История Древнего мира, Средневековье
методическая разработка (история, 5 класс) по теме
разработки уроков, мультимедийные презентации, работы обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка | 17.3 КБ |
разработка | 21.5 КБ |
презентация | 905.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мифы и предания Библии» 5 класс
Тип урока: комбинированный
Цель: продолжить знакомить обучающихся с мифами и преданиями Библии
Оборудование: компьютер, проектор, экран; мультимедиа-презентация по теме урока
Ход урока
1. вопросы для повторения
-Вспомните, какую книгу мы называем Библией. Кто является ее автором?
- С какими разделами Библии мы познакомились на предыдущих уроках?
- О чем в них идет речь?
2. Игра: «Что мы знаем о Библии»
Класс делится на три команды по числу рядов. Задача игроков: ответить на максимальное число вопросов, расположенных на игровом поле (оно представлено на экране, как и вопросы, переход к которым осуществляется через гиперссылку). Вопросы произвольно выбирают капитаны команд.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Вопросы:
1. Назовите героя библейского сюжета. В Египте он стал рабом. Умен и удачлив был новый раб, и вскоре он оказался при дворе фараона, где разгадывал сновидения и предсказывал будущее. (Иосиф)
2. Из какой части человеческого тела сотворена Ева? (из ребра)
3. Что создал Бог на пятый день? (рыб и пресмыкающихся, птиц).
4. Что означает выражение «вавилонское столпотворение»?
(Примерный ответ. Изначально смешение языков различных народов и рассеяние их по всей земле в наказание за дерзкую попытку соорудить башню, вершина которой должна была упираться в небеса. В наши дни -беспорядок, бестолковый разговор)
5. Назовите героя библейского мифа. Бог сотворил чудесный райский сад и поселил в нем первого человека. В раю было очень красиво, но человеку скучно жить одному. (Адам)
6. Кто из библейских героев жертвовал своим сыном ради любви к Богу? (Авраам)
7. Назовите героя библейского мифа: «…и принес он дары Господу, и призрел Господь на него и дары…» (Авель)
8. С чем связано происхождение словосочетания «воды небесные»? (С библейским сюжетом о Всемирном потопе.)
III. По следам Моисея
Вопросы:
Вспомните, каким образом древние евреи оказались в Египте? Как к ним там относились? Почему они покинули Египет?
(Примерный ответ: Дети Иакова переселились в Египет после того, как встретили там своего брата Иосифа, проданного ранее в рабство. Отношение к Евреям было плохое. После рождения Моисея фараон приказал казнить всех мальчиков еврейского происхождения. Услышав голос Бога, евреи, возглавляемые Моисеем, ушли из Египта.)
1. Работа с сюжетом «Пророк Моисей»
Заранее подготовленный ученик рассказывает сюжет. Учитель демонстрирует презентацию, состоящую из репродукций великих художников и фрагмент классического музыкального произведения:
- П.Веронезе «Нахождение Моисея»
- Дж.Ф.Пенни «Бог является Моисею в Неопалимой купине»
- Н.Пуссен «Переход через море»
- А.Бронзино «Переход израильтян через море»
- Д.Боутс «Сбор манны»
- Баккьяка «Моисей иссекает воду из скалы»
- Эль Греко «Гора Синай»
- «Моисей обретает скрижали Завета на горе Синай» (Византийская мозаика)
- Х.Л.Шейфеляйн «Моисей получает скрижали Завета»
- Н.Пуссен «Поклонение золотому тельцу»
2. Работа со слайдом
Вопросы:
1. Какого значение этих законов? (они имеют общечеловеческий нравственный смысл)
2. Какая из заповедей призывает к уважению старших? Почему она так важна? (чти отца… с этого начинается воспитание в семье.)
3. Какая из заповедей обращает наше внимание на уважение к жизни другого человека («не возжелай…» Почему эта заповедь актуальна сегодня?
4. К чему призывает заповедь «не убий…» (К окончанию войн, распрей)
5. какую из заповедей и почему вы навали бы главной для себя?
3. Проблемные задания
- В Библии говориться, что Моисей был почитаемым человеком, вождем древнееврейских племен. Однако имя его не еврейского происхождения.
? Почему (дочь фараона нашла ребенка в камышах и дала ему имя Моисей (мосе-дитя).)
- Объясните происхождение следующих выражений:
Тьма египетская. (После того как евреи покинули Египет, они шли через Аравийскую пустыню, и сам Бог показывал им путь. Бог шел перед ними днем в столпе облачном, а ночью – в столпе огненном, освещая им путь.)
- Неопалимая купина. (Пася стада своего тестя, Моисей ушел далеко в пустыню и пришел к горе Божьей. Здесь он увидел необыкновенное явление: терновый куст весь в пламени, горит и не сгорает. Приблизившись, он услышал оттуда голос Бога, повелевавший ему снять обувь, т.к. место, на котором он стоял, являлось святой землей. Моисею было дано повеление Божье идти к фараону для освобождения евреев.)
- Манна небесная ( В течение 40 лет, пока евреи бродили по пустыни, ежедневно Бог посылал им с неба манну, которой народ питался. Бог проявлял милость к евреям, жалел их.)
- Земля обетованная. (Это земля, куда Моисей по велению Бога вел евреев. Лучшая, родная земля, где народ будет счастлив.)
- Поклоняться золотому тельцу. (По возвращении с горы Синай, где Моисей получил скрижали от Бога, он увидел, что народ, предоставленный самому себе, совершает страшное преступление - идолопоклонения перед золотым тельцом, боготворимым в Египте. В пылу негодования он бросил скрижали и разбил их, а золотого тельца сжег на огне, а пепел развеял по воде.)
- Валаамова ослица. (Валаам – провидец, пророк, живший в то время, когда Моисей шел с евреями в Землю обетованную. Царь одного из городов Месопотамии опасался, что евреи съедят все запасы города и может наступить голод. Он попросил Валаама проклясть евреев, обещая за это вознаграждение. Валаам дары принял, но Бог, говоривший его устами, не проклял, а благословил еврейский народ. Валаама называют бессловесной ослицей, которая, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.)
Подведение итогов
Предварительный просмотр:
Повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции»
Форма проведения: брейн-ринг
Цели: систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции; продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения; на примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного; умение работать коллективно
Оборудование: карта «Древняя Греция», изображение Троянского коня, Прометея.
Ход урока:
- Оргмомент
Постановка задач для учащихся: (повторить историю Древней Греции)
- Проведение игры
- Класс делится на 5 команд
Правила игры:
- Каждая команда должна принять участие не менее одного раза
- Выбирается капитан команды (он следит за активностью игроков, руководит обсуждение вопроса, делает выбор отвечающего)
- Правильный ответ – 10 баллов, ответ с неточностями -5 баллов, дополнение команд -3 балла
- За подсказку с команды снимается 1 балл, вопрос заменяется
- За 1 место участникам команды ставятся «5»
За 2 и 3 – «4»
Первый тур:
- Назовите и покажите по карте 3 части Греции (Южная, средняя, северная).
- Каковы были основные источники рабства в Древней Греции? (плен, пиратство, долговое рабство, самовоспроизводство)
- Кого в Греции в древности называли отцом истории (Геродота)
Второй тур:
1.
2. Как называется площадь в древнегреческом городе, где ведется торговля? Агора
3. задание на доске – на линию времени прикрепляются карточки с датами
Третий тур:
- На экране – изображение коня. Внимание на экран!
Вопрос: как изображение этого животного связано с историей Древней Греции (Троянская война. Взятие Трои)
- Определите на основании отрывка разговора отца с сыном, в каком греческом
Городе-государстве он мог произойти: « Хорош бы я был , если бы выслушивал твои жалобы, - сказал отец, оттолкнув сына. – Надо бы выдрать тебя за то, что ты дал связать себя какому-то илоту. Это позор не только для тебя, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся…»
Какая была цель воспитания в этом государстве?
(Спарта, цель- воспитать воина)
- Задание на доске – вывешены карточки
Город-государство
Илоты
Демос
Комедия
Колония
Аристократ
Чья команда больше даст определений этих терминов
Четвертый тур
- Кто мог быть участником олимпийских игр? (эллины, кроме женщин и рабов)
- Кто являлся автором поэм «Илиада» и «Одиссея»? (Гомер)
- Задание на доске – вывешены карточки
Аристократы
Мужчины
Уроженцы Аттики
Все население Греции
Кто мог считаться гражданином Афинского государства (уроженцы Аттики)
Пятый тур
- Задание на доске – вывешены карточки с изображением винограда и сосудао для вина
Кому из богов Древней Греции могли принадлежать эти предметы? (Дионису)
- Один афинянин, принеся свом соратникам весть о победе, воскликнул: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» - и умер.
К какому сражению греко-персидских войн можно отнести это выражение? В каком году оно произошло? ( марафонская битва, 490 г. До н. э.)
- Как древний греки называли свою родину? ( элладой.)
Шестой тур
- Задание на доске – изображение триер и картина «саламинский бой».
Фрагмент какого сражение из Греко-персидских войн здесь изображен? (Саламинская битва.)
2. Задание на доске-скарточка с изображением Прометея, прикованного к скале.
Какому мифу посвящен этот рисунок? За что греки почитали этого героя (Прометей принес людям огонь)
- Как называются сосуды с узким горлышком и двумя ручками? (Амфоры)
Седьмой тур
- В каком государстве Др. Греции женщину почитали за ее неумение готовить? В Спарте
- Как называли себя древние греки эллинами
- Как называлась форма правления в Афинах демократия
Восьмой тур
- Скульптора Фидия в древности называли «отцом богов». Какие работы Фидия вам известны? (статуи Зевса и Афины)
- Сколько дней длились Олимпийские игры? 5
- Что означает слово трагедия? (Песнь козлов)
Девятый тур
- По каким находкам археологи могут с уверенностью сказать, что в районе раскопок было древнее государство? Кандалы, в которых водили рабов, захоронения людей, с разным количеством вещей)
- У древних греков был бог огня и кузниц Гефест, богиня земледелия – Деметра, покровитель торговли – Гермес. Какие точные выводы можно сделать на основе этих фактов? (можно судить о занятиях и религии др. греков)
- В Спартанских домах всегда были крепкие запоры на дверях. В домах же илотов спартанцы не только запрещали запоры, но и снимали ручки с дверей. Каковы были причины такого различия? (мальчиков – спартанцев кормили плохо, они сами должны были добывать себе пропитание: юнаши-спартанцы днёмпрятались, ночью умерщвляли сильных илотов, бояс ь их восстания.)
Дополнительные вопросы
1.Где находится Греция? (На Балканском полуострове.)
2.Кто из древнегреческих ученых высказал гениальную мысль,что
Весь мир состоит из мельчайших частищ-автомо? (демокрит.)
- Какие вазы назывались чернофигурными? На красном фоне черное изображение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как наследница Античности Византия испытала на себе влияние культуры народов Востока, сумев творчески переработать их художественные традиции. - От Египта она унаследовала художественные росписи тканей, резьбу по дереву и кости. - От Передней Азии – тип купольной базилики. - У персов – придворный церемониал. -Из Палестины – св. реликвии христианской веры
Главное архитектурное сооружение – храм – заимствованная у римлян базилика (царский дом) Впервые храмы были рассчитаны на пребывание в них человека для общения с Богом Все храмы ориентированы на Восток Резко отличался внешний и внутренний вид храма: внешний – скуп и строг, внутренний – богатый интерьер Так продолжалось до 6 века, когда на смену базилике приходит крестово-купольный храм
Достижения архитектуры Собор Св. Софии 532-537гг Стамбул
Собор Святой Софии. Интерьер
История создания Св. Софии Архитекторы Анфимий и Исидор Требование выразить «непостижимость и неизреченность» христианского восприятия Вселенной Центральный купол в диаметре 31,5 м., - самое замечательное сооружение византийских зодчих - воплощено представление о космическом подобии мира Существовала легенда о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи
Мерцающий свет мозаик Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой закреплялись на связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой. Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории Золотой фон имел особый смысл: воспринимался как символ богатства и роскоши, а так же создавал эффект немеркнущего священного сияния, таинственности, чуда
Церковь Сан-Витале в Равенне 526-547гг.
Агнец Божий (смальта)
Император Юстиниан со свитой
Императрица Феодора со свитой
Искусство иконописи Иоанн Златоуст (фреска апсиды церкви св. Пантелеимона в Нерези 1164 год
Владимирская Богоматерь икона нач . 12 века
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"
Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...
Презентация по истории древнего мира для 5 класса "Семь чудес света Древнего мира"
Семь чудес Древнего Мира. Это список самых великих и самых поразительных строений и памятников. Некоторые, если не все, из Чудес Света обладают удивительным техническим уровнем....
Тесты по истории Древнего мира (Учебник для 5 класса "История Древнего мира" /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая )
Тесты для учащихся 5 класса - текущий, итоговый контроль...
Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции»
Разработку внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе "Знаток истории Древней Греции" можно использовать при проведении итогового урока по истории античной Греции. здесь вы найдете в...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)
Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...