Урок "Олимпийские игры в древности"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Рассматривается история возникновения Олимпийских игр в древности. Предлагаются презентация, конспект урока и приложение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiyskie_igry_konspekt.docx | 34.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Олимпийские игры в древности»
Цели урока:
- Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.
- Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.
- Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.
Задачи:
1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
2. Изучение новых понятий по данной теме.
3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.
Ожидаемые результаты:
В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;
Формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные
- Определять цель, проблему в учебной деятельности.
- Выдвигать версии.
- Планировать деятельность в учебной ситуации.
- Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные
- Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).
- Выявлять причинно-следственные связи.
- Делать выводы.
- Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
- Доказывать.
- Сравнивать.
- Анализировать – выделять главное.
- Представлять информацию в разных формах (текст).
Личностные
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.
Коммуникативные
- Излагать своё мнение, аргументируя его.
- Создавать устные и письменные тексты.
Учебное оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята!
Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским играм. Задолго до очередного Олимпийского года готовятся к нему страны мира. Специальные комитеты обсуждают и решают, в какой стране проводить игры. Лихорадочно тренируются будущие участники, заранее волнуются судьи, томятся ожиданием зрители…
И наконец, раз в четыре года, знаменательный день настаёт…
Девушки, одетые в древнегреческие хитоны, зажигают от лучей солнца Эллады Олимпийский факел. Опустившись на колени, принимает этот факел юноша. Священный огонь факела, зажжённый у алтаря Древней Олимпиады, символизирует собой мир и дружбу всех народов.
Долгий путь предстоит огню. Много раз перейдёт он из одних рук в другие, много стран пересечёт он, не угасая, на кораблях, поездах и самолётах, прежде чем достигнет стадиона, предназначенного для Олимпийских игр. И, когда вспыхнет огонь над праздничным стадионом, когда взовьётся Олимпийский флаг и делегации разных стран вступят на стадион в торжественном марше, впереди всех пойдут спортсмены Греции.
Ребята, а почему впереди всех идут спортсмены Греции?
А потому, что именно в этой стране родились в те далёкие годы Олимпийские игры.
Сегодня только каменные развалины, открытые археологами стоят теперь там, где бушевали страсти олимпийских болельщиков древности.
Упали разбитые колонны храмов, травой и кустарником поросли площади, песок и глина скрыли стадион и ипподром. Но великая наука история сохранила для нас рассказ о былом величии Олимпии. И о многих чудесах тех далёких дней мы узнаем сегодня на уроке.
Тема нашего урока: Олимпийские игры в древности.
План урока:
- Подготовка к Олимпийским играм
- Ход Олимпийских игр
- Значение Олимпийских игр (тема, план, эпиграф с помощью компьютера)
Учитель
Ребята, подумайте, что мы должны, выяснить, изучая тему «Олимпийские игры в древности».
Правильно, ребята. Мы должны выяснить:
- Когда и где состоялись первые Олимпийские игры?
- Как проходили игры?
- Каковы цели и значение Олимпийских игр?
Учитель
-Вот над этими вопросами мы и будем работать. В этом цель нашего урока.
II. Изучение нового материала
- Работа с понятийным аппаратом.
Учитель
- При изучении данной темы в тексте учебника вы встретите новые понятия (слова). Посмотрите, кто из вас знает значение этих слов.
(Слова с помощью компьютера и проектора показываются на экране), учащиеся рассматривают слова, определяют значение этих слов с помощью учителя и проговаривают их.
Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.
Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.
Ипподром – место для проведения конных состязаний.
Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр.
Учитель
Любимым зрелищем всех греков были Олимпийские игры. В год проведения Олимпийских игр прекращались войны между греческими государствами, дороги, морские и сухопутные становились безопасными и все желающие могли беспрепятственно добраться до Олимпии, где проходили эти спортивные состязания. Вот перед вами карта Древней Греции, где в южной части Греции и расположена Олимпия.
Учитель
О возникновении Олимпийских игр нам известно лишь из мифов и легенд. Давайте познакомимся с ними.
Ученики знакомят с версиями об основателях Олимпийских игр.
Первые Олимпийские игры состоялись, кто знает в каком году?
Учитель
Ребята, а кто из вас знает, что является символами Олимпийских игр?
(Олимпийский факел и флаг с олимпийскими кольцами).
А почему эти пять колец разного цвета? А потому, что они символизируют пять континентов: чёрный - Африка, зелёный – Австралия, жёлтый – Азия, зелёный – Австралия, синий – Европа. А вы хотели бы стать участниками олимпийских игр? Только ли в спорте можно показать свои способности?
Учитель
Давайте померяемся силами на Олимпиаде знаний.
Для оценивания мы будем использовать четыре цвета: красный, желтый, зеленый, синий. За правильный ответ по одному жетону.
Учитель
У нас есть 5 команд.
Прежде, чем приступить к выполнению, внимательно его прочитайте. Начинаем с первого задания.
Поднимите руку у кого есть вопросы. Приступаем к выполнению задания. На выполнение задания даю вам десять минут.
Задания группам
(А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразват. учреждений. – М.: Просвещение, 2013.)
Задание группе №1 (п. 2, с. 155-156)
1. Кто мог участвовать в Олимпийских играх? Кому запрещено было присутствовать на Олимпийских играх?
2. Почему участниками Олимпийских игр были в основном зажиточные греки?
3. Сколько месяцев атлеты обязаны были готовиться к играм? Где они готвились?
Задание группе №2 ( с. 157-1-2 абзац - 158)
- Чему был посвящен первый день Олимпиады?
- Сколько дней проводились состязания?
- Какие виды состязаний входили в Пятиборье?
Задание группе №3(с 4 абзаца с.158 до 2 абзаца с. 159)
1. Где устраивались гонки колесниц?
2. Какие были правила проведения гонок на колесницах?
3. Какое из этих правил Вам кажется более удивительным в гонках на колесницах?
Задание группе №4 (с. 159 2 абзац)
1. Чему был посвящен пятый день Олимпийских игр?
2. Чем награждали победителей?
3. Кто награждал победителей?
Задание группе №5(с.160 п.5)
1. Как встречали победителей Олимпийских игр в родном городе?
2. Как горожане относились к победителю Олимпийских игр, когда он возвращался домой в родной город?
3. Каково значение Олимпийских игр для самих греков?
Учитель
Древние греки уделяли огромное значение гимнастике, спорту. Последуем примеру древних греков - у нас физминутка. Встали. Проговариваем слова и выполняем движения.
Физминутка:
1, 2 – выше голова
3, 4 – руки шире
5, 6 – тихо сесть
7, 8 – лень отбросим
Учитель:
Соревнования заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.
Но вот в 394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.
- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?
Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.
Учитель:
Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.
Задания к уроку «Олимпийские игры в древности».
Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях?
1. Первые Олимпийские игры были в 750-й году до нашей эры.
2. Эти игры очень любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.
3. С наступлением ранней весны, где-то в марте, у подножия горы Олимп начинаются Олимпийские игры.
4. Олимпийские игры греки посвящают богине Афине.
5. Так как в этот день было холодно, атлеты были в белых шерстяных одеждах, облегающих тело и не стесняющих движений.
6. Купив билет в первом ряду на ипподроме, можно было наблюдать соревнования атлетов в пятиборье.
7. Победителю в беге досталась главная награда – венок из ветвей оливы.
8. На всю жизнь я запомнил те незабываемые десять дней, в течение которых продолжались Олимпийские игры.
Задача
Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет появляться на Олимпийских играх. Чем можно это объяснить? Сколько Олимпийских игр спартанцам пришлось пропустить?
Задание. Вставьте пропуски в текст.
Олимпийские игры проводились один раз в __________ года. Они устраивались в _______, расположенной в _____. Перед играми атлеты должны были тренироваться в своём родном городе ________ месяцев, а затем ещё ______ месяц продолжать тренировки поблизости от ________. Олимпийские игры продолжались ________ дней. Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с _____ (1), затем атлеты состязались в ______ (2), ______ (3) ______ (4). Последним состязанием в пятиборье была ______ (5) . Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были ____В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были ______.
Тесты
- Какой вид спорта не считался олимпийским в древней Греции:
- Самбо.
- Бег с оружием.
- Бег колесниц.
- Олимпийские игры проводились:
- В городе Олимпия в Южной Греции
- Близ горы Олимп, где, как верили греки, жили боги.
- В разных городах Греции.
- Кто по представлениям греков учредил Олимпийские игры?
- Зевс.
- Прометей.
- Аполлон.
- Укажите, как называлось в древней Греции место для проведения конных состязаний.
- Ипподром.
- Стадион.
- Театр.
- Назовите, в каком году состоялись первые Олимпийские игры.
- 776 г. до н.э.
- 1500 г. до н.э.
- 1792 г. до н.э
Задание. Кроссворд
По горизонтали:
1.Обряд, который совершают в первый день Олимпийских игр.
2. Сколько дней продолжались Олимпийские игры?
3.Спортивный снаряд дискобола?
4. Главный результат, к которому стремились все участники Олимпийских
игр.
По вертикали:
1.Кому запрещалось присутствовать на играх?
2. Участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач?
3.Победитель Олимпийских игр.
4. Главное состязание Олимпийских игр.
5. Место проведения игр.
6. Место для проведения конных состязаний.
4 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
2 | 3 | |||||||||||||||||||
1 | 5 | 6 | ||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
3 |
Рефлексия
Сегодня на уроке, вы узнали много нового об Олимпийских играх. И сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение.
«Сегодня на уроке, я узнал, что…»
Выставление оценок за урок.
Ребята! Вы хорошо усвоили материал новой темы и узнали много интересного об олимпийском движении. У каждого из вас есть комплект олимпийских медалей. Оцените пожалуйста сегодняшний урок. Спасибо! А я хочу оценить вашу работу на уроке.
Домашнее задание:
Параграф 33, пересказ; творческое задание: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя (в 4 в учебнике на стр. 154).
Учитель:
Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Спасибо за урок, ребята. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Олимпийские игры в древности"
Предлагаемый вариант проведения урока позволит преподавателю более наглядно и интересно познакомить учащихся с историей Олимпийских игр. Организация образовательного процесса на основе медиаобразовате...
Конспект урока "Олимпийские игры в древности"
Урок по истории Древней Греции в 5 классе...
Урок по теме "Олимпийский игры в древности"
Урок по истории Древнего мира (раздел Древняя Греция) ...
Олимпийские игры в древности
Бинарный урок (история + Физическая культура)Цели урока:Обучающие: Познакомить учащихся с историей олимпийских игр, первыми спортивными традициями.Развивающие: Продолжить формирование умений работать ...
Открытый урок Олимпийские игры в древности
Олимпийские игры в древности...
Интеллектуальная игра "Знатоки" (олимпийские игры в древности и современности)
Всё внимание россиян приковано к городу Сочи, и неслучайно, ведь в 2014году в этом замечательном городе состоятся летние Олимпийские игры. Нельзя оставаться в стор...
Игра "Олимпийские игры в древности"
Игра может быть использована на уроке "Олимпийские игры" в 5 классе. Она создана по принципу выбора категории вопроса и его номера. В содержание включены вопросы не только по истории игр, но и материа...