

(Слайд 4) Именно ее А.С.Пушкин называл «грозой  12-го года»

Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?

                              А.С.Пушкин

Проблема: Так кто же помог победить?

                                                       

Актуализация личного опыта учащихся. Целеполагание.

Обсуждение имеющихся у учащихся знаний. Постановка целей.

3.Изучение новой темы.

Выяснение причин войны  (обсуждение)

(Слайд 5) – учитель подытоживает причины.

Рассказ учителя о начале войны и отступлении русской армии (работа с презентацией)

(Слайд 6) 12 июня 1812 г французская армия вторглась на территорию России. На стороне Франции выступали войска Австрии и Пруссии, которые до этого заключили с Наполеоном военные союзы. Численный перевес был на стороне французской армии, в которой было 600 тыс. человек и 1372 орудия  (великая армия как ее называли, имела очень пестрый национальный состав, это была поистине «армия двунадесяти  языков»). В Россию вторглись около 420 тыс. человек.   Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. К тому же она была разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы. Главную силу русских войск составляла 1-я армия под командованием военного министра М.Б. Барклая-де-Толли, размещенная вдоль реки Неман. Южнее ее, в Белоруссии, располагалась 2-я армия П.И. Багратиона. Еще южнее 3-я армия А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев.  С первых дней войны в городах шло формирование ополчений – войск, которые создавались на добровольных началах  в помощь регулярной армии. С самого начала военных действий 1-я армия стала отступать вглубь страны для соединения со 2-ой армией П.И. Багратиона.

Предполагалось, что Наполеон будет наступать на Петербург, поэтому существовал план генерального решающего сражения. Но в условиях численного превосходства сил противника и распыленности русских войск, такое сражение могло привести к гибели основной части русской армии. Затрудняло военные действия и то, что первоначально главнокомандующим был Александр 1 – человек, далекий от военного дела. Правда, вскоре его убедили уехать из армии. Наполеон тем временем начал осуществлять свой замысел – двинулся основными силами на Москву. Для этого предполагалось не допустить объединения  русских армий и разбить их основные силы в генеральном сражении. Общее руководство русскими войсками осуществлял военный министр Барклай де Толли. В условиях быстрого продвижения неприятеля он избрал единственно верный образ действия – любой ценой сохранить войска и,  не вступая в генеральное сражение, соединить 1 и 2 армии.

(Слайд 7) Во второй половине июля  1 и 2 армии встретились в Смоленске. Тем самым был сорван первоначальный план Наполеона. В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение и, хоть город удержать не удалось, французы потеряли 20 тыс. своих солдат. Ни продовольствия, ни фуража, на который рассчитывал Наполеон, захватить не удалось. Неудачи первых недель войны, отступление русской армии породили не просто уныние, но и разговоры об измене. Обвиняли в предательстве Барклая де Толли, все чаще стали звучать призывы к назначению популярного в народе М.И. Кутузова главнокомандующим.

Вступив в командование армией в августе, Кутузов объявил действия Барклая де Толли верными и отступил еще ближе к Москве. Лишь в 110 км от столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение.

 Вопросы:

- Почему командование русской армией выбрало тактику отступления

Вывод: отступление русской армии было вызвано необходимостью сохранить армию, т.к. у Наполеона было численное превосходство.

Исследование проблемы.  Интерактивное упражнение. Работа в группах.

(Слайд 8) Дальнейшие события войны мы изучим, поработав экспертами – специалистами в различных областях. После изучения проблемы учащиеся должны обсудить выполненные задания и представить их в виде схем, таблиц или рисунков.

1группа  эксперты – картографы. Бородинское сражение.

Бородинское сражение.
Задание: на основе  карты «Бородинское сражение», приведенного ниже текста, ответьте на вопросы и начертите схему сражения и обсудите с  товарищами ход Бородинского сражения.    

Рабочие материалы 1 группы
26 августа 1812 года Наполеон привел  на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях; у русских было  примерно 150 тыс. воинов и всего 640 орудий.

«На левом фланге  (Багратионовы флеши) происходила жесточайшая битва; русские мужественно держались в окопах. Французы за каждый шаг вперед платили несметною потерей людей. Нельзя не удивляться присутствию духа русских, с каким они защищались, удерживая стремление превосходящих сил неприятеля».

                                                                И.Т. Радожицкий – русский воин

«Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного квадратного лье не было местечка, которое не было бы покрыто мертвыми или ранеными».  

                                                                          Е.Лабом – французский воин

В это же время были отбиты две атаки французов на батарею Раевского. Пока французы готовили третью атаку, у них в тылу оказалась русская конница во главе с казачьим атаманом М.И. Платовым и генералом Ф.П. Уваровым. Прошло несколько часов пока французы организовали отпор. Третья, решающая атака на батарею Раевского была предпринята около двух часов дня. Схватка длилась более полутора часов. Под напором превосходящих сил русские вынуждены были отойти. Наполеон бросил им вслед кавалерию. Но русская кавалерия ответила контратакой, и французы были остановлены.

К вечеру сражение утихло. Потери у французов исчислялись 58, 5 тыс. солдат и офицеров. У русских – 44 тыс.

Вопрос: Как вы думаете, почему Кутузов для сражения выбрал Бородинское поле? В чем преимущества этой позиции?

Представь свою схему вниманию товарищей.

2 группа эксперты – историки.

Прочитать высказывания и выполнить задание: есть разные мнения историков, по вопросу, кто победил в Бородинском сражении. Вы должны найти свой аргументированный ответ

Кто победил  в Бородинской битве? Была ли победа русской армии при Бородино, если учесть, что позиции обоих сторон остались такими же как в начале сражения? Ответ аргументируйте. Представьте свой ответ на листе ватмана.

Рабочие материалы 2 группы - мнения историков

« Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву».

                                                                                             Б.С.Абалихин

«Победа моральная была бесспорна. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки большей, чем французской».

                                                                                         Е.В. Тарле

«Действительно, с точки зрения материальной, Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции».

                                                                                       НА. Троицкий

Наполеон: «Самое страшное из моих сражений, то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

«Нравственная сила французской армии была истощена:…победа нравственная была одержана русскими».

                                                             Л. Толстой «Война и мир»

3 группа эксперты – военные.

Прочитайте документы, рассмотрите картину «Военный совет в Филях» и приведите аргументы, подтверждающие, что решение, принятое в Филях было верным?

Совет в Филях. Пожар Москвы»

Текст  1

(из пьесы «Пожар Москвы» Е. П. Карпова)«Позиция наша на Воробьевых горах <...> крайне невыгодна <...> Многие дивизии разобщены непроходимыми оврагами... В одном глубоком овраге речка!... Позади позиции Москва-река. .. За ней город с узкими улицами и переулками. Спуски к восьми мостам так круты, что только пехота может сойти по ним. Ежели неприятель опрокинет наши передовые линии - вся армия будет уничтожена до последнего человека... Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва -вся Россия будет потеряна...»

 «С потерей Москвы не потеряна еще Россия... Первой обязанностью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление.... Посему я намерен, пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге... Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества... Приказываю отступать!» Произошло отступление 2 сентября 1812 г.

Текст 2

Партизанское движение и гибель французской армии.

Прочитайте текст, обсудите с товарищами вопрос:

- Дайте оценку последующим сражениям Отечественной войны.

Огромный урон наносили французам партизанские отряды, которые блокировали  коммуникации французов от Москвы до границы на Западе.

Инициатором партизанского движения стал полковник Д.Давыдов, получивший на это согласие  М.Кутузова еще до Бородинского сражения

Вскоре на занятых врагом  территориях начали возникать отряды из числа местных жителей.

Наиболее известными командирами были: - офицеры А.Сеславин, А.Фигнер, солдат Е. Четвертаков, крестьяне Г.Курин и В.Кожина.

Вклад партизан в разгром врага с полным основанием позволил назвать войну 1812 г. Отечественной.

Наполеон отдал приказ об отступлении из Москвы. Уходя, французы заминировали Кремль, Собор Василия Блаженного и др., но русские патриоты смогли обезвредить заряды.

Император рассчитывал прорваться  по Калужской дороге на юг, перезимовать там и на следующий год возобновить боевые действия.

Кутузов двигался вдоль Старой Смоленской дороги, вступая в бой только тогда когда французы пытались повернуть на юг. Поражения, нанесенные французам под Тарутином и Малоярославцем, вынудили Наполеона повернуть на им же разоренную Смоленскую дорогу. Великая армия таяла на глазах. Последнее сражение разыгралось при переправе через р. Березину в ноябре 1812 года. Русские с ходу атаковали французов и Наполеон, потерявший здесь еще 30 000 солдат, бросил армию и с остатками Старой гвардии возвратился в Париж.

25 декабря Александр I издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.

Обсуждение и итоги работы в группах.

Каждый эксперт представляет результаты своей работы у доски, остальные записывают в своих тетрадях.

1 – схема Бородинской битвы и ответ на вопросы

2 – результаты и значение битвы, добавляет к  схеме 1-го ученика

3 – отвечает на вопросы и показывает на карте Фили, Тарутино, Малоярославец, р. Березину.

Подведение итогов

Все вместе возвращаются  к проблеме урока (обсуждение)

- В чем же причины победы русской армии?

Общий вывод по теме.

(Слайд 9) Причины победы в войне:

  • для России война была справедливой, освободительной
  • героизм и патриотизм русского народа
  • единство народа, проявление национального самосознания
  • талант и военное искусство Кутузова и других полководцев.

Е.В. Тарле писал: «Конечно, коренной из всех его (Наполеона) ошибок была ошибка, происшедшая от полного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идет о защите родины…»

 4. Итоги урока. Возвращение к целям урока.

(Слайд 10) Рефлексия

– Что запомнилось, понравилось на уроке?

- Что произвело самое сильное впечатление?

- Хотелось бы вам еще что-то узнать по этой теме?

Прошло уже 200 лет, но память о героизме живет!

Оценивание.

  1. (Слайд 11) Домашнее задание: параграф 4, подготовить сообщение или сочинение «Наш край в годы Отечественной войны 1812 г.»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок истории в 8 классе по теме «Отечественная война 1812 года» Учитель: Тулепова Ольга Григорьевна

Слайд 2

…Моя Родина, моя родная земля, мое Отечество – и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе. (Алексей Толстой) Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство — силою его патриотизма. (Николай Чернышевский) Самое лучшее предназначение есть защищать своё отечество. (Гавриил Державин)

Слайд 3

Отечественная война 1812г. 200 лет

Слайд 4

Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог? А.С.Пушкин Проблема: Так кто же помог победить?

Слайд 6

Начало войны Великая Армия 600 000 I .Барклай де Толли 110 000 II .Багратион 49 000 III . Тормасов 45 000

Слайд 8

Работа в группах 1группа эксперты – картографы . Бородинское сражение. 2 группа эксперты – историки. Кто победил в Бородинской битве? 3 группа эксперты – военные. Совет в Филях.

Слайд 9

Причины победы в войне: для России война была справедливой, освободительной героизм и патриотизм русского народа единство народа, проявление национального самосознания талант и военное искусство Кутузова и других полководцев.

Слайд 10

Отечественная война 1812г. 200 лет

Слайд 11

Домашнее задание : параграф 4, подготовить сообщение или сочинение «Наш край в годы Отечественной войны 1812 г.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок "Великая Отечественная Война",9-11 классы

Изучение основных сражений,этапов ВОВ.Историческое значение победы в ВОВ.Итоги войны....

«Отечественная война 1812г.» 8 класс

Открытый урок по истории 8 классОтечественная война 1812г....

План-конспект урока истории в 8 классе "Отечественная война 1812г."

Данный конспект урока разработан для учащихся 8 класса по теме "Отечественная война 1812г." Основные понятия: флеши, Бородинская битва, Тарутинский маневр, ополчение, инфантерия....

Презентация урока истории 8 класс "Отечественая война 1812г*

Данная презентация поможет учителю более эмоционально и ярко представить события 1812 года, что будет способствовать лучшему усвоению материала урока обучающимися....

Урок мужества «Афганская война», 9-11 класс

Урок мужества "Афганская война"...