"В театре Диониса..."
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок по истории Древнего мира в 5 классе (можно использовать по мировой художественной культуре). Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс - М.; Просвещение, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Сопроводительная информация:
1. Учитель: Лаврентьева Юлия Бариевна
2. Место работы: ГБОУ СОШ №1 города Кинеля Самарской области.
3. Предмет: история
4. Класс: 5
5. Тема: «В театре Диониса»
6. Урок-изучение нового материала.
7. Цель урока: расширить знания о возникновении, развитии и устройстве греческого театра.
8. Задачи урока:
- расширить представление об истории древнегреческого театра; уметь объяснять понятия: театр, скене, орхестра, трагедия, комедия;
- обучать работе с учебной информацией, работать с таблицей, представлять результаты своей деятельности в форме мини-сочинения;
- воспитывать уважение к культуре, традициям древнего мира.
Предметные: обучающиеся смогут: давать определения основным понятиям темы; сформировать умение анализировать, систематизировать учебную информацию.
метапредметные: обучающиеся смогут: планировать работу в группах для выполнения задачи; овладеть навыками смыслового чтения текстов, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, овладеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
личностные: обучающиеся смогут: развить навыки общения, приобщиться к культуре.
13.Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедиа проектор.
14.Структура и ход урока
Конспект урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | |
1. Мотивация | Показ слайдов (№ 1,2,3) Беседа по вопросам: -Что вы увидели? -Были ли вы в театре? - Какие вы знаете театры? | Просмотр слайдов. Ответы детей на поставленные вопросы. - сцена, театры, кукольные, театр драмы, театр теней и т.д. | Проектор, ПК. |
2.Актуализация и выявление затруднений | Беседа по вопросам: -Какие ассоциации связаны со словом театр? _ Представьте, что вы попали в Древнюю Грецию. У вас нет денег, вы впервые в Греции. Спросили куда можно устроиться на работу, вам предложили пойти в театр. Что вы должны узнать? - Показ слайда № 4. - Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. В одном из мифов рассказывается, что Дионис странствует по всей земле, окруженный толпой сатиров. Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново. В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Веселое шествие ряженых двигалось по улицам города, и останавливались где-нибудь на площади. Вперёд выходил запевала. Он нараспев рассказывал о странствиях и приключениях Диониса, а остальные ряженые хором подпевали ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа о Дионисе, то самого бога, то одного из сатиров. Сценки, разыгрываемые участниками праздника, были первыми театральными представлениями. Впоследствии для ежегодных представлений стали отводить особую площадку, обычно у подножия холма. -Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Учитель уточняет тему урока: «В театре Диониса». Показ слайда № 5 | Ответы детей: - артист, сцена, грим, костюмы, афиша и т.д. - Где находится театр, как его найти, как он выглядит, кто работает в театре. Обучающиеся слушают, смотрят презентацию. Предлагают тему урока: «Театр в Древней Греции». | Проектор, ПК |
3.Выявление места и причины затруднений | - Сегодня на уроке мы узнаем о древнегреческом театре. Для начала надо выяснить, что означает слово «театр»? По слайдам № 6,7,8,9 учитель рассказывает о возникновении и устройстве древнегреческого театра. Показ слайда № 10. -Сейчас мы посмотрим уцелевшие до наших дней театры в разных уголках Греции. Показ слайдов № 11, 12, 13, 14. | Ученики предлагают свои ответы. В учебнике находят определение и выписывают его в тетрадь. Обучающие дополняют рассказ учителя информацией, данной в учебнике. Ученики выписывают новые слова в тетрадь и с помощью учебника пишут определения: Театр – место для зрелищ, Орхестра – круглая площадка с жертвенником или статуей Диониса посередине, на которой выступали хор и актеры. Схене – место, где прикрепляли декорации, хранились маски и костюмы.
Просматривают слайды. | Учебник (стр. 185), тетрадь. ПК, проектор, учебник, тетрадь. |
Организация самостоятельного изучающего чтения по теме: «Театральные представления, актеры» - поговорим о самих представлениях: где и когда они проходили? Кто на них приходил? Кто был участниками представлений? Показ слайдов № 15,16. - Маски. Почему актеры надевали маски? Черты лица актеров были плохо видны издали, поэтому актеры надевали маски большие, раскрашенные, закрывавшие не только лицо, но и голову. При взгляде на актеров становилось ясно, кого он изображают. У стариков белые, редкие волосы, худые щеки. Если герой в зрелом возрасте, то волосы и борода полуседые. Среди юношей были безбородые, слегка смугловатые, есть смеющиеся юные блондины. Маски молодых женщин чаще всего изображают траур и страдание. Они бледны, волосы их растрепаны, выражение лица грустное. Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность – желтый. Хитрость – красный, а гнев – багровый. Гладкий лоб, выражал веселое настроение, а крутой-мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того они выполняли роль – рупора - усилившего голос актера. | Ответы учеников: Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских их масках, В особой обуви на толстой подошве, чтобы казаться выше ростом. Меняя костюмы и маски, актеры играли по нескольку ролей в каждом спектакле. Театральные представления устраивались не ежедневно, а лишь несколько раз в году. Обучающие слушают | Учебник (стр. 186-187) ПК, проектор | |
4. Самостоятельная работа в группах | Показ слайда № 17,18. | Обучающие по парам читают про комедии и трагедии. После находят различия | Используют учебник (стр. 187-188). |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Вопросы для закрепления:
| Ответы учеников: 1. Театр - место для зрелищ. 2. В честь бога Диониса. 3. Места для зрителей, орхестра, скене. 4. Трагедия и комедия. | |
7.Самостоятельная работа, самопроверка по эталону | Групповая работа по заполнению таблицы в тетради. Используя текст учебника, иллюстрации сравните по вопросам древнегреческий и современный театры. Вопросы для сравнения:
3. Как часто проходят представления? 4. Начало представления 5. Билеты 6. Занавес. 7. Кто играет в представлении? 8.Кто может быть зрителем? 9. Как награждают актеров? 10. Кто исполняет мужские и женские роли? 11. Какие представления устраиваются? | Заполнение таблицы в тетради. Ответы учеников. Древнегреческий театр:
3. Несколько раз в году. 3. До 17 тыс. зрителей. 4. С утра и до захода солнца. 5. Из свинца или обожжённой глины (места в театре были не пронумерованы и поэтому места занимали с ночи) 6.нет 7. Профессиональные актеры 8. Любой, купивший билет (беднякам выдавались деньги для покупки билетов), в основном мужчины – граждане. 9. Корзина с инжиром и амфора с оливковым маслом, аплодисменты. 10. Мужчины (в представлении участвовало не более трех актеров). 11. Трагедии и комедии. Современный театр: 1. В особом закрытом здании. 2. До 1тыс. человек. 3. Постоянно 4. Детские представления с 11 часов, взрослые – вечером. 5. Из бумаги (есть нумерация ряда и места) 6. Есть занавес. 7. Профессиональные актеры 8. Любой, купивший билет. 9.Апплодисменты, цветы, театральные премии. 10. Мужчины и женщины (число актеров не ограничено). 11. Самые разные | Используют текст параграфа, иллюстрации в учебнике, заранее заготовленные карточки с вопросами. |
9. Рефлексия | Что узнал о театре? Что понравилось на уроке? Что хотел бы узнать? | Ответы учеников | |
10. Домашнее задание | Параграф 39, написать сочинение «Один день в древнегреческом театре» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 5 классе на тему: «В театре Диониса».
В конспекте для проведения урока истории в 5 классе на тему: «В театре Диониса» описаны не только возникновение театра, его устройство, жанры, авторы комедий и трагедий, но и приведены ист...
методическая разработка урока истории в логике ИКТ "В театре Диониса",5 кл.
методическая разработка с использованием ИКТ, презентация к уроку на 15 слайдах...
методическая разработка урока истории в логике ИКТ "В театре Диониса",5 кл.
методическая разработка с использованием ИКТ, презентация к уроку на 15 слайдах...
интегрированный урок "МОДА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.В театре Диониса"
Данный материал можно использовать для проведения урока истории в 5 классе по теме "Театр Древней Греции" ,...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по истории в 5 классе «В театре Диониса»
План-конспект урока по ФГОС по истории в 5 классе "В театре Диониса"...
В театре Диониса. История Древнего мира 5 класс
Презентация к уроку истории в 5 классе по теме Древняя Греция....
урок" В театре Диониса "
Открытый урок с использованием ИКТв 5 классе ....