Сценарий урока
методическая разработка по истории на тему
Предварительный просмотр:
"Причины, итоги и цена победы"
Цели:
- Создать условия для формирования у учащихся многоплановых, глубоких знаний об основных периодах Великой Отечественной войны;
- Определить значение и источники Победы СССР над фашистской Германией.
Задачи:
- воспитание гражданско-патриотических качеств человека и достойного гражданина своей страны на примерах героических подвигов своих соотечественников;
- развивать у учащихся умения понимать проблемы, рассуждать, делать выводы и обобщения на основе знания учебного материала;
- развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой и документальным материалом;
- способствовать развитию творческих способностей и познавательных интересов, используя межпредметные связи.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок – конференция
Оборудование урока: учебник «История Отечества» А.А.Данилов, настенные карты, цветные карточки и флажки, индивидуальные листы, раздаточный материал»Статистические данные»
“Народ, способный на бесконечные жертвы, сможет
подняться на бесконечную высоту. И чем чище жертвы,
тем быстрее продвижение…”
(М.К.Ганди)
Вступительное слово учителя: стихотворение А. Розенбаума « А может не было войны»
Учитель: Сегодня на уроке мы должны будем выделить причины, итоги и цену победы.
Я считаю, что тема Великой Отечественной войны важна как никогда в наше время.
– А как считаете Вы? (ученики голосуют сигнальными карточками “да” –зеленый цвет карточки, “нет” –красный цвет карточки)
Победа неделима, она одна на фронт и тыл, на всех- живых и мертвых.
– Была ли война для нашей страны внезапной?
– Была ли страна готова к войне?
Сейчас вы прослушаете сообщения ребят. Они расскажут вам о ВОВ и ее событиях по годам. Ваша задача работать в индивидуальных листах.
Ф.И. выступающего, название выступления | Тезисы | Непонятные места | Вопросы к выступающему | Оценка | Выводы |
|
|
|
|
|
|
1 ученик рассказывает о событиях 1941 г .
4 часа 15 мин. Начался обстрел из пулеметов с румынской стороны 5-й заставы 24-го пограничного отряда. 4 ч. 30 мин. В бой с противником вступили все линейные заставы. 6 ч. 40 мин. Минск. На границе Белоруссии противник перешел границу на всех участках фронта. В некоторых местах углубился до 4 км. 10 ч. Идут бои по всему фронту. 24 июня началась оборона Брестской крепости, где больше месяца защитники под командованием майора Гаврилова сражались с противником. 10 июля после захвата Минска развернулось ожесточенное Смоленское сражение.
29 июля город был взят, но сражение продолжалось еще до 10 октября. 26 июня погиб в бою, направив подбитый самолет в скопление танков противника, летчик Николай Гастелло. Список воинов, повторивших этот подвиг, насчитывает свыше 300 чел. 22 июня в 5 ч. утра был совершен воздушный таран младшим лейтенантом Д. Кокоревым в районе Замбров. Этот список продолжили более 450 летчиков. Летчики Здоровцев С. (26 июня), Харитонов П.(29 июня), Жуков М.(30 июня), Талалихин В.(6 августа) первыми были удостоены звания Героя Советского Союза. 24 августа младший политрук А.Панкратов одним из первых совершил свой подвиг, закрыв своим телом амбразуру вражеского дота. Позднее этот подвиг совершил А.Матросов и еще 400 мужественных воинов. 8 сентября был блокирован город Ленинград. Началась героическая борьба города в условиях блокады.
Фашисты намеревались стереть Ленинград с лица земли, истребить его население. Сначала противник вышел к Неве, перерезал связь со страной. Город оказался отрезан от суши. Никто не думал сдаваться. Город жил и боролся. Приходилось преодолевать неимоверные трудности. Сплошной фронт обороны Красной Армии отсутствовал. Противник полностью овладел инициативой и упреждал удары советских войск. Средняя скорость наступления в сутки составляла 50 км. 19 сентября после 70-ти дней кровопролитных сражений противник захватил Киев. 4 армии Юго - Западного фронта оказались в окружении.
. 30 сентября началось генеральное наступление на Москву. План “Тайфун” предусматривал охватить Москву с севера и юга. Основным рубежом сопротивления стала Можайская линия обороны. На строительство оборонительных сооружений вышли 450 тыс. жителей. Врагу казалось, что победа близка. Особенно упорно дрались воины стрелковых дивизий Панфилова, А.П.Белобородова, кавалеристы Доватора, Катукова. 5-6 декабря началось контрнаступление советских войск, которое переросло в общее наступление. Враг был отброшен от столицы за 3 дня на 40 км. Гитлер был вынужден свалить неудачи наступления на военное командование, отстранив их от занимаемых должностей. Он принял командование на себя.
Учитель. Можете ли вы назвать данные о потерях в 1941 году?
Ученик приводит статистические данные.
- 1200 самолетов уничтожены в первые дни войны;
- 28 дивизий Красной Армии разгромлены, 70 – потеряли 50% боевой техники и людей;
- Уничтожены 66 советских аэродромов;
- 600 тыс. чел взяты в плен под Киевом;
- Путь на Москву был открыт уже в конце августа;
- 125 налетов было совершено на Москву, разрушено 1465 жилых домов;
- 7708 чел. пострадало за период битвы под Москвой, 2196 человек – погибли.
Учитель: Все эти примеры говорят о том, что первые победы войны достались очень дорогой ценой: Давайте подведем итоги первого года войны.
Выступление эксперта конференции.
Несмотря на тяжелые потери, гибель людей, первые дни показали, что советские люди готовы, не щадя жизни, биться за свободу Отечества. Правда о героях Бреста стала известна лишь много лет спустя. Большинство защитников границы погибли в первые дни войны, но они выполнили свой долг, остановили врага.
За бои под Смоленском 4 дивизии получили звание гвардейских. Первые поражения были горькими, но это вынуждало агрессоров признать, что характер войны с СССР иной, чем на Западе. Длительная и упорная борьба защитников Киева сыграла важную роль в срыве плана “молниеносной войны” противника, затруднила наступление на Москву. В ходе оборонительных боев выросло мастерство советских военачальников, таких как: Г.Жуков, К.Рокоссовский, Говоров, Лелюшенко, Катуков.
Разгром фашистских войск под Москвой (5 декабря 1941 г.) был первой наступательной операцией Красной Армии. Под Москвой для немцев впервые начались дни величайших испытаний. Оказалось утраченным боевое и тактическое преимущество. После разгрома немцев под Москвой Япония приняла решение не нападать на Россию.
Учитель: – Почему такими неудачными были первые месяцы войны для Красной Армии?
– Молодежь рвалась на фронт. Но ведь война- это смерть, увечья, слезы…
– Как вы думаете, было ли такое стремление результатом воздействия официальной пропаганды или личным выбором каждого? (Ученики голосуют, один объясняет свою точку зрения)
Познакомьтесь с документом “Приказ № 270”
– Считаете ли вы, что в тех условиях, перечисленные меры были необходимы, и действовать по другому было нельзя? ( Дети голосуют)
– Какую роль сыграл этот приказ?
2 ученик рассказывает о событиях 1942 г.
(1 учащийся показывает на карте) К началу 1942 г. соотношение сил на советско-германском фронте находилось в состоянии равновесия. В январе началось наступление 9 фронтов в полосе около 2000км. В конце марта принято решение ГКО о проведении наступательных операций на Украине и в Крыму. Сосредоточив значительные силы под Москвой, Юго-Западное направление оказалось незащищенным. 9 апреля после того, как все попытки прорвать блокаду Ленинграда закончились неудачей, было принято постановление о перевозке грузов через Ладожское озеро. Город продолжал сражаться и жить. В конце апреля закончилось неудачей наступление в Крыму, Крымский фронт был разгромлен. 29 мая закончилось тяжелым поражением наступление под Харьковом. Противник захватил Донбасс, Ростов-на-Дону. 28 июня немецкие части начали наступление на Волгу и Северный Кавказ. В середине июля они приблизились к Дону. Над страной нависла смертельная опасность.17 июля началась битва на Волге – одна из грандиознейших битв 2-й мировой войны. 23 августа гитлеровцам удалось прорваться к Волге севернее Сталинграда. Было введено осадное положение. Город горел, но защищался. Телефонная связь с Москвой была прервана.
С 12 сентября бои шли в самом городе. Первыми встретили врага рабочие Тракторного завода. “Казалось, что в пылающем городе нет места для жизни, что там все разрушено, все сгорело…” - вспоминал генерал Чуйков. 15 октября стал одним из самых тяжелых дней обороны. Каждый дом защитники превращали в крепость. Всему миру известен Дом Павлова, гарнизон которого сражался 58 дней до конца обороны города. 19 ноября войска приступили к осуществлению операции “Уран”. В наступлении принимали участие Юго-Западный (коман. ген. Ватутин), Донской (командующий генерал К.Рокоссовский) и Сталинградский (коман. ген. Н.Еременко) фронты. В бой были введены танковые и моторизованные части. 23 ноября 22 отборных немецких дивизии (более 250 чел.) попали в окружение. Попытка осуществить деблокаду силами армии ген. Манштейна закончилась неудачей. Немецкие части были деморализованы. Солдаты умирали от холода и голода. 25 июля развернулась битва за Кавказ. Противник, форсировав Дон, захватил Краснодар, Ставрополь, Майкоп. Для этого было задействовано 1130 танков, 4550 орудий и минометов, 1 тыс. самолетов, 167 тыс. человек.
Вражеской группировке противостояли 112 тыс.ч., 121 танк, 130 самолетов. Советские воины в тяжелейших, неравных сражениях изматывали врага и к концу 1942 г. наступление было остановлено. 30 мая ГКО принял решение о создании в Москве Центрального штаба партизанского движения. Начальником штаба назначен Пантелеймон Пономаренко.
Учитель. Какие выводы можно сделать на основании этих фактов? Какой ценой были достигнуты эти результаты? Этот вопрос обсуждают и сейчас многие военные историки По рассказу ученика в своих индивидуальных листах, в графе “Выводы” вы должны будете выделить причины неудач Красной Армии в 1942 г.
Познакомьтесь с документом “Приказ № 227”
Учитель: – Приказ играл большую положительную роль в моральном плане и в смысле требований воинского устава.
– Приказ слишком суров, рассчитан на страх перед неминуемой карой за трусость. В моральном плане его роль положительно оценивать нельзя.
– Оцените приказ. (Дети голосуют)
Предлагаем эксперту подвести итоги второго года войны. В чем причины этих тяжелых потерь?
Выступления эксперта. Итоги 1942 г.События 1942 г. показали, что опыта ведения наступательных операций было недостаточно. Отставало и техническое обеспечение танковых и воздушных армий, не хватало резервов. Многие неоправданные решения связаны с просчетами Сталина, неправильно определившего направление главного удара. Причины поражений можно объяснить ошибками высшего командования, недооценкой противника, незавершенной перестройкой экономики на военный лад.
Несмотря на все эти ошибки, потери, неоправданные решения, народ продолжал сражаться, показывая чудеса героизма. Уже в начале 1942 г. Германия осталась без долговременного плана военных действий. Противник вынужден был провести перегруппировку сил, планы наступления постоянно менялись. Подвиг Севастополя способствовал поднятию боевого духа многих бойцов. 22 декабря была учреждена медаль “За оборону Севастополя”, которой награждены свыше 39 тыс.ч. Сталинградская битва продолжалась 200 дней, в результате которой в фашистской коалиции начался кризис. По мнению Муссолини нужно было начать переговоры о сепаратном мире с СССР, так как “Россию победить невозможно!”
. С этого момента Германия потеряла стратегическую инициативу, потери составляли до 1,5 млн. чел. События под Сталинградом улучшили отношения СССР с союзниками, которые осознали необходимость открытия второго фронта. Япония и Турция отказались от намерений вступить в войну с СССР. Неоценимый вклад в борьбу с фашизмом внесло партизанское движение. Это стало ярким примером патриотизма, преданности Родине.
- 127 тыс. партизан награждены медалью “Партизану Отечественной войны” 1 и 2 степеней;
- 269 ч. удостоены звания Героя Советского Союза, Ковпак и Федоров удостоены этого звания дважды.
3 ученик рассказывает о событиях 1943 г .
(показывает ход сражения на карте) 10 января советские войска под командованием К. Рокоссовского приступили к ликвидации окруженной под Сталинградом группировки. Немецкие части были деморализованы. Началось общее стратегическое наступление, противник был отброшен на 600 км. Самой впечатляющей победой после Сталинграда был прорыв блокады Ленинграда. Город выстоял, работал на фронт. Ленинградцы дали фронту 1700 снарядов, 1260 тысяч ручных гранат. 18 января произошла встреча войск Ленинградского (генерал Говоров) и Волховского фронтов, все побережье Ладоги было освобождено. В апреле советское командование начало разработку стратегического наступления в районе Курского выступа. Оно включало в себя 3 стратегические операции: Курскую оборонительную, Орловскую и Белгородско - Харьковскую наступательные.
5 июля началась битва под Курском. Незадолго до наступления по противнику был открыт огонь советской артиллерии. Внезапного удара у немцев не получилось. На линии в 500 км сражались - 4 млн. человек, 13 тыс. танков, 69 тыс. орудий и 12 тыс. самолетов. Немецким армиям противостояли Центральный и Воронежский фронты. 12 июля под деревней Прохоровка произошло крупнейшее танковое сражение времен Второй Мировой войны. Боевые порядки перемешались. С этого момента начали наступление советские войска, противник перешел к обороне. 5 августа был освобожден Орел и Белгород, 23 августа- Харьков, на этот раз окончательно. Курская битва завершилась победой советских войск. К концу сентября наши войска захватили 23 плацдарма и вышли к Днепру. Здесь германское командование создало систему укреплений “Восточный вал”. Оно надеялось остановить продвижение Красной армии и подготовиться к следующему наступлению.
Победы на Днепре позволили: освободить Киев 6 ноября, начать форсирование Керченского пролива, освободить восточные области Белоруссии.
28ноября – 1 декабря состоялась Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав: Сталина, Рузвельта, Черчилля. Открытие второго фронта было намечено на май 1944 г. 7 месяцев с 15 февраля по 16 сентября проходили сражения в районе Новороссийска, на Малой земле – участки размером в 4 км. Победа под Новороссийском послужила началом изгнания противника с Таманского полуострова и победоносное завершение битвы за Кавказ.
Учитель. Мы выслушали хронику самых главных событий. Какие же были итоги 1943 года?– Почему 1943 г. стал годом коренного перелома в ходе войны?
Выступление эксперта. 1943. Подведение итогов.
Курская битва отличалась небывалым в истории пространственным размахом и исключительной ожесточенностью сражений. Потери советских войск в этом сражении были огромны: 254 тыс. погибших солдат, что в 3, 5 раза больше чем у противника, 6 тыс. танков и 1600 самолетов.
Цена победы была очень высока: можно сказать, что причины таких потерь вызваны:
- неудачным применением танковых соединений;
- в недостаточно согласованном руководстве;
- в неполном использовании возможностей обороны;
- противнику чаще, чем нашим войскам удавалось провести умелое маневрирование войсками. Можно утверждать, что если бы были учтены все эти факторы, то удалось бы сохранить жизни многих тысяч советских бойцов.
Во время блокады Ленинграда, погибли от холода, голода и бомбежек около 850 тыс. человек. Эти жертвы могли быть меньшими, если бы в начале войны своевременно позаботились об эвакуации жителей и сохранению запасов продовольствия. Война оставила без крова миллионы людей, потребление снизилось на 40%.
В этом году получила крах наступательная стратегия Германии:
- Советские вооруженные силы нанесли существенный удар по группировкам противника: 30 дивизий были разгромлены.
- Курская битва успешно завершила коренной перелом в ходе войны.
- Соотношение сил изменилось в пользу Советского Союза.
- Германия вынуждена была перейти к обороне на всех театрах второй Мировой войны
- Под влиянием побед на Восточном фронте активизировалось движение сопротивления в оккупированных странах.
- В 1943 г. заметно выросло мастерство солдат и командиров, высокий моральный дух.
- Более 100 тыс. воинов были награждены орденами и медалями.
- Более 180 человек удостоены звания Герои Советского Союза за участие в Курской битве.
- Высочайший пример мужества и героизма показали участники форсирования Днепра – 2438 человек удостоены звания Герои Советского Союза.
- 8 ноября 1943 года был учрежден Высший военный орден “Победа” и орден Славы трех степеней. Так страна благодарила своих героев. Первый победный салют в Москве был произведен 5 августа в честь освобождения Орла и Белграда.
Учитель: считаете ли вы, что все эти жертвы, потери, трудности и лишения не были напрасными. Каждая человеческая жизнь приближала долгожданный день Победы, враг был жесток и силен?(учащиеся голосуют карточками)
1943 – по праву можно назвать переломным. Он изменил весь ход Великой Отеч. войны.
4 ученик рассказывает о событиях 1944 г.
(во время выступления ученик показывает сражения на карте)
- 33 месяца советские люди ждали этого момента – 26 марта 1944 г.
- Войска второго Украинского фронта вышли на границу с Румынией. В этом году уже не применялись широкомасштабные наступления, а проводились операции на различных участках.
- 27 января войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов сняли блокаду Ленинграда окончательно. Одновременно 24 января – 17 февраля проходила Корсунь -Шевченковская наступательная операция 2-го и 1-го Украинских фронтов. Была освобождена вся Правобережная Украина.
- В апреле – мае были освобождены Одесса, Севастополь и Крым.
- В июне освобождена часть Карелии, что вызвало выход Финляндии из войны на стороне Германии. Важный наступательный удар в 1944г. – это Белорусская операция 23 июня – 29 августа против группы армий “Центр”. В ней участвовало 4 фронта: 1,2,3 Белорусский, 1-й Прибалтийский. В ней участвовали 168 дивизий, численность которых составляла 2, 3 млн. человек. В это время 6 июня войска союзников форсировали Ла-Манш – так был открыт 2-й фронт Северной Франции.
- В августе войска 2-го и 3-го Украинских фронтов провели Ясско-Кишиневскую операцию, Румыния и Болгария капитулировали. В сентябре-октябре Прибалтийская группировка противника – 30-девизий – была блокирована на территории Латвии.
- К середине осени 1944г. государственная граница СССР была полностью восстановлена.
- В октябре-декабре развернулись наступательные операции между Тисой и Дунаем. Германия лишилась своего последнего союзника – Венгрии. Последний, 10-й удар войска Карельского фронта нанесли в районе Петсамо (Печенги), они завершили изгнание врагов из Советского Заполярья.
Учитель:– Познакомьтесь с данными о потерях Красной Армии в 1944-1945 гг.
Польша–600 тыс. чел. Австрия–26 тыс. чел.
Чехословакия–140 тыс. чел. Норвегия–2 тыс. чел.
Венгрия–140 тыс. чел. Финляндия–2 тыс. чел.
Румыния–69 тыс. чел. Германия–100 тыс. чел.
Югославия–8 тыс. чел.
– Стоило ли нашим воинам, отдавать жизнь за освобождение этих стран? (Дети голосуют)
В конце 1944 г. издается приказ комиссара обороны о расформировании заградительных отрядов в течение месяца.
– Как вы думаете, почему приказ № 227 был отменен через два года ведения войны?
1944 г. показывал, что война близится к своему завершению. Шел победный 1945.
Выступление эксперта 1944 год. Итоги.
Около 3-х лет шли советские воины к этим событиям – изгнанию врага с территории своей страны. Этот год с уверенностью можно назвать освободительным. Всем было ясно, что хотя враг сдаваться не собирается и яростно защищается, исход войны неминуемо принесет победу советским воинам. Десять сокрушительных ударов нанесли советские войска противнику. Он нес большие потери, вводя в бой все новые и новые резервы. Боевой дух Германии был сломлен, вводятся военно-полевые суды для наказания изменников.
Я считаю, что цена победы сейчас определялась грандиозными успехами на всех участках боевых операций советских войск. Крупнейшие победы были возможны, благодаря правильному стратегическому планированию.
- Итогом стало перемещение войны к границам Германии.
- Германия оказалась зажатой между Западным и Восточным фронтами.
- Были разгромлены основные силы противника: группы “Центр” и “Северная Украина”, потери составили – 70% всего личного состава;
- Данные сравнения действий войск СССР и союзников свидетельствовали о превосходящем уровне боеспособности советских солдат
- Блок фашистских государств был уничтожен, Германия потеряла своих союзников
- Освобождение территории СССР сопровождалось борьбой с фашистскими режимами на территории Восточной Европы. Многие народы, не сотрудничавшие с оккупационными режимами, встречали Красную армию как армию освободителей.
5 ученик рассказывает о событиях 1945 г.
(ученик показывает события на карте) 12 января – 3 февраля была проведена Висло - Одерская наступательная операция, целью которой являлся разгром группы армий “А” и освобождение Польши.12 января, на 8 дней раньше, по просьбе союзников началось наступление, тем самым их войска были спасены от разгрома в Арденнах. 17 января была освобождена Варшава, в феврале – форсировали Одер – крупнейшую преграду перед Берлином. В эти же дни 13 января – 23 апреля проведена операция в Восточной Пруссии. Оплот Германского рейха был ликвидирован. Кульминацией этой операции стало взятие Кенигсберга 9 апреля, который являлся неприступной крепостью.В середине апреля советские войска подошли на 60 км к Берлину, союзники вышли к Эльбе. 25 апреля состоялась историческая встреча советских войск и союзников на Эльбе в районе Торгау.
В апреле началась подготовка к штурму Берлина. Эти бои были последними, но они были самыми тяжелыми и кровопролитными. 16 апреля - в 3 часа утра началась битва за Берлин, наступление шло через Зееловские высоты. В операции принимали участие 1-й Украинский фронт (Конев), 1-й Белорусский (Жуков), 2-й Белорусский (Рокоссовский).18 апреля - завязались бои на окраинах города. 22 - 25 апреля – фронты Жукова и Конева замкнули кольцо окружения.Гитлер принимает решение не бежать на юг, а лично руководить обороной города. 29 апреля - начались бои за рейхстаг, а 30 апреля в 14 часов 25 минут там развевалось Знамя Победы. Весь мир узнал имена разведчиков 150 стрелковой дивизии Егорова М. и М. Кантария. Еще до исхода падения Берлина, 30 апреля покончил собой Гитлер. 134 тыс. человек берлинского гарнизона сдались в плен. 1 мая начальник штаба Кребс попытался начать переговоры о частичной капитуляции, но его просьба была отклонена. Так закончилась битва за Берлин. Великая Отечественная Война завершилась победой Советского Союза.
Сражения в Восточной Пруссии и в Польше были особенно тяжелыми. Они осложнялись отсутствием партизан, действиями вражеских диверсионных групп. Все на этой территории было приспособлено к длительной обороне, продвижение советских войск шло медленно. Были и неоправданные потери, так как наступление началось раньше запланированного срока. Людские потери в Восточной Пруссии сост. 585 тыс. человек, 126 тыс. пали смертью храбрых.
Учитель. Какие же были итоги победоносного 1945 года?
Выступает эксперт. 1945 год - итоги. Битва за Берлин – это высочайший подвиг советских воинов, вершина военного мастерства советских полководцев: Жукова, Конева, Рокоссовского. Трудная задача осложнялась отсутствием времени для подготовки. Советским войскам не приходилось еще брать штурмом столь крупные города, со сложной системой обороны. Ночное плотное наступление повлекло за собой потери всех фронтов – 362 тыс. человек. Эти бои были самыми кровопролитными на заключительном этапе войны. Потери СССР при штурме Берлина были больше чем у США за все годы 2-й Мировой войны.Все эти жертвы принесены во имя разгрома фашизма, освобождения своей Родины, миллионов людей, томившихся в концлагерях.
1082 млн. воинов награждены медалью “За взятие Берлина”; 600 участников операции удостоены звания Героя Советского Союза, 13 человек стали дважды героями.
Учитель: – Какова же цена победы?
Эксперт: Я считаю, что Победа досталась очень дорогой ценой: разрушены 1710 городов, 70 тыс. деревень сожжены, 31.850 заводов и фабрик уничтожены, 65 тыс. км ж/д путей разрушено, 30% национального богатства были потеряны, прямые и косвенные потери составили 50 млн. человек, из них погибли – 27 млн. человек, из мужчин, кому в 1941 г. было 18 лет – осталось в живых не более 3%. Ежедневно погибало 15 тысяч человек. Если бы мы решили почтить минутой молчания каждого, то нам пришлось бы молчать 38 лет.Целое поколение мужчин было уничтожено.
Война принесла вдовство и сиротское детство. Соотношение потерь Красной Армии и Германии определялось как 3:1. Победил в войне именно он – Советский народ. Героями Советского союза стали представители всех наций: 7998 русских, 2021 украинцев, 299 белорусов, 161 татар. Советский воин сумел сохранить лучшие качества национального характера: доблесть, храбрость, товарищество, святую веру в победу.
Учитель: Используя эти данные, в последнее время историки говорят, что победа советского народа в Великой Отечественной войны была одержана главным образом, благодаря нашей готовности заплатить за нее любую цену. Иными словами, побеждать не умением, а единственно- “большой кровью”.
– Согласны ли вы, с этим утверждением? (Дети голосуют)
Учитель (обращается к классу): Какие причины способствовали победе нашей страны в Великой Отечественной войне?
Ответы учащихся:
- создание мощного экономического потенциала: мобилизация всех ресурсов в условиях войны, СССР в короткие сроки осуществил перевод экономики на военный лад и превзошел Германию по выпуску военной техники к концу войны;
- массовый героизм и единство многонационального народа: для нашего народа война была справедливой и освободительной;
- выдвижение в годы войны талантливых полководцев: Рокоссовского, Жукова, Конева, Ватутина, Василевского, Баграмяна, Малиновского, Черняховского и др.
- единение и сплоченность всех национальностей, единство фронта и тыла;
- единение СССР и стран антигитлеровской коалиции: поставки по ленд-лизу и совместные действия после открытия второго фронта.
эксперт - От Бреста до Москвы – 1000 км…
Учитель. – От Москвы до Берлина – 1600 км.
эксперт - 2600 км. Поездом – 4-ро суток. Самолетом – 4 часа…
Учитель. - А дорогами войны … 4 года.
эксперт - 4 года!
Учитель. - 1418 дней!
эксперт - 34 тысячи часов!
Учитель. Официальное слово – “документ” - самый беспристрастный, самый красноречивый автор книг, рассказов, хроник, воспоминаний о войне.
эксперт Документ! Он рассказал нам о горьких утратах, о бедах, о времени противостояния и о днях Великой Победы!
Учитель. А если сейчас каждый из вас задумается на мгновение и представит себе тот счастливый майский день – 9 мая 1945 года… Попробуйте ответить, что вы сейчас увидели?
Учащиеся. Высказывают свои мнения.
Подведение итогов конференции.
Учитель. Цена Победы!!! Как она измеряется? Скупыми цифрами документов? Тоннами и грудами разбитой техники? Километрами искореженной, израненной земли, плачущими, сожженными деревнями, тысячами и тысячами безглазых домов? Торчащими черными трубами среди разрушенных городов? Мы с вами сегодня перелистали страницы 4 тяжких лет Отечественной войны. Мы увидели горечь поражений, страдания, ужас потерь, грохот сражений, радость побед. Всего нельзя назвать и пересчитать. Я уверен, что теперь вы хорошо знаете, какой ценой наши деды и прадеды завоевали свободу и мир. Я думаю, что мы можем гордиться славой своих героических предков! Мы не должны это забывать!
Домашнее задание: краткое сообщение на тему «Вклад моей семьи в победу»
В конце нашего урока я хотел бы зачитать слова писателя, участника ВОВ, Виктора Астафьева: “Но когда за нами захлопнется дверь и тихо станет на земле, не надо будет рвать глотку в очередях, тратиться на войны и раздоры, – почаще вспоминайте: это мы, недоучившиеся, не успевшие изведать любви, не познавшие многих радостей жизни, вытерпевшие такую неслыханную боль, такое неслыханное страдание, такие гонимые и притесненные от спасенных нами вождей и родной партии, все же принесли мир на землю, уберегли ее от кровожадных безумцев, а России подарили такую продолжительную безвоенную паузу, какой она, кажется, не знала за всю свою лохматую и кровавую историю. На благодарность не рассчитываем, но на справедливую, честную память мы, битые войной и мятые послевоенной жизнью солдаты, надеяться имеем право. Хотя бы ее-то мы заслужили”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)
Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...
Сценарий урока "Построение чертежа основы фартука" с презентацией и технологической картой урока
Тема изучается на третьем занятии раздела «Конструирование и моделирование». Урок имеет важней шее значение в дальнейшем обучении учащихся, т. к. изучаются основы черчения и конструировани...
Сценарий урока-исследования (из серии «Уроки доброты») «Бобыль и Дружок» С. Есенина – «грустная сказка» о жизни и «чудная сказка» о дружбе
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОСов...
Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)
Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...
Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.
Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...
Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс
Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами синтетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...
Использование традиционных народных праздников как средства воспитания на уроках английского языка. Сценарий урока-праздника.
Урок-праздник как пример использования народных традиций для реализации воспитательной функции урока английского языка....