Рабочая программа по истории для 5 класса по учебнику Данилова Д.Д.
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта Данилов, Д. Д Всеобщая история. История Древнего мира : учеб. для 5 кл. основной школы / Д. Д. Данилов [и др.]. - М.: Баласс, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5kl_-_istoriya_-_rab_programma_i_ktp_.docx | 70.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа основного общего образования
Пояснительная записка
Рабочая программа «Всеобщая история. История Древнего мира» составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории Министерства образования и науки Российской Федерации 2004 г. и программы Образовательной системы «Школа 2100» (М. : Баласс, 2010).
В рабочей программе отражены цели и задачи изучения всеобщей истории на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по истории. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Данилов, Д. Д Всеобщая история. История Древнего мира : учеб. для 5 кл. основной школы / Д. Д. Данилов [и др.]. - М.: Баласс, 2010.
Данилов Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобцря история. История Древнего мира». 5 кл. / Д. Д. Данилов [и др.]. - М.: Баласс, 2013.
Данилов, Д. Д. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 кл. / Д. Д. Данилов, С. В. Паршина. - М.: Баласс, 2013.
Используемый учебно-методический комплекс позволяет учащимся получить глубокие и прочные знания основных событий, фактов и явлений истории Древнего мира, теоретически осмыслить исторический материал. Методический аппарат учебников, фрагменты документов, иллюстрации помогут организовать эффективную работу.
Цели обучения. Развивать умения по применению исторических знаний в жизни
1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные.
3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в первобытном и Древнем мире.
4-я линия развития. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ.
5-я линия развития. Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
- умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;
- умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов
- умение передавать содержание текстов сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, составлять планы, тезисы конспекта;
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы;
- умение использовать различные источники информации: энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов при двухчасовой недельной нагрузке. Из них 8 часов отведено на изучение пропедевтического модуля «Что изучает история», 5 – повторительно-обобщающие уроки, 5 - на контрольные уроки, 5 – на уроки-соревнования.
Содержание программы учебного предмета
Модуль 1.
I.Введение в историю (8 часов)
Что изучает история - проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний. Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.
Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство. Чувашия – моя любимая республика.
II. Предыстория человечества
Первобытный мир (6 часов)
Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн л.н.) и его развитие к современному виду людей - «человек разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.
Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.
Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 2.
III. Цивилизации Древнего Востока
Древний Египет (6 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.
Древние цивилизации Азии (8 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (60-тиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, 10-тичная система счета.
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др.
Общие черты цивилизаций Древнего Востока.
Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 3.
IV. Первая цивилизация Запада
Зарождение цивилизации Древняя Греция (7 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о Троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).
Культурное наследие Древней Греции: Поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.
Расцвет древнегреческой цивилизации (5 часов)
Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э., Фермопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.); качества, проявленные греками-эллинами, итоги войн.
Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.
Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.
Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.
Обобщение и контроль (2 часа)
Модуль 4.
V. Империи эллинов и римлян.
Эллинизм – встреча Запада и Востока (3 часа)
Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.
Цивилизация Древнего Рима (7 часов)
Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис Римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Г. Ю. Цезаря, падение республики.
Античная греко-римская цивилизация (7 часов)
Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.
Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).
Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).
Обобщение и контроль (4 часа)
Резерв (2 часа)
Требования к уровню подготовки в конце 5 класса
1-я и 2-я линии развития. Умение объяснять разнообразие современного мира.
• Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.
• Определять и доказывать, какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.
• Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.
• Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия.
3-я линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
• Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.
• Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.
4-я линия развития. Нравственное самоопределение.
• Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства.
• При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.
5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
• Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, римской республики и Римской империи).
• Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
Учебно-методическое обеспечение
Методические пособия для учителя:
Борзова, Л, П. Игры на уроке истории : пособие для учителя / Л. П. Борзова. - М. :, 2005.
Борзак, Е. Олимпиады по истории. 5-9 классы : пособие для учителя / Е. Борзак. - Волгоград : Корифей, 2006.
Брант, М. Ю. История древнего мира. Тесты : пособие для учителя / М. Ю. Брант. - М. : Дрофа, 2001.
Вяземский, Е. Е. Методические рекомендации учителям истории. Основы профессионального мастерства : практ. пособие / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М. : ВЛАДОС, 2003.
Кишенкова, О. В. Сборник тематических тестов по истории Древнего мира для учащихся 5 классов / О. В. Кишенкова. - М.: Интеллект-Центр, 2009.
Уколова, К Е. История Древнего мира. Задания, тесты, задачи : метод, пособие / И. Е. Уколо-ва. - М.: Росмэн, 2005.
Грибов, В. С. Дидактический материал : пособие для учителя / В. С. Грибов. - М. : ВЛАДОС-Пресс, 2007.
Дополнительная литература для учителя:
Евтухов, И. О. Материалы по истории Древнего мира и Средних веков : справ, пособие / И. О. Евтухов, В. А. Федоскин, А. А. Прохоров. - М. : Книжный дом, 2004.
Девятайкина, Н. И. Мифология : книга для чтения по истории и мировой художественной культуре : в 2 ч. / Н. И. Девятайкина, Е. В. Смыков, Л. Лукьянова. - М. : Центр гуманитарного образования, 2001.
Яновский, О. А. Всемирная история : в 3 ч. / О. А. Яновский. - М.: Юнипресс, 2002.
Чернова, М. 77. Справочник учителя истории 5-11 классов / М. П. Чернова. - М. :, 2008. .
1000 вопросов и ответов по истории : учебное пособие / под общ. ред. А. Н. Алексашкиной. -М.: ACT, 1996.
Дополнительная литература для учащихся:
Х.Афонъкин, С. Боги Олимпа: школьный путеводитель / С. Афонькин. - М.: Узнай мир, 2008.
Ботвинник, М. Н. Жизнеописание знаменитых греков и римлян. Греки : пособие для учащихся / М. Н. Ботвинник. - М.: Просвещение, 2008.
100 великих сокровищ: энциклопедия для школьников / сост. Н. М. Ионина. - М. : Вече, 2007.
История мировой культуры : справочник школьника / сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. -М.: Слово, 1996.
Всеобщая история: новейший справочник школьника / сост. Ф. С. Капица, В. А. Григорьев, Е. П. Новикова. - М.: ACT, 2010.
Рыжов, К. В. Все монархи мира. Западная Европа : книга для учащихся / К. В. Рыжов. - М.: Вече, 2001.
Аграшенков, А. В. Сто великих битв / А. В. Аграшенков [и др.]. - М. : Вёче, 2001.
Цибульский, В. П. Календари и хронология стран мира : книга для учащихся / В. П. Цы-
бульский. -М.: Просвещение, 1982.
Энциклопедия для детей. Т 1: Всемирная история / сост. С. Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1996.
Камыгианова, 3. А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира : энциклопедия / 3. А. Камышанова, К. А. Камышанов. - М.: Академия развития, 2005.
Пономарёв, М. В. История Древнего мира: хрестоматия для учащихся / М. В. Пономарёв, С. В. Колпаков, А. В. Абрамов. - М.: Дрофа, 2007.
Шинкарчук, С. Л. История Древнего мира: словарь / С. Л. Шинкарчук. - М.: Литера, 2006.
Учебно-методическое обеспечение:
Наглядно-демонстрационные пособия.
Таблицы по основным разделам «Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века» (хронологические, сравнительные, обобщающие).
Схемы по основным разделам «Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века» (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).
Диаграммы и графики, отражающие статистические данные по «Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века».
Портреты выдающихся деятелей мировой истории с древнейших времен до конца XIX века. Атлас «Зарубежная история», 5-11 классы. «Атлас школьника». Атлас Всемирной истории.
Распределение учебного времени
№ | № урока | Кол-во часов | Изучаемый раздел программы, наименование урока |
1 | 1 – 8 | 8 ч | I. Введение в историю |
2 |
| 6 ч | II.Предыстория человечества Первобытный мир |
3 | 18 - 29 | 12 | III.Цивилизация Востока Цивилизация Древнего Египта Древние цивилизации Азии |
4 | 33 - 43 | 11 | IV. Первая цивилизация Запада Зарождение Древней Греции Расцвет древнегреческой цивилизации |
5 | 47 - 62 | 16 | V. Цивилизация эллинов и римлян Эллинизм – встреча Запада и Востока Цивилизация древних римлян Античная Греко-римская цивилизация |
6 | 15, 30, 44, 63, 66 | 5 | Уроки обобщения изученного материала |
7 | 16, 31, 45, 64, 67 | 5 | Контрольные работы |
8 | 17, 32, 46, 65 | 4 | Уроки для работы над ошибками |
9 | 68 | 1 | Уроки для защиты творческих работ и проектов |
Всего часов | 68 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата План | Дата Факт | Тема уроков | Кол-во часов часов ч | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, самостоятельной деятельности | ЦОР и ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5А | 5Б | 5А | 5Б | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 1. I.Введение в историю – 8ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Что и как изучает история | 1 | Изучение нового материала | Уметь: определять значение исторического прошлого; использовать основные понятия урок; работать со схемой, объяснять, что изучает наука история, из чего складываются исторические знания. | Работа со схемой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Лента времени | 1 | Комбинированный | Уметь: вести счет лет в истории, определять век и вести подсчет исторического времени; устанавливать последовательность счета на ленте времени | Работа в парах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Лента времени | 1 | Уметь: называть и описывать основные виды исторических источников; объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и историческим личностям. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | История на карте | 1 | Комбинированный | Уметь: ориентироваться по карте; показывать необходимые объекты; объяснять значение условных знаков | Работа в группах, с лентой времени | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | История вещей и одежда в разные времена | 1 | Комбинированный | Уметь: различать одежду и питание разных слоёв населения, объяснять, чем вызваны эти различия | Работа с картой | Презентации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | История вещей и одежда в разные времена | 1 | Комбинированный | Уметь: различать одежду и питание разных слоёв населения, объяснять, чем вызваны эти различия | http://school2100.com | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Гербы, гимны, флаги государств. Российская государственная символика | 1 | Комбинированный | Знать: составляющие элементы государственных символов Уметь: определять значение государственной символики; объяснять значение основных понятий | Индивидуальная работа с карточками | Презентация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Россия – многонациональное государство | 1 | Применение знаний и умений | Знать: отличия государства и страны Уметь: использовать эти понятия на практике | Беседа | Презентация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II.Предыстория человечества – 9ч Первобытный мир – 6ч; Уроки контроля и проверки знаний – 3ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | §1 Первые люди | 1 | Изучение нового материала | Знать: как происходило расселение первобытного человека Уметь: определять свое отношение к научному и религиозному взглядам на происхождение человека | Работа с картой, составление таблицы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. | §2 Первые шаги разума | 1 | Комбинированный | Знать: какие орудия труда использовались древнейшим человеком Уметь: описывать условия существования древнейших людей | Фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. | §3 Первые художники и «волшебники» | 1 | Комбинированный | Знать: причины появления верований Уметь: объяснять, как возникло первобытное искусство | Индивидуальная работа скарточками | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. | §4 Первые пастухи и хлеборобы | 1 | Комбинированный | Знать: условия и образ жизни земледельца и скотовода Уметь: объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов | Кроссворд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. | §5 Первые мастера и воины | 1 | Комбинированный | Знать: последовательность развития орудий труда и занятий древнего человека Уметь: сравнивать родовую общину с соседской | Тест | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. | §6 Первые цари и грамотеи | 1 | Комбинированный | Уметь: охарактеризовать жизнь земледельца, скотовода, ремесленника | Беседа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. |
| Общий взгляд на первобытный мир | 1 | Обобщающий | Уметь: ориентироваться в историческом времени, используя ленту времени | Работа с таблицей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. | Контрольная работа №1 «Жизнь первобытных людей» | 1 | Контроль знаний | Уметь: ориентироваться во времени, выделять главное, выделять причины и следствия | Контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Работа над ошибками: «Предыстория человечества» | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Уметь: ориентироваться во времени, выделять главное, выделять причины и следствия | Историч диктант | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 2. III. ЦИВИЛИЗАЦИИ ВОСТОКА – 15 ч Цивилизация Древнего Египта – 5 ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | §7 Царство Древнего Египта | 1 | Изучение нового материала | Знать: признаки цивилизации Уметь: объяснять причины возникновения древнеегипетского государства; характеризовать природные условия | Работа с картой, схемой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | §8 Боги древнего Египта | 1 | Комбинированный | Уметь: выделять особенности древней религии Египта | Составление рассказа о богах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | §9 Искусство строителей пирамид | 1 | Комбинированный | Уметь: определять назначение пирамид, храмов, гробниц; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках | Составление кроссворда | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | §10 Ступени «общественной пирамиды» | 1 | Применение знаний и умений | Уметь: определять различия слоев египетского общества; работать с историческим источником | Работа с историческим источником | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | §11 Рассвет египетского царства | 1 | Комбинированный | Уметь: определять причины и последствия военных походов фараонов | Исторический диктант | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Древние цивилизации Азии – 10 ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23. | § 12 Цивилизация в Междуречье | 1 | Изучение нового материала | Уметь: характеризовать географическое положение и природно-климатические условия Междуречья; работать с исторической картой; сравнивать Междуречье и Египет | Работа с картой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24. | §13 Законы Вавилонского царства | 1 | Комбинированный | Уметь: анализировать фрагмент исторического источника; высказывать свое суждение по вопросу о роли закона в жизни вавилонян | Индивидуальная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25. | § 14 «Железное» царство Ассирии | 1 | Комбинированный | Уметь: характеризовать причины возникновения и гибели Ассирии; высказывать оценочные суждения о достижениях древних цивилизаций, их значении в развитии исторического региона | Работа со схемой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26. | §15 Библия древних евреев | 1 | Комбинированный | Уметь: характеризовать географическое положение, природные условия, деятельность населения и верования жителей Финикии и Палестины; определять общие нравственные ценности у различных древних цивилизаций | Тест | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27. | §16 Мировая держава Персов | 1 | Комбинированный | Уметь: показывать на карте расположение Персидской державы; раскрывать особенности государственно-административного устройства; сравнивать политический строй древних государств | Работа с картой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28. | § 17 «Просветление» Древней Индии | 1 | Комбинированный | Уметь: характеризовать природные условия, занятия населения, религиозные верования и деление на касты; анализировать фрагмент исторического документа | Работа с историческим источником | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29. | §18 Мудрость Древнего Китая | 1 | Комбинированный | Уметь: определять особенности географических и природных условий Китая, особенности занятий населения; | Работа с картой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30. | Общий взгляд на Древний Восток | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Уметь: определять значение культурного наследия народов Древнего Востока; описывать исторические объекты и культурные памятники | Работа с таблицей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31. | Контрольная работа № 2 «Цивилизация Древнего Востока» | 1 | Контроль знаний | Уметь: определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Работа над ошибками: «Цивилизация Древнего Востока» | 1 | Обоб-щение и систе¬мати-зация знаний | Уметь: определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, | Работа в группах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 3 IV. ПЕРВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЗАПАДА – 14 ч Зарождение Древней Греции – 7 ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33. | § 19 Истоки греческой культуры | 1 | Изучение нового материала с элементами практ работы | Уметь: характеризовать природные условия и занятия населения Древней Греции; определять признаки цивилизации, находить подтверждение их наличия. Критически анализировать информацию исторического источника | Работа с исторически источниками | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34. | § 20 Поэмы о людях и богах | 1 | Комбинированный | Уметь: выделять этапы исторического развития, указывать их границы, давать названия. Определять мотивы поступков героев и богов, высказывать своё отношение к ним | Составление кроссворда | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35. | § 21 Новые города Эллады | 1 | Комбинированный | Уметь: аргументировано доказывать своё мнение. Определять нравственные ценности изучаемой эпохи и сравнивать их с соврем | Тест | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36. | § 22 Космос олимпийских богов | 1 | Комбинированный | Уметь: выделять важные характеристики исторических событий, природных явлений и определять их отражение в мифологии | Индивидуал работа с карточками | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37. | § 23 Порядки Афин и Спарты | 1 | Комбинированный | Уметь: сравнивать исторические явления; самостоятельно определять признаки для сравнения; нравственный компонент исторических явлений | Сравнение Спарты и Афины | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38. | § 24 Воспитание граждан Эллады | 1 | Комбинированный | Уметь: раскрывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока | Сочинение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39. | § 25 Великая колонизация | 1 | Комбинированный | Уметь: работать с картой, указывая направления греческой колонизации и расположения первых колоний; раскрывать основные причины основания колоний древними греками; извлекать необходимые сведения из дополнительной исторической литературы | Работа с картой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развитие древнегреческой цивилизации – 7 ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40. | § 26 Эллины против «царя царей» | 1 | Изучение нового материала | Уметь: раскрывать причины победы греков в Марафонской битве, последствия побед Афин над персами; рассказывать о наиболее крупных сражениях; показывать на исторической карте места основных сражений | Работа с картой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41. | § 27 Свобода рабовладельцев | 1 | Комбинированный | Уметь: называть характерные черты политического устройства Афин; анализировать и составлять личностную характеристику Перикла | Составление портрета Перикла | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42. | § 28 Столица искусств Эллады. | 1 | Комбинированный | Уметь: раскрывать значение культурных достижений Греции, определять их место в мировой культуре; излагать свои суждения о вкладе древнегреческих ученых в мировую культуру | Составление путеводителя по Афинам | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43. | § 29 Мудрецы Древней Греции | 1 | Изучение нового | Уметь: определять целесообразность соображений древних философов с точки зрения современной цивилизации; | Исторический диктант | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44. | Общий взгляд на Древнюю Грецию | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Уметь: показывать на карте местоположение Древней Италии; объяснять влияние природных условий и занятия жителей; описывать условия жизни древних латинян | Работа с картой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45. | Контрольная №3 «Цивилизация Древней Греции» | 1 | Контроль знаний | Уметь: определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46. | Работа над ошибками: «Цивилизация Древней Греции» | 1 | Обоб-щение и систе-мати-зация знаний | Уметь: определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Работа в группах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 4 V. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭЛЛИНОВ И РИМЛЯН – 16 ч Эллинизм - встреча Запада и Востока – 3 ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47. | §30 Покорители свободных Греков | 1 | Изучение нового материала | Уметь: раскрывать причины подчинения Эллады Македонии; работать с исторической картой | Работа с картой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48. | §31 Завоевания Александра Македонского | 1 | Комбинированный | Уметь: работать с исторической картой, указывая направления походов Александра Македонского; давать оценку деятельности царя Македонии Филиппа и личности Александра Великого | тест | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49. | §32 Эллинистическая цивилизация | 1 | Комбинированный | Уметь: оценивать справедливость эллинистических порядков с точки зрения различных исторических личностей и современной этики; выделять факты, свидетельствующие о слиянии Запада и Востока | Составления сравнения Запада и Востока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цивилизация древних римлян - - 7 ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50. | 1 | §33 Рим – от царей к республике | 1 | Изучение нового материала | Уметь: работать с исторической картой; описывать условия жизни древних латинян; объяснять влияние природных условий на образ жизни и занятия населения; определять, какое управление было в Риме | Составление рассказа о жизни римлян | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51. | §34 Объединитель Италии | 1 | Комбинированный | Уметь: определять по карте рост территории империи; объяснять особенности римской армии, определять причины войн Рима с народами Италии и побед римских легионов | Тест | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52. | §35 Победитель Карфагена | 1 | Комбинированный | Уметь: соотносить даты и события; определять причины, ход, последствия войн Рима и Карфагена; давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону | Исторически диктант | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53. | §36 Властелин Средизем номорья | 1 | Комбинированный | Уметь: определять цели римлян в отношениях с другими народами; раскрывать последствия, итоги завоевания Римом восточной части Средиземноморья | кроссворд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54. | §37 Перемена римских нравов | 1 | Комбинированный | Уметь: характеризовать земельную реформу, её цели, возможные последствия; анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов | Беседа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55. | §38 Войны граждан и рабов | 1 | Применение знаний и умений | Уметь: описывать положение рабов в Древнем Риме; определять причины и следствия восстания рабов, описывать его ход; определять источники рабства; рассказывать о гладиаторских боях | Сочинение о жизни рабов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56. | §39 Рим – от республики к «цезарям» | 1 | Комбинированный | Уметь: объяснять суть диктатуры Цезаря; раскрывать причины возвышения Цезаря; анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима; работать с историческими источниками | Работа с историческими источниками | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Античная Греко-Римская цивилизация – 12 ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57. | §40 Первые римские императоры | 1 | Комбинированный | Уметь: работать с картой; описывать жизнь соседей Римской империи; анализировать деятельность римских императоров | Фронтальный опрос | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58. | §41 Расцвет античной культуры | 1 | Комбинированный | Уметь: анализировать культурное наследие Древнего Рима; описывать основные памятники культуры; сравнивать цивилизации Греции и Рима; объяснять свое отношение к историческим личностям | Составить путеводитель по Древнему Риму | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59. | §42 Золотой век Римской империи | 1 | Комбинированный | Уметь: работать с исторической картой; анализировать деятельность императора Траяна | Работа с картой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60. | § 43 «Добрая весть» христианства | 1 | Комбинированный | Уметь: объяснять суть христианского учения; сравнивать учение христианства с другими религиями; рассказывать о жизни и деятельности первых христиан | Синквейн | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61. | §44 Заря христианского мира | 1 | Комбинированный | Уметь: определять мотивы поступков людей древних эпох, обосновывать свою позицию; высказывать оценочные суждения | Составление рассказа об ценностях христианс | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62. | §45 Закат античного мира | 1 | Комбинированный | Уметь: определять геополитическое положение региона для судьбы страны; сравнивать исторические условия развития регионов; показывать, как разница в этих условиях повлияла на их историческую судьбу | Кроссворд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63. | Общий взгляд на империи эллинов и римлян | 1 | Обобщение | Уметь: работать с лентой времени и схемами; сравнивать цивилизации, находить общие и различные черты их развития; оперировать терминами и понятиями раздела | Работа с таблицей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64. | Контрольная работа № 4 «Цивилизация эллинов и римлян» | 1 | Контроль знаний | Уметь: определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65. | Работа над ошибками: «Цивилизация эллинов и римлян» | 1 | Обобщение | Уметь: определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов | Работа в группах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66. | Общий взгляд на Древнюю историю | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Уметь: соотносить даты и события; давать определения понятиям и терминам курса; определять роль достижений различных цивилизаций в историческом времени и современном мире | Работа с таблицей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67. | Итоговая контрольная работа № 5 «Древний мир» | 1 | Контроль знаний | Уметь: соотносить даты и события; давать определения понятиям и терминам курса; определять роль достижений различных цивилизаций в историческом времени | Контольная работа | Уметь: соотносить даты и события; давать определения понятиям и терминам курса; определять роль достижений различных цивилизаций в историческом времени и современном мире | Контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68. | Работа над ошибками «Роль первобытности и древности в истории человечества» | 1 | урок-эстафета | Уметь: соотносить даты и события; давать определения понятиям и терминам курса; определять роль достижений различных цивилизаций в историческом времени | Уметь; работать с картой; описывать жизнь соседей Римской империи; анализировать деятельность римских императоров | Работа в группах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по МХК 11 класс по учебнику Даниловой
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к уровню подготовки выпускников, календарно-тематического планирования....
Рабочая программа по истории 5 класс по учебнику Вигасина А.А., Годер Г.И.
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Сборника нормати...
Рабочая программа по истории 5 класс к учебнику А.А Вигасина
Рабочая программа по истории 5 класс к учебнику А.А Вигасина...
Рабочая программа по истории 6 класс к учебнику Е.В.Агибаловой
Рабочая программа по истории 6 класс к учебнику Е.В.Агибаловой...
рабочая программа по истории 5 класс к учебнику
Рабочая программа разработана на основе: 1. Образовательного стандарта основного общего образования по истории.2. Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.3...
Рабочая программа по истории 6 класс (по учебникам Агибаловой, Данилова)
рабочая программа по истории 6 класс с учетом требований ФГОС ООО...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....