Петербургский урок
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока: по курсу «История Древнего мира».
Класс: 5А
Учитель: Полякова Владислава Валентиновна
Тема: «Подданные фараона».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: ретроспективная игра.
Технология урока: проблемно-практическая деятельность, игра.
Форма обучения: групповая форма обучения.
- Словесная и наглядная передача информации в виде игры-погружения в историю.
- Обмен информацией между учителем и учащимися.
Методы обучения:
- Работа с учебником, иллюстративным материалом.
- Исследовательский метод обучения (работа с документами).
- Метод коллективного творческого поиска.
Материалы и оборудование:
Мультимедийная установка, презентация, скульптура древнеегипетской богини Бастет, рабочие листы по количеству учащихся, учебник.
Цели: содействовать приобретению и расширению знаний по теме «Древней Египет»;
- развивать познавательную и речевую деятельность учащихся;
- формировать и совершенствовать умения работы с источником информации;
– содействовать формированию личностных УУД через содержание учебного материала, как то – ориентирование в социальных ролях, нравственно - этическое оценивание, выбор собственного мнения и позиции;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- обучение основам усваивающего и поискового чтения, выделять главную идею текста;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее, задавать вопросы;
- формулировать алгоритм выполнения задания, определять план действий, находить рациональные способы работы.
Основные понятия урока: чати, жрецы, вельможи, ритуалы, святилища, налоги.
Прогнозируемые результаты:
- личностные – Самостоятельный анализ, контроль и коррекция собственных знаний. Создание ситуации для обсуждения в ходе дискуссии. Выделять этическое содержание событий и действий. Давать собственную оценку событиям.
- предметные – давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи и строить логическое рассуждение.
Систематизация знаний. Умение самостоятельно искать информацию в различных источниках и делать соответствующие выводы, систематизировать полученную информацию, оформлять свои наблюдения на рабочем листе.
- метапредметные – формулировать собственную позицию, аргументировать ее, давать оценку своей деятельности. Работа со схемами, таблицами и другими видами фиксации информации.
План урока:
- Знакомство с гостьей из Древнего Египта.
- В гостях у вельможи и чиновника-писца.
- В храме у жреца.
- В гостях у воина.
- В доме земледельца и мастерской ремесленника.
- Кто такие рабы?
Ход урока
Этапы урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| |
Приветствие. Организационный момент. Рассадка учащихся для групповой работы. | Рассаживаются для групповой работы. |
| |
- Итак, ребята, сегодня у нас гостья из Древнего Египта. Давайте вспомним, кто она такая? (Показывает на скульптуру Бастет). Сегодня вместе с ней мы побываем в домах богатых и бедных египтян, знатных и бесправных подданных фараона. Выдает маршрутный лист (прил.1). По ходу нашей прогулки вы будете записывать свои наблюдения в маршрутный лист. Обратите внимание на колонку «пофантазируем…». Здесь вы можете высказать свое мнение, но вы обязательно должны быть готовы доказать свой вывод.
| Бастет – это богиня Древнего Египта. Она изображается в виде кошки или женщины с головой кошки. Она является покровительницей женщин, их красоты и домашнего очага. |
| |
Посмотрите на доску, вот дома в древнеегипетском городе, куда она нас проводит (слайд). А давайте подумаем, какие вопросы мы можем задать Бастет? Итак, давайте попробуем сформулировать тему этого урока-путешествия. Предлагайте свои варианты. Запись темы на доске. | Задают вопросы, которые выносятся на доску: - как жили богатые египтяне? - а как бедные? - что делали ремесленники? и т.д. Предлагают варианты: - как жили подданные фараона. - легко ли жилось жителям Египта? и т.п. |
| |
Давайте вспомним, что мы уже знаем о Древнем Египте, его географических особенностях, о его климате. А теперь давайте вспомним, кто жил в Египте. Посмотрите на доску (слайд, изображающий пирамиду). Давайте впишем в пирамиду, кто жил в Египте и составим план нашего путешествия-исследования. Итак, начинаем наше путешествие-исследование. Бастет оказалась в огромном храме. Неужели это чей-то дом? Да, это земной дом Богов Египта. Посмотрите, как выглядит храм Богини Хатхор (показ слайдов), а это святилище (слайд), туда мог заходить только жрец – служитель храма. Давайте остановимся и посмотрим, как становились жрецами, как они жили, чем занимались (просмотр видеофрагмента – 3 мин.) Скажите, чем занимались жрецы? Как жили? Интересно, а чей этот богатый дом? В нем такие красивые сады, много слуг? Как вы думаете? Правильно - это дом вельможи, помощника фараона. А как называли сами египтяне верховного сановника, самого приближенного человека к фараону? (работа с учебником стр.45) Давайте посмотрим как он жил и чем занимался, а свои наблюдения вы запишите в маршрутный лист (показ презентации и видеофрагмента на 2 мин.). Следующий, к кому поведет нас Бастет – (показ слайда). Как вы думаете кто это? Правильно, это чиновники-писцы. Посмотрите, как они выглядели (показ слайдов). А теперь представим, что может рассказать нам Бастет, побывав в доме чиновника. Давайте прочитаем документ и запишем свои наблюдения в виде схемы, где укажем, какие функции выполняли чиновники? Давайте сравним наши наблюдения. Схема на доске. А теперь необычный вопрос: кому было легче получить образование – вам или ребенку чиновника? Почему? Свои выводы занесите в маршрутный лист. Но вот что это там впереди увидела Бастет. (показ слайда). Много людей, одетых одинаково, они держат в руках луки, их тело защищает шлем и доспехи. Интересно, что это за люди? Как выдумаете и почему? Давайте посмотрим, как становились воинами и как они жили (просмотр видеофрагмента). Зарисуйте в маршрутный лист запомнившееся оружие или доспехи египетского воина. И вот, Бастет завернула в маленький бедный дом. Посмотрите на него (слайд). Как вы думаете, кто мог жить в таком доме? Правильно, это дом земледельца. Как вы думаете, а какими словами можно описать труд земледельцев? Например, «зерно», «пахать» и т.д.Запишите их в рабочий лист. А теперь давайте рассмотрим картинки на стр. 49. Что хотела рассказать нам наша гостья, кто главный герой на изображениях? Правильно – это ремесленники. Зарисуйте, что могли производить ремесленники в древнем Египте (рассмотрите внимательно картинки). К сожалению, путешествие Бастет подходит к концу. Но кто это встретился ей на пути? (показ слайда). Посмотрите, эти люди несут огромный каменный блок для строительства пирамиды. Им тяжело, жарко, голодно. Как вы думаете: кто это и по своей ли воле они строят пирамиду для фараона? Откуда эти люди? Прочитайте п.5 на стр.50 и давайте обсудим. А теперь запишем свои впечатления. | Перечисляют: - в Египте жаркий климат - жизнь египтян зависит от разлива Нила. и т.д. По одному ученику заполняют слайд. Составляют план.
Смотрят слайд. Смотрят видеофрагмент. Отвечают на вопросы: - жрецы общались с богами. - помогали фараону, иногда подсказывали. - они были очень могущественными. - они жили очень богато. Заполняют маршрутный лист. Отвечают – это дом богатого человека, может – главного помощника. Работают с учебником на стр.45. Отвечают на вопрос – его называли «чати». Смотрят презентацию и видеофрагмент. Делают запись в маршрутных листах. Отвечают – это человек, который записывает слова фараона, что-то считает, пишет какие-то бумаги. Смотрят презентацию. Читают текст документа и рисуют схему в рабочем листе. Заносят выводы в рабочий лист. Смотрят слайд. Отвечают: - это вооруженные воины. Смотрят видеофрагмент и заполняют рабочий лист. Отвечают: - бедняки - земледельцы. Работают с рабочим листом. Отвечаю: - тоже бедняки; - ремесленники. Смотрят слайд. Читают п.5 на стр.50.Отвечают: - это рабы. - они работают на фараона, строят пирамиды, работают на каменоломнях. - им очень тяжело жилось. - Это люди, которых захватывали в плен. - рабов можно было купить. и т.д. Заполняют маршрутный лист. |
| |
Итак, давайте подытожим наше путешествие-исследование. Скажите, тот план исследования, который мы составили в начале урока, мы выполнили? Обсуждение всех пунктов плана. | Обсуждение всех пунктов плана. |
Рефлексия | |
Давайте перевернем маршрутный лист и запишем свои впечатления: - что я запомним… - что понравилось… - с чем не согласен… | Заполняют маршрутный лист. |
Домашнее задание | |
Запись на доске: §8, читать, учить. Вопрос 5 на странице 51 –устно. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТВЕ А.БЛОКА. (Еще одна страница «петербургского текста".)" (11-й класс. 2 урока в системе)
Урок сконструирован в компетентностно-деятельностном подходе к обучению....
Презентация к уроку "Петербургские гербы"
Презентация может быть использование для проведения урока в 6 классе по "Истории и культуре Санкт-Петербурга", а также по истории средних веков. В презентации помещен материал об истории и правилах со...
Петербургский урок "Взаимодействие человека и природы"
Петербургский урок...
Отчет об особенностях участия в Фестивале «Петербургский урок».
Информация об особенностях участия в конкурсе....
Интеграция ИЗО с уроком по развитию речи « Работа с текстом». Урок в 7 классе: Иллюстрация к роману Ирины Измайловой «Собор. Роман о петербургском зодчем»
Интеграция урока ИЗО с уроком по развитию речи « Работа с текстом». Урок в 7 классе: по теме "Слово и изображение. Искусство иллюстрации"...
Методическая разработка. КОНКУРС-ФЕСТИВАЛЬ «Петербургский урок 2019-2020» для подготовки к Всероссийской Олимпиаде школьников 2019 год.
Номинация 2 – «Лучшее внеурочное занятие в 5-11-х классах»Занятие – квест «Германия, которую мы знаем» («Deutschland, das wir kennen»). Предмет – ...
Конкурс «Петербургский урок» Проект урока "Sport and Hobbies\'\' по английскому языку в 5 классе по программе Starlight-5
1.Теория к уроку по английскому языку в 5 классе по программе Starlight-52. Дидактическая цель3. Планируемые результаты4. Диагностика достижений планируемых результатов5. Ход урока5. Рефлексия6.Презен...