Урок - конференция "Памятник лягушке: за какие заслуги?"
учебно-методический материал (биология, 7 класс) по теме
Подробный сценарий урока "Памятник лягушке: за какие заслуги?". Прилагается план урока, информационный материал для учащихся, карточки для самостоятельной работы. Форма урока - конференция. Класс делится на группы, каждая из которых представляет лабораторию в той или иной области науки. Объединяет эти лаборатории - лягушка. В закладке "Видео" представлен ролик для урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий урока | 51 КБ |
информационныйе листы для учащихся | 21.88 КБ |
лягушка и бионика | 47.82 КБ |
лягушки в кулинарии | 69.94 КБ |
лягушки в медицине | 38.08 КБ |
лягушки и физика | 66.71 КБ |
лягушка - литературный персонаж | 46.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель урока биологии по теме
«Знакомьтесь: Земноводные »
7 класс
Предмет: «Биология»
Модуль: «Тип Хордовые. Класс Земноводные»
Тема: «Знакомьтесь: Земноводные. Среда обитания, значение»
Цель урока: сформировать представление о земноводных, на примере лягушки, их значение и особенности внешнего строения.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать знания о значении амфибий;
Развивающая: содействовать развитию познавательного интереса через реализацию межпредметных связей, критического мышления посредством решения проблемных задач; коммуникативных навыков;
Воспитательная: экологическое воспитание
Тип обучения - развивающий (творчески – реализационный)
Тип и структура урока
По дидактической цели - урок сообщения новых знаний. Урок - конференция
План урока:
- Организационный момент: (2 мин.)
а) приветствие, знакомство с классом,
б) ознакомление с планом работы;
в) инструктаж по работе с ЦОРом урока.
II. Повторение ранее изученного материала. (4 мин.)
III. Актуализация знаний. (5 мин)
IV. Изучение нового материала, сюжетно – ролевая игра «Научный симпозиум «Достойна ли лягушка памятника». Работа под руководством учителя. (15 мин)
V. Закрепление знаний: (2 мин)
а) выполнение практических упражнений;
б) анализ и разбор правильных решений и ошибок
VI. Заключительный этап урока: (2 мин)
а) подведение итогов урока;
б) оценивание деятельности учащихся на уроке;
в) объяснение домашнего задания
Сценарий урока
I. Организационный момент: (2 мин.)
а) приветствие
Добрый день, ребята и уважаемые гости. Сегодня необычный урок биологии для вас и для меня. Все, что необычно - приносит интерес. Поэтому, я надеюсь, что сегодня мы подарим друг другу радостные впечатления от интересного общения.
б) ознакомление с планом работы;
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о биологии, вспомним, предмет ее изучения, обсудим некоторые закономерности живой природы, познакомимся с еще одним классом животных, поиграем в игру, узнаем много интересных фактов и еще раз убедимся в значимости изучения биологических наук.
в) инструктаж по работе с ЦОРом урока
Для того, чтобы наш урок прошел эффективно, я напомню вам, важность правильного выполнения инструкций учителя. Вам пригодятся навыки устной речи, умение выслушивать другое мнение и отстаивать свое. Итак, мы погружаемся в мир биологии!
II. Повторение ранее изученного материала. (4 мин.)
Беседа по вопросам
-Ребята, вспомните, пожалуйста, что изучает биология?
-Какие биологические науки вам известны? Какую биологическую науку вы изучаете в 7 классе?
-Обратите внимание на слайд, каким признаком объединены данные представители? Почему?
-Подумайте, по какому признаку размещены картинки на слайде?
-Каких животных вы изучали на прошлых уроках? К какому типу относятся? Почему? В какой среде живут? Какие черты приспособленности имеют?
-Картинка, с изображением какого животного, отделяет изученный раннее материал от неизученного? (лягушка)
III. Актуализация знаний. (5 мин)
а) Формулирование темы урока. – 1 минута
б) Беседа по вопросам, ориентированным на житейские знания детей – 4 минуты
Что вам известно об этом животном? Какие ассоциации возникают при представлении образа лягушки? Почему?
Как вы думаете, почему лягушки зеленого цвета? Где обитают?
Какие особенности внешнего строения объясняют ее приспособление к среде обитания (форма тела, конечности, глаза, ноздри, язык, резонаторы, кожа и т.д.)
в) Игра «Лягушачьи антонимы» Вспомним, что такое антонимы. Итак, я произношу признак, которым характеризуют лягушку незаслуженно, а вы попытайтесь придумать антоним к этому признаку. Договорились? Начали.
Вредная, некрасивая, противная, ужасная, опасная
IV. Изучение нового материала, сюжетно – ролевая игра - конференция «Научный симпозиум «Достойна ли лягушка памятника». Работа под руководством учителя. (15 мин)
1. Знакомство с правилами игры
Ребята, наступило время поиграть в игру, о которой я сказала в начале урока. Через несколько минут наш класс превратиться в очень важное научное общество. Встретятся несколько ведущих лабораторий, которые занимаются различными исследованиями в области физики, биологии, бионики, медицины, литературы и даже кулинарии. А объединять все эти лаборатории будет один объект живой природы – Лягушка! Повод для заседания есть! Планируется воздвигнуть памятник лягушке, но вот за какие заслуги – вопрос спорный. Ваша задача, уважаемые ученые, убедить научный совет, что лягушка заслуживает памятник именно за тот вклад, который представляет ваша лаборатория.
2. Инструктаж
Обратите внимание на слайд, там представлена инструкция.
- Вам необходимо выбрать лидера, который сумеет отстоять ваши взгляды
- Дать название вашей лаборатории
- Изучить опыт ваших коллег
- Отобрать самые убедительные факты
- Внести их в бланк – защиту
- Представить публичный доклад
Время на подготовку – 5 минут, после чего уважаемые ученые выходят к кафедрам для обсуждения
3. Теле – мост. Видео фрагмент (30 секунд) напутствие других ученых на успешную работу, выдача реквизитов. Игра началась. Время пошло.
4. Защита, обсуждение.
Эпиграф для игры «Лягушкам только образования не хватает, а так они на все способны» Марк Твен
Класс работает в группах, анализируют информацию статей, извлекают самые убедительные факты, готовят публичное выступление.
- Лягушка – научный объект для бионики
- Лягушки спасают голодающих
- Лягушки – подопытные животные
- Лягушка и первая в мире электрическая батарея
- Лягушка – литературный персонаж
5. Итоги симпозиума.
Уважаемые ученые, вы выслушали весьма убедительные доводы о значении лягушек, прошу принять решение – за что поставить памятник лягушке? Ваши мнения?
Поступило предложение, поставить памятник Лягушке за то, что она есть! Лягушка -представитель органического мира и имеет большое значение и для устойчивости природы и для практического значения человека. Итак, внимание на экран! Ответное слово самой лягушки (видеофрагмент, 1 минута). Подарим аплодисменты самой лягушке. Всем спасибо, конференция закончилась, а урок еще нет (учащиеся убирают реквизиты)
V. Закрепление знаний (фронтальный опрос) (4 мин)
Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались на уроке ?
Для чего мы это делали?
Что нового вы узнали?
VI. Заключительный этап урока: (3 мин)
а) подведение итогов урока;
Вывод по уроку - любое живое существо, созданное самой природой имеет наивысшую ценность для поддержания бесконечности жизни.
б) оценивание деятельности учащихся на уроке:
комментарии по работе в группах, самооценка учащихся о своей деятельности на уроке;
в) объяснение домашнего задания:
выяснить, есть ли страны, в которых лягушка священное животное;
записать в тетрадь черты приспособленности лягушки к среде обитания.
Дополнительная информация к уроку. Задачи для групп
- В конце 80 – х годах Ю –В страна Бангладеш провернула очень выгодную на первый взгляд сделку. Экспорт лягушек для Франции. К сожалению, период прибыли был недолог, и властям страны пришлось потратить денег больше, чем принес экспорт. Почему? (для кулинаров)
- Лягушек часто называют пучеглазыми. Какое значение для лягушки имеет большие размеры глаз?
- Французский зоолог Ростан писал: «Можно сказать, что вся история эмбриологии неразрывно связана с лягушкой» Объясните высказывание ученого.
- После удаления легких у лягушки жизнеспособность сохраняется до 40 дней. Если кожу смазать маслом, животное погибало через 3 – 4 дня. Объясните почему.
- Одна прудовая лягушка за сутки съедает 7 насекомых. На небольшом водоеме обитает от 300 до 500 лягушек. Сколько насекомых уничтожают лягушки за лето?
Предварительный просмотр:
Лягушка - научный объект для бионики
Бионика - наука, которая использует знания биологии в технике. Таким образом, многие технические изобретения являются аналогом существующих в живых организмах. Например, исследование зрительных органов лягушки позволило выяснить интересную особенность – глаз лягушки не различает неподвижных предметов и настраивается только на движущиеся объекты. Лягушка может погибнуть от голода среди насекомых, если они неподвижны. Работа глаза лягушки почти не зависит от общей освещенности. Лягушка способна видеть и хватать жертву, как при ярком свете, так и в сумерках. Глаз лягушки – настоящий локатор насекомых! Изучение биониками таких особенностей глаза лягушки позволило создать прибор ретинатрон, который не реагирует на неподвижные предметы, находящиеся в поле зрения. Ретинантрон применяется в авиации и обеспечивает наблюдение за движущимися самолетами. Рукотворная модель человека по сравнению с миниатюрной системой глаза лягушки представляет собой сравнительно громоздкое сооружение. Модель создана для непрерывного анализа фиксирования появление самолетов, идущих на посадку, чтобы избежать их столкновения.
Все мы знакомы с ластами, а знаете ли вы, что ласты были сконструированы в 1929 г. французом Луи де Корле по аналогии лапок лягушки. Плавать в ластах легче и быстрее.
Лягушки спасают голодающих
Лягушачьи лапки являются популярным деликатесом в странах Восточной Азии и Центральной Европы. Из них делают множество блюд в Португалии, Франции, Греции, Италии, Испании, США и на Карибских островах. По вкусу лягушачьи лапки напоминают куриное мясо, имеют приятную мякоть и сочный вкус.
Полезные свойства
Лягушки живут только в чистой воде, поэтому их мясо является безопасным и экологически чистым. Научные исследования выявили, что вещества, которые вырабатываются лягушками, эффективны для профилактики злокачественных опухолей головного мозга и различных видов рака.
В лягушачьих лапках присутствует большое количество витаминов группы С, D и E, а также таких полезных веществ, как кальций, железо, магний и фосфор. В шкурке лягушки содержится целебный компонент, который в Японии, Китае и Индии применяется для лечения болезни зубов, водянки, а также для нормализации деятельности сердечнососудистой системы и улучшения кровообращения.
В Древней Руси лягушек помещали в сосуд с квасом или молоком, чтобы сохранить напитки на длительное время свежими. Лягушачьи лапки обладают бактерицидными, противоотечными и дезинфицирующими свойствами.
Калорийность лягушачьих лапок
Лягушачьи лапки являются низкокалорийным продуктом и подходят в качестве ингредиента для диетического меню. Калорийность лягушачьих лапок составляет 73 ккал., а также в них содержится 16 г белков и 0,3 г жиров.
Лягушки – подопытные животные
Со второй половины XVIII века у лягушек начались тяжелые времена – их стали резать: „всем ужасно интересно, что там спрятано внутри“. Трудно найти существо, более удобное для постижения основ физиологии. Их легко наловить (специально разводить лягушек стали позже, но это тоже несложно); размер самый подходящий — и в кулаке помещается, и внутренности хорошо видны. А внутри у лягушки сердце, скелетные мышцы и нервная система, которые работают по тем же принципам, что и у остальных позвоночных Чтобы узнать, что внутри у человека, нужно заглянуть внутрь лягушки. Миллионы лягушек ежегодно поступают в лаборатории. Учёные совершают на лягушках эпохальные открытия.
Так, знаменитый русский физиолог И.М. Сеченов описал явление центрального торможения. Заключается оно в том, что высшие отделы центральной нервной системы могут тормозить или облегчать рефлекторную деятельность спинного мозга. Например, лягушка рефлекторно отдёргивает лапку от серной кислоты, но, если положить на зрительные бугры головного мозга кристалл поваренной соли, как это делал Сеченов, лягушка лапу не отдёргивает.
Медиаторы — вещества, которые высвобождаются из нервных окончаний при возбуждении нервов. С их помощью нервная система управляет организмом. Леви доказал существование медиаторов, поставив сложный эксперимент с двумя изолированными лягушачьими сердцами. Потом учёный выделил один из медиаторов, ацетилхолин, и в 1936 году получил за свои работы Нобелевскую премию.
Оказывается, первое клонированное животное вовсе не овечка Долли, а лягушка. В 1962 году Джон Гардон заменил ядро из яйцеклетки лягушки на ядро из клетки ее кишечника. В итоге родились полноценные головастики. Джон Гардон получил Нобелевскую премию только в 2012 году
Лягушка и первая в мире электрическая батарея
Итальянский профессор анатомии, ученый XVIII в. Луиджи Гальвани очень интересовался и увлекался электрическими явлениями, влиянием электричества на ткани животных и произвел ряд опытов с лапкой лягушки. Сначала он показал, что лапка лягушки сокращается под действием грозовых разрядов электричества. Он подвешивал лапку к металлическому крючку и подводил к нему ток от молний. Всякий раз, поблизости была гроза или просто проходили грозовые облака, лапка сокращалась. Когда лапки касались медных прутиков балкона тотчас же сокращались. Гальвани считал, что мышцы сокращаются под влиянием “животного” электричества, которое рождается в нервах, а медная и железная проволоки – это только замыкающие цепь проводники.
Однако, Гальвани не удалось пролить свет на это загадочное явление: слишком сложны были электромагнитные явления для ученых той поры. Но опыты Гальвани помогли естествоиспытателям открыть источники электрического тока.
Вскоре не менее известный ученый Алессандро Вольта повторил опыт Гальвани, но пришел к совершенно другому выводу. Он показал, что соприкосновение меди и железа дает электрический эффект, а лапка лягушки сокращается под влиянием тока, возникающего в этом процессе. 20 марта 1800 г. Вольта написал свое знаменитое письмо, в котором сообщал, что найден постоянно действующий источник электричества. А также рассказал, как ему удалось создать первую в мире электрическую батарею
Лягушка – персонаж литературных произведений
Как много художественных произведений, в которых лягушка является главным героем! Это всем знакомые с детства сказки «Лягушка – путешественница», «Царевна – лягушка», «Две лягушки в молоке» и даже существует песня про «Лягушку, которая съела кузнеца». Во всех произведениях образ лягушки очень различный. Это и веселый, и мудрый и терпеливый, а иногда и глупый персонаж. И все же каждое произведение нас чему-то учит.
Например, в сказке «Царевна – лягушка» описано явление линьки. Действительно, лягушка линяет каждые 3-4 года. Но кожу свою не кидает, а съедает.
В сказке «Две лягушке в молоке» описано свойство кожи – бактерицидность (уничтожение бактерий) и применение лягушки в практической деятельности человека в прежние времена (хранение молочных продуктов)
Из сказки «Лягушка – путешественница» мы узнаем, что каждое земноводное приспособлено к своей среде обитания и перемещение в другие ареалы может привести к гибели.
В песне о лягушке и кузнечике показана роль лягушки в цепи питания. Она – хищник, питается насекомыми, тем самым регулирует их численность.
Сказка «Лягушиный король» напоминает нам о превращениях лягушек – из головастика во взрослую особь.
Лягушки и жабы занимают значимое место в мифологии. Так как означает переход от стихии земли к стихии воды и обратно. Образ неоднозначен – от божественного поклонения до жертвенного уничтожения.
В большинстве люди издавна понимали положительное значение лягушек в природе, а потому убийство лягушек считалось приметой скорого заболевания.
Предварительный просмотр:
Защита «Памятник лягушке за вклад в науку бионику»
Наша лаборатория «_____________________» уже много лет занимается __________________________________________________________________
Выслушав ваши выступления, мы все-таки предлагаем поставить памятник лягушке за вклад в науку бионику. Напомним, что Бионика – наука изучает _____________ _______________________________ Итак, наши доводы:
- Известно ли вам, что глаза лягушки обладают интересной особенностью - ______________________________________________
- Это натолкнуло ученых на создание уникального прибора___________,
который используется в ________________________________________
- Принцип работы данного прибора заключается в том, что____________
_____________________________________________________________
- Прибор используется для ______________________________________
- Известно ли вам, что изобретением ________________ , человек обязан лягушке. Плавать в _____________________ легче и быстрее. Их изобрел _______________________в _______________году
Надеемся, что наше выступление убедило вас в том, что памятник лягушке нужно поставить именно за ее вклад в науку бионику. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Защита ««Памятник лягушке за вклад в спасение голодающих»
Наша лаборатория «_____________________» уже много лет занимается ______________________________________________________________________
Мы настоятельно рекомендуем научному обществу прислушаться к нашим фактам и поставить «Памятник лягушке за спасение голодающих»
- Лягушачье мясо активно используют в пищу такие страны, как ________________________________________________________________________________________________________________________________,
а ведь это многочисленные государства.
- Мясо лягушки по вкусу напоминает мясо _____________________________________________________________
- Это мясо абсолютно безопасно для человека и экологично, потому что _________________________________________________________________
- В состав лягушечьего мяса входят такие полезные компоненты, как
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Лягушатину можно использовать в диетах для похудания, так как
_________________________________________________________________Вследствие всех вышесказанных фактов, просим научное общество прислушаться к нашему мнению, и поставить памятник лягушке, так жертвуя своей жизнью, она является источником питания не только для людей, но и других представителей органического мира.
Предварительный просмотр:
Защита «Памятник лягушке за вклад в развитие медицины»
Наша лаборатория «_____________________» уже много лет занимается __________________________________________________________________
Выслушав ваши выступления, мы все-таки предлагаем поставить памятник лягушке за вклад в развитие медицины. Не смотря на то, что в мире уже есть несколько памятников в __________________________________. Мы считаем, что подобных памятников должно быть больше. Послушайте наши доводы:
- Лягушка удобна для лабораторных исследований, так как она _________ _____________________________________________________________. Поэтому массовое уничтожение лягушек началось с _________ века. Это было интересно и модно. На лягушках ученые совершали эпохальные открытия.
- Русский физиолог ___________ описал явление_________________________
- Ученый ________доказал существование _________________, опыт проводил на _______________________лягушек. За открытие медиатора __________ _ ученый получил Нобелевскую премию в ________________году.
- И наконец, главное известие: первое клонированное животное, не овечка Долли, а ______________. Результата этого опыта достиг ученый __________
______в ________году. А нобелевскую премию он получил совсем недавно в _____________.
Вклад лягушки в медицину неоспоримый факт. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
клад земн
оводЗащита ««Памятник лягушке за вклад в развитии физики»
Наша лаборатория «_____________________» уже много лет занимается __________________________________________________________________
Мы настоятельно рекомендуем научному обществу прислушаться к нашим фактам и поставить «Памятник лягушке за вклад в развитии физики». Считаем, что наши факты убедительны:
1.Лягушка стала объектом для опытов таких крупных ученых, _____________ _______________________________________________________________
2. С помощью лягушки, анатом ___________ открыл «животное» электричество. Он подвешивал лапки _________________________________ в погоду ___________и наблюдал _____________________________________
3. Однако изучение электромагнитных волн было нелегким и вскоре другой физик, по имени ________________________ решил повторить опыт ______.
4. Для опытов снова потребовалась лягушка, в результате чего Вольта выяснил источник ____________________
5. Благодаря опытам с лягушками была изобретена первая в мире _______________________________________________________________
В заключении хотим отметить, что бесчисленное количество лягушек стали жертвами физиков, для изучения ___________________явлений и тока. Уверенны, что памятник лягушке нужно поставить за вклад в развитие физики
Предварительный просмотр:
клад зе
мновЗащита ««Памятник лягушке за вклад в развитие литературы»
Наша лаборатория «_____________________» уже много лет занимается __________________________________________________________________
Все известно, что лягушка вдохновляла, народ и некоторых писателей на художественное творчество.
- В литературе встречается множество произведений, где лягушке отводится главная роль, вот некоторые из них ________________________________
______________________________________________________________
- В сказке «Царевна – лягушка» мы узнаем, о таком явлении как ___________, лягушки _________________кожу каждые _____года
- В сказке «Две лягушки и молоко» подтверждается факт о _____________ кожи. Раньше хозяйки использовали лягушку для __________________________________________________________
- В песне ___________________ раскрывается роль лягушки в пищевой цепи. Лягушки ___________________, питаются_________________.
- В немецкой сказке «Лягушка – король» показан смысл превращений, ___________________________________________________________
- Многие земноводные занимают значимое место в _________________
Это связано с тем, что среда их обитания две стихии _______________
_______________________, а потому и отношение к лягушкам двойственное: _____________________________________________
В заключении стоит сказать, что издавна людьми отмечалось ______________ значение лягушек в природе, а потому существовала примета __________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку природоведения 5 класс "Какие условия необходимы для реакции горения"
Презентация подготовлена для урока природоведения по учебнику Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс....
Презентация к уроку в 4 классе "какая погода будет завтра ?"
Сопутствующие задачи– совершенствовать навык работы с компьютером и мультимедийной доской....
Урок музыки "Защитник Отечества - каков он?"
Представленный урок интегративного типа для 5-го класса включает элементы технологии художественно-образного преподавания искусства и опирается на принципы художественной дидактики. В центре уро...
Урок-игра по литературе "...какая поэзия! Какая чувствительность!" по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 6 класс
Игра -викторина по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»....
урок в 9 классе "Какую музыку ты любишь?"
знакомство с известными рок-музыкантами и выдающимися музыкантами из мира классической музыки и джаза (Led Zeppelin, Cream, Jimi Hendrix, P. I. Tchaikovsky, George Gershwin, Glenn Miller), знакомство ...
Презентация к уроку "Царевна-Лягушка"
Презентация к уроку "Царевна-Лягушка"...
Инструкция по уроку 3 "Лягушка-путешественница" в среде Scratch_458.0.1 для Информашки1 Выполняем задание с 14 по 19 февраля
Инструкция по уроку 3 "Лягушка-путешественница" в среде Scratch_458.0.1 для Информашки1 Выполняем задание с 14 по 19 февраля...