Урок "Олимпийские игры в древности"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Кулеш Галина Алексеевна

Рассматривается история возникновения Олимпийских игр в древности. Предлагаются презентация, конспект урока и приложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiyskie_igry_konspekt.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Олимпийские игры в древности»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.
  2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.
  3. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

Задачи:
1.  Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
2. Изучение новых понятий по данной теме.
3. Организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

Ожидаемые результаты: 

В ходе проведения урока учащиеся смогут:

  • рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
  • объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
  • назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

  1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
  2. Выдвигать версии.
  3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
  4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

  1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).
  2. Выявлять причинно-следственные связи.
  3. Делать выводы.
  4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
  5. Доказывать.
  6. Сравнивать.
  7. Анализировать – выделять главное.
  8. Представлять информацию в разных формах (текст).

Личностные

  1. Оценивать свои и чужие поступки.
  2. Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

  1. Излагать своё мнение, аргументируя его.
  2. Создавать устные и письменные тексты.

Учебное оборудование:  мультимедийный проектор, экран,  учебник, тетрадь.

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель:
- Здравствуйте, ребята! 

Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским играм. Задолго до очередного Олимпийского года готовятся к нему страны мира. Специальные комитеты обсуждают и решают, в какой стране проводить игры. Лихорадочно тренируются будущие участники, заранее волнуются судьи, томятся ожиданием зрители…

И наконец, раз в четыре года, знаменательный день настаёт…
Девушки, одетые в древнегреческие хитоны, зажигают от лучей солнца Эллады Олимпийский факел. Опустившись на колени, принимает этот факел юноша. Священный огонь факела, зажжённый у алтаря Древней Олимпиады, символизирует собой мир и дружбу всех народов. 

Долгий путь предстоит огню. Много раз перейдёт он из одних рук в другие, много стран пересечёт он, не угасая, на кораблях, поездах и самолётах, прежде чем достигнет стадиона, предназначенного для Олимпийских игр. И, когда вспыхнет огонь над праздничным стадионом, когда взовьётся Олимпийский флаг и делегации разных стран вступят на стадион в торжественном марше, впереди всех пойдут спортсмены Греции.

Ребята, а почему впереди всех идут спортсмены Греции?
А потому, что именно в этой стране родились в те далёкие годы Олимпийские игры.

Сегодня только каменные развалины, открытые археологами стоят теперь там, где бушевали страсти олимпийских болельщиков древности.
Упали разбитые колонны храмов, травой и кустарником поросли площади, песок и глина скрыли стадион и ипподром. Но великая наука история сохранила для нас рассказ о былом величии Олимпии. И о многих чудесах тех далёких дней мы узнаем сегодня на уроке.

Тема нашего урока: Олимпийские игры в древности.

План урока:

  1. Подготовка к Олимпийским играм 
  2. Ход Олимпийских игр
  3. Значение Олимпийских игр (тема, план, эпиграф с помощью компьютера)

Учитель
Ребята, подумайте, что мы должны, выяснить, изучая тему «Олимпийские игры в древности».

Правильно, ребята. Мы должны выяснить: 

  1. Когда и где состоялись первые Олимпийские игры?
  2. Как проходили игры?
  3. Каковы цели и значение Олимпийских игр?

Учитель
-Вот над этими вопросами мы и будем работать. В этом цель нашего урока.

II. Изучение нового материала

  1. Работа с понятийным аппаратом.

Учитель
- При изучении данной темы в тексте учебника вы встретите новые понятия (слова). Посмотрите, кто из вас знает значение этих слов.
(Слова с помощью компьютера и проектора показываются на экране), учащиеся рассматривают слова, определяют значение этих слов с помощью учителя и проговаривают их.

Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.
Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.
Ипподром – место для проведения конных состязаний.
Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр.

Учитель

Любимым зрелищем всех греков были Олимпийские игры. В год проведения Олимпийских игр прекращались войны между греческими государствами, дороги,  морские и сухопутные становились безопасными и все желающие могли беспрепятственно добраться до Олимпии, где проходили эти спортивные состязания. Вот перед вами карта Древней Греции, где в южной части Греции и расположена Олимпия.

Учитель

О возникновении Олимпийских игр нам известно лишь из мифов и легенд. Давайте познакомимся с ними.

Ученики знакомят с версиями об основателях Олимпийских игр.
Первые Олимпийские игры состоялись, кто знает в каком году?

Учитель
Ребята, а кто из вас знает, что является символами Олимпийских игр?
(Олимпийский факел и флаг с олимпийскими кольцами).
А почему эти пять колец разного цвета? А потому, что они символизируют пять континентов: чёрный - Африка, зелёный – Австралия, жёлтый – Азия, зелёный – Австралия, синий – Европа.  А вы хотели бы стать участниками олимпийских игр? Только ли в спорте можно показать свои способности?


Учитель
Давайте померяемся силами на Олимпиаде знаний.
Для оценивания мы будем использовать четыре цвета: красный, желтый, зеленый, синий. За правильный ответ по одному жетону.

Учитель
У нас есть 5 команд.

Прежде, чем приступить к выполнению, внимательно его прочитайте. Начинаем с первого задания.

Поднимите руку у кого есть вопросы. Приступаем к выполнению задания. На выполнение задания даю вам десять минут.

Задания группам

(А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразват. учреждений. – М.: Просвещение, 2013.)

Задание группе №1 (п. 2, с. 155-156)

1. Кто мог участвовать в Олимпийских играх? Кому запрещено было присутствовать на Олимпийских играх?

2. Почему участниками Олимпийских игр были в основном зажиточные греки?

3. Сколько месяцев атлеты обязаны были готовиться к играм? Где они готвились?

Задание группе №2 ( с. 157-1-2 абзац - 158)

  1. Чему был посвящен первый день Олимпиады?
  2. Сколько дней проводились состязания?
  3. Какие виды состязаний входили в Пятиборье?

Задание группе №3(с 4 абзаца с.158 до 2 абзаца с. 159)

1. Где устраивались гонки колесниц?

2. Какие были правила проведения гонок на колесницах?

3. Какое из этих правил Вам кажется более удивительным в гонках на колесницах?

Задание группе №4 (с. 159 2 абзац)

1. Чему был посвящен пятый день Олимпийских игр?

2. Чем награждали победителей?

3. Кто награждал  победителей?

Задание группе №5(с.160 п.5)

1. Как встречали победителей Олимпийских игр в родном городе?

2. Как горожане относились к победителю Олимпийских игр, когда он возвращался домой в родной город?

     3. Каково значение Олимпийских игр для самих греков?

Учитель
Древние греки уделяли огромное значение гимнастике, спорту. Последуем примеру древних греков - у нас физминутка.  Встали. Проговариваем слова и выполняем движения. 

Физминутка:

1, 2 – выше голова
3, 4 – руки шире
5, 6 – тихо сесть
7, 8 – лень отбросим 

Учитель:

Соревнования  заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Но вот в  394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I  запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

Учитель:

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.

Задания к уроку «Олимпийские игры в древности».

Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях?

1. Первые Олимпийские игры были в  750-й году  до нашей эры.

2. Эти игры очень любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.

3. С наступлением  ранней весны, где-то в марте, у подножия горы Олимп начинаются Олимпийские игры.

4. Олимпийские игры греки посвящают богине Афине.

5. Так как в этот день было холодно, атлеты  были в белых  шерстяных одеждах, облегающих тело и не стесняющих движений.

6. Купив билет в первом ряду  на ипподроме, можно было наблюдать соревнования атлетов  в пятиборье.

7. Победителю в беге досталась главная награда – венок из ветвей оливы.

8. На всю жизнь я запомнил те незабываемые десять дней, в течение которых продолжались Олимпийские игры.

Задача

Древний писатель рассказывает, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет появляться на Олимпийских играх. Чем можно это объяснить? Сколько Олимпийских игр спартанцам пришлось пропустить?

Задание. Вставьте пропуски в текст.

    Олимпийские игры проводились один раз в __________ года. Они устраивались в _______, расположенной в _____. Перед играми атлеты должны были тренироваться в своём родном городе ________ месяцев, а затем ещё ______ месяц продолжать тренировки поблизости от ________. Олимпийские игры продолжались ________ дней.  Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с _____ (1), затем атлеты состязались в ______ (2), ______ (3)  ______ (4). Последним состязанием в пятиборье была ______ (5) . Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были ____В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были ______. 

Тесты

  1. Какой вид спорта не считался олимпийским в древней Греции:
  1. Самбо.
  2. Бег с оружием.
  3. Бег колесниц.
  1. Олимпийские  игры проводились:
  1. В городе Олимпия в Южной Греции
  2. Близ горы Олимп, где, как верили греки, жили боги.
  3. В разных городах Греции.
  1. Кто по представлениям греков учредил Олимпийские игры?
  1. Зевс.
  2. Прометей.
  3. Аполлон.
  1. Укажите, как называлось в древней Греции место для проведения конных состязаний.
  1. Ипподром.
  2. Стадион.
  3. Театр.
  1. Назовите, в каком году состоялись первые Олимпийские игры.
  1. 776 г. до н.э.
  2. 1500 г. до н.э.
  3. 1792 г. до н.э

Задание. Кроссворд

По горизонтали:

1.Обряд, который совершают в первый день Олимпийских игр.

2. Сколько дней продолжались Олимпийские игры?

3.Спортивный снаряд дискобола?

4. Главный результат, к которому стремились все участники Олимпийских

 игр.

 По вертикали:

 1.Кому запрещалось присутствовать на играх?

 2. Участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач?

 3.Победитель Олимпийских игр.

 4. Главное состязание Олимпийских игр.

 5. Место проведения игр.

 6. Место для проведения конных состязаний.

4

2

2

3

1

5

6

1

4

 

3

Рефлексия

Сегодня на уроке, вы узнали много нового об Олимпийских играх. И сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение.

«Сегодня на уроке, я узнал, что…»

Выставление оценок за урок.

Ребята! Вы хорошо усвоили материал новой темы и узнали много интересного об олимпийском движении. У каждого из вас есть комплект олимпийских медалей. Оцените пожалуйста сегодняшний урок. Спасибо!  А я хочу оценить вашу работу на уроке.

Домашнее задание:

Параграф  33, пересказ; творческое задание: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя (в 4 в учебнике на стр. 154).

Учитель:

Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Спасибо за урок, ребята. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Олимпийские игры в древности"

Предлагаемый вариант проведения урока позволит преподавателю более наглядно и интересно познакомить учащихся с историей Олимпийских игр. Организация образовательного процесса на основе медиаобразовате...

Конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок по истории Древней Греции в 5 классе...

Урок по теме "Олимпийский игры в древности"

Урок по истории Древнего мира (раздел Древняя Греция)  ...

Олимпийские игры в древности

Бинарный урок (история + Физическая культура)Цели урока:Обучающие: Познакомить учащихся с историей олимпийских игр, первыми спортивными традициями.Развивающие: Продолжить формирование умений работать ...

Открытый урок Олимпийские игры в древности

Олимпийские игры в древности...

Интеллектуальная игра "Знатоки" (олимпийские игры в древности и современности)

Всё внимание россиян приковано к городу Сочи, и неслучайно, ведь в 2014году в этом замечательном городе состоятся летние Олимпийские игры. Нельзя оставаться в стор...

Игра "Олимпийские игры в древности"

Игра может быть использована на уроке "Олимпийские игры" в 5 классе. Она создана по принципу выбора категории вопроса и его номера. В содержание включены вопросы не только по истории игр, но и материа...