Компетентностный контекст современного образования
материал по теме
Районная конференция
«Антропологическая парадигма «Новая школа».
Компетентностный контекст современного образования.
(доклад по теме, сопровождающийся мультимедийной презентацией)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antoneva_l.a.kompetent.kontekst_sovrem.obrazovaniya-mou_ksosh_2.rar | 2.61 МБ |
Подписи к слайдам:
Антоньева Л.А.,учитель русского языка и литературывторой квалификационной категории,МОУ Кулундинская СОШ №2,2011г.
Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»
Суть компетентностного подхода в отечественной педагогике.
компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы (Т.М. Ковалева);компетентностный подход - проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д.Фрумин); компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В.А.Болотов); компетентность представляется радикальным средством модернизации (Б.Д.Эльконин); компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла (В.В.Башев); компетентность -"готовность специалиста включиться в определен-ную деятельность" (А.М.Аронов) или как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий).
«Наша Новая школа»:проблемы компетентностного подхода.
проблема учебника;проблема государственного стандарта;проблема квалификации преподавателей и их профессиональной адекватности; проблема противоречивости различных идей и представлений, бытующих в современном образовании; проблема наиболее популярных направлений модернизации, в том числе: идеи профилизации старшей школы и, одновременно, перехода к приему ЕГЭ по всем предметам, развития школьного самоуправления и централизации системы финансирования образования и др.
Чему противостоит компетентностный подход в образовании сегодня?
Ключевые характеристики
Компетентностный подход
Традиционный “знаниевый” подход
Цель системы образования
- создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании; - обновление структуры и содержания образования;- формирование системы непрерывного образования
- формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство
Задачи системы образования
- обеспечение качества образовательных услуг; - совершенствование технологий образования;- повышение эффективности управления в сфере образования;- совершенствование экономических механизмов в сфере образования
- обеспечение высокого уровня знаний; - совершенствование структуры образования;- подготовка молодежи к общественно полезному, производительному труду;- воспитание активной жизненной позиции
Чему противостоит компетентностный подход в образовании сегодня?
Ключевые характеристики
Компетентностный подход
Традиционный “знаниевый” подход
Цели школьного образования
- научить учиться (определять цели, пользоваться источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения и др.); - научить объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь и др;- научить ориентироваться в ключевых проблемах современности (экологических, политических, национальных и др);- научить анализировать ситуации и принимать оптимальные решения;- научить решать проблемы професс. выбора;
- сформировать основные ЗУНы; - совершенствовать идейно-политическое воспитание;- формировать у учащихся сознательную дисциплину;- повышать ответственность учащихся за качество учебы;- содействовать нравственному и правовому воспитанию;- организация общественно полезного, производит-го труда
Представл. о путях формиро-вания лич-ти
- за счет получения личного опыта самостоятельного решения проблем
- за счет приобретения основ знаний по предметам
Чему противостоит компетентностный подход в образовании сегодня?
Ключевые характеристики
Компетентностный подход
Традиционный “знаниевый” подход
Содержание образования
Представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения проблем: - обеспечение фундаментальных знаний на основе интеграции и взаимопроникновения предметов;- освоение разных видов деятельности;- развитие у обучающихся способностей самостоятельно решать проблемы на основе полученных знаний, умений, навыков и социального опыта
- увеличение объема изучаемого материала; - издание новых учебников и учебных пособий;- введение новых предметов в учебные планы;
Главные пути изменения содержания
интенсивный путь (предусматривает сопряжение программ, модульное обучение, дифференцированное образование, интерактивные формы обучения)
экстенсивный путь (предусматривает дробное предметное деление, увеличение программ)
Ожидаемые результаты:
Компетентностный подход
Традиционный “знаниевый” подход
- формирование ключевых компетентностей; - личностный рост обучающихся, педагогических и руководящих работников;- обеспечение качественного образования;- формирование кадровой элиты
- формирование знаний, умений, навыков
Благодарю за внимание!
Использованные источники:
1. http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
2. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005 3. И.А. Зимняя . Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования 4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. -2009. -№5. -с. 3-12. 5. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специа-листов, 2004. - с. 25-30.6. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта.-М.: 2006, - с. 67.7. Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость.//Мир образования-образование в мире. 2005, № 4. - с. 41-43.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных ценностей личности педагога в контексте современного образования как части общей мировой культуры.
Основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собстве...
Особенности личности преподавателя физической культуры в контексте компетентностного подхода к образованию.
Цель физического воспитания - развитие физических и психических качеств студентов, формирование у них не только двигательных умений и навыков, но и основных черт личности. Эта цель реализуется в средн...
Концепция учебного предмета "иностранный язык".Современный контекст иноязычного образования в школе.
В своем выступллении анализирую достижение образовательных результатов в формате новых ФГОС, как достижение предметных, метапредметных и личностных результатов на базе своей школы....
Заседание МО учителей естественно-математического цикла «Компетентностная модель современного учителя в контексте профессионального стандарта».
Наряду с новым законом об образовании, государственными образовательными стандартами, рассматривается еще один документ «Профессиональный стандарт педагога», который планируется к введению...
Презентация к выступлению на педагогической конференции " Домашнее задание в контексте современного образования"
Презентация к выступлению содержит основные аспекты выступления. "Место" домашнего задания в рамках урока, результаты анкетирования детей, отсутствие времени, усталость после 6-7 уроков, про...
Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры в контексте компетентностного подхода в образовании.
Для реализации стратегического плана развития физической культуры на период до 2020 года перед школой поставлено ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций, определяющих совр...
Функции методов научного познания в контексте реализации компетентностного подхода в образовании
В соответствие с поставленной в настоящее время задачей образования роль практических знаний должна увеличиваться,так как компетентностный подход является практико-ориентированным.В качестве дид...