Конспект урока по истории Санкт-Петербурга по теме "Повседневная жизнь петербуржцев" (8 класс)
план-конспект урока по краеведению (8 класс) по теме
Конспект составлен в соответствии с планом параграфа № 13 учебника "История и культура Санкт-Петербурга", 8 класс (автор: Л.К. Ермолаева и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Повседневная жизнь петербуржцев».
Цели урока:
обучающие:
- познакомить учащихся с жизнью и бытом петербуржцев в первой половине XIX века;
- показать, что жизнь и быт Петербурга складывались на основе наследия всей России, что современные петербуржцы - хранители этих богатств;
развивающие:
- развивать интерес к истории своего города не только как к школьному предмету, но и как к истории поколений, истории своей страны;
- формировать и развивать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять события первой половине XIX века и сегодняшнего дня;
- развивать умения ориентироваться в культурном пространстве современного города, находить информацию в разных источниках;
воспитывающие:
- прививать любовь к родному городу, сопричастности к родной истории;
- воспитывать бережное отношение к объектам культурного наследия.
План урока.
I. Повторение изученного материала.
II. Изучение новой темы.
1) Как жили дворяне?
2) Особенности дворянского воспитания, образования и поведения..
3) Какие районы города не являлись аристократическими?
4) Как жили обитатели этих частей города?
III. Закрепление изученного материала.
IV. Подведение итогов урока. Оценивание ответов учащихся.
V. Задание на дом.
Оборудование урока.
Презентация по теме: « Повседневная жизнь петербуржцев».
Карта Санкт-Петербурга
Ресурсы Интернета
Мультимедийный проектор
Компьютер
Экран
Основные термины и понятия: аристократы, особняк, убранство и интерьеры особняков, стиль жизни и поведения, благотворительность, доходный дом, светский образ жизни, дворянский этикет.
Опережающее задание: подготовить выступление на тему: «Быт столичных дворян» (дома богатых людей, как жили аристократы).
Ход урока.
Слайл №1. Тема урока.
Слайды № 2 - 6
I. Повторение изученного материала по вопросам.
1. «Что может рассказать изображение»
Работа со слайдом
- В наши дни в Петербурге сохранились здания-памятники, напоминающие об управлении городом в первой половине XIX века. Рассмотрите слайд и назовите эти здания.
(дом губернатора, Большая Морская, д 38; здание Городской думы, Невский, д 33)
- Какова функция назначения зданий? (1) специально построенный дом для губернатора; 2) Государственная дума – орган самоуправления. Во главе ее - городская голова, генерал-губернатор.
В Думу выбирали по 3 человека от каждого сословия: дворяне, купцы, почетные граждане, чиновники, офицеры, ремесленники).
- Каково назначение башни? (Башня использовалась для оптического телеграфа. Позже башня служила пожарной каланчой. В 1884г часы башни соединили колоколами и на Невском зазвучали куранты).
2. Ответы на вопросы:
1. Какие проблемы были у горожан и как они решались?
Вопрос №1. Вода для петербуржцев в бочках разного цвета.
В середине XIX века множество водовозов наполняли свои бочки водой из рек и каналов Петербурга. Воду доставляли жителям города в бочках разного цвета: в белых – невскую воду, в желтых- воду из Фонтанки, в зеленых – воду из каналов.
- Почему самые бедные петербуржцы пили воду из зеленых бочек? (Невская вода была чистой, прозрачной, приятной на вкус – и самой дорогой. Вода из Фонтанки и Мойки была хуже, а из каналов – самой дешевой).
Вопрос №2. «… На площади Петровой, где дом вознесся новый…»
В 20-х годах XIX века на углу Исаакиевской площади жил князь Александр Яковлевия Лобанов-Ростовский. На крыльце дома, построенного Огюстом Монферраном стоят мраморные изваяния двух зверей. «На звере мраморном верхом» спасался у этого дома Евгений, герой поэмы А. с. Пушкина «Медный всадник».
- От чего спасался Евгений 7 ноября 1824 года? (от наводнения – самого сильного в истории города)
Вопрос №3. Где в Петербурге находится памятник городовому и памятник водовозу?
- 2. Какие новшества были введены в Петербурге? Какие из них дошли (может быть, в измененном виде) до наших дней? (первый платный общественный вид транспорта - омнибус, постепенно их вытеснили трамваи; тротуары для пешеходов; фонарные тумбы заменили фонарями; начала работу городская почта).
1) Укажите правильный ответ. Проезд в салоне омнибуса стоил: 5 коп, 10 коп, 20 коп.
2) Назовите первую железную дорогу Петербурга. (Санкт-Петербург – Павловск, 1837г , а в 1851г Петербург – Москва)
3) К концу XIX века в Санкт-Петербурге было построено пять железнодорожных вокзалов.
Какой вокзал был построен первым? (деревянный Царскосельский, ныне Витебский)
4) Любимым местом пешеходных прогулок А. Блока была Большая Зеленина улица с мостом, ведущим на Крестовский остров. В то время это была окраина Петербурга, которая изображена в одном из его стихотворений, в названии которого перечислены новшества, введенные в Петербурге.
( «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека», на углу Большой Зелениной и набережной действительно была аптека.)
II. Изучение новой темы.
Слайды № 7 – 17
1) Как жили дворяне?
Слово учителя.
Роскошные дворцы и особняки знати располагались в основном на Невском проспекте, на Миллионной улице, на Дворцовой и Английской набережных. Крупные чиновники и богатые купцы заселяли в основном берега Фонтанки и левый берег Мойки.
Основным видом жилья богатых горожан были особняки. Фасады домов выстраивались в «красную линию». Парадные апартаменты располагались обычно на 2 этаже. Комнаты шли анфиладой, одна за другой: гостиная, столовая, «зала», библиотека, диванная, бильярдная и др.
Парадные лестницы украшали цветные витражи, ковры. В интерьерах дворцов были паркетные полы, расписные потолки с лепниной. Большие зеркала. Мебель выполнялась из разных сортов дерева.
Во дворе были конюшни, каретная, склады, погреба, флигели для прислуги. В центре города богатые семьи снимали доходные дома «барские квартиры». Часто такая квартира занимала целый этаж и имела два выхода: на парадную лестницу (для господ) и на «черную» (для прислуги, доставки воды и дров).
Рассказы учащихся о дворцах, о собственных особняках, в которых жили дворяне.
Слайды № 7 -8 Дворец А. С. Строганова, Невский, 17
Примерный ответ.
На углу Невского проспекта и набережной реки Мойки расположено светло-розовое здание. Построенное Ф. Б. Растрелли. Строгановский дворец имеет два парадных фасада: один обращен к Мойке, другой выходит на Невский проспект. Фасад здания, выходящий на Невский проспект, украшен парадными колоннами. Кованые железные решетки под окнами бельэтажа усиливают впечатление пышности и изящества.
На фасадах дворца запечатлен герб Строгановых: два соболя, стоящих на задних лапах, держат щит, разделенный надвое волнистой перевязью с тремя остриями копий. На щите – символы Сибири: предки Строгановых осваивали Сибирь.
Граф А. С. Строганов – образованнейший человек, президент Академии художеств, коллекционер, меценат, председатель комиссии по строительству Казанского собора.
Слайды № 9 -14 Особняк А. Г. Лаваль, Английская наб, 4
Примерный ответ.
Особняк на Английской набережной около здания Синода – выдающийся памятник русского классицизма начала XIX века. Архитектор Тома де Томон переделал дом внутри и снаружи для графини А. Г. Лаваль. Главный фасад здания украшают десять ионических колонн. Боковые крылья оформлены окнами с низкими треугольными фронтонами.
Дом Лаваль вошел в летопись культурной и общественной жизни Петербурга 1820гг. Здесь собирались будущие декабристы. Позднее в литературном салоне графини Лаваль бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов и другие поэты. Гости входили в дом по небольшой, в две ступеньки, каменной лестнице, украшенной по бокам статуями двух львов.
Богатейшая коллекция античных произведений искусства хранилась в особняке графини Ловаль. Позже одна из ее дочерей продала коллекцию Эрмитажу.
Слайды № 15 – 16 Особняк Румянцева, Английская наб, 44
Примерный ответ.
Н. П. Румянцев государственный деятель, дипломат и покровитель наук. При императоре
Александре I Н. П. Румянцев – министр иностранных дел. Это был дом важного государственного человека, богача и аристократа, у которого бывал сам император. Фасад здания украшают 12 колонн, установленных на высоком цоколе. Колонны портика с капителями коринфского ордена создают его монументальность.
Особняк графа Румянцева стал одним из центров культурной жизни Петербурга. Граф был просветителем и меценатом, собрал уникальную коллекцию старинных рукописей, церковных книг.
После смерти Румянцева в его доме был создан музей, в который вошли все коллекции, собранные им на протяжении жизни.
Слайды № 17 Доходный дом И. Б. Лидваля, Каменноостровский пр, 15
Примерный ответ.
Главной особенностью Петербурга в XIX веке стало строительство доходных домов. Сдача квартир внаем приносила домовладельцам огромные прибыли, доход (отсюда и название этих домов). Обычно дом включал несколько корпусов. Лицевой корпус выходил фасадом на улицу, в глубине участка возводились внутренние дворовые флигели.
Планировка квартир в доходных домах была разнообразной – от огромных барских до скромных, в одну-две комнаты. Квартиры для состоятельных жильцов располагались в лицевых корпусах, с окнами на улицу. Эти квартиры имели две лестницы – парадную и черную.
Парадные лестницы оформлялись нарядно, с витражами в окнах, лепниной, красивыми перилами. Для обогрева часто имелся камин. Черными лестницами пользовалась прислуга, торговцы.
В дворовых флигелях размещались небольшие дешевые квартиры.
- Как вы думаете, существовала ли в первой половине XIX века в Петербурге современная проблема дорогого и дешевого жилья?
2) Особенности дворянского воспитания, образования и поведения.
- Перечислите особенности дворянского образования и воспитания.
- Честное имя дворянина не подвергалось сомнению, а кто нарушал его… (продолжите предложение)
(его презирали, не принимали в обществе, за честь семьи дрались на дуэлях)
3) Какие районы города не являлись аристократическими?
- Как жили обитатели этих частей города?
4) Работа по учебнику.
- Прочитайте тексты. Предположите, в каких частях города могли жить персонажи?
III. Закрепление изученного материала.
На ваш взгляд, справедливо или нет мнение:
«Петербуржцы первой половины XIX века отличались от нас, жителей XXI века, всем: составом населения, благоустройством жизни, бытом, стилем поведения, одеждой, и ничего из прошлой жизни горожан до нашего времени не дошло»? Обоснуйте свою точку зрения.
IV. Задание на дом. § 13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по Истории Санкт-Петербурга. "Отзвуки" Средневековья в жизни петербуржцев и Петербурга.
Презентация нацелена на работу учащихся с "Петербургской тетрадью" Л.К. Ермолаевой, Т.И. Удальцовой и др."Краеведенье. Санкт-Петербург - город-музей", ч.3....
Урок по Истории Санкт-Петербурга. "Идет война народная..." (Начало блокады Ленинграда).
Урок к параграфу 11 учебника Л.К. Ермолаевой и др. "Санкт-Петербург. История и культура", ч.3....
Методическая разработка урока по истории Санкт-Петербурга.Тема:"Санкт-Петербург-город мировой культуры".Культурное наследие Древнего Египта в Петербурге.
Культурное наследие Древнего Египта.Нетрадиционный урок-путешествие, видео-урок....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: история Санкт-Петербурга и искусство (разновозрастная аудитория).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: история Санкт-Петербурга и искусство (разновозрастная аудитория). Урок проводился в рамках дня науки, как лаборатория для учащихся разных классо...
Презентация к бинарному уроку по истории Санкт-Петербурга и литературе "Медный всадник"
Используя эту презентацию можно провести красочный урок-экскурсию по литературе и истории Санкт-Петербурга...
Конспект урока по истории Санкт-Петербурга для 6 класса "Стрелка Васильевского острова"
Конспект урока для 6 класса по предмету "История Санкт-Петербурга" предлагает материал по формированию стрелки Васильевского острова.Рассматривается топонимика названий, история создания ансамбля стре...
Презентация по истории Санкт-Петербурга на тему "Повседневная жизнь петербуржцев" (8 класс)
В данной презентации раскрываются следующие вопросы:- Как жили дворяне?- Какие особенности дворянского воспитания, образования и поведения были достойны подражания?- Какие районы столичного города не ...