Памятки для учащихся на уроках истории
учебно-методический материал по истории на тему
Памятки для учащихся, используемые на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_po_istorii.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятки по истории
Общие правила составления плана при работе с текстом:
1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Правила конспектирования:
1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.
4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.
5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним , максимум двумя предложениями.
Как дать рецензию на ответ товарища:
1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.
2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.
3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.
4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.
5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).
Как составить синхронистическую таблицу:
1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.
2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.
3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.
4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.
5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.
Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений:
1. Причины возникновения явления:
-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,
-потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.
2. Содержание явления, его развитие:
-важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,
-социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.
3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:
-разрешение данным явлением назревших противоречий,
-влияние данного явления на общий процесс исторического развития.
Характеристика политического строя государства:
1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:
-глав государства, его полномочия,
-законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),
-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),
-судебные органы,
-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,
-местные органы власти.
5. Прав граждан (подданных):
-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)
-политические права и свободы,
-личные права и свободы,
-возможность использования провозглашенных законом прав.
6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).
7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.
Характеристика общественных выступлений:
1. Время и место выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Социальный состав участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).
7. Масштабы выступления.
8. Уровень организованности,
9. Имена участников, руководителей.
10. Развитие событий, основные этапы.
11. Значение выступления, его результаты
Характеристика войн:
1. Причина войн, хронологические рамки.
2. Воюющие страны или группировки стран.
3. Цели сторон.
4. Соотношение сил воюющих стран.
5. Повод к войне.
6. Ход военных действий (по этапам):
-планы сторон в начале каждого этапа,
-военные и политические итоги этапа.
7. Характер войны.
8. Условия мирного договора.
9. Военные и политические итоги войны.
Как дать оценку историческому событию:
1. Установите причины события.
2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.
3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)
4. Связь с другими подобными событиями.
5. Значение:
-для участников события,
-для последующего исторического развития.
Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля:
1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?
2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).
4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.
5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.
Алгоритм написания синквейна
Синквейн – это стихотворение которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях
- 1 строка – ключевое слово, понятие, определяющее содержание синквейна.
- 2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
- 3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.
- 4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
- 5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое выражаются чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Например:
Культура –
Наследие.
Материальная. Духовная.
Творить. Создавать. Сохранять.
Без прошлого нет будущего.
Цивилизация.
Памятка составления схемы (кластера)
Схема (кластер) – это графическое изображение в систематической последовательности какого-либо понятия или процесса, которое показывает различные типы связей между объектами или явлениями
1. Написать ключевое слово или предложение;
2. Записать слова или предложения, которые приходят на ум по этой теме;
3. Установить связь между идеями, которые покажутся подходящими;
4. Выписать подходящие идеи.
Алгоритм написания ЭССЕ
- Почему
- Обоснование
- Пример
- Следствие
ПАМЯТКА
для работы с источниками и документами
- Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте.
- Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий к тексту.
- Дайте ответ на вопрос: О чем данный текст? – и определите его основную идею.
- Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как ни чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.
5. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.
- Отвечайте точно на поставленные вопросы.
- Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.
- Старайтесь давать логически связанный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки.
- Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.
- Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.
- Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.
Памятка учащемуся
1. При чтении не пропускай ни одного слова, которое тебе не понятно.
2. Если перестал понимать смысл текста, то вернись назад до того места, где начал затрудняться. Причиной непонимания часто бывает непонятное (обычно иностранное) слово, термин. В таком случае рекомендуем обращаться к словарям.
3. Составление тобой терминологического словаря и словаря персоналий (исторических деятелей, участников исторического процесса) также поможет тебе в освоении материала.
4. Научись самостоятельно приобретать знания, работать с книгой, со средствами получения и обработки информации.
5. Научись пользоваться словарями, делать выписки, составлять текстовые таблицы, графики, логические схемы.
6. Особое внимание обрати на развитие интеллектуальных умений и навыков, умение самостоятельно выявлять причины событий, составлять сводные таблицы.
7. Научись анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать на основе нескольких источников.
8. Научись вычленять главное, проблему, выдвигать гипотезу.
9. Добейся чтения со скоростью не менее 150 слов в минуту, при этом сразу выделяй главное и таким образом кратко конспектируй.
10. Изучаемый материал надо воспринимать не мозаично (тогда все главное), а целостно, то есть вести логическую проработку материала по ходу чтения и при этом составлять логические схемы (цепочки).
И еще один совет. Побольше работай с карандашом в руке. Это способствует лучшему усвоению, запоминанию, и к тому же, возможно, тебе придется сдавать экзамен письменно.
Таким образом, целенаправленное развитие навыков учебного труда позволит тебе за меньшее время действительно глубоко овладеть необходимым объемом учебного материала.
В общем виде формула работы такова:
∙ Читай внимательно, вдумчиво.
∙ При анализе (с карандашом в руках) максимально спрессуй материал, разложи его как бы по полочкам, составь логические цепочки (схему), вычлени самое главное.
∙ При осмыслении перескажи (вслух) материал с помощью логической схемы и опорного конспекта (приведенных в конце данного пособия) и обязательно сделай выводы и обобщения.
∙ Составляй план ответа (будь то экзамен в письменной или устной форме).
Твой ключ к успеху:
Методические рекомендации по работе с опорными конспектами
(опорными сигналами)
- Внимательно ознакомься с таблицей опорного конспекта.
- Прочитай материал и расшифруй каждый символ опорного конспекта.
- Сам на чистом листе бумаги воспроизведи таблицу опорного конспекта, при этом перескажи исторический материал и зафиксируй его с помощью символов опорного конспекта.
- Повтори материал, который вызвал у тебя затруднения при пересказе.
- Дополни опорный конспект необходимыми, на твой взгляд, символами, обозначающими соответствующие исторические события и факты.
- При работе с опорными конспектами тебе придется обратиться к дополнительной литературе.
Твой ключ к успеху:
Методические рекомендации по работе со схемами опорных сигналов
1. Внимательно ознакомься с таблицей опорного конспекта.
2. Прочитай материал и расшифруй каждый символ схемы.
3. Сам на чистом листе бумаги воспроизведи таблицу опорного конспекта, при этом перескажи исторический материал и зафиксируй его с помощью символов схемы.
4. Повтори материал, который вызвал у тебя затруднения при пересказе.
5. Дополни схему необходимыми, на твой взгляд, символами, обозначающими соответствующие исторические события и факты.
6. Возможно, что при работе над схемой тебе придется обратиться к дополнительной литературе.
Алгоритм анализа политических событий и явлений
- Каковы причины события или явления?
- Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?
- Какую цель преследовали участники в ходе данного события или явления?
- Какими способами участники событий добивались поставленных целей?
- Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?
- Как можно в целом оценить данное событие (явление)?
- Способствует ли данное событие (явление) развитию свободы и демократии?
Какие исторические уроки можно извлечь из данного события (явления)?
Алгоритм комментирования политического высказывания
- Изложить высказывание своими словами.
- Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.
- Дополнить высказывание, если это необходимо.
- Оценить высказывание с моральной точки зрения.
Сделать вывод.
План описания жизни и деятельности
исторической личности (персоналии)
- Годы жизни или (и) правления.
- Этапы жизни и деятельности (краткая биография).
- Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.
- Предшественники и последователи; положения, которые показывают сходство и различие взглядов нескольких исторических лиц.
- Историческое значение данной личности.
Правила конспектирования
1. Названия тем писать ручкой с цветной пастой.
2. Подзаголовки – обычной пастой, подчеркивать – цветной.
3. Оставлять свободные поля (до 1/3 страницы) для последующей проработки конспекта.
4. Весь текст разделять на абзацы. В каждом абзаце должна заключаться отдельная мысль.
5. В каждом абзаце выделяется главное (ключевое) слово, отражающее данную мысль.
6. Каждый абзац пишется с красной строки.
7. Между абзацами оставляется чистая строка.
- В конце конспекта сделать обобщение (вывод), начиная словами «итак» или «таким образом».
Памятка: Как читать учебную литературу,
чтобы прочитанное лучше запомнилось
Метод повторения: прочитанный текст можно выучить наизусть. Простое повторение воздействует на память механически и поверхностно. Полученные таким методом знания легко забываются.
Более эффективен – метод кодирования.
По этому методу прочитанный текст необходимо подвергнуть большей, чем простое заучивание, обработке. Чтобы основательно обработать информацию и закодировать ее для хранения в памяти, надо произвести ряд мыслительных операций:
- прокомментировать новые данные;
- оценить их значение;
- поставить вопросы;
- сопоставить полученные сведения с ранее известными.
Для улучшения обработки информации важно устанавливать осмысленные связи, структурировать новые сведения. С этой точки зрения составление логических схем позволяет достичь лучшего понимания предмета.
Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах
1. Причина и характер войны:
- основные противоречия, приведшие к войне;
- подготовка к войне, соотношение сил;
- планы сторон.
2. Ход войны (основные этапы):
- повод к войне и ее начало;
- основные этапы и главные сражения;
- окончание войны, условия мира, итоги.
3. Значение войны (экономические, политические, социальные и другие последствия войны).
Рекомендации по составлению логических схем
1. Просмотрите внимательно содержание блока по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки подразделов, название параграфов.
2. Внимательно изучите каждый параграф (подраздел блока), выписывая из них основные понятия.
3. Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.
4. Найдите наиболее общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста (не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).
5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия между ними.
Если удастся найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы получится иерархическая структура (дерево).
Если одни понятия вытекают из других, можно установить причинно-следственные связи и построить логические цепочки.
Если понятия, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы (последовательности).
6. Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточните структуру.
Требования к составлению логических схем:
- Простота (минимальное количество схемных элементов и их связей).
- Целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т. д.).
Наглядность схемы (цветовые оттенки и т. д.).
Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности
1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?
4. Значение его личных качеств.
- Оценка результатов деятельности исторической личности.
Памятка-алгоритм к изучению материала по революции
1. Причины революции.
2. Задачи революции («зеркально» причинам).
3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).
4. Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).
5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).
6. Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика).
7. Итоги революции.
- Значение революции: 1) международное; 2) внутреннее.
Памятка-алгоритм по формированию (развитию)
умения доказывать
1. Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения, вывода.
2. Проанализируй задание, проясни, что требуется доказать
.
3. Определи вывод, который будешь доказывать.
4. Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
- Выясни, все ли аргументы исчерпаны.
Памятка-алгоритм на сравнение исторических событий и явлений
1. Проанализируй событие или явление, выдели линии сравнения.
2. Определи черты сходства и различия.
3. Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.
4. Сделай все необходимые выводы из произведенного сравнения.
5. Свои действия оформить в текстовую таблицу:
Линии сравнения | Общее | Различное |
Памятка: Как работать с книгой
- Понимать, как построена книга.
- Отобрать важное, основное.
- Ведение записей: это зависит от особенностей мышления, запоминания.
План – перечисление основных событий, вопросов (по какому принципу надо делить целое на части).
Процесс составления плана: чтение, деление на части, краткое наименование каждой части.
Простой план – выделение и наименование главных частей.
В сложном плане главные части делятся на дополнительные.
Ценность плана заключается в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора, помогает выработать умение сжато записывать, последовательно излагать свои мысли, помогает быстро восстановить в памяти прочитанное, мобилизует память, внимание.
Тезисы – прочитать, продумать основные идеи, изложить их в виде последовательных пунктов. Особое внимание сосредоточить на выводах автора.
Различают два вида тезирования (составления тезисов): извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений своими словами. Иногда рядом с тезисами записывают и часть фактического материала.
Выписки: выписывают факты, цифры, схемы, таблицы, цитаты (можно своими словами). В отличие от плана, тезисов, выписки можно делать одновременно с чтением.
Конспект – это тезисы в расширенном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами. Конспект можно дополнять. Приступая к конспекту, необходимо записать фамилию, имя и отчество автора книги, название, год и место издания.
В конспекте также должен содержаться план книги, произведения.
Тематический конспект – конспектирование нескольких произведений. Его цель – глубже, всесторонне изучить определенную проблему. Для тематического конспектирования подбирают литературу и изучают ее по плану. В общем, таким образом пишется реферат. Тематический конспект дополняется, творчески перерабатывается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся на уроках английского языка
Виды памяток. Использование памяток на уроках....
Система работы учителя истории ГБОУ ООШ с. Хорошенькое «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Общеобразовательная школа должна ориентироваться не только на усвоение знаний, но и на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей. В настоящее время приходится сталкив...
Памятки для качественной подготовки учащихся к урокам истории
Данный материал поможет родителям учащихся более эффективно контролировать подготовку детей к урокам. ...
Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.
Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....
Памятка для учащихся по изучению истории родного края
Несколько полезных правил помогут изучить и правильно оформить работу по истории родного края (например, по топонимике, событиям и судьбам людей). Материал может пригодиться на занятиях туристско-крае...
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.Помощь учащимся, родителям и учителям....
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...