Урок истории в 6 классе по теме «Город и горожане».
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Тимачева Татьяна Михайловна

Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода, с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ – технологии.

 В начале урока перед учащимися ставится познавательная проблема, организуется парная самостоятельная деятельность учащихся по изучению учебного материала и решению данной проблемы.

В ходе урока используется мультимедийная техника и электронное пособие: учащиеся смотрят видеофрагмент.

Средства обучения оптимальны: учащиеся работают с текстом учебника и художественными текстами, таким образом реализуя задачи междисциплинарной программы «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». Применен частично – поисковый метод обучения, который способствует достижению целей урока: учащиеся знакомятся с  понятиями темы, выясняют причины, пути возникновения и роль городов в средневековом обществе, учатся  понимать прочитанное, строить высказывание, делать выводы. Домашнее задание имеет творческий характер.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

урока истории в 6 классе

 по теме «Город и горожане».

Тип: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник, электронное пособие «Уроки всемирной истории. Средние века. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», карта.

Метод: частично - поисковый

Формы работы учащихся: фронтальная, парная.

Ход урока.

Стадия «вызов»:

Цели:

 – актуализация имеющихся знаний;

 – пробуждение интереса к получению новой информации;

 – постановка учеником собственных целей обучения.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Откройте карту на стр. 3. Что привлекло ваше внимание? (территории, закрашенные разным цветом). Что обозначено таким образом? (территории государств). Синенькие кружочки на карте? (обозначения городов).

Учитель: в 6 – 8 веках в Европе мы могли бы увидеть лесные массивы, возделанные поля, одиноко возвышающиеся замки феодалов и поселения крестьян. (иллюстрация замка).

Откройте стр.8 – 9. Что сейчас привлекло ваше внимание? (много синих линий и красных точек). Что они обозначают? (морские пути и города). О чём будем говорить на уроке? Записывают тему «Город и горожане».  На доске иллюстрация города.

Подумайте, с чем связано появление новых типов поселений – городов? (с изменениями в хозяйстве).

Раньше других европейских стран города возникали в Италии. Почему? Найдите г. Верона. Он известен с 3 века. (на месте античного, древнего города). Найдите г. Брюгге. Учитель зачитывает текст средневековой хроники – каким ещё путем возникали города?

Если бы вы были историками и обнаружили такую ситуацию – с течение времени облик Европы меняется, появляется много городов – каким бы проблемным вопросом вы заинтересовались? Почему люди стремились жить в городе? (вопрос записывается на доске).

Сможете ли вы в течение урока решить эту проблему? Решение этой проблемы на уроке и будет вашей учебной задачей.

Историки работают в основном с какими источниками? (письменными: текстами). Какой источник нужен вам для решения проблемы? (текст учебника).

Стадия «Реализация смысла»:

Цели:

– получение новой информации;

 – учащиеся соотносят старые знания с новыми.

Организация деятельности учащихся.

Вы как историки будете работать с текстами, в парах. У каждой пары своё задание – часть общей задачи. Прилагается инструкция. Время на работу – 10 – 12 минут. По окончании времени работы один представитель пары сообщает результаты, кратко, по существу задания.

Учащиеся получают задания, работают.

Стадия «Рефлексия»:

Цели:

– размышление, рождение нового знания;

 – постановка учеником новых целей обучения.

Отчёты пар о работе. По ходу ответов на доске учитель пишет ключевые понятия, рядом с иллюстрацией города крепятся выводы о его роли в жизни средневекового общества.

  1. Рассказ – описание города. На экране илл. «улица средневековой Сиены», «домашняя утварь».  
  2. Учитель: население средневековых городов было необыкновенно пёстрым – здесь имели свои резиденции епископы, селилась знать, проповедовали монахи, приходили на рынок крестьяне. Но основную массу населения составляли ремесленники и торговцы. Рассказ о цехах. Илл. «гербы цехов». Вопрос № 2 из учебника.  ЦЕХ.
  3. Словарь пункта «развитие торговли и банков», илл. «сценка в итальянском банке», вопросы №3,4 к параграфу. ГИЛЬДИЯ. ГАНЗА. ЯРМАРКА. МЕНЯЛА. РОСТОВЩИК. БАНК.
  4. Общее в жизни купцов и ремесленников, илл. «труд и богатство».
  5. Учитель: что означает поговорка «нет земли без господина»? Города располагались на землях феодалов, со временем горожане начинают борьбу с феодалами за свои права. От некоторых откупались, с другими вели многолетние войны. Если город добивался независимости от феодала, он становился самоуправляющейся общиной – КОММУННА. Символом свободы становилась РАТУША с высокой сторожевой башней. Илл. Кто и как управлял в таком случае городом? Отчет выполнения задания о городском самоуправлении. МАГИСТРАТ. МЭР.
  6. Задание о театральных представлениях. Илл.
  7. Об изменениях в картине мира. Видео «городская культура», «краковский университет»

Подведение итогов: Почему люди стремились жить в городе?

Ответы: в городе можно было найти дело по душе

                            Можно приобрести разнообразные вещи

                            Жизнь была разнообразной – было где провести время

                            Можно было получить высшее образование

                            Не было произвола феодалов «воздух города делает человека свободным»

                            Цеховые правила защищали, поддерживали в трудной ситуации.

Закрепление знаний.

Решили проблему? Знания получили? А что теперь с вашими знаниями надо сделать? (проверить). Выполнение небольшой тестовой работы.

Самооценка.

Теперь оцените свою работу на уроке – заполните лист самооценки.

Оценка учителя: поработали все хорошо, но я проверю ваши тесты и листы самооценки, моё мнение вы узнаете на следующем уроке.

Рефлексия.

Что понравилось на уроке, какие затруднения испытывали?

Домашнее задание

параграф 19, написать рассказ «Один день в городе», рассказ можно иллюстрировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории древнего мира "В городе богини Афины"

Презентация к уроку истории древнего мира "В городе богини Афины....

Презентация к уроку истории "Путешествие в средневековый город"

Презентация к уроку-путешествию в 6 классе "Путешествие в средневековый город"...

Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).

Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели:  Формирование и развитие у ребят ...

Конспект урока в 3 классепо теме "Seasons"

Конспект урока в 3 классе по теме "Seasons"...

Конспект урока в 3 классепо теме "In the shop"

Конспект урока в 3 классе по теме "In the shop "...

Тест для 9 класса по теме " Город и горожане"

В тесте проверяется освоение обучающимися 9 класса лексики по теме " Город и горожане", производится контроль навыков аудирования и чтения с общим пониманием, освоения употребления времен па...