Значение технологии критического мышления для развития УУД
презентация к уроку по истории на тему

Представлены методы и приемы технологии критического мышления на уроках истории и их значение для учащихся

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение Технологии критического мышления для развития УУД

Слайд 2

Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности. Технология учит современного школьника:  критически мыслить;  проявлять активность в познании окружающего мира;  владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информации;  аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника;  эффективно взаимодействовать с информационными пространствами;  добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации.

Слайд 3

«Ключевые термины» Учитель выбирает 4–5 ключевых слов по данной теме и выписывает их на доску. Вариант 1. парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов. Вариант 2. Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания. инструмента для синтезирования сложной информации; способа оценки понятийного багажа учащихся;

Слайд 4

Синквэйн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях. Приём “Взаимообучение” Легче всего научиться, обучая других. Взаимообучение происходит в группах из четырёх-семи человек. Всем им раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя-роль, которая требует от них выполнения пяти определённых действий : 1) “учитель” суммирует содержание абзаца; 2) он придумывает вопрос к тексту и просит других учащихся на него ответить; 3) “учитель” растолковывает то, что для других осталось неясным; 4) он даёт задание на чтение следующего абзаца, а затем передаёт бразды правления в руки следующего ученика. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание.

Слайд 5

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ? ? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…?

Слайд 6

Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения: Кластеры. Прием «Общее-уникальное». «Бортовой журнал». Умение осознанного, «вдумчивого» чтения:: «Инсерт». Дневники: двухчастный и трехчастный. Чтение с остановками. Стратегия «Идеал».

Слайд 7

Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов. Таблица «сравнение источников». Умение формулировать и решать проблемы: Умение работать с понятиями: Прием «Выглядит как... Звучит как ...»

Слайд 8

Умения в области само- и взаимооценки: Лист взаимооценки. Парная письменная взаимооценка. Умение планировать собственную учебную деятельность: Таблица «Верные-неверные утверждения». Вопросы «Верите ли Вы?». Коммуникативные умения:

Слайд 9

В целом уроки проходят более активно, плодотворно, учащиеся из объекта обучения становятся полноправными участниками процесса обучения. На уроке присутствуют монологи, диалоги, полилоги учащихся. Атмосфера уважительного отношения к чужому, пусть даже неверному мнению, приводит к открытому диалогу, провоцирует на дискуссию, исключает боязнь получить за неправильный ответ неудовлетворительную оценку. Важное значение для меня играет и собственное удовлетворение от урока. Использование стратегии развития критического мышления учащихся, сотрудничество на уроке позволяют всех учащихся включить в учебный процесс, создать условия для формирования интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальное и коммуникативное развитие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело. Не давайте готовых истин. Пусть обучаемые доходят до всего сами

Слайд 10

« Верные и неверные утверждения». Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Утверждения До чтения (слушания) После изучения материала 1. Коренные жители Ю. Америки – индейцы. 2. В Ю. Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой. 3. Большинство населения Ю. Америки говорит на английском языке. 4. На территории Ю. Америки много стран, как и в Африке. 5. Потомки от браков европейцев и индейцев – мулаты. ». В тексте нужно делать соответствующие отметки и заполнять таблицу по окончанию чтения. Для детей, медленно читающих, текст сокращается. Приём использую в 7 и 8 классах. Препятствие возникает, когда заполняют таблицу. Так как дети у нас не умеют выбирать минимум нужной информации, они стараются переписать в таблицу всё, что отметили полными предложениями и абзацами. Я учу их делать это правильно, т.е. выписывать наиболее значимые фразы, просто отдельные слова, которые характеризуют факт или явление. Приём используется для того, чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы. Таким образом, использование всех этапов урока, стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и учащихся,

Слайд 11

Таким образом, использование всех этапов урока, стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов технологии критического мышления для развития интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин»

Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.Главная задача курса истории...

Применение технологии развития критического мышления для развития ключевых компетенций учащихся на занятии по физике по теме" "Переменный ток. Получение переменного тока"

Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. В  статье показаны возможности этой технологии для развития ключ...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Использование технологии развития критического мышления для развития коммуникативных умений школьников на уроках английского языка

Данная статья представляет собой обзор  на популярную в последнее десятилетие технологию развития критического мышления (методы, приемы) и ее практическое применение на уроках английского языка в...

Опыт работы по применению технологии развития критического мышления для развития коммуникативной компетенции обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО

В связи с тем, что важнейшей составляющей педагогического процесса сегодня является личностно ориентированное взаимодействие учителя и ученика, а в социолого-педагогическом плане – переход от уч...