Открытый урок по истории в 10 классе по теме "Становление самодержавия Романовых"
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему

Ляшук Галина Юрьевна

Материал содержит конспект урока и презентацию к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_v_10_klasse.rar1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 10 классе

Дата:   14.12. 2015 г.

Тема:                                Становление самодержавия Романовых.

Цель:   1. Рассмотреть последствия Смуты и их влияние на дальнейшее развитие России.

             2. Дать представление учащимся о политическом развитии России в начале  XVII в. Проследить процесс законодательного оформления  самодержавия; выделить его основные черты.

             3. Продолжить развитие умения работать с документом как с историческим источником.

Оборудование: мультимедиа с презентацией, раздаточный материал

Ход урока:

I Организационный момент.

II Проверка домашнего задания:

(слайды 1, 2)

  1. О ком идёт речь?
  • Монах Чудова монастыря, бежавший в Речь Посполитую и нашедший поддержку у польских панов. Объявил себя чудоспашимся царевичем Дмитрием.
  • Дочь богатого польского пана. Жена двух самозванцев.
  • «Выкрикнутый » царь.
  1. Всё ли здесь верно? (Свой ответ аргументируйте):
  • Основная причина Смуты – династический кризис к. XVI в.
  • В России в к. XVI в. не существовало острых социальных противоречий.
  • Лихолетье в России охватывает период времени с 1591г. по 1613 г.
  • Внутренний кризис в России усложнялся интервенцией.
  • Голод 1601-1603 гг. не оказал влияния на развитие кризиса в России в к. XVI  в. - н. XVII в.

III Переход к изучению нового материала:  Россия одна из не многих стран очень, чья история столь насыщена  примерами тяжёлых и суровых испытаний. Одним из таких примеров является Смута, но её окончание ещё не означало восстановление мирной, доброй жизни. Это стало возможным во многом благодаря процессу усиления царской власти. Как говорил известный русский историк О. В. Ключевский об этом времени: «… надлежало восстановить порядок твёрдой хозяйской рукой». Каким образом это происходило, мы и рассмотрим на этом уроке.

Объявление темы урока:

Итак, тема сегодняшнего урока: Становление самодержавия Романовых.

(слайд 3)

Объявление задач урока: На этом уроке мы должны с вами решить следующие задачи:

  1. Выяснить последствия Смуты
  2. Рассмотреть политику первых Романовых
  3. Доказать, что в России в н. XVII в. складывается самодержавие

(слайд 4)

План урока :

  1. Последствия Смуты
  2. Политика первых Романовых

Но для того, чтобы нам это доказать, мы должны знать, что же такое самодержавие. Самодержавие – монархическая форма правления  в России, основанная на сильной, неограниченной власти царя. (слайд 5)

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Задание: пользуясь текстом учебника стр. 148, выпишете себе в тетрадь основные последствия Смуты.

Итак, к основным последствиям Смуты мы относим:

  • Упадок хозяйства
  • Запустение уездов
  • Пустая казна
  • Обилие разбойничьих шаек
  • Нашествие шведских и польских отрядов
  • Упадок культуры

(слайд 6)

Таким образом, мы можем определить первоочередные задачи, которые стояли перед новой властью:

  • Восстановление политической стабильности в стране
  • Восстановление хозяйства
  • Разрешение социальных противоречий
  • Прекращение интервенции

(слайд 7)

Для решения первой задачи (восстановления политической стабильности в стране) был созван Земский Собор – высший сословно-представительный орган власти, в 1613 году в Москве. На котором новым царём был избран Михаил Фёдорович Романов. Тем самым решалась первая задача (о власти). И законодательно оформлялась новая власть.

Но Собор не решал остальных проблем

(слайд 8).

Это предстояло сделать новым правителям.

Политика М. Ф. Романова (слайд 9, 10)

  1. Для того чтобы заручиться поддержкой населения, новый царь принимает указы о раздаче земель дворянам, казакам, мелкой знати.
  2. Для того чтобы обезопасить себя от крестьянских волнений он принимает указы об увеличение срока сыска беглых крестьян, но при этом уменьшает для них налоги.
  3. Для восстановления экономики страны, вводится специализация регионов (вся страна делиться на производственные районы)
  4. Распространяется мелкотоварное производство.
  5.  Развиваются товарноденежные отношения (замена натурального оброка денежным)
  6. Начинается мануфактурное производство.
  7. Для того чтобы решить проблему, связанную с интервенцией, Михаил Фёдорович в 1617 г. заключает «вечный» мир со Швецией, а в 1618 г. Деулинское соглашение с Польшей.

Именно с именем Михаила Фёдоровича связывают начала процесса усиления царской власти. Это нашло отражение в следующих его мероприятиях:

  • Ослабление роли Земского Собора (при венчании на царство он обещал, что будет править вместе с Собором и не станет притеснять его власть)
  • Для усиления царского контроля на местах вводятся воеводы (обладали военно-административными, судебными и налоговыми полномочиями). Таким образом, царь усилил свою власть на местах.

Продолжателе политики Михаила Фёдоровича Романова, стал его сын– Алексей Михайлович (1645-1676 гг.). Ему удалось добиться гораздо больших успехов в деле усиления своей власти.

(слайд 11) При Алексее Михайловиче был в последний раз созван Земский Собор в полном составе (700 чел.)

Ещё один орган, ограничивавший власть царя Боярская дума была заменена на «ближнюю государеву думу»(состояла из личного окружения царя).

Алексей Михайлович также лично руководил работой Приказа тайных дел, его основная функция: контроль за исполнением царских указов и недопущение вольнодумства.  А принятое в 1649 году Соборное уложение  законодательно закрепило неограниченную власть царя. Таким образом в России в середине XVIIв. складывается  следующая система управления:

Царь

«ближняя  государева дума»

Приказ тайных дел

Воеводы на местах

                            

(слайд 12)

Давайте теперь с вами попробуем ответить на главный вопрос нашего урока:

Складывается ли в России  в XVII в. самодержавие? А для этого вы должны ответить на ряд вопросов:

(слайд 13)

1. сохраняются ли сословно-представительные органы власти?

2.ограничена ли власть царя?

3. оформлено ли законодательно усиление царской власти?

4.какими полномочиями обладает царь?

На основание этого какой вывод мы можем сделать?

Ответы учащихся. Вывод: в России в XVII веке складывается самодержавие.

IV. Домашнее задание: § 21(стр. 148-151); вопросы 1-4; задание 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории. 8 класс коррекционной школы VIII вида. Тема :"Великий иконописец Андрей рублёв".

Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории в коррекционной школе-интернате VIII вида...

Открытый урок по истории. 8 класс коррекционной школы VIII вида. Тема :"Великий иконописец Андрей Рублёв".

Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока по истории в коррекционной школе-интернате VIII вида...

Открытый урок по истории 11 класс "Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия"

Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия.Цели урока:Образовательные: ·        обобщение, анализ и синтез особенностей Российской империи в начале 2...

Открытый урок по истории 6 класс "Куликовская битва"

Урок содержит сценарий проведения и презентацию...

Открытый урок по истории 8 класс

Методическая разработка урокапо истории (8 класс) по теме:«Быт: новые черты в жизни города и деревни». Освещение основных аспектов жизни всех сословий русского общества XIX века....