План-конспект урока истории в 8 классе
Тема урока: Реформы М.М.Сперанского.
Цели и задачи: - познакомить с предложениями М.М.Сперанского по усовершенствованию государственного порядка, результатами преобразований; определить причины отставки;
- развивать навыки анализа исторических источников, постановки и разрешения проблем;
- развивать умение оценивать исторических личностей через категории гуманности, непредвзятости.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: иллюстрации и документы учебника.
Основные понятия и даты: реформа, консерватизм,1810-образование Государственного совета, 1809-проект Сперанского «Введение к уложению государственных законов».1812-отставка Сперанского.
План урока: - Биография Сперанского
- Проект реформ Сперанского: замыслы и результаты
- Отставка Сперанского
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Проверка д/з. Тест по теме «Внешняя и внутренняя политика Александра I до 1812 г.» 1. Период правления Александра I: - 1796-1801 гг.
- 1801-1825 гг.
- 1807-1826 гг.
- 1825-1855 гг.
2.Министерская реформа 1802 г. предусматривала: - ликвидацию петровских коллегий
- передачу министерствам высшей судебной власти
- ослабление централизации и усиление местных начал
- выборность чиновников высшего и среднего звена
3.Указ о «вольных хлебопашцах» предусматривал: - отмену крепостного права
- ликвидацию рекрутских наборов
- освобождение крестьян за выкуп с землёй с согласия помещика
- переселение государственных крестьян из центральных губерний на окраины
4. О чьей деятельности идёт речь в сочинении В. О. Ключевского? С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призывал помогать ему в преобразовательных работах. То были люди, воспитанные в самых передовых идеях XVIII в. и хорошо знакомые с государственными порядками Запада... Эти люди составили интимный кружок, неофициальный комитет, который собирался после обеденного кофе в укромной комнате императора, и вместе с ним вырабатывали план преобразований. 5.Один из воспитателей Александра I, швейцарский политик Ф. С. Лагарп был приверженцем идей: - консерватизма
- либерализма
- сильной самодержавной власти
- социализма
6.Укажите одно из направлений внешней политики России начала XIX в.: - война со Швецией за побережье Балтийского моря
- присоединение Камчатки и Приморья
- поддержка национально-освободительной войны польского народа
- возвращение исконно русских земель, отторгнутых в Смутное время
7. Итогом военной кампании 1807 г. стало: - присоединение Финляндии
- окончание русско-турецкой войны
- вступление русских войск в Париж
- заключение Тильзитского мира между Россией и Францией
8.Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого. Событие | Значение события | 1. Сражение под Аустерлицем | А. Создание герцогства Варшавского | 2. Русско-иранская война 1804-1813 гг. | Б. Присоединение к России территории Закавказья | 3. Русско-турецкая война 1806-1812 гг. | В. Распад третьей антифранцузской коалиции | Г. Присоединение к России Бессарабии |
9. Вставьте пропущенное слово. Торговая блокада Великобритании, объявленная Наполеоном I в 1806 г., получила название _______________ блокады. 3. Изучение нового материала. Закончил деятельность «Негласный комитет» и среди советников императора появился человек, которого позже Наполеон назовет самым светлым умом России – Михаил Михайлович Сперанский. Читаем документ учебника о биографии Сперанского. Как вы считаете, каковы факторы успеха Сперанского? Какие черты характера способствовали его карьерному росту? А теперь попробуем разобраться в главных идеях и составить схему государственного управления по Сперанскому. Император
Государственный Совет (Законосовещательный орган)
Государственная Дума (законодательный орган)
Министерства (исполнительный орган
Сенат (судебный орган)
Оцените положительные стороны проекта, которые сближают Россию с Европейскими странами.
- Принцип разделения властей, выборность законодательной ветви власти, наличие политических и гражданских прав
Назовите негативные стороны проекта, тормозящие развитие страны.
- Предложения сохраняли устои самодержавия: сохранялся сословный строй, избирательным правом обладали лишь представители первых двух сословий, выборы были многоступенчатыми, руководить работой Думы должен был канцлер, назначаемый царем.
Как же развиваются события дальше?
С 1807 по 1812 год его круг деятельности был весьма широк, но главная работа была связана с государственным переустройством. Только перечисление того, что сделал, заняло бы несколько томов. Но в это время появляется и много врагов. Недовольны были дворяне, которым предписывалось служить на государственной службе, вводились налоги на дворян-землевладельцев, был строг со взяточниками и казнокрадами. В 1812 он был вызван во дворец, а оттуда сослан в ссылку Нижний Новгород, а затем в Пермь, где и прожил до 1816 года. Часто писал письма с просьбой быть полезным стране на службе, но этого пришлось ждать долго. Лишь в 1819 был назначен генерал-губернатором Сибири, в 1821 году смог вернуться в Санкт-Петербург, где занимался важной работой. В 1826 году возглавил II отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, занимавшееся кодификацией законов. За это был награжден высшим орденом Российской империи – орденом Андрея Первозванного. Что же удалось реализовать? Совсем немного. В 1810 г. Учрежден Государственный совет, улучшена работа министерств, укреплены финансы. Напрашивается вопрос, почему
- В чем сам Сперанский видел причину негативного отношения к нему общества? - В чем современник видит причину негативного отношения верхов к реформам Сперанского? Вывод: чиновничество не хотело расставаться со своими привилегиями, дворянство не желало изменять привычный образ жизни, накануне войны с французами Александр побоялся критики в свой адрес из-за симпатий Сперанского преобразованиям во Франции.
- Обобщение нового материала.
Тестовое задание 1. В 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета, который являлся: - высшим судебным органом
- законосовещательным органом при императоре
- главным органом исполнительной власти
- законодательным органом власти
2. Проект политической реформы М. М. Сперанского был подготовлен в: - 1803 г.
- 1805 г.
- 1809 г.
- 1811 г.
3. Согласно «Введению к уложению государственных законов»: - управление государством должно осуществляться на основе разделения властей
- вся полнота власти должна принадлежать только императору
- исполнительную власть осуществляет Сенат
- законодательная власть принадлежит министерствам
4. Противодействовали реформам М. М. Сперанского: - либералы
- консерваторы
- крепостные крестьяне
- рабочие
5. Соотнесите идеи, связанные с государственными преобразованиями, и их авторов (ответ запишите в виде сочетания цифр и букв): Идеи | Авторы | 1) Ограничение самодержавной власти царя и ликвидация крепостного права | А) Негласный комитет | 2) Сохранение и упрочение самодержавия как единственного пути в развитии государственности России | Б) М. М. Сперанский | 3) Предоставление помещикам возможности освобождать своих крестьян за выкуп с землёй | В) Н. М. Карамзин |
5.Домашнее задание. П.3
|