План-конспект урока по теме: "Трагедия Смуты"
план-конспект урока (история, 7 класс) по теме
Цели: 1) Определить причины начала Смуты в России в начале XVII в.
2) Развивать навыки работы с учебником, исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.
3) Воспитывать активную жизненную позицию, патриотизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tragediya_smuty.zip | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Трагедия Смуты.
Цели: 1) Определить причины начала Смуты в России в начале XVII в.
2) Развивать навыки работы с учебником, исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.
3) Воспитывать активную жизненную позицию, патриотизм.
Оборудование урока: учебник (И.Л.Андреев, И.Н.Данилевский), презентация.
- Мобилизующий этап.
Здравствуйте, ребята!
/Начинается урок с притчи./
Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. "О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. "Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.
Тогда падишах сказал: "Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.
- Как вы понимаете основную мысль текста?
- Как она нам поможет на уроке?
- Самоопределение на основе антиципации.
Работа с документом.
Ученые так и не нашли царский указ, в котором бы прямо запрещалось ЭТО. Зато они нашли документ, составленный при царе Василии Шуйском в 1607 г.: “При царе Иоанне Васильевиче крестьяне выход имели вольный, а царь Федор Иванович по наговору Бориса Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьянам заказал, и у кого сколько тогда крестьян где было, книги учинил”.
Беседа:
- Какой указ искали ученые? Что такое это? (Указ о запрещении перехода крестьян к другому владельцу в Юрьев день. “Заповедные годы”)
- При каком монархе было введено это ограничение? (При царе Федоре Ивановиче, указы 1592-1593 гг.)
- Как еще можно назвать “совет старейших бояр”? (Боярская дума)
- Как этот документ позволяет охарактеризовать влияние Бориса Годунова на царя по сравнению со “старейшими боярами”? (Влияние Бориса Годунова на царя было сильнее, чем влияние на него Боярской думы)
- Что еще было произведено наряду с введением этого, судя по документу? (Наряду с введением запрета в “заповедные годы” на переезды крестьян была произведена их перепись, чтобы знать, что переезды крестьян прекратились)
- Почему стало возможным избрание на царство Бориса Годунова – он не был потомком Рюрика? (в течение многих лет Борис фактически правил государством, он остался единственным опекуном Федора. Сестра Бориса Ирина была женой Федора. Царь Федор Иванович всецело доверял своему шурину и, умирая, завещал престол именно ему)
III. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.
- Что такое Смута?
-Ребята, почему мы каждый год отдыхаем 4 ноября? (ответы)
- С 2005 года 4 ноября Россия отмечает новый для себя праздник День народного единства. В пояснительной записке к проекту закона о введении этого праздника отмечалось: "4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и "продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа".
- Освобождение Москвы – это окончание тех событий, которые мы будем изучать. Почему Москва – столица нашей родины была захвачена поляками. Как это произошло? Вы узнаете об этом. Начнем с начала.
Сегодня на уроке мы будем говорить о периоде русской истории, который принято называть Смутой.
Смута – кризис, который поразил все сферы жизни. В основе кризиса – острое недовольство, которое испытывали различные сословия.
В чем причины Смуты?
Сообщение.
Исследователи Смутного времени подчеркивали, что в событиях начала XVII в. переплелись противоречивые интересы и устремления: политические, экономические, социальные, национальные. Разобраться в этом сплетении непросто. Попробуем, однако, приблизиться к пониманию происходившего в Смутное время, прежде всего причин Смуты.
Работа по учебнику.
Прочитайте с.15-16 и ответьте на вопрос: В чем причина Смуты? (Ответы)
Причины Смуты.
Политические
Династический кризис в связи с пресечением династии Рюриковичей и избранием Земским собором 1598 г. царем Бориса Годунова.
Экономические
Хозяйственное разорение страны в результате Ливонской войны и опричнины.
Голод 1601-1603 гг. (только в Москве от голода погибло 127 тыс. чел.)
Социальные
Ухудшение положения крестьян: увеличение повинностей, отмена “заповедных лет” и введение “урочных лет”
Царь Борис пытался бороться с ситуацией, были открыты царские амбары. Чтобы успокоить народ Борис восстановил Юрьев день и отменил сыск беглых крестьян. Но это уже не могло остановить нараставшее с каждым днем недовольство царем. Именно в это время по Москве поползли слухи, будто в Угличе погиб не сын Грозного Дмитрий, а другой мальчик. Сам же Дмитрий жив, вот-вот появится на Руси и облегчит жизнь народу.
2) Первый самозванец.
Личность Лжедмитрия постоянно вызывала споры среди исследователей. Но большинство русских исторических источников свидетельствуют об одном: Лжедмитрий I – это беглый монах Чудова монастыря Гришка Отрепьев.
Юрий Богданович Отрепьев (Григорием он стал после пострига) родился в 1580 г., т.е. настоящего царевича он был старше на 2 года. Принадлежал к обедневшему дворянскому роду. Не имея собственных средств к существованию, уже подростком был вынужден пойти в услужение к боярам Романовым. В составе боярской свиты ему неоднократно приходилось бывать в царском дворце на пирах и приемах, участвовать в охоте и других забавах.
Вишневецкий, его родственники и друзья приняли участие в судьбе мнимого царевича. Вскоре главным покровителем самозванца стал староста г. Сандомир Юрий Мнишек, который обещал выдать свою дочь, красавицу Марину, за будущего царя московского; этим браком старый воевода надеялся поправить свое расстроенное состояние.
Отрепьев встречался и с королем Сигизмундом III. Король признал Лжедмитрия истинным царевичем, он позволил Отрепьеву набирать армию из шляхты (шляхта — польское дворянство), чтобы отнять московский престол у Бориса Годунова.
В самой России сначала в приграничных городах, а потом и глубже рассылали “прелестные грамоты”, в которых красочно описывалось чудесное спасение Дмитрия. Многие простые люди поверили в сказку о царевиче и захотели ему помочь.
13 октября 1604 г. небольшое войско самозванца перешло русско-польскую границу и вторглось в пределы России.
В июне 1605 году вступил в Москву и сел на «прародительский престол».
Ему не удалось совместить интересы различных слоев общества. Началась агитация против не православного царя. Заговор во главе с Василием Шуйским. 17 мая 1606 года Лжедмитрий 1 убит.
3) «Боярский царь».
Василий IV Шуйский (1552 - 12 сентября 1612, Варшава) русский царь (с 19 мая 1606 по 17 июля 1610) из рода суздальских князей Шуйских, которые происходили от Александра Невского. Сын князя Ивана Андреевича Шуйского.
Он поторопился, даже не выждав избрания патриарха, освятить свою власть венчанием на царство (1(11) июня 1606). При восшествии на престол он дал боярам крестоцеловальную запись, в котором обязывался не править страной безучастия бумы.
IV. Закрепление.
На основе изученного сегодня материала давайте составим в тетради хронологическую таблицу этого этапа Смутного времени
Дата | Событие | Результат и значение |
V. Рефлексия.
-Мне было интересно…
-Я узнал на уроке…
-Какие вопросы вызвали затруднение?
Оценивание.
VI. Домашнее задание. §2 пересказ, знать определения понятий: интервенция, смута, самозванство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...
Методическая разработка урока по теме "Трагедия Григория Мелехова"
Конспект урока-дискуссии в рамках изучения романа-эпопеи М.А. Шолохова "Тихий Дон" и подготовки к ЕГЭ по литературе.Цели:1. Проследить судьбу главного героя романа.2. Проследить, как раскрыв...
План -конспект открытого урока "Работа над произведениями технического плана в классе фортепиано ДМШ"
Работа над техникой в старших классах ДШИ...