Петербургский урок
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему

Полякова Владислава Валентиновна

подготовка к конкурсу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon peterburgskiy_urok.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока: по курсу «История Древнего мира».

Класс: 5А

Учитель: Полякова Владислава Валентиновна

Тема: «Подданные фараона».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: ретроспективная игра. 

Технология урока: проблемно-практическая деятельность, игра.

Форма обучения: групповая форма обучения.

  1. Словесная и наглядная передача информации в виде игры-погружения в историю.
  2. Обмен информацией между учителем и учащимися.

Методы обучения:

  1. Работа с учебником, иллюстративным материалом.
  2. Исследовательский метод обучения (работа с документами).
  3. Метод коллективного творческого поиска.

Материалы и оборудование:

Мультимедийная установка, презентация, скульптура древнеегипетской богини Бастет, рабочие листы по количеству учащихся, учебник.

Цели: содействовать приобретению и расширению знаний по теме «Древней Египет»;  

-  развивать познавательную и речевую деятельность учащихся;

- формировать и совершенствовать умения  работы с источником информации;

– содействовать формированию личностных УУД  через содержание учебного материала, как то – ориентирование в социальных ролях, нравственно - этическое оценивание, выбор собственного мнения и  позиции;

 – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- обучение основам усваивающего и поискового чтения, выделять главную идею текста;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее, задавать вопросы;

- формулировать алгоритм выполнения задания, определять план действий, находить рациональные способы работы.

Основные понятия урока: чати, жрецы, вельможи, ритуалы, святилища, налоги.

Прогнозируемые результаты:

- личностные – Самостоятельный анализ, контроль и коррекция собственных знаний. Создание ситуации для обсуждения в ходе дискуссии. Выделять этическое содержание событий и действий. Давать собственную оценку событиям.

- предметные – давать определения  понятиям, устанавливать причинно-следственные связи и строить логическое рассуждение.

Систематизация знаний. Умение самостоятельно искать информацию в различных источниках и делать соответствующие выводы, систематизировать полученную информацию, оформлять свои наблюдения на рабочем листе.

- метапредметные – формулировать собственную позицию, аргументировать ее, давать оценку своей деятельности. Работа со схемами, таблицами и другими видами фиксации информации.

План урока:

  1. Знакомство с гостьей из Древнего Египта.
  2. В гостях у вельможи и чиновника-писца.
  3. В храме у жреца.
  4. В гостях у воина.
  5. В доме земледельца и мастерской ремесленника.
  6. Кто такие рабы?

Ход урока

Этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап.

Приветствие. Организационный момент. Рассадка учащихся для групповой работы.

Рассаживаются для групповой работы.

  1. Актуализация знаний.

- Итак, ребята, сегодня у нас гостья из Древнего Египта.

Давайте вспомним, кто она такая? (Показывает на скульптуру Бастет).

Сегодня вместе с ней мы побываем в домах богатых и бедных египтян, знатных и бесправных подданных фараона.

Выдает маршрутный лист (прил.1).

 По ходу нашей прогулки вы будете записывать свои наблюдения в маршрутный лист. Обратите внимание на колонку «пофантазируем…». Здесь вы можете высказать свое мнение, но вы обязательно должны быть готовы доказать свой вывод.

        

Бастет – это богиня Древнего Египта. Она изображается в виде кошки или женщины с головой кошки. Она является покровительницей женщин, их красоты и домашнего очага.

  1. Создание проблемной ситуации

Посмотрите на доску, вот дома в древнеегипетском городе, куда она нас проводит (слайд). А давайте подумаем, какие вопросы мы можем задать Бастет?  

Итак, давайте попробуем сформулировать тему этого урока-путешествия. Предлагайте свои варианты.

Запись темы на доске.

Задают вопросы, которые выносятся на доску:

- как жили богатые египтяне?

- а как бедные?

- что делали ремесленники?  и т.д.

Предлагают варианты:

- как жили подданные фараона.

- легко ли жилось жителям Египта? и т.п.

  1. Этап изучения нового материала

Давайте вспомним, что мы уже знаем о Древнем Египте, его географических особенностях, о его климате.

А теперь давайте вспомним, кто жил в Египте. Посмотрите на доску (слайд, изображающий пирамиду). Давайте впишем в пирамиду, кто жил в Египте и составим план нашего путешествия-исследования.

Итак, начинаем наше путешествие-исследование. Бастет оказалась в огромном храме. Неужели это чей-то дом? Да, это земной дом Богов Египта. Посмотрите, как выглядит храм Богини Хатхор (показ слайдов), а это святилище (слайд), туда мог заходить только жрец – служитель храма. Давайте остановимся и посмотрим, как становились жрецами, как они жили, чем занимались (просмотр видеофрагмента – 3 мин.) Скажите, чем занимались жрецы? Как жили?

Интересно, а чей этот богатый дом? В нем такие красивые сады, много слуг? Как вы думаете?

Правильно - это дом вельможи, помощника фараона. А как называли сами египтяне верховного сановника, самого приближенного человека к фараону? (работа с учебником стр.45)  Давайте посмотрим как он жил и чем занимался, а свои наблюдения вы запишите в маршрутный лист (показ презентации и видеофрагмента на 2 мин.).

Следующий,  к кому поведет нас Бастет – (показ слайда). Как вы думаете кто это?

Правильно, это чиновники-писцы.

Посмотрите, как они выглядели (показ слайдов). А теперь  представим, что может рассказать нам Бастет, побывав в доме чиновника. Давайте прочитаем документ и запишем свои наблюдения в виде схемы, где укажем, какие функции выполняли чиновники?

Давайте сравним наши наблюдения. Схема на доске.

А теперь необычный вопрос: кому было легче получить образование – вам или ребенку чиновника? Почему? Свои выводы занесите в маршрутный лист.

Но вот что это там впереди увидела Бастет. (показ слайда). Много людей, одетых одинаково, они держат в руках луки, их тело защищает шлем и доспехи. Интересно, что это за люди? Как выдумаете и почему? Давайте посмотрим, как становились воинами и как они жили (просмотр видеофрагмента). Зарисуйте в маршрутный лист запомнившееся оружие или доспехи египетского воина.

И вот, Бастет завернула в маленький бедный  дом. Посмотрите на него (слайд). Как вы думаете, кто мог жить в таком доме?

Правильно, это дом земледельца. Как вы думаете, а какими словами можно описать труд земледельцев? Например, «зерно», «пахать» и т.д.Запишите их в рабочий лист.

А теперь давайте рассмотрим картинки  на стр. 49. Что хотела рассказать нам наша гостья, кто главный герой на изображениях?

Правильно – это ремесленники. Зарисуйте, что могли производить ремесленники в древнем Египте (рассмотрите внимательно картинки).

К сожалению, путешествие Бастет подходит к концу. Но кто это встретился ей на пути? (показ слайда). Посмотрите, эти люди несут огромный каменный блок для строительства пирамиды. Им тяжело, жарко, голодно. Как вы думаете: кто это и по своей ли воле они строят пирамиду для фараона? Откуда эти люди?

Прочитайте п.5 на стр.50 и давайте обсудим.

А теперь запишем свои впечатления.

Перечисляют:

- в Египте жаркий климат

- жизнь египтян зависит от разлива Нила. и т.д.

По одному ученику заполняют слайд.

Составляют план.

  1. В храме у жреца.
  2. В гостях у вельможи и чиновника-писца.
  3. В гостях у воина.
  4. В доме земледельца и мастерской ремесленника.
  5. Кто такие рабы?

Смотрят слайд.

Смотрят видеофрагмент.

Отвечают на вопросы:

- жрецы общались с богами.

- помогали фараону, иногда подсказывали.

- они были очень могущественными.

- они жили очень богато.

Заполняют маршрутный лист.

Отвечают – это дом богатого человека, может – главного помощника.

Работают с учебником на стр.45. Отвечают на вопрос – его называли «чати».

Смотрят презентацию и видеофрагмент.

Делают запись в маршрутных листах.

Отвечают – это человек, который записывает слова фараона, что-то считает, пишет какие-то бумаги. Смотрят презентацию.

 Читают текст документа и рисуют схему в рабочем листе.

Заносят выводы в рабочий лист.

Смотрят слайд.

Отвечают:

- это вооруженные воины.

Смотрят видеофрагмент и заполняют рабочий лист.

Отвечают:

- бедняки

- земледельцы.

Работают с рабочим листом.

Отвечаю:

- тоже бедняки;

- ремесленники.

Смотрят слайд.

Читают п.5 на стр.50.Отвечают:

- это рабы.

- они работают на фараона, строят пирамиды, работают на каменоломнях.

- им очень тяжело жилось.

- Это люди, которых захватывали в плен.

- рабов можно было купить. и т.д.

Заполняют маршрутный  лист.

  1. Обобщение усвоенного

Итак, давайте подытожим наше путешествие-исследование.

Скажите, тот план исследования, который мы составили в начале урока, мы выполнили? Обсуждение всех пунктов плана.

Обсуждение всех пунктов плана.

Рефлексия

Давайте перевернем маршрутный лист и запишем свои впечатления:

- что я запомним…

- что понравилось…

- с чем не согласен…

Заполняют маршрутный лист.

Домашнее задание

Запись на доске:  §8, читать, учить. Вопрос 5 на странице 51 –устно.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Петербургские гербы"

Презентация может быть использование для проведения урока в 6 классе по "Истории и культуре Санкт-Петербурга", а также по истории средних веков. В презентации помещен материал об истории и правилах со...

Отчет об особенностях участия в Фестивале «Петербургский урок».

Информация об особенностях участия в конкурсе....

Интеграция ИЗО с уроком по развитию речи « Работа с текстом». Урок в 7 классе: Иллюстрация к роману Ирины Измайловой «Собор. Роман о петербургском зодчем»

Интеграция урока  ИЗО с уроком по развитию речи « Работа с текстом». Урок  в 7 классе: по теме "Слово и изображение. Искусство иллюстрации"...

Методическая разработка. КОНКУРС-ФЕСТИВАЛЬ «Петербургский урок 2019-2020» для подготовки к Всероссийской Олимпиаде школьников 2019 год.

Номинация 2 – «Лучшее внеурочное занятие в 5-11-х классах»Занятие – квест «Германия, которую мы знаем» («Deutschland, das wir kennen»). Предмет – ...

Конкурс «Петербургский урок» Проект урока "Sport and Hobbies\'\' по английскому языку в 5 классе по программе Starlight-5

1.Теория к уроку по английскому языку в 5 классе по программе Starlight-52. Дидактическая цель3. Планируемые результаты4. Диагностика достижений планируемых результатов5. Ход урока5. Рефлексия6.Презен...