Педагогическое эссе
статья по истории на тему
Педагогическое эссе на тему "Исследовательская работа учащихся на уроках истории"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_ped_._esse1.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Ворончагина Наталья Александровна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 15
г. Гусь-Хрустальный
e-mail: stupeni15@mail.ru
Свою работу я хотела бы начать с высказывания доктора юридических наук, экс председателя Конституционного суда Российской Федерации Туманова В.А.: «В повседневной жизни о праве чаще всего вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. И действительно, обращение к праву – важнейший способ разрешения споров и конфликтов. Однако у права есть и другая, не менее важная задача- сделать так, чтобы споров ,конфликтов и нарушений было как можно меньше, для этого оно указывает людям, каковы их права и обязанности в экономической, политической и иных сферах жизни общества. Чем лучше люди знают свои права и обязанности , тем лучше складываются их отношения, и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества.» Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Особое внимание уделяется социальной адаптации школьников, их включению в общественную жизнь, выработке активной гражданской позиции. Это невозможно сделать только путём изучения отдельных предметов. Актуальность темы определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности. Правовая культура-это совокупность правовых знаний и умений, моральных и правовых ценностных идеалов личности, которые реализуются в процессе жизнедеятельности людей, соблюдение правовых требований и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности, поэтому её изучение необходимо в школах нашей страны. Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности не стали только суммой знаний каждого воспитанника, но и синтезом нравственных норм, определяющих поведение человека. Так как именно школа охватывает своим влиянием три самых ответственных периода в жизни человека , в формировании его личности: детство, отрочество и юность. В древней Руси детей называли зёрнышками. В этом был глубокий смысл. Чтобы зёрнышко проросло, дало хорошие всходы за ним надо ухаживать. Этот образ детей - зёрнышек должен быть созвучен деятельности школы, всей сегодняшней политике детства. Поэтому на учителе лежит большая ответственность за помощь учащимся не только в осмыслении человеческих прав, но и в том, чтобы их сделать основой своего поведения. Предметное содержание курсов истории и обществознания обладает огромными возможностями для формирования ключевых компетентностей. Среди них важное место занимают компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя. потребителя),в сфере социально-трудовой деятельности(умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах гражданских, трудовых, семейных правоотношений) . Учитель , работающий в школе не первый год, хорошо знает, что изучать общественные законы лишь по учебникам и учебным пособиям пусть даже самым интересным и удачным, нельзя. Любые теоретические знания должны подкрепляться той или иной практической деятельность. Педагогическая наука и практика накопила огромный опыт, убеждающий в том, что наиболее эффективными способами стимулирования мыслительной деятельности школьников являются активные способы обучения: создание проблемных ситуаций, метод проектов, моделирование изучаемых явлений, исследовательская деятельность. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от обучающихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Именно включение учащихся в исследовательскую деятельность позволяет школьнику решать научные и личностные проблемы, имеющие своей целью построение субъективно нового знания, способствуют социальному адаптированию школьников, пробуждению их субъективности, выработке у них активной гражданской позиции, развитию умения учеников делать обоснованный выбор из нескольких вариантов, принимая на себя личную ответственность за своё решение. Исследовательское обучение часто понимается узко – как написание научной работы. Однако применение этого метода на уроках позволяет развивать практическое и творческое мышление, формировать навыки работы с научной, научно-популярной литературой. Организовывая такое обучение, учитель должен придерживаться следующего принципа: «больше слушать, чем говорить; больше наблюдать, чем показывать; оказывать помощь в работе учащихся, избегая задавать ей определенное направление ».
Чтобы процесс формирования правовой культуры был более эффективен, организация исследовательского обучения должна быть реализована как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. Для этого я планирую работу в несколько этапов.
На первом этапе исследовательская деятельность понимается как форма учебной работы. Здесь формируются основы исследовательской деятельности. В работу включены все ученики. Основная задача -формирование умений и навыков, необходимых для критического осмысления исторического материала. Ведущие виды деятельности: изучение документов и исторической литературы; анализ научной информации.
Для реализации поставленной задачи я предлагаю учащимся 5 классов уроки, где они выступают как исследователи. Работая над темой «Моя родословная», учащиеся составляют генеалогическое древо. Ребята изучают семейные фотоархивы, ведут опрос родственников по вопросам, которые мы составили на уроке. Результат работы - генеалогическое древо :это схемы, аппликации, рисунки, презентации. Следующий урок по теме «Гербы, флаги. гимны государств» позволяет учащимся провести самостоятельную работу по поиску интересных сведений о символике различных государств, а также ответить на важный вопрос : «Почему необходимо уважать символы государства? Как будут наказаны те, кто проявляет неуважение к ним?» Такие занятия позволяют учащимся не только овладеть определёнными знаниями и умениями в области права, они способствуют тому ,что ребята осознают себя полноправными членами общества .В 6 классе на уроке по теме « Что значит быть патриотом ?» учащиеся работают с Конституцией РФ ,словарями -отвечая на вопросы о том, кто такой гражданин, патриот. Какие права и обязанности гарантирует основной закон страны? Ребята приобретают навыки анализировать документы, грамотно оформлять результаты своей работы. Учащиеся делают вывод о необходимости уважать законы страны , понимая их ценность для каждого гражданина. В 7 классе на уроке по теме «Служба Отечеству» учащиеся рассматривают обязанность гражданина служить Родине .Анализируя Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» учащиеся узнают о призывном возрасте, сроке службы и воинских обязанностях граждан РФ .Учащиеся 8-9классов знакомятся и анализируют Кодексы РФ, развивая навыки классификации документов, учатся применению знаний как в теории так и на практике, что способствует формированию правовой культуры учащихся. В старших классах ребята работают над разрешением различных проблем, поставленных в ходе урока учителем или возникших в ходе обсуждения, используя знания документальной базы, применяя опросы и анкетирование. Так в 10 классе на уроке по теме « Семья и быт» ребята обсуждали вопрос какой брак сейчас наиболее приемлем: официально зарегистрированный или гражданский? Мнения разделились- решение исследовать этот вопрос. Учащиеся проводили опрос населения : выявляли сторонников официального и гражданского брака, а так же плюсы и минусы этих браков . Результаты были представлены на уроке . Такая работа способствует формированию основ правовой компетентности и гражданской ответственности учащихся.
В ходе учебно-исследовательской деятельности на этом уровне реализуется не только формирование перечисленных умений и навыков, но и выявление проблем. В результате, выделяется группа ребят, заинтересованных в решении этих проблем. Эти учащиеся переходят на второй уровень исследовательской внеурочной деятельности Основные задачи организации исследовательской деятельности на втором уровне: формирование умений и навыков, необходимых для ведения научно- исследовательской деятельности; выявление учащихся, склонных к научной деятельности. Ведущие виды деятельности: планирование исследования, проведение исследования, оформление и защита результатов исследования.
Перечисленные виды деятельности способствуют формированию следующих умений и навыков:постановка целей и задач исследования, разработка критериев их достижений; разработка и формулирование гипотезы исследования ;планирование хода исследования; оценка практической эффективности исследования.
Исследовательская деятельность на этом этапе реализуется в рамках элективного курса «Самостоятельные исследования учащихся по истории и обществознанию».Учащиеся приобретают навыки научно-исследовательской деятельности. Многие ребята определяются с работой, которую они представляют на школьной научно-практической конференции. Выбор темы обусловлен личным интересом учащегося . Школьники учатся классифицировать документы, анализировать законы разных эпох, работают с различными источниками, знакомятся с понятиями :«авторское право», плагиат ,что способствует культуре оформления и презентации работы, а так же воспитывает уважение к закону, правопорядку.
На уровне научно-исследовательской деятельности реализуются следующие задачи: совершенствование умений и навыков научно-исследовательской работы; подготовка выявленных учащихся для систематичной научно- исследовательской работы.
Ведущие виды деятельности: проведение исследования, защита результатов исследования.
Формируемые умения и навыки: обоснование выводов; защита перед аудиторией своих выводов; убедительное отстаивание своих идей ;анализ выполненной работы.
Результат работы: участие в школьной научно-практической конференции, конференциях разных уровней, конкурсах.
Работы, представленные на школьную научно-практическую конференцию , вызывают большой интерес у учителей и у ребят. Темы работ актуальные и разнообразные ,способствуют социальной адаптации и выработке активной гражданской позиции. Например: «Дети- маугли в наши дни», «Роль женщин в истории», «Причины разводов в России»и т.д.
Формирование правовой культуры через исследовательскую деятельность способствует расширению запаса правовых знаний, воспитанию уважения к закону, правопорядку, формированию базы правового и политического сознания личности, приёмам безопасного и ответственного поведения в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое эссе
Педагогическое эссе. Передо мной чистый лист. Ему я должна доверить свои размышления. Написать всегда труднее, чем высказаться вслух. Очень много вопросов, на которые я хочу дать ответ себе...
Мое педагогическое Эссе
Эссе на тему: Мой предмет -Мое призвание...
Педагогическое эссе
Речь идет о моем родном башкирском языке, о том, что нужно обзятально знать родной язык....
Педагогическое эссе
Материал-размышление на тему "Я - учитель. Это значит"....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...