открытый урок «Достоин памятника»
план-конспект урока по истории
Итоговый урок по большому разделу, предшествующему истории Тувинской Народной Республики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urok_goda.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебное занятие.
Тюлюш Ч.В.,МОУ СОШ №2 г. Турана.
Конспект конкурсного урока «Достоин памятника»
Цели:
- Образовательная: ознакомить учащихся с ролью И.Г.Сафьянова в истории Тувы.
- воспитательная: формировать интерес и стремление к глубокому изучению истории своего и других народов, воспитание толерантности.
- развивающая: развивать навыки анализа исторических событий; умения выступать, доказывать, формировать выводы.
- Цель урока (для учащихся): на основе анализа исторических событий определить свое отношение к личности И.Г. Сафьянова.
Тип урока: систематизация, обобщение и применение знаний в новой ситуации.
Методы и приемы работы: наблюдение над изученным материалом, анализ и синтез изученного материала.
Форма урока: нетрадиционное историческое исследование.
Оборудование: электронная доска, слайды, портреты , карта Тувы, фотографии памятников, иллюстративный материал.
Опорные понятия: памятник, память, историческая память, сознание, самосознание, национальное самосознание, суверенитет, протекторат.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя. Сегодня мы проведем итоговый урок по большому разделу, предшествующему истории Тувинской Народной Республики. Вы ознакомитесь с личностями, сыгравшими роль в становлении государственности Тувы. На основе анализа исторических событий определите свое отношение к личности И.Г. Сафьянова. Тема нашего урока «Достоин памятника» Запишите число и тему.
1.Работа над осмыслением темы.( чтобы осмыслить тему урока, проведем словарную работу). Словарная работа.
- Памятник – разобрать по составу.
- Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт.
- Историческая память –( способность сохранять в сознании исторический путь своего народа.)
- Сознание – мысль, чувство, ясное понимание чего-нибудь.
- Самосознание – (ясное понимание самого себя)
- Национальное самосознание - представления о культуре, историческом прошлом, территории, психологических особенностях своего народа, отношение к своему и другим этносам.
- Суверенитет – независимость и самостоятельность государства.
- Протекторат – покровительство, защита.
2.Актуализация знаний - посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву для активного усвоения нового материала через работу над тестами. Групповая работа обусловлена тем, что очень важно эмоционально-психологическое состояние ребенка. В группе он чувствует себя уверенно.
( Чтобы воспроизвести в памяти ранее изученные темы, на которые будем опираться в ходе урока, поработайте над тестами. На интерактивной доске.)
Найдите соответствия.
1.Укажите период в истории Тувы, когда она
была в составе
Тюркского каганата 9-12 в.в.
Уйгурского каганата 6-8 в.в.
Кыргызского каганата. 750-840 г.г.
2. Тува в составе
Маньчжурской династии Китая 13 век.
Империи Чингис-Хана 1 пол. 18 в.
Государства Алтын-ханов 1757- 1911 г.г.
3. Какие памятники соответствуют следующим периодам:
Тюркскому каганату Енисейская письменность
Уйгурскому каганату Каменные изваяния.
Кыргызскому каганату Городища.
Группы меняются выполненными тестами, соотносят свои ответы с ответами других групп. Сверяют с доской.
Викторина.
- 1.Первое русское поселение в Туве?
- 2.В каком году основан Туран?
- 3.Кто построил первый дом в Туране?
- 4. В каком году Тува освободилась от маньчжурского ига?
- 5. В каком году Тува вошла под протекторат России?
- 6. Кого тувинцы называли Цаган -ханом?
Ответы.
- 1. Туран.
- 2. В 1885 г.
- 3. Сафьянов Г.П.
- 4. В 1912 г.
- 5. В 1914 г.
6. Царя Николая -2 .
3. Краткий экскурс в историю. Данная работа важна для восстановления в памяти учащихся ранее изученного, так как урок нацелен на выработку целостного взгляда на исторические события, на их причинно-следственную связь: «причина - событие -последствия», выделение узловых проблем и событий. Учащиеся должны понять основные причины, последовательность событий в целом, ключевые даты, понятия, главных героев исторического события, его итоги, последствия. В сознании учащихся формируется образ исторического пространства, на котором во времени произошли определенные изменения.
- Общественность Тувы собирает средства для установления памятника первому председателю тувинского правительства Монгушу Буян-Бадыргы и И.Г. Сафьянову.
- Как вы думаете, в ознаменование какого события? ( В августе 2011 года будем отмечать 90-летие провозглашения первого в истории Тувы суверенного государства -Тувинской Народной Республики). ( зачитать отрывок из «Тыва дептер» С.К. Шойгу.) .
- Проведем краткий экскурс в историю. Экскурс вводит в историю, в конкретную эпоху, ставит в позицию участника, который имеет к событиям свое отношение
- Сигнальные карточки-даты. 1758-1912 г.г. Маньчжурское иго. В 1758 году Тува стала колониальной окраиной маньчжурской империи Китая.Жизнь аратов стала очень трудной под тройным гнетом: маньчжуров, амбын-нойона и кожуунных феодалов.
Народ не раз поднимался на борьбу против угнетателей, но стихийные выступления аратов терпели поражение.
В 1911 году под влиянием первой русской революции в Китае произошла демократическая революция. Маньчжуры были изгнаны из Китая. Весной 1912 года монгольские и тувинские войска разгромили военный гарнизон маньчжуров в крепости Кобдо в Монголии. Монголия и Тува освободились от маньчжурского ига.
- Тувинские нойоны стали совещаться о дальнейшей судьбе Тувы. Некоторые нойоны склонялись к тому, чтобы присоединиться к Монголии( амбын-нойон), некоторые – к России.(Буян-Бадыргы)
- Включается документ-камера. Откройте учебники на стр.83.
- Найдите в тексте обоснование прошения о покровительстве (ввиду малочисленности). Малочисленность может быть причиной чего? - (Оккупации, интервенции со стороны Китая и Монголии)
- 18 апреля 1914 года был объявлен протекторат России над Тувой.
- 28 июня 1914 года - Первая мировая война.
- 25 октября 1917 года – Великая Октябрьская Социалистическая революция.
- (Декреты)
- 16 марта 1918 года 4 съездом русского населения провозглашена Советская власть в Туве. Образован Урянхайский краевой совет рабочих и крестьянских депутатов. Председателем исполкома стал С.К.Беспалов.
- Конец апреля 1918 г. Турано-Уюкские кулаки подняли мятеж против советской власти, убили С.К. Беспалова- председателя исполкома, Н.Г. Крюкова-заведующего земельным отделом, красногвардейцев А. Норкина, С.Данилкина.
- 11 июня 1918 года открылся 5 съезд русского населения.
- 13 июня 1918 года съезд представителей тувинского народа принял решение о самоопределении Тувы. (Роль И.Г.Сафьянова).
- На совместном заседании русского и тувинского съездов был подписан Договор о самоопределении Тувы, дружбы и взаимной помощи русского и тувинского населения.
- Зачем нужен был такой Договор?
- Историческое значение Договора в том, что впервые в многовековой истории тувинского народа были созданы предпосылки для создания суверенного государства.
- Дальнейшие события показали правильность предположения тувинских нойонов о том, что Тува стала бы легкой добычей иностранных интервентов и необходимость Договора о взаимной помощи.
- Осенью 1918 года китайский вооруженный отряд из 150 человек под командованием Ян Шичао вторгся в юго-западную часть Тувы и расположился в районе Чадана и Шагонара.(Карта)
- Военный отряд монгольских феодалов занял восточную часть Тандынского кожууна.(Карта)
Мнения по поводу дальнейшей судьбы Тувы разделились.
- Крупные феодалы Соднам-Балчыр, Идам-Сюрюн, Тонмит перешли на сторону монгольских феодалов.
- Буян-Бадыргы, Тактан камбы-лама поддерживали связь с китайцами.
- Чамзы камбы-лама , Чымба Бээзи ориентировались на колчаковцев.
- Простые араты восстали против колчаковцев, которых преследовали красные партизаны. Был создан объединенный партизанский отряд под командованием Сергея Кузьмича Кочетова.
- В конце июля 1920 года монгольский отряд был отозван в Монголию, так как там ширилось движение народных масс за социальное освобождение от феодалов.
- В марте 1921 года партизаны разгромили отряд китайских оккупантов.(Оттук-Дашский бой).
- Тува освобождена от интервентов.
- Как вы думаете, какая задача стояла перед тувинским народом?(Решить вопрос о государственности) В 1918 году Тува самоопределилась. Почему сразу нельзя было решить вопрос о государственности?(Помешала Гражданская война в России и военная интервенция со стороны Китая и Монголии).
- 25-26 июня 1921 года в Чадане проходили переговоры между представителями самых многочисленных кожуунов Даа и Бээзи и мирной русской делегацией. На переговорах было решено создать суверенное государство и организовать Центральную власть в Туве.
- 13-16 августа 1921 года в местности Суг-Бажы (Кочетовка Тандынского кожууна) состоялся Всетувинский Учредительный Хурал..
- Присутствовало
- 63 представителя от тувинских кожуунов,
- 17 – от Советской России,
- 3 – от народно-революционной Монголии,
- 1 – от Коминтерна. Всетувинский Учредительный Хурал провозгласил образование первого в истории Тувы суверенного государства - Танну- Тыва Улус - Тувинской Народной Республики под покровительством РСФСР, утвердил первую конституцию Тувы . Столицей объявлен город Кызыл.
- Органы народной власти: Великий Хурал (верховная власть)- законодательная власть, Центральный Совет (правительство)- исполнительная власть,
Советы хошунов и сумонов (местные органы власти).
Документ-камера . Стр. 110. Откройте текст первой Конституции Тувы. Ожесточенные споры вызвали п.2 и п.7. Зачитайте их.
- Как вы думаете, зачем нужны были переговоры между представителями двух многочисленных кожуунов и русской делегацией?(Для подготовки Учредительного Хурала)
- Как вы думаете, кто повлиял на выбор формы государства – республики? Разве это единственно возможная форма?(Под влиянием советской России)
- Как вы думаете, нужна ли специальная подготовка для организации и проведения Учредительного Хурала и выработки его решений?
- Кто же был инициатором этого знаменательного события?
- В декабре 1921 года, спустя 3 месяца после провозглашения ТНР, из Монголии в Туву пришел пятитысячный отряд генерала Бакича и напал на Атамановку (Кочетово), где располагался штаб красных партизан. Красными партизанами банда генерала Бакича была разгромлена. Так еще раз подтвердилась необходимость объединения усилий в борьбе против общих врагов.
В составе каких государств находилась Тува в разные исторические периоды? (Тюркский, уйгурский, кыргызский каганаты, государство Алтын-ханов, Китайская империя, протекторат России)
- Для чего надо было самоопределяться?
Для чего нужно было создавать суверенное государство, ведь в 1944 году Тувинская Народная Республика вошла в состав Советского Союза?
(Это очень важный этап в развитии нации, в становлении единой экономики, формировании литературного языка, развитии культуры. Тува на протяжении своей многовековой истории не имела своей государственности. Это очень важно, чтобы малочисленный народ обрел свое национальное достоинство).
- 4. О Сафьянове И.Г. Личность в истории-вопрос, предполагающий обязательное изучение вклада той или иной личности в определенную сферу политики и культуры; раскрытие личных качеств, ознакомление с фактами из личной жизни личности в контексте эпохи, его вклада в дальнейшее развитие событий.
(Внимание учащихся переключается на Верещагину Т.Е.- директора музея имени Сафьяновых.)
Татьяна Евгеньевна написала очень интересную книгу «Эккендей», К.С. Шойгу «Перо черного грифа», в «Тыва дептер» С.К.Шойгу.
- Какое отношение имел И.Г. Сафьянов к Турану?
5. Возвращение к теме урока. От утверждения к вопросу «Достоин памятника
И.Г. Сафьянов?»
Кому нужен этот памятник? Если нам, то почему? (Для сохранения исторической памяти).
Для чего нужна историческая память? (Чтобы сохранить себя как этнос)
- Предлагается дома письменно поразмышлять над темами «Без прошлого нет будущего», « Твой след на земле», «Человек жив, пока жива память о нем» – написать эссе.
- 6.Итог урока. Что нового вы узнали на этом уроке?
- Какие выводы для себя сделали? Обсудить в группах.
Рефлексия. Продолжить фразу «Сегодня на уроке я понял, что…»
7. Статья из газеты «Центр Азии». Нарисовать свой макет памятника.
- 8. Оценки. То, что сегодня стоит вопрос о памятнике основателям тувинской государственности говорит о стремлении нашего правительства восстановить историческую справедливость, сохранить историческую память народа. Мы с вами не только свидетели исторических событий, но и творцы истории. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-викторина "Памятники литературным героям"
Урок-викторина состоит из небольших отрывков из художественных произведений, прослушав которые ученик должен угадать, кому из литературных героев поставлен памятник....
Урок-презентация. Памятники природы Русской равнины. Карелия
На данном уроке рассматривается краткая характеристика и природа Карелии: озёра, заповеднкики реки....
Урок - конференция "Памятник лягушке: за какие заслуги?"
Подробный сценарий урока "Памятник лягушке: за какие заслуги?". Прилагается план урока, информационный материал для учащихся, карточки для самостоятельной работы. Форма урока - конференция....
Открытый урок по литературе в 9 классе по теме:"Слово о полку Игореве" как величайший памятник древнерусской литературы.
Значение «Слова о полку Игореве» для развития (русской) культуры...
Открытый урок по литературе в 9 классе "Слово о полку Игореве-величайший памятник древнерусской литературы"
Урок с использованием ИКТ...
Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках: открытый урок по истории России в 7 классе
Презентация для открытого урока по истории России в 7 классе "Реформа Никона в исторических и литературных памятниках"...
Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках: приложения к открытому уроку по истории России в 7 классе
Приложения к открытому уроку "Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках". 7 класс....