Конспект урока "Русско-японская война"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Русско-японская война 1904-1905 гг.
Класс: 9
Урок изучения нового материала.
Цели урока:
- проанализировать основные направления внешней политики России в начале XX века
- выяснить причины, характер, основные этапы, итог Русско-японской войны
- воспитывать чувство патриотизма и гуманизма даже на примере трагических страниц отечественной истории
Проблемный вопрос:
- Почему русско-японская война не стала для России ни «маленькой», ни «победоносной»?
Оборудование: презентация «Русско-Японская война».
Этапы занятия:
- Вводная часть (мотивация):
«Чтобы остановить революцию. Нам нужна маленькая победоносная война»,- незадолго до русско-японской войны сказал министр внутренних дел Вячесла.КонстантинолвичПлеве. Япония оказалась подходящит противником для такой войны. Разработанный русским командованием план военной кампании предусматривал захват Токио и пленение японского императора. Однако ни одно из этих сражений в войне не было выиграно русской армией. Почему русско-японская война не стала для России ни «маленькой», ни «победоносной» ?
- Объявление учебных результатов и хода занятия:
Цель урока: познакомиться с событиями итогами, результатами русско-японской войны 1904-1905 гг. Выявить причины неудач русской армии. Проанализировать причины, по которым война не пользовалась популярностью в русском обществе.
- Новая тема:
Учитель: Будучи наследником престола, Николай II посетил Японию, где подвергся нападению японского полицейского и получил ранение в голову.
Вопрос: Мог ли этот инцидент стать причиной войны? ( НЕТ)
Учитель: Тогда давайте выясним причины и характер войны. Прочитайте и проанализируйте текст на стр.27(пункт дальневосточная политика), выполните задание 1.
Соотношение сил и цели сторон в войне
И Япония, и Россия вели борьбу за чужие территории, это борьба за сферы влияния. И Россию, и Японию подталкивали к войне европейские державы, но накануне войны Россия оказалась в политической изоляции. Франция заявила о своем нейтралитете, Великобритания и США оказали активную поддержку японцам.
- Насколько были готовы к войне Россия и Япония?
Задание. Прочитайте отрывки из воспоминаний, сделайте вывод о соотношении сил.
Из воспоминаний БЛ. Романова. (Очерки дипломатической истории русско-японской войны. 1895 - 1907. М., Л., 1955, с. 303.)
«В техническом отношении армия начинала кампанию с 8 пулеметами; пополнялась полевой артиллерией вместо горной, хотя с 1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт-Артур начинал кампанию с 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037 и не было ни одного 12-дюймового орудия...
Сухопутные войска насчитывали 100 тыс. человек, в составе военно- морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 бронекрейсера, 32 миноносца. Япония к началу военных действий имела сухопутную армию, считая и резервные силы в 330 тыс. человек, на вооружении армии имелись 1068 орудий разных калибров».
Мнение Л. И. Деникина, в годы русско-японской войны - молодого офицера: «... очень плохо обстояло дело со знакомством с качествами и моральным духом японской армии... о которой генерал Куропаткин после первых боев доносил государю: «Мы имеем дело с весьма серьезным противником, отлично подготовленным, обладающим обширными и самыми усовершенствованными силами и средствами, многочисленным, весьма храбрым и отлично руководимым». Организация управления войсками была на неправильных началах. Куропаткин и Алексеев расходились во взглядах на способы ведения войны и обращались со своими разногласиями к государю»
Начало войны и оборона Порт –Артура презентация (опережающее задание на дом)
Знакомство с III этапом войны
После сдачи Порт - Артура война уже была проиграна, однако царизм настаивал на продолжении бессмысленного похода 2-ой Тихоокеанской эскадры под командованием Рожественского из Кронштадта во Владивосток. Последним сражением русско-японской войны стало морское сражение, происшедшее 14-15 мая 1905 г. в Корейском проливе у острова Цусима.
К утру, русская эскадра перестала существовать как боевая единица. Во Владивосток сумели прорваться лишь один крейсер и два эсминца. Никогда еще русский флот не подвергался такому разгрому.
Русская 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием З.П.Рожественского | Японский флот под командованием адмирала Того |
11 броненосцев 10 крейсеров 9 эсминцев | 4 броненосца 48 крейсеров 21 эсминец 42 миноносца |
6. Итоги и последствия Русско - японской войны.
Беседа, выводы учащихся;
Запись результатов в тетрадь:
Причины поражения России в русско - японской войне:
-Экономическая и военно-техническая отсталость России.
-Бездарность командования.
-Помощь Японии со стороны Англии и США.
-Нестабильность в стране в связи с революцией.
Последствия поражения России в войне с Японией:
- Общественное недовольство самодержавием, позорно проигравшем войну с Японией;
- Ослабление позиций России на Дальнем Востоке;
-Дестабилизация внутриполитической обстановки в России - рост революционной борьбы.
Сражения | Потери русских | Потери японцев |
Оборона Порт-Артура | 27000 чел.убитыми и ранеными | 90 000 чел.убитыми и ранеными |
Сражение под Ляояном | 16500чел. | 24000чел |
Сражение под Мукденом | 89000чел | 71000 чел |
Цусима | 5000чел. | _________ |
Работа с документом "Мирный договор между Россией и Японией" и вопросы к документу
Мирный договор между Россией и Японией
Портсмут, 23 августа 1905 г.
":Статья III. Россия и Япония взаимно обязуются: 1)эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, согласно постановлениям дополнительной I статьи, приложенной к сему договору, и :2)возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Манчьчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории..
СтатьяV. Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие её часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда:
Статья VI. Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чун(Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все её разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в её пользу:
Статья IX. Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории..."
(Кирьянов И.К. Россия. 1900-1917. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. С.143-145.)
Вопросы к документу:
Где и когда произошло подписание мирного договора между Россией и Японией?
Чего лишилась Россия в результате этой войны?
IV. Закрепление
Устный опрос учащихся:
- Нужна ли эта война была России, несмотря на то, что войну начала Япония? Какие цели преследовало царское правительство в этой войне? При ответе используйте эпиграф. ("Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война:").
- Каковы последствия Русско-японской войны?
- После серии крупных военных поражений в 1904 г. российское общество не могло не задаться вопросом: как могло случиться, что маленькая Япония взяла верх над могучей Россией? Как бы вы ответили на этой вопрос?
Тест: Внешняя политика России в начале XX века.
1. Укажите даты русско-японской войны:
1)1903-1905гг;
2) 1904-1905 гг;
3) 1905-1906 гг;
4) 1906-1907 гг.
- 2. Укажите, какое событие выпадает из общего логического ряда:
- 1) гибель крейсера "Варяг";
- 2) оборона Порт-Артура;
- 3) Цусимская битва;
- 4) Брусиловский прорыв;
- 5) Портсмутский мир.
- 3. Во время русско-японской войны погиб выдающийся русский художник:
- 1) В.В.Верещагин;
- 2) И.К.Айвазовский;
- 3) А.И.Куинджи.
- 4. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:
- 1) сражение под Ляояном;
- 2) падение Порт- Артура;
- 3) Цусимская битва;
- 4) сражение под Мукденом.
- 5. Портсмутский мирный договор предусматривал:
- 1) возмещение Россией материальных потерь Японии;
- 2) оккупацию японскими войсками острова Сахалин;
- 3) Передачу Японии Южного Сахалина.
- V. Домашнее задание. Выставление оценок.
- Параграф 4; на контурной карте отметить основные сражения войны.
- Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "крестьянская война под предводительством И.Пугачева"
Цели: Обучающая:продолжить учить учащихся навыкам систематизации исторических знаний на основе анализа и сравнения.Воспитывающая:воспитывать у школьников активную гражданскую позицию.Развивающая...
конспект урока "Отечественная война 1812 года"
Тема урока «Отечественная война 1812 года»Цель урока: Выяснить соотношение сил сторон и их планы, основные события и результаты войны 1812 года. Реализация цели через задачи:Учит...
конспект урока "Отечественная война 1812 г . в литературе и искусстве"
События Отечественной войны 1812 г . рассматриваются через памятники культуры, что позволяет более эмоционально и глубже преподнести материал учащимся и способствует лучшему его усвоению. ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева"
План-конспект урока по истории России...
конспект урока Отечественная война 1812г
план-конспект...
План-конспект "Великая Отечественная война"
План-конспект урока в 11 классе по теме "Великая Отечественная война"...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...