"Золотой век" Екатерины II
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Ёлкина Ольга Ильинична

Развёрнутый конспект урока истории с использованием ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotoy_vek_ekateriny_ii.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Муниципальное образовательное учреждение

               Большекарайская средняя общеобразовательная школа

          села Большой Карай Романовского района Саратовской области.

 

Методическая разработка урока

                   истории с использованием ЭОР

                                      10 класс

                   

                             Подготовила и провела: учитель

                                                                          истории и обществознания

                                                                  I квалификационной категории                                              

                                          О. И. Ёлкина

                                                           2014г.

Цель урока: охарактеризовать  основные направления внутренней политики в царствование Екатерины II,

Задачи урока:

  1. Образовательная: сформировать представление о внутренней политике Екатерины II.
  2. Развивающая: продолжать развивать навыки групповой работы, умение самостоятельно получать информацию, решать проблемные и творческие задачи, мыслить аналитически, устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Воспитательная: на примере любви Екатерины к России, воспитать чувство патриотизма.

Оборудование: Мультимедийный проектор, Презентации, ЭОР, Параграф 47 учебника.

Планируемые результаты:

Предметные - знать и понимать причины Отечественной  войны;  уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

        Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к  Родине, уважение к ее истории;

        Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи; осуществлять самоконтроль и самооценку.                                                                                           

       Регулятивные:  постановка учебной задачи (формулирование темы) на основе  соотнесения   того, что уже известно, и того, что еще не известно, предстоит выяснить; принятие познавательной цели  (целеполагание)

       Познавательные: общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для  выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и  дополнительной литературы, мультимедийных материалов. Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

        Коммуникативные: коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах),  согласованность усилий по достижению общей цели, осуществлении  совместной деятельности при работе в группах.

Методы обучения:

  1. объяснительно – иллюстративный
  2. репродуктивный
  3. частично – поисковый
  4. проблемный

                                                                              Ход урока

 

I Оргмомент.

Учитель:  Посмотрите на экран. - Чей портрет перед вами?  (Сл. 1)

Тема нашего урока: «Золотой век»  Екатерины II.

 Какой проблемный вопрос можно вывести из названия темы урока?

Ученики: (Почему время царствования Екатерины называют «золотым» веком? )  (Сл. 2)

Учитель:  задумайтесь над словами В.Г. Белинского эпиграфа к уроку.  Как знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам в понимании и оценке современных событий. К эпиграфу и к ответу на поставленный вами проблемный вопрос мы вернёмся в конце урока.

Запишите тему урока в тетрадях.

Откройте параграф 47 учебника. Глядя на названия пунктов параграфа, попробуйте сформулировать цели урока.

Ученики: (охарактеризовать внутреннюю политику Екатерины II: политику просвещённого абсолютизма и её  реформы.)

Учитель знакомит учащихся с планом урока. (Сл. 3)Учитель: Екатерина II пришла к власти в результате  переворота, завершив тем самым целую эпоху дворцовых переворотов. (Сл. 4, 5)

II. Опрос

- Какое время в истории России называют «Эпохой дворцовых переворотов»? Что послужило причиной этих переворотов?

Выполнение учениками практического задания ЭОР (http://fcior.edu.ru/search.page/ модуль  «Россия в эпоху дворцовых переворотов» вар.1, 3).

III. Изучение нового материала.

Учитель: После смерти Елизаветы положение Екатерины стало критическим. (Сл. 6, 7) Петр III собирался расторгнуть брак и жениться на своей фаворитке М. Воронцовой. Он публично оскорблял Екатерину, чем вызвал общее недовольство двора. В такой ситуации Екатерине не составляло труда поднять гвардейцев на новый дворцовый переворот. Петр III находился у власти всего полгода, он даже не успел короноваться и вскоре был убит в драке. Так Екатерина стала императрицей. Правление Екатерины II продолжалось более трёх с половиной десятилетий , с 1762 по 1796 год. (Сл. 8)

Вопрос: как характеризуют Екатерины II следующие слова: «…Рано или поздно я добьюсь своего, сделаюсь самодержавной русской императрицей. Или умру, или буду царствовать»?

Время Екатерины II наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, продолжением замыслов Петра I. (Сл. 9)

«Петру I от Екатерины II» - такие слова выбиты на постаменте памятника первому императору России работы Фальконе. Она имела право на подобное сравнение. Достижения и победы времени её царствования носят во многом отпечатки её личного участия.

 Деятельная, неординарная правительница, талантливая, образованная, литературно-одарённая, мудрая, начитанная, обладающая даром внушения, она умела многое – и управлять огромной империей, и ладить с людьми, и приближать к себе людей талантливых, одарённых, поручать им важные дела в соответствии с их способностями.

«Среди чужих и противных людей жить по их правилам, но думать по-своему»

Правление Екатерины II характеризуют как «Просвещенный абсолютизм» (Сл. 10)

Вопрос: какую  политику называют  «просвещенным абсолютизмом»?

(– это попытка управлять страной при помощи «хороших законов», законов, которые улучшают положение всех слоев населения).

Согласно идее просветителей, отжившие институты феодального общества можно преодолеть нереволюционным, а эволюционным путём, самими самодержцами и дворянами, при помощи мудрых советников-философов. Своего рода учениками идеологов Просвещения  были и Фридрих II прусский, и Екатерина II российская, и Иосиф II австрийский и некоторые другие правители. Екатерина II состояла в переписке с французскими философами просветителями  Вольтером, Дидро и др. (Сл. 11-12)

Основные постулаты просветительства:

- использование отдельных положений просветительской идеологии для укрепления феодального строя;

-  понимание равенства и свободы как укрепления прав и привилегий дворян.

Самостоятельная работа по учебнику вариант (класс делится на две группы) (Сл. 13)

I группа (4 ученика) Уложенная комиссия  (стр. 60-62, 2 пункт) (Сл. 14-16)

- Почему был нужен новый свод законов ?

- Время созыва комиссии и состав депутатов?

Содержание наказов различных групп депутатов

Завершение работы комиссии

         Для первой группы даётся творческое задание: составьте требование дворян и крестьян.

ученики играют роли  - Екатерины II, которая цитирует некоторые положения своего наказа, - представителей дворян, купцов, крестьян и нерусских народов, которые озвучивают наказы своих сословий.

II группа: (2 ученика) Реформы Екатерины Великой (стр. 62,63. 3 пункт ) (Сл. 17-24)

Сообщение ученика (опережающее задание) Личность Екатерины II (Сл. 25-28)

IV  Динамическая пауза.

V Закрепление изученного.

Выполнение учениками практического задания  ЭОР (модуль  «Внутренняя политика Екатерины II» http://fcior.edu.ru/card/8766/ekaterina-ii-i-politika-prosveshennogo-absolyutizma.html

   VI Рефлексия  Обсуждение проблемного вопроса и выводы (можно заслушать только одну группу, остальные сдадут письменную работу – эссе.)

Вопрос: так почему время правления Екатерины II называют «Золотым веком»?

Ей был поставлен памятник в Санкт-Петербурге. Скульпторы М. Чижов и А. Опекушин. (Сл. 29)Подножие памятника окружают фигуры выдающихся людей екатерининского времени.

Она получила титул «Великой, Премудрой и матери Отечества».

Характеристика её правления:

  • её правление  – эпоха «просвещённого абсолютизма».
  • восстановила в прежних правах Сенат;
  • лично стала присутствовать на заседаниях Сената;
  • поездки по стране—впечатления—начало преобразований;
  • централизация;
  • бюрократизация;
  • непременный совет при Екатерине;
  • ликвидация Запорожской Сечи;
  • ликвидация гетманства Левобережной Украины;
  • 1775г. – «Учреждение о губерниях»;
  • 1767г. – комиссия для составления нового Уложения

  Учитель: при Екатерине существенно увеличилась территория страны, население, доходы. (Сл. 30)Победы на суше и на море прославили русское оружие, воинское искусство. Столь же впечатляющи успехи в хозяйстве и культуре. Но нельзя не видеть при всём тяжёлого положения трудовых слоёв населения. Недаром в правление Екатерины II произошло самое мощное народное восстание во главе с Е.Пугачёвым.

 Возвращаемся к эпиграфу, рассуждаем.

 Урок можно завершить словами поэта В.Я. Брюсова:

      Не надо несбыточных грёз,

      Не надо красивых утопий.

      Мы снова решаем вопрос,

      Кто мы в этой Европе?

 Заполнение таблицы: (Сл. 31)

Знал

Узнал

Хочу узнать

 VII  Итог урока. Д. З. Параграф 47. Написать эссе на тему: 

«Почему время царствования Екатерины называют «золотым» веком?

Верно ли это суждение?»

Физкультминутка для глаз

Ребята, мы долго сегодня смотрим на экран. Предлагаю вашим глазам отдохнуть. Откиньтесь на спинку стула, выпрямите ноги вперёд, руки опущены. Опустить голову, закрыть глаза, расслабьтесь под тихую и спокойную музыку. (Лунная соната Л. Бетховена)

ФИО учителя: 

Ёлкина Ольга Ильинична

Место работы: 

Романовский район Саратовской области Большекарайская СОШ

Целевая аудитория: 

обучающиеся

 Класс: 

 10 класс

Предмет: 

 история

Тип урока: 

 комбинированный,  с использованием ЭОР

Используемые учебники и учебные пособия: 

«История России. Конец XVII – XIX век», 10 класс, В. И. Буганов, П. Н. Зырянов,

 А. Н. Сахаров.  

Используемое оборудование: 

 интерактивная доска, презентация «Внутренняя политика Екатерины Великой», компьютер, проектор

Используемые ЦОР: http://fcior.edu.ru/, http://files.school-collection.edu.ru

Цель урока: охарактеризовать  основные направления внутренней политики в царствование Екатерины II,

Задачи урока:

Образовательная: сформировать представление о внутренней политике Екатерины II.

Развивающая: продолжать развивать навыки групповой работы, умение самостоятельно получать информацию, решать проблемные и творческие задачи, мыслить аналитически, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательная: на примере любви Екатерины к России, воспитать чувство патриотизма.

Оборудование: Мультимедийный проектор, Презентации, ЭОР, Параграф 46 учебника.

Планируемые результаты:

Предметные - знать и понимать причины Отечественной  войны;  уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

        Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к  Родине, уважение к ее истории;

        Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи; осуществлять самоконтроль и самооценку.                                                                                           

       Регулятивные:  постановка учебной задачи (формулирование темы) на основе  соотнесения   того, что уже известно, и того, что еще не известно, предстоит выяснить; принятие познавательной цели  (целеполагание)

       Познавательные: общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для  выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и  дополнительной литературы, мультимедийных материалов. Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.

        Коммуникативные: коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах),  согласованность усилий по достижению общей цели, осуществлении  совместной деятельности при работе в группах.

Методы обучения:

  1. объяснительно – иллюстративный
  2. репродуктивный
  3. частично – поисковый
  4. проблемный

 

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

1

Организационный

момент

Организует учащихся, настраивает на учебную деятельность. Определяет готовность к уроку.

Напоминает правила работы с ЭОР

настраиваются

на урок

2

2

Актуализация опорных знаний

http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=%D0%AD%D0%BF%D0%BE%B

Эпоха дворцовых переворотов

1

Проверяет знания, полученные в результате изучения пройденной темы

Выполняют

задания модуля проверки знаний в группе и индивидуально

8

3

Подготовка к изучению нового

материала:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5f9371bd-a5cf-4726-992c-44f5834b758d/%5BIS7IR_4-27%5D_%5BTD_10%5D.html

2

Екатерина II Алексеевна

Формулировка опережающего

задания: познакомиться с биографией Екатерины

II, попытаться сформулировать цель урока

Знакомятся с материалом ЕК ЦОР, пытаются сформулировать проблемный вопрос по теме урока, цель урока

3

4

Вводно – мотивационный этап изучения материала

http://fcior.edu.ru/card/11046/ekaterina-ii-i-politika-prosveshennogo-absolyutizma.html

3

Екатерина II и просвещенный абсолютизм.

Совместное выведение учебной задачи с использованием ЭОР И-т

Выведение учебной задачи, фиксация результатов в тетрадь

5

5

Изучение нового материала

Презентация, подготовленная учителем.

Реформы Екатерины II

Объяснение материала с использованием презентации.

Самостоятельная работа с текстом учебника.

Выполнение творческого задания. Работа со схемами,

запись в тетрадях.

14

Релаксация

Аудиозапись

Выполняют упражнения для снятия напряжения

2

6

Контроль и коррекция полученных результатов на уроке изучения нового материала

http://fcior.edu.ru/card/8766/ekaterina-ii-i-politika-prosveshennogo-absolyutizma.html

4

Екатерина II и просвещенный абсолютизм.

Проверка степени  усвоения знаний с использованием ЭОР К-т, оценка результатов работы

Выполнение заданий ЭОР К-т.

самооценка результатов работы

8

7

Домашнее задание

http://fcior.edu.ru/card/14302/ekaterina-ii-i-politika-prosveshennogo-absolyutizma.html

5

Екатерина II и просвещенный абсолютизм.

Задает домашнее задание: п.47, подготовить рассказ (все), работа с ЭОР индивидуально

Запись дом.задания

3

                                                    Приложение к плану-конспекту урока

  Внутренняя политика Екатерины II

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5f9371bd-a5cf-4726-992c-44f5834b758d/%5BIS7IR_4-27%5D_%5BTD_10%5D.html – Екатерина II Алексеевна

Информационный ресурс

Иллюстрация, текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5f9371bd-a5cf-4726-992c-44f5834b758d/%5BIS7IR_4-27%5D_%5BTD_10%5D.html

2

http://fcior.edu.ru/card/11046/ekaterina-ii-i-politika-prosveshennogo-absolyutizma.html- Екатерина II и просвщенный абсолютизм

Информационный ресурс

Текст, видеофрагмент аппликация

http://fcior.edu.ru/card/11046/ekaterina-ii-i-politika-prosveshennogo-absolyutizma.html

3

http://fcior.edu.ru/card/8766/ekaterina-ii-i-politika-prosveshennogo-absolyutizma.html-

Екатерина II и просвещенный абсолютизм

Контрольный ресурс

Текст, иллюстрации, практические задания

http://fcior.edu.ru/card/8766/ekaterina-ii-i-politika-prosveshennogo-absolyutizma.html

4

http://fcior.edu.ru/card/14302/ekaterina-ii-i-politika-prosveshennogo-absolyutizma.html-

Екатерина II и просвещенный абсолютизм

Практический ресурс

Текст, аудио фрагмент

http://fcior.edu.ru/card/14302/ekaterina-ii-i-politika-prosveshennogo-absolyutizma.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Золотой Скарабей",Тула, 2010,1 место

"Золотой Скарабей",Тула 2010,1 место...

Исследовательская работа "Золотое сечение"

Золотое сечение в математике, биологии, искусстве...

ЗДОРОВЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ЗДОРОВЬЯ (КАЦУДЗО НИШИ).

ЗДОРОВЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ЗДОРОВЬЯ (КАЦУДЗО НИШИ)....

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Золото, золотой, позолоченный… (комбинированный урок: химия, литература и русский язык).

Цель этого урока - расширить кругозор учащихся, заинтересовать предметом, раскрыть лексическое богатство русского языка и, конечно,воспитывать интерес и внимание к слову. Именно внимание к отдельно вз...

Золотые годы детства, золотых ступенек ряд..."

Сюжет был частью сценария Музыкальной гостиной по Детскому альбому П.И.Чайковского, проходившего в марте 2015г.Ученицы, исполнившие пьесы «Утренняя молитва» и «В церкви», также были участниками «Гости...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...