рабочая программа по истории 5 класс к учебнику
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе:
1. Образовательного стандарта основного общего образования по истории.
2. Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.
3. Авторской программы: Годер Г.И., Вигасин А.А. История древнего мира М., Просвещение, 2007.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_kl.docx | 89.45 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Лицея № 2 ___________И.В.Сосновская Приказ № от «____»____________2013г. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР __________М.А. Базыгина «____»__________2013г. | РАССМОТРЕНО на заседании МС МБОУ Лицея № 2 Протокол № ____ от«____»______2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «История Древнего мира»
для 5 классов
(2 часа в неделю,68 часов в год)
Составитель: Яганова Н. В.. - учитель истории и обществознания
Первой кв. категории
Красноярск
2013
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
1. Образовательного стандарта основного общего образования по истории.
2. Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.
3. Авторской программы: Годер Г.И., Вигасин А.А. История древнего мира М., Просвещение, 2007.
Цели курса:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);
- раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества;
- формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Задачи курса:
Формировать историческое мышление:
- дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;
- представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.
Учебно-методический комплект:
1. Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. «История Древнего мира». 5 кл., М., «Просвещение», 2007 г.
2. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, Омск, Картография, 2011 г.
Количество часов в год – 68 ч.
Количество недельных часов – 2 ч.
Повторительно-обобщающие уроки – 6 часов.
На повторительно-обобщающих уроках используются следующие формы контроля: тестирование и итоговая контрольная работа.
Внесенные изменения:
В рабочую программу 5 класса были добавлен 1 час на повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим». Формулировка тем и порядок изложения учебного материала в календарно-тематическом планировании соответствует формулировке тем и порядку изложения учебного материала учебнику, так как авторская программа и учебник созданы одним авторским коллективом.
2. Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
Учащиеся за курс 5 класса должны:
уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;
уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
уметь спорить и отстаивать свои взгляды;
уметь анализировать исторический источник;
уметь оперировать историческими датами, в том числе относящиеся к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;
уметь читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
3. Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Повторительно-обобщающий урок |
1. | Введение. Что и как изучает история? | 2 | |
2. | Жизнь первобытных людей. | 6 | 1 |
3. | Древний Восток. | 19 | 2 |
4. | Древняя Греция. | 21 | 1 |
5. | Древний Рим | 18 | 1 |
6. | Итоговое повторение | 2 | 1 |
Итого: | 68 ч. |
4. Календарно-тематическое планирование 5а,5б
№ | Тема урока | Кол-во уроков | Пара-граф | Дата | |
План | Факт | ||||
Введение. Что и как изучает история. | 2 | ||||
1 | Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. | 1 | Введе-ние с. 6 | 3.09 | |
2. | Счёт лет в истории. | 1 | с. 28-30 | 5.09 | |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей. | 6 | ||||
Тема 1. Первобытные охотники и собиратели. | 3 | ||||
3 | 1. Древнейшие люди | 1 | п.1 | 10.09 | |
4 | 2. Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | п.2 | 12.09 | |
5 | 3.Возникновение искусства и религии. | 1 | п.3 | 17.09 | |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | 2 | ||||
6 | 1. Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | п.4 | 19.09 | |
7 | 2. Появление неравенства и знати. | 1 | п.5 | 24.09 | |
8 | Повторительно-обобщающий урок по теме: Жизнь первобытных людей. | 1 | 26.09 | ||
Раздел 2. Древний Восток. | 19 | ||||
Тема 1. Древний Египет. | 7 | ||||
9 | 1. Государство на берегах Нила. | 1 | п.6 | 1.10 | |
10 | 2.Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. | 1 | п.7,8 | 3.10 | |
11 | 3. Военные походы фараонов. | 1 | п.9 | 8.10 | |
12 | 4. Религия древних египтян. | 1 | п.10 | 10.10 | |
13 | 5. Искусство древних египтян. | 1 | п.11 | 15.10 | |
14 | 6. Письменность и знания древних египтян. | 1 | п.12 | 17.10 | |
15 | 7. Повторительно-обобщающий урок по теме: Древний Египет. | 1 | 22.10 | ||
Тема 2. Западная Азия в древности. | 7 | ||||
16 | 1. Древнее Двуречье. | 1 | п.13 | 24.10 | |
17 | 2. Древневавилонское царство. | 1 | п.14 | 7.11 | |
18 | 3. Финикия. | 1 | п.15 | 12.11 | |
19 | 4. Древние евреи. | 1 | п.16 | 14.11 | |
20 | 5. Древнееврейское царство. | 1 | п.17 | 19.11 | |
21 | 6. Ассирийская держава. | 1 | п.18 | 21.11 | |
22 | 7. Образование персидской державы. | 1 | п. 19 | 26.11 | |
Тема 3. Индия и Китай в древности. | 4 | ||||
23 | 1. Природа и люди Древней Индии. | 1 | п. 20 | 28.11 | |
24 | 2. Индийские касты. | 1 | п. 21 | 3.12 | |
25 | 3. Местоположение и природа Древнего Китая. Учение Конфуция. | 1 | п. 22 | 5.12 | |
26 | 4. Объединение Китая при Цинь Шихуане. | 1 | п. 23 | 10.12 | |
27 | Повторительно-обобщающий урок по теме: Древний Восток . | 1 | 12.12 | ||
Раздел 3. Древняя Греция. | 21 | ||||
Тема 1 Древнейшая Греция. | 5 | ||||
28 | 1. Местоположение и природные условия Древнейшей Греции. Греки и критяне. | 1 | п. 24 | 17.12 | |
29 | 2. Микены и Троя. | 1 | п. 25 | 19.12 | |
30 | 3. Поэма Гомера «Илиада» | 1 | п. 26 | 24.12 | |
31 | 4. Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | п. 27 | 26.12 | |
32 | 5. Религия древних греков. | 1 | п. 28 | 14.01 | |
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | 7 | ||||
33 | 1 Местоположение и природные условия Аттики. | 1 | п. 29 | 16.01 | |
34 | 2 Зарождение демократии в Афинах. | 1 | п. 30 | 21.01 | |
35 | 3 Древняя Спарта. | 1 | п. 31 | 23.01 | |
36 | 4 Греческие колонии на берегах Черного и Средиземного морей. | 1 | п. 32 | 28.01 | |
37 | 5 Олимпийские игры в древности. | 1 | п. 33 | 30.01 | |
38 | 6 Греко- персидские войны. Марафонская битва. | 1 | п. 34 | 4.02 | |
39 | 7 Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | п. 35 | 6.02 | |
Тема 3 Возвышение Афин в 5 в. до н. э. и расцвет демократии. | 5 | ||||
40 | 1.В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | п. 36 | 11.02 | |
41 | 2. Город Афины. | 1 | п. 37 | 13.02 | |
42 | 3. Образование афинян. | 1 | п. 38 | 18.02 | |
43 | 4. Возникновение театра. | 1 | п. 39 | 20.02 | |
44 | 5. Афинская демократия в 5 в. до н.э. | 1 | п. 40 | 25.02 | |
Тема 4 Македонские завоевания в 4 в. до н.э. | 3 | ||||
45 | 1. Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 | п. 41 | 27.02 | |
46 | 2. Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | п. 42 | 4.03 | |
47 | В Александрии Египетской. | 1 | П. 43 | 6.03 | |
48 | Повторительно-обобщающий урок по теме: Древняя Греция. | 1 | 11.03 | ||
Раздел 3. Древний Рим. | 18 | ||||
Тема 1. Рим от его возникновения до установления господства над Италией. | 3 | ||||
49 | 1. Древнейший Рим. | 1 | п. 44 | 13.03 | |
50 | 2. Завоевание Римом Италии. | 1 | п. 45 | 18.03 | |
51 | 3. Устройство Римской республики. | 1 | п. 46 | 20.03 | |
Тема 2.Рим – сильнейшая держава средиземноморья. | 3 | ||||
52 | 1. Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | п. 47 | 1.04 | |
53 | 2. Установление господства Рима в Средиземноморье. | 1 | п. 48 | 3.04 | |
54 | 3. Рабство в Древнем Риме. | 1 | п. 49 | 8.04 | |
Тема 3. Гражданские войны в Риме. | 4 | ||||
55 | 1. Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | п. 50 | 10.04 | |
56 | 2. Восстание Спартака. | 1 | п. 51 | 15.04 | |
57 | 3. Единовластие Цезаря. | 1 | п. 52 | 17.04 | |
58 | 4. Установление империи. | 1 | п. 53 | 22.04 | |
Тема 4 Римская империя в первые века н.э. | 5 | ||||
59 | 1. Соседи Римской империи. | 1 | п. 54 | 24.04 | |
60 | 2. В Риме при императоре Нероне. | 1 | п. 55 | 29.04 | |
61 | 3. Первые христиане и их учение. | 1 | п. 56 | 6.05 | |
62 | 4. Расцвет империи во 2 веке. | 1 | п. 57 | 8.05 | |
63 | 5. Рим – столица империи. | 1 | п. 58 | 13.05 | |
Тема 5. Падение западной Римской империи. | 2 | ||||
64 | 1. Римская империя при Константине. | 1 | п. 59 | 15.05 | |
65 | 2. Взятие Рима варварами. | 1 | п. 60 | 20.05 | |
66 | Повторительно-обобщающий урок по теме: Древний Рим. | 1 | 22.05 | ||
Итоговое повторение. | 2 | ||||
67 | 1. Особенности цивилизации Рима и Греции. Вклад народов древности в мировую культуру. | 1 | 25.05 | ||
68 | 2. Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира. | 1 | 27.05 |
4. Календарно-тематическое планирование 5в
№ | Тема урока | Кол-во уроков | Пара-граф | Дата | |
План | Факт | ||||
Введение. Что и как изучает история. | 2 | ||||
1 | Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. | 1 | Введе-ние с. 6 | 4.09 | |
2. | Счёт лет в истории. | 1 | с. 28-30 | 5.09 | |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей. | 6 | ||||
Тема 1. Первобытные охотники и собиратели. | 3 | ||||
3 | 1. Древнейшие люди | 1 | п.1 | 11.09 | |
4 | 2. Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | п.2 | 12.09 | |
5 | 3.Возникновение искусства и религии. | 1 | п.3 | 18.09 | |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. | 2 | ||||
6 | 1. Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | п.4 | 19.09 | |
7 | 2. Появление неравенства и знати. | 1 | п.5 | 25.09 | |
8 | Повторительно-обобщающий урок по теме: Жизнь первобытных людей. | 1 | 26.09 | ||
Раздел 2. Древний Восток. | 19 | ||||
Тема 1. Древний Египет. | 7 | ||||
9 | 1. Государство на берегах Нила. | 1 | п.6 | 2.10 | |
10 | 2.Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. | 1 | п.7,8 | 3.10 | |
11 | 3. Военные походы фараонов. | 1 | п.9 | 9.10 | |
12 | 4. Религия древних египтян. | 1 | п.10 | 10.10 | |
13 | 5. Искусство древних египтян. | 1 | п.11 | 16.10 | |
14 | 6. Письменность и знания древних египтян. | 1 | п.12 | 17.10 | |
15 | 7. Повторительно-обобщающий урок по теме: Древний Египет. | 1 | 23.10 | ||
Тема 2. Западная Азия в древности. | 7 | ||||
16 | 1. Древнее Двуречье. | 1 | п.13 | 24.10 | |
17 | 2. Древневавилонское царство. | 1 | п.14 | 6.11 | |
18 | 3. Финикия. | 1 | п.15 | 7.11 | |
19 | 4. Древние евреи. | 1 | п.16 | 13.11 | |
20 | 5. Древнееврейское царство. | 1 | п.17 | 14.11 | |
21 | 6. Ассирийская держава. | 1 | п.18 | 20.11 | |
22 | 7. Образование персидской державы. | 1 | п. 19 | 21.11 | |
Тема 3. Индия и Китай в древности. | 4 | ||||
23 | 1. Природа и люди Древней Индии. | 1 | п. 20 | 27.11 | |
24 | 2. Индийские касты. | 1 | п. 21 | 28.11 | |
25 | 3. Местоположение и природа Древнего Китая. Учение Конфуция. | 1 | п. 22 | 4.12 | |
26 | 4. Объединение Китая при Цинь Шихуане. | 1 | п. 23 | 5.12 | |
27 | Повторительно-обобщающий урок по теме: Древний Восток . | 1 | 11.12 | ||
Раздел 3. Древняя Греция. | 21 | ||||
Тема 1 Древнейшая Греция. | 5 | ||||
28 | 1. Местоположение и природные условия Древнейшей Греции. Греки и критяне. | 1 | п. 24 | 12.12 | |
29 | 2. Микены и Троя. | 1 | п. 25 | 18.12 | |
30 | 3. Поэма Гомера «Илиада» | 1 | п. 26 | 19.12 | |
31 | 4. Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | п. 27 | 25.12 | |
32 | 5. Религия древних греков. | 1 | п. 28 | 26.12 | |
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | 7 | ||||
33 | 1 Местоположение и природные условия Аттики. | 1 | п. 29 | 15.01 | |
34 | 2 Зарождение демократии в Афинах. | 1 | п. 30 | 16.01 | |
35 | 3 Древняя Спарта. | 1 | п. 31 | 22.01 | |
36 | 4 Греческие колонии на берегах Черного и Средиземного морей. | 1 | п. 32 | 23.01 | |
37 | 5 Олимпийские игры в древности. | 1 | п. 33 | 29.01 | |
38 | 6 Греко- персидские войны. Марафонская битва. | 1 | п. 34 | 30.01 | |
39 | 7 Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | п. 35 | 5.02 | |
Тема 3 Возвышение Афин в 5 в. до н. э. и расцвет демократии. | 5 | ||||
40 | 1.В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | п. 36 | 6.02 | |
41 | 2. Город Афины. | 1 | п. 37 | 12.02 | |
42 | 3. Образование афинян. | 1 | п. 38 | 13.02 | |
43 | 4. Возникновение театра. | 1 | п. 39 | 19.02 | |
44 | 5. Афинская демократия в 5 в. до н.э. | 1 | п. 40 | 20.02 | |
Тема 4 Македонские завоевания в 4 в. до н.э. | 3 | ||||
45 | 1. Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 | п. 41 | 26.02 | |
46 | 2. Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | п. 42 | 27.02 | |
47 | В Александрии Египетской. | 1 | П. 43 | 5.03 | |
48 | Повторительно-обобщающий урок по теме: Древняя Греция. | 1 | 6.03 | ||
Раздел 3. Древний Рим. | 18 | ||||
Тема 1. Рим от его возникновения до установления господства над Италией. | 3 | ||||
49 | 1. Древнейший Рим. | 1 | п. 44 | 12.03 | |
50 | 2. Завоевание Римом Италии. | 1 | п. 45 | 13.03 | |
51 | 3. Устройство Римской республики. | 1 | п. 46 | 19.03 | |
Тема 2.Рим – сильнейшая держава средиземноморья. | 3 | ||||
52 | 1. Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | п. 47 | 20.03 | |
53 | 2. Установление господства Рима в Средиземноморье. | 1 | п. 48 | 2.04 | |
54 | 3. Рабство в Древнем Риме. | 1 | п. 49 | 3.04 | |
Тема 3. Гражданские войны в Риме. | 4 | ||||
55 | 1. Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | п. 50 | 9.04 | |
56 | 2. Восстание Спартака. | 1 | п. 51 | 10.04 | |
57 | 3. Единовластие Цезаря. | 1 | п. 52 | 16.04 | |
58 | 4. Установление империи. | 1 | п. 53 | 17.04 | |
Тема 4 Римская империя в первые века н.э. | 5 | ||||
59 | 1. Соседи Римской империи. | 1 | п. 54 | 23.04 | |
60 | 2. В Риме при императоре Нероне. | 1 | п. 55 | 24.04 | |
61 | 3. Первые христиане и их учение. | 1 | п. 56 | 30.04 | |
62 | 4. Расцвет империи во 2 веке. | 1 | п. 57 | 7.05 | |
63 | 5. Рим – столица империи. | 1 | п. 58 | 8.05 | |
Тема 5. Падение западной Римской империи. | 2 | ||||
64 | 1. Римская империя при Константине. | 1 | п. 59 | 14.05 | |
65 | 2. Взятие Рима варварами. | 1 | п. 60 | 15.05 | |
66 | Повторительно-обобщающий урок по теме: Древний Рим. | 1 | |||
Итоговое повторение. | 2 | ||||
67 | 1. Особенности цивилизации Рима и Греции. Вклад народов древности в мировую культуру. | 1 | |||
68 | 2. Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира. | 1 |
5. Содержание программы учебного курса:
Введение (2 ч)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
РАЗДЕЛ I. Жизнь первобытных людей (6 ч)
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч.)
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
Повторение. (1 ч.) Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
РАЗДЕЛ П. Древний Восток (19 ч.)
Тема 1. Древний Египет (7 ч.)
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы.
Держава Тутмоса III.
Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Повторение
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении: каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч.)
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров — Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иш-тар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководст-во. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные» полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч.)
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение (1ч.)
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
РАЗДЕЛ III. Древняя Греция (21 ч.)
Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч.)
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города — Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Тема 3. Возвышение Афин в V в. до и. э. и расцвет демократии (5 ч.)
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3 ч.)
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Псократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение (1 ч.)
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.
РАЗДЕЛ IV. Древний Рим (18 ч.)
Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Тема 2. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч.)
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.)
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея н Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Тема 5. Падение Западной Римской империи (2 ч.)
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Итоговое повторение (2 ч.)
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народоправстве. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
Вклад народов древности в мировую культуру.
6. Средства контроля:
1. Текущий контроль (устный опрос, тихий опрос у доски, задания по карточкам, решение познавательных заданий и исторических задач, исторический диктант и др.).
2. Тестирование по завершении изучения раздела на повторительно-обобщающих уроках.
3. Итоговая контрольная работа на повторительно-обобщающем уроке по завершению изучения курса «История Древнего мира» (40 минут).
7. Учебно-методические средства обучения:
Стандарт основного общего образования по истории
Стандарт среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)
Примерная программа основного общего образования по истории
Авторские рабочие программы по курсам истории
Учебники
Рабочие тетради (учитель)
Дидактические материалы по основным разделам курса всеобщей истории.
Контрольно-измерительные материалы по основным разделам курсов истории России и всеобщей истории
Хрестоматии
Научная, научно-популярная, художественная историческая литература.
Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов, Мифологический словарь, и т.п.)
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)
Таблицы по основным разделам курса всеобщей истории (синхронистические, хронологические, сравнительные, обобщающие).
Схемы по основным разделам курса всеобщей истории (отражающие причинно-следственные связи, системность ключевых событий, явлений и процессов истории).
Портреты выдающихся деятелей всеобщей истории.
Атласы
Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по истории древнего мира (материалы по истории культуры и искусства, образа жизни в различные исторические эпохи, развития вооружений и военного искусства, техники и технологии и т.д.)
Цифровые обучающие, моделирующие, контролирующие компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.
Мультимедийный компьютер
Экран (на штативе или навесной)
Мультимедиа проектор
- Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2010 г.
- О.В. Арасланова, К.А. Соловьев Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. М. «Вако» 2009.
- Г.И. Годер Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1, 2. Москва «Просвещение» 2010
- карты по истории Древнего мира.
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания МО учителей_____________________,
От «_______»_________________20_____№____________,
_____________________________(
8. Приложения к программе:
Тестирование по теме: Жизнь первобытных людей.
1 вариант.
1. Ледниковая эра началась:
а) 200 тыс. лет назад б) 100 тыс. лет назад в) 10 тыс. лет назад
2. Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?
а) охота б) скотоводство в) собирательство
3. Кто управлял общиной в первобытном обществе?
а) цари б) жрецы в) старейшины
4) Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:
а) медь б) бронза в) железо
5. Первое домашнее животное, прирученное человеком:
а) корова б) лошадь в) собака
6. Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с земледелием?
а) скотоводство б) охота в) обработка металлов
7. В каком человеческом коллективе появилось имущественное неравенство?
а) в человеческом стаде б) в родовой общине в) в соседской общине
8. Выберите причину появления религии:
а) неумение человека объяснять явления природы
б) боязнь человека перед стихией природы
в) желание человека отличаться от животных
9. Когда появился человек на земле?
а) около 2 млн. лет назад б) 100 тыс. лет назад в) 10 тыс. лет назад
2 вариант.
1. Выберите главную причину появления неравенства среди людей:
а) распад родовой общины б) изменение орудий труда в) появление государства
2. Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?
а) собирательство б) изобретение металлических орудий труда в) овладение огнем
3. Военный предводитель племени?
а) жрецы б) вождь в) цари
4.Из чего первобытные люди делали первую одежду?
а) из шелка б) из шкур диких животных в) из хлопка
5. Несколько родовых общин, живущих в одной местности:
а) человеческое стадо б) племя в) соседская община
6. Первое орудие труда первобытного человека:
а) мотыга б) заостренный камень в) плуг
7. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу:
а) гарпун б) лук в) рубило
8. Что называется искусством?
а) творческое воспроизведение окружающего мира
б) стремление человека объяснить загадки природы
в) желание людей лучше охотиться
9. Когда человек начал заниматься земледелием?
а) 10 тыс. лет назад б) 3 тыс. лет назад в) 200 тыс. лет назад
Тестирование по теме: Древний Египет.
1 задание
- Древний Египет был расположен
А) на Балканском полуострове, Б) на берегах Нила,
В) на восточном побережье Средиземного моря.
- Повелителем Египта был:
А) вождь, Б) царь, В) фараон.
- Повелителя Египта хоронили:
А) в гробнице, Б) в земле, В) в пирамиде.
- Писали в Египте:
А) на папирусе, Б) на глиняных дощечках, В) на бумаге.
- Самую высокую пирамиду построили:
А) Тутанхамону, Б) Хеопсу, В) Тутмосу.
- Самые крупные завоевания совершил:
А) Тутмос 3, Б) Птолемей, В) Эхнатон.
- Пирамиду охраняет:
А) сфинкс, Б) мумия, В) вельможа.
2 заданиеОбъясните значение понятий: государство, чиновник, налог, рабовладелец, раб.
Тестирование по теме: Древний Восток.
1 вариант
1. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор:
а) Междуречье б) Египет в) Финикия
2. Где была написана книга, от которой произошло слово «библиотека»
а) в Египте б) в Китае в) в Израиле
3. Где находится Индия?
а) на западе Азии б) на юге Азии в) на востоке Азии
4. В какой стране стали производить сахар?
а) в Китае б) в Индии в) в Ассирии
5. Кто из царей Индии первым отдал предпочтение буддизму?
а) Конфуций б) Ашока в) Гаутама
6. Кто учил в Древней Индии, что главное – личное достоинство человека, а не его происхождение?
а) Брахма б) Будда в) Рама
7. Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась из ступней ног Брахмы?
а) воины б) слуги в) жрецы
8. От кого защищала Северный Китай Великая Китайская стена?
А) от ассирийцев б) от гуннов в) от филистимлян
9. Древнее государство, захватившее в 6 веке до н.э. Вавилонское и Египетское царства:
А) Лидия б) Персия в) Израиль
10 Библейский старец, спасшийся в ковчеге во время потопа:
А) Адам б) Авраам в) Ной
11. Что изобрели в Древнем Китае?
А) бумагу б) цифры в) шахматы
12. Предводитель персов, великий полководец Древнего мира:
А) Хаммурапи б) Кир в) Крез
2 вариант
1. Древняя страна, находившаяся между двумя реками Тигр и Евфрат:
А) Урарту б) Междуречье в) Индия
2. Кто, по Библии, был создан Богом и чье имя переводится с еврейского как «человек»?
А) Ной б) Ной в) Моисей
3. Письменность в Древнем Двуречье:
А) линейное письмо б) иероглифы в) клинопись
4. Что выращивали земледельцы в Древнем Китае?
А) сахарный тростник б) хлопчатник в) чай
5. Что изобрели в Древнем Китае?
А) компас б) шахматы в) прозрачное стекло
6. Что изобрели в Древней Индии?
а) шахматы б) бумагу в) прозрачное стекло
7. Индийский царь, объединивший все индийские царства в 3 веке до н.э.
а) Ашока б) Гаутама в) Крез
8. На чем писали в Древней Индии?
а) на бумаге б) на пальмовых листьях в) на дощечках из глины
9. Какая каста, по верованиям древних индийцев, появилась изо рта бога Брахмы?
а) жрецы б) воины в) земледельцы
10. К какой касте принадлежали цари в Древней Индии?
а) воинов б) жрецов в) неприкасаемых
11. Что изобрели финикийцы?
А) прозрачное стекло б) компас в) бумагу
12. Столица Ассирийской державы, которую называли «логовищем львов» и «городом крови»
Тестирование по теме: Древняя Греция
Вариант I | Вариант II |
Как называется страна, в которой расположен город Афины? А. Египет Б. Месопотамия В. Финикия Г. Греция | Укажите местоположение Греции А. Юг Малой Азии Б. Юг Балканского полуострова В. Северная часть Африки Г. Восточная Азия |
С каким государством вступили греки в борьбу около 1200 г. до н.э. за власть над Эгейским морем? А. Китаем Б. Троей В. Египтом Г. Вавилоном | Почему поселения на Древнем Крите не имели оборонительных стен? А. Города Крита не имели сильного войска, поэтому не воевали друг с другом Б. Строительный материал был дорог В. Весь Крит находился под властью одного царя Г. Не было причин для войны |
Прочитайте строки из поэмы Гомера «Одиссея». «…Я называюсь Никто; мне такое название дали Мать и отец, и товарищи так все меня величают». К какой части поэмы относятся эти строки? А. Одиссей на острове Циклопов Б. Между Сциллой и Харибдой В. У острова сирен Г. Одиссей у царя Алкиноя | Прочитайте строки из поэмы Гомера «Одиссея». «…Уши товарищам воском тогда заклеил я; меня же Плотной веревкой они по рукам и ногам привязали К мачте так крепко, что было нельзя мне ничем шевельнуться». К какой части поэмы относятся эти строки? А. Одиссей на острове Циклопов Б. Между Сциллой и Харибдой В. У острова Сирен Г. Одиссей у царя Алкиноя |
Откуда пришли в нашу жизнь выражения: «Ахиллесова пята», «Троянский конь», «Яблоко раздора»? А. Из мифов о гибели критского царства Б. Из Одиссеи В. Из Илиады Г. Сказание о Гильгамеше | Кто из героев мифов Древней Греции вычистил Авгиевы конюшни, убил Немейского льва, укротил трехглавого Цербера и совершил много других подвигов? А. Геракл Б. Тесей В. Ахиллес Г. Гектор |
Кто по преданию является автором знаменитой греческой поэмы «Илиада»? А. Гомер Б. Геродот В. Одиссей Г. Гесиод | Кто по преданию является автором знаменитой греческой поэмы «Одиссея»? А. Гесиод Б. Геродот В. Одиссей Г. Гомер |
Что называется религией? А. Вера в сверхъестественные силы и существа (богов, духов, души) и поклонение им Б. Система знаний о закономерностях развития природы и общества В. Музыкальное произведение Г. Законы царя Хаммурапи | Какие три брата-бога, в религии древних греков, поделили между собой мир? А. Зевс, Посейдон, Аид Б. Гермес, Аполлон, Дионис В. Гефест, Прометей, Арес Г. Дионис, Зевс, Гефест |
Прочитайте документ. «…Мать черная, земля многострадальная, С которой сбросил я позорные столбы…» Кто является автором этих строк? А. Перикл Б. Дракон В. Солон Г. Фемистокл | Прочитайте документ. «…Мать черная, земля многострадальная, С которой сбросил я позорные столбы…» Что означает «сбросил позорные столбы»? А. Ликвидацию границ государства Б. Отмену долгового рабства В. Религиозную реформу Г. Смену столбов при продаже земельного надела |
Подсчитайте, в каком году исполнилось 2000 лет со времени реформ Солона А. 2000 г. Б. 1406 г. В. 1500 г. Г. 1106 | Подсчитайте, в каком году исполнилось 2500 лет со времени реформ Солона А. 1520 Б. 1906 В. 2006 Г. 2000 |
В каком городе был установлен следующий порядок: «…осматривали ребенка и, если находили его крепким, отдавали отцу. Если же ребенок был тщедушным, его сбрасывали с горного обрыва»?. А. Фивы Б. Пирей В. Афины Г. Спарта | В каком городе существовала следующая система воспитания? «Ребятишек обучали стойко переносить лишения. Их коротко стригли, бегали они полуголыми и необутыми, спали на подстилках, которые сами себе готовили, ломая голыми руками тростник на берегу Еврота». А. Фивы Б. Пирей В. Афины Г. Спарта |
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Как называли древние греки свою страну? А. Афины Б. Греция В. Эллада Г. Спарта | Как назывались, поселения греков, основанные на берегах Средиземного и Черного морей в VI-VIII веках до н.э.? А. Метрополия Б. Провинции В. Деревни Г. Колонии |
В каком году состоялись первые Олимпийские игры? А. 776 году до н.э. Б. 676 году до н.э. В. 576 году до н.э. Г. 476 году до н.э. | Как в Древней Греции называли участников Олимпийских состязаний? А. Илоты Б. Спортсмены В. Атлеты Г. Аристократы |
Победа греков над персами в Марафонской битве. Назовите имя человека, который убеждал греков объединить свои усилия в борьбе против персов. В результате его усилий тридцать эллинских государств создали союз, чтобы вместе бороться против персидского нашествия А. Демосфен Б. Фемистокл В. Мильтиад Г. Милон | Назовите имя человека, который возглавлял отряд спартанцев прикрывающий отход основного войска греков, из Фермопильского ущелья. А. Леонид Б. Перикл В. Солон Г. Фемистокл |
Какое из сражений греко-персидских войн развеяло миф о непобедимости песов? А. Сражение близ города Платеи Б. Бой в Фермопильском ущелье В. Битва при Саламине Г. Марафонская битва | Назовите сражение, победа в котором оказалась для греков решающей для сохранения независимости страны. А. Марафонская битва Б. Битва при Саламине В. Бой в Фермопильском ущелье Г. Сражение близ города Платеи |
Восстановите хронологию. Какое из событий произошло ранее других? А. Троянская война Б. Реформы Солона В. Первые Олимпийские игры Г. Марафонская битва | Восстановите хронологию. Какое из событий произошло ранее других? А. Реформы Солона Б. Марафонская битва В. Первые Олимпийские игры Г. Троянская война |
В каком году состоялась Марафонская битва? А. 490 г до н.э. Б. 480 г. до н.э. В. 776 году до н.э. Г. 1200 г до н.э. | В каком году войска персов под руководством Ксеркса вторглись в Элладу? А. 776 году до н.э. Б. 1200 г до н.э. В. 490 г до н.э. Г. 480 г. до н.э. |
Что обозначали словом «Пирей» древние греки? А. Название горы Б. Одного из стратегов Афин В. Главный порт Афинского государства в V в до н.э. Г. Одно из зданий афинского Акрополя | Кого в Древней Греции считали гражданами? А. Людей, которые являлись собственностью рабовладельца Б. Тех, у кого отец и мать были коренными жителями Афин В. Приезжих Г. Всех, проживающих в Афинах |
Вариант 1. Каждый правильный ответ = 2 баллам
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Г | Б | А | В | А | А | В | Б | Г | В | А | Б | Г | А | А | В |
Вариант 2. Каждый правильный ответ = 2 баллам
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Б | В | В | А | Г | А | Б | Б | Г | Г | В | А | Б | Г | Г | Б |
Тестирование по теме: Древний Рим
1. Римляне установили республику в:
А) 753 г. до н.э. Б) 509 г. до н.э.
В) 390 г. до н.э. Г) 280 г. до н.э.
2. Республика в дословном переводе с латинского означает:
А) «власть народа» Б) «общественное дело»
В) «власть знати» Г) «власть одного человека»
3. В годы своего правления Цезарь:
А) наделил участками земли несколько тысяч солдат-ветеранов;
Б) раздал жреческие должности простым гражданам;
В) отстроил разрушенные Коринф и Карфаген;
Г) отменил привилегии сенаторов.
4. Замышляя убийство Цезаря, заговорщики хотели:
А) установить царскую власть;
Б) установить империю;
В) восстановить республику;
Г) утвердить демократию.
5. Последние в истории Рима завоевания были сделаны при императоре:
А) Цезаре; Б) Октавиане Августе;
В) Траяне Г) Нероне.
6. В честь военных побед полководцев в Риме возводились:
А) акведуки Б) термы
В) колонны Г) триумфальные арки.
Часть 2.
1. Что означают эти слова?
1) Патриции
2) Народные трибуны
3) Ликторы
4) Сенат
5) Император
6) Амфитеатр
7) Ветераны
8) Преторианцы
2. Древний писатель Плутарх рассказывает о гибели народного трибуна Тиберия Гракха. При этом Плутарх пишет: «После изгнания царей это был первый в Риме раздор, завершившийся кровопролитием и избиением граждан: все прочие раздоры удавалось прекратить благодаря взаимным уступкам и власть имущих, и самого народа».
Сколько лет Рим не знал кровавой борьбы граждан друг с другом? (Обозначьте даты на «ленте времени»)
3. Кто произнес эти слова? По какому поводу?
А. «Я хочу быть таким императором, каким сам бы пожелал себе, если бы был подданным».
Б. «Жребий брошен!»
В. «Вар, верни легионы!»
Контрольная работа.
1вариант
1. Когда произошли следующие события?
1. Установление республики в Риме.
2. Вторая война Рима с Карфагеном.
3. Принят земельный закон Т. Гракха.
4. Захват Цезарем власти в Риме.
2. Объясните значение понятий: патриции, народный трибун, триумф, провинция.
3. С какими событиями связаны имена: Тутмос III, Хаммурапи, Цинь Шихуан, Солон.
4. Что было раньше и на сколько: Марафонская битва или падение Западной Римской империи?
2 вариант
1. Когда произошли следующие события?
1.Основание Рима
2. Разрушение Карфагена и Коринфа.
3. Восстание Спартака.
4. Падение Западной Римской империи
2. Объясните значение понятий: плебеи, консул, император, колоны.
3. С какими событиями связаны имена: Соломон, Дарий I, Александр Македонский, Юлий Цезарь.
4. Что было раньше и на сколько: начало Олимпийских игр или взятие Рима готами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа по истории России к учебнику Н.С. Борисова, А.А. Левандовского 10 класс
Настоящая рабочая программа по истории России разработаны на основе федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) 2004 г. и ...
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа по истории Древнего мира - учебник 5 класса под редакцией Вигасина А.А., Годера Г.И.
Рабочая программа по истории Древнего мира - учебник 5 класса - под редакцией Вигасина А.А. и Годера Г.И....
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...