План-конспект урока истории в 8 классе "Отечественная война 1812г."
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
Данный конспект урока разработан для учащихся 8 класса по теме "Отечественная война 1812г." Основные понятия: флеши, Бородинская битва, Тарутинский маневр, ополчение, инфантерия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по теме
«Отечественная война 1812 года»
Учитель: Поминова Вера Валерьевна, учитель истории и обществознания МОУ «ООШс.Солянка»
Класс: 8
Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России XIX век»
Задачи:
- сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из героических вех отечественной истории;
-обратить внимание учащихся на связь времен и сохранение традиций прошлого;
- показать массовый героизм русского народа; готовность русских солдат, офицеров и генералов к самопожертвованию во имя родного Отечества.
- продолжить работу по совершенствованию навыков и умений учащихся в работе с картой, документами, учебником, дополнительной литературой;
- совершенствовать навыки анализа и обобщения; уметь отстаивать свою точку зрения.
Оборудование:
- учебник «История России XIX век» (авторы Данилов А.А., Косулина Л.Г., для 8 класса)
-настенная карта «Отечественная война 1812года»
- репродукции картин по данной теме.
Основные понятия: флеши, Бородинская битва, Тарутинский маневр, ополчение, инфантерия.
Выдающиеся личности: М.И.Кутузов, М.Б.Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов, Ф.П.Уваров,
План урока:
1. Начало войны. Планы и силы сторон.
2. Смоленское сражение.
3. Назначение Кутузова главнокомандующим.
4. Бородино.
5. Тарутинский маневр.
6. Партизанское движение.
7. Гибель «Великой армии».
8. Итоги и значение войны.
Эпиграф:
Гроза двенадцатого года настала-
Кто тут нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима
Иль русский бог?
Ход урока:
I. Изучение новой темы.
Учитель. Россия неоднократно участвовала в европейских коалициях , сначала направленных против революционной Франции, а затем против наполеоновской Франции. Участвуя в двух войнах против Франции, Россия потерпела поражение, однако могущество России не было подорвано. Наполеон это понимал и очень тщательно готовился к войне с Россией.
Перечислите причины войны России с Францией. Учебник с.16.
Заполним таблицу
Причины войны | |
Для Франции | Для России |
1)Несоблюдение Россией континентальной блокады. 2) Январь 1810 года- указ АлександраI о введении нового таможенного тарифа. | 1) Значительные экономические убытки России от континентальной блокады. 2) Созданное под протекторатом Наполеона Герцогство Варшавское являлось удобным плацдармом для нападения на Россию. 3) Падение авторитета Александра. |
Учитель: сообщает о силах сторон.
Запись в тетрадях:
Начало войны: 12(24) июня 1812 года- армия наполеона перешла Неман и вторглась на территорию России.
Работа с учебником, настенной картой.
Вопрос: Как вы думаете, какое значение имело сражение под Смоленском?
(В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай-де-Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обугленные головешки. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии. С оставлением города у русской армии не осталось сильных укрепленных пунктов вплоть до Москвы.
Работа с картой.
Сообщение учащегося о М.И.Кутузове.
Учитель: вот как пишет современник - француз о назначении Кутузова главнокомандующим: «…В нем было что-то национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными».
Вопрос: какими качествами должен обладать человек, который мог бы оказаться на месте Кутузова?
После обсуждения – вывод: личная ответственность за принятое решение, которое касается интересов других людей.
Запись в тетрадях: 26 августа 1812 года – Бородинское сражение.
Сообщение учащегося о Бородинском сражении.
Учитель: Очевидцы говорят о чрезвычайной ожесточенности сражения. В местах наиболее ожесточенных сражений – у Семеновских флешей и у батареи Раевского земля местами была буквально закрыта труппами.
Запись в тетрадях: флеши – полевое земляное укрепление в форме тупого угла.
Работа с учебником: прочитать самостоятельно о совете в Филях и решении оставить Москву.
Учащиеся самостоятельно заполняют в тетрадях таблицу.
Оставление Москвы, плюсы и минусы
Плюсы | Минусы |
1. Сохранение армии и возможности дальнейшего сопротивления; 2. Дальнейшее изматывание противника. 3. Возможность оторваться от противника и пополнить армию. | 1. Захват противником древней столицы, что могло оказать большое моральное воздействие на русских. 2. Разорение Москвы. 3.Захват крупного богатого города и крупного опорного центра |
Сообщения учащихся о Денисе Давыдове.
Учитель: в Зимнем дворце в одном из музейных залов представлено более трехсот портретов русских военачальников и офицеров – участников Отечественной войны 1812 года. Русский народ сохранит в сердцах память о тех героических днях 1812 года, ибо память лучший учитель. И пока мы помним – мы живем.
II.Закрепление.
Работа с эпиграфом.
Домашнее задание: параграф 4, анализ документов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."
На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...
План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.
Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...
Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....
План-конспект открытого урока истории в 5 классе " В городе богини Афины"
сценарий урока " В городе богини Афины" 5 класс...
Турнир знатоков истории: известная неизвестная война 1812г.
Это внеурочное занятие посвящено событиям Отечественной войны 1812 года....