Крестьянские восстания 1929-1931 гг в Казахстане.
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_krestyanskie_vosstaniya_1929-1931.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Крестьянские восстания 1929-1931 гг в Казахстане.
Триединая дидактическая цель:
Дать представление учащимся об основных понятиях урока; рассказать о коллективизации сельского хозяйства в 1929-1931 гг., о последствиях перегибов, результатах; продолжить работу над формированием умений самостоятельной деятельности, над формированием логических мыслительных операций: обобщение, синтез, анализ, сравнение, необходимых для правильного выполнения заданий ЕНТ; способствовать воспитанию у учащихся чувства толерантности к судьбам народа, чувства ответственности за ошибки прошлого.
Методы урока: объяснительно – иллюстративный, проблемный, частично поисковый.
Оборудование: ИКТ, опорные схемы, учебная карта «Казахстан в 20 годы ХХ века», кроссворд.
Опорные понятия: начало коллективизации, кризис в народном хозяйстве, вооруженные выступления, миграция населения за пределы республики, голод.
Форма проведения: урок лекция, с элементами беседы.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Приветствие.
- проверка готовности класса к уроку, проверка посещаемости
- Входной контроль. Проверка уровня усвоения предыдущего материала.
Каждый ученик получает «закрытый» тест.
Ответив на тест, ученики делают взаимопроверку ( ответы получают после того как выполнят задание).
- Изучение новой темы
Слово учителя:
Сегодня нам предстоит рассмотреть этапы проведения коллективизации, её итоги и последствия, а так же выявить причины и последствия крестьянских восстаний 1929-1931 гг.
Сообщение ученика о коллективизации.
Курс на коллективизацию был объявлен на 15 съезде ВКП (б) в 1925 г.
Основные принципы Ленинской идеи коллективизации:
1.Добровольность
2.Самостоятельность
3.Материальная заинтересованность
4.Поэтапный переход крестьян к высшим формам крестьянского кооперирования
С началом индустриализации был взят курс на проведение коллективизации сельского хозяйства, задачей которой официально провозглашалось «осуществление социалистических преобразований в деревне».
Основные формы колхозного строительства в Казахстане:
В зерновых районах – сельскохозяйственная артель
В животноводческих районах – товарищество по совместной обработке земли и косьбе, где по уставу скот не обобществлялся, использование личного скота и инвентаря оплачивалось
Недостатки идей коллективизации:
Идея коллективизации сельского хозяйства с самого начала была дискредитирована жесточайшим тотальным террором;
2. Коллективизация форсировалась без учета местных условий, необходимой предварительной подготовки, преимущественно административными методами.
В совместной директиве Казрайкома ВКП(б) и Совнаркома от 25 декабря 1931г. ставилась задача -«охватить плановыми мероприятиями по оседанию в 1932 г. все оставшиеся кочевые и полукочевые трудовые хозяйства и процесс оседания завершить в 1933г.»
Решение продовольственной программы.
В связи с продовольственными трудностями 1929 г заготовке сельскохозяйственной продукции был придан характер чрезвычайной акции времен «военного коммунизма»:
•В 1931 – 1932гг – в Шубартауском районе сдали государству на мясо 80% всего поголовья скота
•Балхашскому району, насчитывавшему 173тыс. голов скота, была дана разверстка в 297тыс. единиц
•«Перегибов не допускать – парнокопытных не оставлять!» - таков был девиз, например, тургайских перегибщиков, где от миллионного поголовья скота осталось всего 98тыс. Голов.
Раскулачивание
Нарушение принципа добровольности и элементарной законности с самого начала приняли повсеместный характер. Наиболее типичными и распространенными приемами принуждения были:
А) лишение избирательных прав
Б) угроза выселения за пределы района проживания
В) превентивный арест, так сказать в «воспитательных целях»
Голод в казахской степи
•1930 – 1932 гг – голод
Причины:
1)Скопление огромного количества скота на ограниченной территории
2)Ограниченность пастбищных угодий
3)Недостаточная обеспеченность кормом скота
Слово учителя:
Сталинский метод коллективизации сельского хозяйства стал главной причиной вооруженного выступления казахских крестьян. Оно началось стихийно и переросло в общенародное освободительное движение.
Многие вопросы выступлений казахских крестьян в 1929-1931 гг. остаются до сих пор белыми пятнами в истории и ждут тщательного и глубокого изучения. Чтобы представить себе размах , последствия и историческое значение всенародного движения 1929-1931 гг., нужно остановится на наиболее известных из них в хронологической последовательности.
Работа в группах с учебником и дополнительным материалом.
1 группа восстание 1929 г.
2 группа – восстания 1930 г.
3 группа – восстание 1931 г.
4. группа - предпосылки и характер движения.
5 группа - историческое значение восстаний 1929-1931 гг
Задание: прочитать выделить главное, заполнить таблицу.
Крупные восстания 1929-1931 гг.
Дата | Регион (центры восстания). | Руководители, основной состав восставших. | Результат |
3)февраль 1930 г. 25 февраля 1930 г 1930 г. Март 1930 г Февраль 1931 г 5 марта 1931 г. 20 июня 1931 г 1922-1931 гг | Бостандыкский район Сырдарьинского округа Восстание в Батпаккаре. Сузакский район Южный Казахстан. Иргизский район Восстание в Каракумах, охватило южный, западный и центральный Казахстан. Балхашский раон Алматинской области Село Кайнар Семипалатинской области Чингистауское восстание Чабартауский район Кастекский район Алматинская область Адаевское восстание (Мангистау, Актюбинская, Гурьевская области) | Султанбек Шалаков Пирмагамбет Лаубаев, Жумагазы Баимбетов, Кобжан жубанов. Егеубек Жанбаев Санияз Медеуов, Елимжан Торайгыров Оразали Кастеков | Потерпели поражение от Красной армии, отступление на территории Киргизии и Узбекистана, пойманы и строго наказаны. Гонения, арест, 115 чел к расстрелу, 170 отправлнеы в исправительные лагеря, 28 чел в ссылку сроком на 3 года за пределы Казахстана. Участники восстания приговорены к расстрелу, сосланы в лагеря. Жестоко подавленно Жестоко подавленно Жестоко подавленно Жестоко подавленно 66-й кавалерийской дивизией. Жестоко подавленно Жестоко подавленно Жестоко подавленно Жестоко подавленно |
Работа с контурной картой.
На контурной карте обозначить территории восстаний.
4.Закрепление нового материала.
Учитель напоминает детям о проблемном задании, которое было озвучено перед изучением новой темы. Учащимся предлагается высказать свою точку зрения на вопрос:
Какова была основная причина восстания, и каковы последствия.
Решение кроссворда.
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 |
Вопросы:
1. один из руководителей тургайского восстания.
2. Национальный деятель, выступавший против политики Голощекина.
3. название государственного хозяйственного объединения, появившегося в ходе коллективизации.
4. компания 1928 года по раскулачиванию крупных баев.
5. Один из авторов «письма пяти».
6. Руководитель группы казахских национальных деятелей, выступивший против политики Голощекина.
Ответы: Кейки, Кожанов, колхоз, конфискация, Габдуллин, Садвакасов.
5. Оценивание учащихся.
6. Домашнее задание. П. 11, читать и пересказывать, выучить и события.
Крупные восстания 1929-1931 гг.
Дата | Регион (центры восстания). | Руководители, основной состав восставших. | Результат |
29 сентября 1929 февраль 1930 г. 25 февраля 1930 г 1930 г. Март 1930 г Февраль 1931 г 5 марта 1931 г. 20 июня 1931 г 1922-1931 гг | Бостандыкский район Сырдарьинского округа Восстание в Батпаккаре. Иргизский район Балхашский раон Алматинской области Село Кайнар Семипалатинской области Чабартауский район Адаевское восстание (Мангистау, Актюбинская, Гурьевская области) | ---------- Возглавили: А.Бекежанов (начальник Наурзумской милиции), А.Смагулов (бывший первый председатель Тургайского ревкома), Оспанов (агитатор Тургайского райкома партии), С.Кадиев, О.Бармаков. Султанбек Шалаков Егеубек Жанбаев Санияз Медеуов, Елимжан Торайгыров | Гонения, арест, 115 чел к расстрелу, 170 отправлнеы в исправительные лагеря, 28 чел в ссылку сроком на 3 года за пределы Казахстана. Участники восстания приговорены к расстрелу, сосланы в лагеря. Жестоко подавленно Жестоко подавленно Жестоко подавленно Жестоко подавленно Жестоко подавленно Жестоко подавленно Жестоко подавленно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Крестьянские восстания во Франции и в Англии.
Тип урока:урок усвоения и первичного закрепления новых знаний...
«Крестьянские восстания во Франции и Англии»
История Средних веков, 6 класс, урок логического мышления...
Решение проблемно-исследовательской исторической задачи по крестьянским войнам:Жакерия и восстание У.Тайлера
Задача решается сравнительным способом, при этом ученики 6 класса делают вывод, похожий на закономерность....
Разработка урока по истории Казахстана в 9 классе по теме: «Голод 1931-1933 годов. Крестьянские восстания».
Тема: Голод 1931-1933 годов. Крестьянские восстания. §20-21. Цель: познакомить учащихся с событиями 1931-1933 годов в Казахстане, которые стали казахстанской трагедией 30-...
Крестьянские восстания во Франции и Англии в 14 веке
План-коспект урока по теме "Крестьянские восстания во Франции и Англии в XIV веке"....
Задания по теме: «Крестьянские восстания в Англии и Франции».
Задания дают возможность проверить усвоенность материала по данной теме...
Урок истории в школьном историко-краеведческом музее с использованием ИКТ «Крестьянское восстание под предводительством Е.И. Пугачева 1773-1775 г.г.»
Урок истории России в музее. Урок, как составляющая часть темы «Крестьянское восстание под предводительством Е. И. Пугачева 1773-1775 г.г.Причины, ход, итоги восстания изучены на первом уроке, в...