Далекому мужеству верность храня 9.05.10.
материал по истории на тему
Предварительный просмотр:
У каждого народа своя история, свои даты и переживания, связанные с ними. Но одну из них, жестокую и кровавую войну 40-х годов XX века, наш народ не забудет никогда. Великим испытаниям стала она для человечества.
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.
Сегодня я предлагаю вам, прочувствовать и пережить то, через что прошли мои сверстники во время Великой Отечественной войны. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Они встретили войну в разном возрасте: кто-то был на пороге юности, кто-то был подростком, а кто-то был совсем крохой.
Из воспоминаний: " Мне было 5 –6 лет. Из блокадного Ленинграда нас везли на Урал в товарных поездах вместе со скотом. На какой-то небольшой станции фашисты разбомбили поезд, загорелись вагоны. Все вокруг смешалось: метались из стороны в сторону люди, плакали дети, ржали лошади, мычали коровы, визжали свиньи. Мою старшую сестру Нину осколком ранило в лицо. Из ушей и раздробленной челюсти хлестала кровь. Средней сестре Тамаре пули попали в ногу, мать была смертельно ранена. На всю жизнь я запомнила эту картину. С убитых снимали теплую одежду и обувь, а потом их сваливали в общую могилу. Я кричала: "Дядя, не надо мою маму!" Сестер увели, чтобы оказать им медицинскую помощь, а я сидела возле матери, которую положили на опилки. Дул сильный ветер, опилки засыпали ее раны, мама стонала, а я вычищала ей раны и просила: "Мама, не умирай!" Но она умерла. Я осталась одна".
«Дети – узники».
Немецкий плен – одно из самых мрачных явлений Второй мировой войны. Уж очень тяжелой была картина фашистского плена. Жестокость и нечеловеческое отношение к военнопленным влекли большую смертность:
« Из 3,5 млн. советских военнопленных, плененных Вермахтом с июня 1941г. по январь 1942 (полгода) в живых осталось только 1,5 млн. человек. Остальные 2 млн. человек стали жертвами расстрелов, эпидемий, голода и холода»
Считалось достаточным, чтобы пленные жили в землянках и питались «русским хлебом» изготовленным по особому рецепту: из очисток сахарной свеклы с примесью целлюлозной муки, муки из листьев или соломы. Неудивительно, что эти условия привели к массовой смертности, которую усугубила эпидемия сыпного тифа.
Для военнопленных были созданы концентрационные лагеря, или по-другому их называют «лагерями смерти» - их было 22, категория заключенных: русские, евреи, цыгане и др.
Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли родину и свободу. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую долю того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти.
Из воспоминаний: «Когда наш эшелон разбомбили, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на моих глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя".
Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг редела мгла…
Там были женщины и дети,
И эта девочка была…
Сперва велели им раздеться
И стать затем ко рву спиной.
Но прозвучал тут голос детский,
Наивный, чистый и живой:
«Чулочки тоже снять мне дядя?»
На миг эсэсовец обмяк,
Рука сама с собой, с волненьем,
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим.
И, кажется, он в землю врос:
Глаза как у моей Неминьи -
Во мраке смутно пронеслось.
Охвачен он невольной дрожью,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Не убить её не может…
И дал он очередь, спеша.
Упала девочка в чулочках,
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б дочка
Твоя вот также здесь легла.
Вот это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты – человек, не только немец;
Или ты зверь среди людей?
Шагал эсэсовец угрюмо,
Не поднимая волчьих глаз…
Впервые, может, это дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд её светился,
И всюду чудилось опять,
И не забудется отныне:
-«Чулочки тоже, дядя, надо снять?»
«Дети в боевых действиях».
В суровые годы вместе с взрослыми сражались на фронтах и в тылу врага дети. Дети-антифашисты - это Гавроши нашего века, очевидцы и участники больших событий, прокатившихся над миром, маленькие солдаты Великой битвы. Они встретили грудью врага, защищали Родину, они были такие молодые, что даже война не смогла заставить их перестать радоваться жизни, любить, удивляться.
Единственное, чему они не удивлялись, - это тому, что с начала войны стали неожиданно взрослыми, что на их плечи легла огромная тяжесть – ответственность за судьбу отчизны. Были ли они готовы к испытанию?
« Дети войны»! Имена и подвиги ваши не остались не известными. Среди них Зина Портнова, которая участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Марат Казей - участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.
Валя Котик: На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.
Зоя Космодемьянская была разведчицей. Чтобы выведать секретную информацию, ее подвергали различным пыткам. Но Зоя молчала, не сказав ничего, даже имени и фамилии. После тяжелых пыток Зоя Космодемьянская была казнена на сельской площади. Зое Космодемьянской посмертно присудили звание Героя Советского Союза.
«Дети блокадного Ленинграда»
Ленинградские дети… У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб.
Они разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы.
900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. Блокадные дни… Когда между жизнью и смертью зловеще стоял знак равенства. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г.
Из воспоминаний : «Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил: "Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего".
Они были такими же блокадниками, как взрослые. И погибали так же. Об этом свидетельствуют записи ленинградской девочки Тани Савичевой:
Женя умерла 28 декабря 1941 года.
Бабушка умерла 25 января 1942 года.
Лена умерла 17 марта 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля 1942 г.
Дядя Леша умер 10 мая 1942 г.
Мама 13 мая 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня.
Ее увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла. Медицинская сестра рассказала, что Таня умерла у нее на руках, в страшных муках от перенесенного голода, недетских испытаний, крайней дистрофии.
«Дети- труженики тыла»
: Велик вклад в победу и тех, кто самоотверженно трудился в тылу: женщин, стариков и детей. Тысячи подростков были оторваны от школы, стали рабочими на военных заводах, где изготовляли мины и снаряды. Разве это нормально для ребенка — стоять 12 часов в сутки на ящике у станка!? Но без ящика им не хватало роста. Они не дотягивались до станка. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.
Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. Трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи тонн намолоченного зерна.
Самым младшим труженикам тыла было около 10 лет. В живых осталось совсем немного. Вот что они сами о себе рассказывают.
«Вставали при первых петухах и до заката солнца - в работе. Пололи картофельные поля, пахали, сеяли, убирали хлеб, косили сено, заготавливали лес. Было трудно, сильно уставали, но не падали духом, внося свою трудовую лепту в дело общей победы над фашизмом.
4 долгих года , 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. Но благодаря стойкости, самоотверженности, готовности отдать жизнь за Родину, мы победили. И в этом огромную роль сыграли дети, которые последние силы отдавали восстановлению разрушенного хозяйства.
Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам. Многих сейчас нет уже в живых. Для них всегда будет гореть Огонь Памяти!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Далёкому мужеству верность храним!"
Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5 -7 классов по военно - патриотическому воспитанию.Приложение: Презентация с музыкальными файлами....
Методическая разработка урока "И верность мужеству храня..."
Методическая разработка урока, посвященного юбилею Бородинского сражения....
"Далекому подвигу память храня!.."
Вечер встречи с афганцами...
Урок мужества "Пусть память верную хранят и наших внуков внуки..." (к 70-летию великой Победы в ВОВ)
Материал для проведения классных часов, уроков мужества по патриотическому воспитанию с использованием отрывков из стихотворений известных поэтов, песен....
«И верность мужеству храня..»Урок развития речи
методическая разработка урока письма. с использованием технологии французских мастерских в 6 классе....
Проект «Памятник «Далекому мужеству верность храня» (реставрация памятника)
В 2015 г. страна праздновала 70-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. Наша школа всегда следит за памятниками, которые находятся на территории нашего поселка. Но, к сожалению, мы не всегда...
Проект "Далёкому мужеству верность храня"
Работа о благоустройстве памятника...