Возникновение парламента в Англии
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Основные задачи урока:

ü Раскрыть особенности образования централизованного государства в Англии;

ü Выяснить основные отличия английского парламента от Генеральных штатов во Франции;

ü Помочь ученикам ощутить дух изучаемой эпохи.

(Урок должен способствовать погружению в эпоху. Эта задача решается благодаря использованию изобразительного материала – репродукции, фотографии, стихотворные тексты и т.д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_angliyskiy_parlament.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Возникновение парламента в Англии» (6 класс)

Основные задачи урока:

  • Раскрыть особенности образования централизованного государства в Англии;
  • Выяснить основные отличия английского парламента от Генеральных штатов во Франции;
  • Помочь ученикам ощутить дух изучаемой эпохи.

(Урок должен способствовать погружению в эпоху. Эта задача решается благодаря использованию изобразительного материала – репродукции, фотографии, стихотворные тексты и т.д.)

Оборудование: Карта «Европа XI – XII в.в.», интерактивная доска

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Разминка (проверка знаний)

На доске выходят слова (понятия, имена, дата):

Домен

Сеньор

Вассал

Централизованное государство

Людовик XI

Филипп IV Красивый

Сословия

Генеральные штаты

Привилегия

1302 г.

Школьники дают пояснения (характеризуют исторических деятелей, называют события и т.д.)

  1. Вступительное слово учителя:

(На карте показывается Англия)

        Англия – маленькая островная страна; в раннее Средневековье море не столько защищало страну, сколько делало ее открытой для вторжений. Жизнь населения острова периодически прерывалась набегами норманнов.

        Централизованное государство начало складываться во второй половине XI века, то есть намного раньше, чем во Франции. Почему же так произошло?

  1. Сообщение ученика о нормандском завоевании Англии 1066 г. (используется текст «Завоевание Вильгельмом Англии» из хрестоматии)

Вопрос учителя: Чем завершилось завоевание?

Учащиеся перечисляют основные результаты

На доске составляется схема

Учащиеся формулируют вывод: Нормандское завоевание ускорило подчинение всей территории Англии власти одного монарха. Феодалы, пришедшие с Вильгельмом Завоевателем, объединились вокруг короля и поддерживали его власть.

Учитель: Таким образом, в Англии начинается усилие королевской власти.

Учениками зачитываются фрагменты из хрестоматии по истории Средних веков:

  1. Грамота Вильгельма I городу Лондону.
  2. Отрывок из Саксонской хроники (1066)
  3. Текст о «Книге Страшного суда»

Учащиеся анализируют сообщения, делают выводы:

Таким образом, была установлена прямая вассальная зависимость всех феодалов от короля.

Вильгельм Завоеватель провел перепись населения, чтобы выявить доходы подданных и определить размеры налогов. Это говорило о силе королевской власти.

 

  1. Борьба короля с крупными феодалами

Учитель: XIII век – интенсивный рост городов.

Стихотворение о Лондоне (фотографии на доске)

Обширен Лондон и хорош
В крещеном мире не найдешь
Второго города такого - 
Столь модного и столь большого.
Богата тамошняя знать,
Себя умеет показать.

В стране английской места нету - 
Прекрасней и важней чем это.
Туда по Темзе многоводной
Добро из разных стран везет
Хитер и ловок там народ.

 Учитель: Города Англии и Франции боролись с феодалами, искали поддержки у короля.

        В XII веке заметно выросли подати и налоги. В это время еще ощущались противоречия между потомками завоевателей и англосаксонским населением.

        В лесах действовали отряды вольных стрелков (крестьяне). О них в Англии слагали песни и баллады. Любимым героем был Робин Гуд.

Ученик зачитывает балладу о Робин Гуде ( см. в учебнике).

 Учитель: Обострение борьбы социальных низов вынудило феодалов сплотиться вокруг короля.

        Вопросы ученикам:

  1. Что понравилось в Робин Гуде?
  2. Почему он стал в Англии одним из любимых героев?

Учитель: Итак, в XII веке королевская власть провела реформы:

  • Судебную (свидетели в королевском суде)
  • Военную (щитовые деньги, ополчение)
  • Местную (власть шерифов)

Король, желая пополнить казну, периодически отменял городские привилегии, города вынуждены были их покупать заново. Власти налагали на горожан штрафы, требовали с них подношений,  займов. Долги казны не возвращались.

Лондон в XIII веке несколько раз выкупал свои права. В 1215 г. бароны при поддержке рыцарей и горожан добились от короля Иоанна Безземельного, что бы тот письменно подтвердил права, привилегии и обязанности свободного населения страны. Этот документ назвали Великой хартией вольностей.

Учащиеся читают фрагменты этого документа (раздаточный материал лежит на партах) и делают вывод:

Великая хартия вольностей

  • обеспечивала привилегии рыцарства;
  • давала свободным крестьянам  защиту от поборов;
  • города получили подтверждение своих прав.

Учитель: Но налоги оставались высокими; рыцари и горожане были недовольны тем, что король советовался только с баронами. Короли не выполняли хартию, в стране началась междоусобная война.

        В 1265 г. в разгаре борьбы, противники короля во главе с графом Симон де Монфором созвали собрание – Парламент.

В собрание  были приглашены: бароны, высшее духовенство, по 2 рыцаря от каждого графства, по 2 жителя от каждого города.

Так, возникший в ходе войны парламент превратился в постоянно действующее учреждение.

Схема на доске:


Английский парламент в начале XIV в.

 Права:

Утверждать налоги

Подавать петиции

Участвовать в составлении законов

 

Палата лордов                                                Палата общин

(духовенство,                                                 (мелкие и средние дворяне,

светская знать)                                                 горожане)

Вопрос учащимся: Какой орган – Генеральные штаты во Франции или парламент в Англии имел большую политическую силу, мог влиять на политику короля?

Вывод учащихся: Английский парламент оказывал большее влияние на государственные дела, чем Генеральные штаты во Франции. В XIII – XIV в.в. в Англии, как и во Франции, укрепилось централизованное государство в форме сословной монархии.

  1. Закрепление изученного (рефлексия):

(На доске – термины, даты, имена)

  • 1066
  • Вильгельм Завоеватель
  • Книга Страшного суда
  • Робин Гуд
  • Щитовые деньги
  • Великая хартия вольностей
  • 1265
  • Парламент
  • Палата лордов
  • Палата общин

Учащиеся дают определения, раскрывают  события.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 7 классе "Парламент против короля. Революция в Англии".

Данная тема урока относится ко второй главе "Ранние буржуазные революции. Международные отношения(борьба за первенство в Европе и в колониях) в курсе "Новой истории 1500 - 1800". Тип урока...

Англия от Нормандского завоевания до парламента

Урок с использованием интерактивной доски....

Презентация по дисциплине история. Англия от Норманнского завоевания до парламента.

В 1066 году началось завоевание Англии герцогом Нормандии Вильгельмом. Он предъявил права на королевский престол. В Англии стала править Норманнская династия.Итогом Норманного завоевания было усиление...

Тест "Англия - от нормандского завоевания до парламента"

Тест  "Англия - от нормандского завоевания до парламента" предназначен для закрепления данной темы в курсе истории средних веков 6 классТест состоит из 6 вопросов с  выбором 1 варианта ...

"Возникновение Британского Парламента" (презентация к интегрированному уроку английского языка и истории)

Британский Парламент часто в народе называют «матерью всех парламентов», так как законодательные органы многих стран, а особенно стран-членов Британского Содружества созданы по его образцу.На уроке уч...

Революция в Англии. Парламент против короля

Урок для 7х классов, по предмету всеобщая история (в соответствии с ФГОС)...