Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс)
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Материал содержит рабочую программу (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_.docx | 55.64 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 23 КБ |
resursnoe_obespechenie.docx | 20.47 КБ |
tematit._plan_osnovnoe_soderzhanie.docx | 41.8 КБ |
titulnik.docx | 14.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план Календарно-тематический план Всеобщая история 5 класс (История Древнего мира)
№ п/п | Дата | Название раздела | Тема урока | Содержание изучаемого материала | Виды кон-троля | Тип урока | Форма урока | Средства наглядности, ЭОР | Домашнее задание | |
по плану | факт | |||||||||
1 | Введение в историю | Что изучает история? | Предмет истории, вспомогательные исторические дисциплины | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Презентация «Исторические источники» | Записи в тетради, пар 1,2 | ||
2 | Счет лет в истории | Для чего используется хронологическая последовательность, как различать понятия: наша эра, до нашей эры | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | пар 3, 6 индивиду-альные задания на определение века и подсчета историчес-кого времени | ||||
3 | Наука о народах и наука о прошлом | Что называется этнографией, этнографические музеи | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 6. Прочитать былины | ||||
4 | Географические названия - свидетели прошлого, историческая карта | Как возникают названия, названия стран. Что может рассказать историческая карта | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 8 | ||||
5 | Гербы, флаги, гимны государств | Геральдика – наука изучающая гербы. Герб как отличительный знак рода и государственный символ. Российская государственная символика | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Презентация «Государствен-ные символы РФ» | Пар 9,10,11 | |||
6 | Жизнь первобытных людей | Древнейшие люди | 1.Древнейшие предки Сформировать представление о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира. | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар. 1 | |||
7 | Первобытные охотники и собиратели | 1.Неандертальцы.2.Современный человек.3.Изобретение лука Определить причины, по которым людям удалось выжить в ледниковое время. | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 2 | ||||
8 | Возникновение искусства и религии | Знания первобытных Дать понятие о том, что появление религиозных верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей. | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 3 | ||||
9 | Первобытные земледельцы и скотоводы | 1.Первые земледельцы и скотоводы. 2. Изобретение ткацкого станка и Сформировать у учащихся представление о том, что скотоводство и земледелие – величайшее открытие человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания.керамики | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 4 | ||||
10 | Возникновение неравенства между людьми | 1.Соседская ощина.2. Наступление века металлов. 3. Появление нового общества Формирование у учащихся представления о процессе возникновения неравенства. | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 5 | ||||
11 | Итоговое повторение | Конт-рольный опрос | Контроль-ный опрос | Контроль-ный опрос | ||||||
12 | Древний Восток | Древний Египет. Государство на берегах Нила | 1.Природа Древнего Египта. 2.Хозяйственная деятельность древних египтян. 3. Образование государства Древний Египет. Дельта, дамба, ирригация | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Презентация «Государство на берегах Нила» | Пар 6, контурная карта | ||
13 | Как жили земледельцы и ремесленники | 1.труд зеледельцев.2.система каналов.3.в гостях у египтянина.4.ремесла и объмен.5. писцы собирают налоги. Формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке – крестьян-общинников Фараон, крестьяне, ремесленники | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 7 | ||||
14 | Жизнь египетского вельможи | 1. Вельможи и чиновники. 2.Жрецы.3. Воины. Подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих: от вельмож до низших чиновников и надсмотрщиков. Жрецы. Святилище. Ритуалы. | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Презентация «Государство на берегах Нила» | Пар 8 | |||
15 | Военные походы фараонов | 1.египетское войско. 2.завоевания египтян. 3. результаты военных походов Определить одну из важнейших функций древневосточного государства – ограбление соседних народов – и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население. Колесница, пехотинцы | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 9, контурная карта | ||||
16 | Религиозные верования в Древнем Египте. | Показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии; дать представление о жречестве как о важнейшей опоре фараонов. | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Фильм BBC «Строители пирамид» | Пар 10 | |||
17 | Культура Древнего Египта | Бог. Многобожие. Бальзамирование | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Фильм BBC «Строители пирамид» | Пар 11-12 | |||
18 | Повторительно-обобщающий урок | Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы. | Конт-рольный опрос | Контроль-ный опрос | Контроль-ный опрос | |||||
19 | Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Шумер и Аккад. | 1.Страна двух рек.2.Ирригационное земледелие.3.Культовые сооружения шумеров.4.Клинопись Познакомить учащихся с историей Месопотамии, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация Междуречье, или Двуречье, Шамаш, клинопись, глиняные таблички. | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 13, контурная карта | ||||
20 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1.Вавилонское царство Показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства; подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи, защищая в этих законах интересы широких слоёв населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев. Аренда, ростовщик,закон | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Презентация «Вавилон» | Пар 14 | |||
21 | Финикийские мореплаватели | 1. Природные условия и хозяйственная деятельность. 2. Первые мореплаватели. 3. Открытия и изобретения финикийцев. 4. Финикийский алфавит Познакомить учащихся с финикийцами, как народом, создавшим древнейший алфавит, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Карфаген и оказавшим сопротивление войскам Александра Македонского. Колонии | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 15, контурная карта | ||||
22 | Библейские сказания | 1.Древние евреи. 2.Представление о Библии и Ветхом завете. 3.Иосиф и его братья Познакомить ребят с историей древнего народа, который стал родоначальником религии, основанной на единобожии; развивать умения работы с исторической картой Древние евреи, Библия, Ветхий завет, Новый завет. | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 16 | ||||
23 | Древнееврейское царство и его правители | 1. Природные условия. Борьба с филистимлянами. 2.Древнееврейское царство Сформировать целостное представление о причинах появления государственности у древних евреев и о вкладе в его укрепление и становление первых правителей. Скрижали. Царь Давид. Царь Соломон | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 17, контурная карта | ||||
24 | Ассирийская держана | 1. Местоположение и природные условия 2. Ассирийское войско. 3. Отношение Ассирии к населению покоренных областей и стран. 4. Падение Ассирии Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии. Железо, держава. | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Презентация «Ассирийская держава» | Пар 18, контурная карта | |||
25 | Древняя Персия | 1.Создание Персидской державы. 2.Персидская держава при Дарий I. 3.Персидская армия. 4.Религиозные верования персов Сформировать обобщённое представление об этапах формирование Персидской державы и причинах столь долгого существования довольно непрочного государственного объединения. Сатрапии | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 19, контурная карта | ||||
26 | Природа и люди Древней Индии | 1.Местоположение и природа. 2.Древнейший период Закрепить знания учащихся об общих закономерностях складывания государственности у различных народов, в том числе и в Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности, сложившуюся отчасти под культурным влиянием Передней Азии. Индия, Ганг, Инд, Гималаи | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 20, контурная карта | ||||
27 | Индийские касты | 1.Индуизм. 2.Учение Будды. 3. Миф о происхождении каст Сформировать представление о сословном делении, существовавшим во всех обществах древнего мира. Индуизм. Карма. Буддизм Касты Брахманы | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 21 | ||||
28 | Древний Китай | 1.Местоположение и природные условия. 2.Образование единого Сформировать представление о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей. Конфуций | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Презентация «Поднебесная империя» | Пар 22, контурная карта | |||
29 | Объединение Китая | 1.Образование единого 2.Правление династии 3.Народные восстания в Китае Сформировать представление о причинах объединения Китая, о причинах самого крупного в истории Древнего Востока народного движения и его последствиях. Гунны, Великая Китайская стена. Император Цинь. Шихуанди | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 23 | ||||
30 | Итоговое повторение | Конт-рольный опрос | Контроль-ный опрос | Контроль-ный опрос | ||||||
31 | Древняя Греция | Природа Греции и занятия древних греков | 1.Балканский полуостров, Сформировать представление о совсем ином, сравнительно со странами древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения. Северная Греция. Средняя Греция. Южная Греция (Пелопоннес) Миф. Световой колодец. Минотавр. Лабиринт. | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 24, контурная карта | |||
32 | Микены и Троя | 1.Микены и Троя.2. Поход на Трою. 3.Вторжние дорийцев в Грецию Познакомить учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям Троянской войны, подвести к пониманию того, что мифы являются важнейшим источником по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры. Ахейцы. Дорийцы | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 25 | ||||
33 | «Илиада» и «Одиссея»: правда и вымысел | 1.Древние певцы и сказатели. Гомер.2.Основное содержание Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов. Илион. Троя | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Презентация «Троянская война» | Пар 26-27 | |||
34 | Верования древних греков | 1.Греческие боги. 2.Религиозные церемонии. 3.Боги и люди Жрец. Храм. Религиозная церемония. Герои | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 28 | ||||
35 | Земледельцы Аттики теряют свободу | 1. Аттика к началуVII Iв. до н.э..2.Развитие хозяйства и рабовладения. 3.Законы Дракона Продолжить знакомство с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции, показать, как в Аттике сплочённая борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства. демос, граждане, народное собрание, демократия, ареопаг, архонты. | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 29 | ||||
36 | Зарождение демократии в Афинах | 1.Демократические законы Солона.2.Перемены в управлении Афинами.3.Создание выборного суда. Объяснить, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произошла демократизация политического строя: значительные слои свободного населения были допущены к управлению и к службе в войске. Реформы Солона | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 30 | ||||
37 | Древняя Спарта | 1. Спарта и ее жители. 2. Ликург и его законы. 3. Воспитание спартанцев Подвести учащихся к пониманию того, что Греция в Древности не была объединена одной властью Илоты. Спартиаты (спартанцы) | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 31, контурная карта | ||||
38 | Основание греческих колоний | 1.Основание греческих колоний.2.Последствия греческой колонизации Знакомство с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией 8-6 вв. до н.э. и её причинами. Колонии | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 32, контурная карта | ||||
39 | Олимпийские игры | 1. Место Олимпийских игр в жизни греков. 2. Основные состязания. 3. Награждение победителей Сформировать представление о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного населения городов-государств Греции. Священный мир. Стадион. Атлет | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 33 | ||||
40 | Греко-персидские войны | 1.Причины и начало греко-персидских войн. 2.Марафонское сражение Дать знания о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков, которые защищали свою родину и свободу. Марафон, экспансия, стратег. | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 34, контурная карта | ||||
41 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1.Подготовка к новой войне с персами.2.Бой в Фермопильском ущелье.3. Саламинское сражеие Раскрывая причины побед греков, указать на общеэллинский патриотический подъём, который привёл к объединению сил греческих государств, на техническое превосходство и более высокое военное искусство греков. Триера | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 35 | ||||
42 | В гаванях афинского порта Пирей | 1.Рост могущества и богадства Афин.2. Граждане и негражданское население Афин. Раскрыть противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения, другой – демос, стоящий у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам. Граждане, метеки, пошлина | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 36 | ||||
43 | В городе богини Афины | 1. район гончарных мастерских2.Главная площадь Афин.3 На вершине Акрополя Сформировать представление о том, что 5-6вв. до н.э. время не только рабовладения, но и победы демократии в большинстве греческих государств, что привело к подъёму и расцвету эллинской культуры, что всё свободное население Греции активно участвовало в создании культурных ценностей, в формировании эстетических взглядов, что определяет гуманистическое содержание древнегреческой культуры. | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 37 | ||||
44 | Культура древней Греции | 1.Рабы педагоги. 2. Кто и чему учился в школах Дать понятие о том, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных Стиль, палестра, педагог | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 38 | ||||
45 | Культура древней Греции | Происхождение театра и его устройство.2. Как происходили театральные представления? 3.Великие поэты Греции Сформировать представление о том, что театр зародился в Греции и стал наиболее массовым и любимым видом искусства. Раскрыть одну из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств. Трагедии, комедии. Театрон | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 39 | ||||
46 | Афинская демократия при Перикле | 1.Афинское народное собрание. 2.Афины при Перикле Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин. Демократия | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 40 | ||||
47 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1.Пелопоннесская война 2. Укрепление Македонии при царе Филиппе. 3. Македонская армия. 4.Подчинение Греции Македонская фаланга | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 41 | ||||
48 | Завоевания Александра Македонского и их последствия | 1.Начало правления Александра Македонского. 2.Начало Восточного 3.Поход в глубь Азии | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 42, контурная карта | ||||
49 | В древней Александрии Египетской | 1.Александрия Египетская. 2.Фаросский маяк. 3.Великие ученые Александрии Обсерватория музы | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Презентация «Семь чудес света» | Пар 43 | |||
50 | Итоговое повторение | Конт-рольный опрос | Контроль-ный опрос | Контроль-ный опрос | ||||||
51 | Древний Рим | Древняя Италия и начало города Рима | 1.Местополож, 3.Основание Рима.Легенда о Ромуле и Реме. 4.Ромул — первый римский 5.Похищение сабинянок Патриции, плебеи. | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 44, контурная карта | |||
52 | Завоевание Римом Италии | 1.Возикновение республики.2.Военные победы римлян и их итоги республика | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 45, контурная карта | ||||
53 | Устройство Римской республики | 1.Борьба патрициев и плебеев.2.Господство аристократии.3.Римское войско Консулы, легионы | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 46 | ||||
54 | Вторая война Рима с Карфогеном | 1. Первая Пуническая 2. Начало Ганнибаловой 3.Битва при Каннах. 4.Завершение Ганнибаловой войны. 5.Третья Пуническая война (149-146 гг до н.э.) | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 47 | ||||
55 | Установление господства Рима во всем Средиземно- Морье во II веке до н.э. | 1.Рим и Македония. «Свобода Греции». 2. Антиох III. Римляне 3. Покорение Греции. 4.Римские провинции 5. Разрушение Карфагена Триумф, империя провинция | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 48, контурная карта | ||||
56 | Рабство в Древнем Риме | 1.Причины обилия рабов в Риме и жестогого обращения с ними.2. Применеие труда рабов. Гладиаторы | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Презентация «Гладиаторы» | Пар 49 | |||
57 | Земельный закон братьев Гракхов | 1.Причины гражданских 2.Законы братьев Гракхов. 3.Марий и Сулла. 4.Диктатура Суллы Гражданская война. Гай и Тиберий Гракхи Аграрный закон | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 50 | ||||
58 | Востание Спартака | 1.Положение рабов. 2.Восстание Спартака: Вольноотпущенник, Спартак | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 51 | ||||
59 | Единовластие Цезаря | 1.Первый триумвират. 2.Завоевание Галлии. 3.«Жребий брошен». 4.Диктатура Цезаря. 5.Заговор против Цезаря и его гибель Триумвират. Гай Юлий Цезарь. Помпей. Красс | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Презентация «Юлий Цезарь» | Пар 52 | |||
60 | Установление Римской империи | 1. Второй триумвират. 2. Октавиан и Антоний. 3.Рождение Римской | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 53 | ||||
61 | Соседи Римской империи | 1.Образ жизни и верования германцев.2.Предки славянских народов.3.Дороги Римской империи Гермацы,славяне. | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 54 | ||||
62 | В Риме при императоре Нероне | 1.Правление иператора Нерона Диктатор | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 55 | ||||
63 | Первые христиане и их учение | 1.Предпосылки возникновения христианства. 2. Иисус Христос. 3.Христианская церковь. 4.Император Константин Проповедовать. Евангелие. Епископ | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 56 | ||||
64 | Жизнь в Римской империи во II веке н.э. | 1.Изменение в положения в сельском хозяйстве 2. “Лучший из императоров” Колоны, рабы с хижинами | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Фильм BBC «Колизей» | Пар 57 | |||
65 | Жизнь в Римской империи во II веке н.э. | 1.На улицах Рима. 2.На Форуме. 3.В Колизее. 4.В Пантеоне. 5.В термах Термы, Колизей, Пантеон | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Фильм BBC «Колизей» | Пар 58 | |||
66 | Римская империя при Константине | Император Константин Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в правление императора Константина в Римской империи Варвары, епископ. | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 59 | ||||
67 | Взятие Рима готами | 1.Кризис рабовладельческих отношений. 2. Императорская власть. 3. Великое переселение народов. 4. Падение западной Римской империи Познакомить учащихся с событием в мировой истории, которое называют Падение Западной Римской империи и, которое было вызвано как внутренними, так и внешними причинами | Фрон-тальный опрос | Комбини-рованный урок | Лекция с элемен-тами фронталь-ной беседы | Пар 60 | ||||
68 | Итоговое повторение | Конт-рольный опрос | Контроль-ный опрос | Контроль-ный опрос |
Предварительный просмотр:
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и рабочей программы Всеобщая история А.А.Вигасина, Г.И.Гордера 2011г.
Календарно-тематический план для 5 классов по истории Древнего мира ориентирован на использование:
- учебника «История древнего мира» А. А. Вигасина, Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2012 год;
- А.Н.Майков учебник «История. Введение в Историю» М.»Вентана Граф» 2013г.
Тематическое планирование рассчитано на 68 часов в год.
Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, дидактико-технологическое оснащение включает рабочую тетрадь на печатной основе «История Древнего мира» (автор Г. И. Годер), где представлены познавательные задачи разного уровня сложности; пособия Н. Г. Петрова «Древний Восток», «Древний Рим. Древняя Греция».
В цели курса входит:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:
- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
- умения спорить и отстаивать свои взгляды; умения анализировать исторический источник;
- умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность событий и явлений;
- умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Таким образом, по окончании учебного курса учащиеся
Должны знать/понимать:
• даты основных событий, термины и понятия, выдающихся деятелей всемирной истории;
• результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;
• представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников.
Должны уметь:
• сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
• уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
• показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств;
• давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира.
Владеть компетенциями:
-информационно-поисковой;
-учебно-познавательной;
- коммуникативной;
- рефлексивной;
- смыслопоисковой.
Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Формы контроля: словарные диктанты, тесты, фронтальный и индивидуальный опрос, повторительно-обобщающие уроки.
Предварительный просмотр:
Ресурсное обеспечение по истории 5 класс
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко, А.Я Юдовская, Л.М. Ванюшкина, А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стрелова «Всеобщая история. Рабочие программы 5-9 классы» Москва, «Просвещение», 2011 год;
Методические пособия для учителя:
- Смирнов, Г. Задачник по истории древнего мира / Г. Смирнов. - М.: Просвещение, 1998;
- Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. - М., 1999;
- Литвинов, А. В. История становится ближе / А. В. Литвинов. - М., 1998;
- Книга для чтения по истории древнего мира / под ред. А. И. Немировского. - М., 1998;
- Крушкол, Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира / Ю. С. Крушкол. - М., 1987;
- А.Н.Майков, История .Введение в историю/М.2008г
• для учащихся:
- Вигасин, А. А. История древнего мира / А. А. Вигасин, Г. И. Годер. - М: Просвещение, 2012;
- Годер, Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М: Просвещение, 2012.
-Атлас по истории Древнего мира, Роскартография 2012г
Медиаресурсы
- Уроки всемирной истории. Всеобщая история М.: «КиМ» (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия)
- Презентация «Источники знаний о прошлом»
- Презентация «Первобытные собиратели и охотники»
- Презентация «Государство на берегах Нила»
- Фильм BBC «Строители пирамид»
- Презентация «Вавилон»
- Презентация «Ассирийская держава»
- Презентация «Поднебесная империя»
- Презентация «Троянская война»
- Презентация «Семь чудес света»
- Презентация «Гладиаторы»
- Презентация «Юлий Цезарь»
- Фильм BBC «Колизей»
Предварительный просмотр:
Тематический план (основное содержание) по Всеобщей истории 5 класс
(История Древнего мира)
№ | Раздел | Кол.часов |
1 | Что изучает история | 5 |
2 | Жизнь первобытных людей | 6 |
3 | Древний Восток | 19 |
4 | Древняя Греция | 20 |
5 | Древний Рим | 18 |
68 | ||
Повторение изученного материала | После каждого раздела | |
Всего 68 часов |
Введение: «Что изучает история» (5 часов)
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
РАЗДЕЛ I. Жизнь первобытных людей (5 часов)
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 час)
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 час)
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
Повторение (1 час)
Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
РАЗДЕЛ П. Древний Восток (18 час)
Тема 1. Древний Египет (7 час)
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города — Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Повторение (1 час)
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении: каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Тема 2. Западная Азия в древности (7 час)
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров — Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иш-тар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководст-во. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные» полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Тема 3. Индия и Китай в древности (4 час)
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение (1 час)
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
РАЗДЕЛ III. Древняя Греция (20 час)
Тема 1. Древнейшая Греция (5 час)
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города — Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7час)
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 час)
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3 час)
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Псократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение (1 час)
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.
РАЗДЕЛ IV. Древний Рим (17 час)
Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 час)
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Тема 2. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (3 час)
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Тема 3. Гражданские войны в Риме (5 час)
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 час)
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Тема 5. Падение Западной Римской империи (2 час)
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Итоговое повторение (2 час)
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народоправстве. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
Вклад народов древности в мировую культуру.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 436
Петродворцового района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ Директор школы И.П.Моисеенко Приказ № _____ от «___» ________2014г. | ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № _____ от «___»________2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «История 5 класс»
Осадчая Н.Н.
Ф.И.О. учителя
На 2014-2015 учебный год
Составлено на основе программы:
А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко, А.Я Юдовская,
Л.М. Ванюшкина, А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стрелова
«Всеобщая история. Рабочие программы 5-9 классы»
Москва, «Просвещение», 2011 год;
Название, автор, год издания
Санкт-Петербург
2014 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...
Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс
ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе на 70 часов....
Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс
Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...
Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), примерной про...
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и авторской прогр...