Урок новейшей истории в 9 классе "Основные тенденции мировой экономики на рубеже XX-XXI веков".
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Урок составлен в соответствии с требованиям ФГОС. Ученики, работая в группах, сами определяют тенденции мировой экономики: постиндустриализация, перегруппировка стран по экономическим показателям, глобализация.интеграция. Отмечают положительные и отрицательные последствия этих процессов для человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka.docx | 22.26 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока.
Предмет, класс
| Всеобщая история. Базовый уровень. 9 класс. |
Тема урока
| Комбинированный урок с элементами лабораторной работы. «Основные тенденции мировой экономики на рубеже XX-XXI веков». |
Цель и задачи урока
| Цель: Создать условия для осознания учащимися основных процессов в современной мировой экономике. Задачи: *Образовательные: способствовать овладению учащимися знаниями об интеграции, глобализации, постиндустриализации и других процессах в мировой экономике, а так же тех проблем, которые возникли в связи с этим, формированию мировоззренческой оценки этих тенденций. Продолжить работу по усвоению учащимися понятий. * Развивающие: продолжить формирование умений работать с различными видами источников, делать выводы; выполнять задания в формате ОГЭ и ЕГЭ. Развивать умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Способствовать развитию аналитических умений учащихся, навыков устной и письменной речи. * Воспитательные: способствовать воспитанию чувства своей причастности к событиям современности. Создать условия для формирования навыков коллективного труда, уважения, толерантности.
|
Формируемые УУД: | *Личностные (оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения) *Регулятивные (контроль, коррекция, саморегуляция) *Познавательные (поиск и выделение необходимой информации) *Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи) |
Оборудование
| *Раздаточный материал *проектор, компьютер. |
Средства обучения | *Тексты с материалом, имеющим фактическое содержание, *учебная презентация |
Этапы урока
| Деятельность учителя и учащихся |
Этап 1. Мотивационно-целевой момент | 1.Организационный момент. 2.Актуализация полученных знаний. 2 слайд. Учитель: «Что иллюстрируют эти картинки?» (Этапы общественного развития) «Назовите эти этапы. По каким признакам вы это определили? К какой сфере жизни общества относятся эти признаки?» 3. Определение темы и целей урока. 3 слайд. Учитель: « Как связаны этапы развития общества с историей XX века?» «Определите тему сегодняшнего урока» ( Ребята затрудняются сформулировать тему полностью. Они называют только одну тенденцию мирового развития – Переход к постиндустриальному обществу. Поэтому необходимо задать дополнительные вопросы - В какой общественной сфере прежде всего происходит этот процесс ? Может ли этот процесс сопровождаться другими изменениями в экономике?) 4 слайд.
|
Этап 2.
Изучение нового материала. |
Группы получают раздаточный материал с заданием №1. (Приложение №1)
|
Этап 3. Закрепление изученного материала. | Слайд 15. Учитель: « Какие процессы в современной экономике иллюстрируют эти рисунки?» «Как вы это определили?». «Почему нет рисунка, изображающего перегруппировку стран мира?» (Ребята, обычно, говорят: «Вы его не нашли» ) Тогда учитель предлагает ребятам изобразить эту тенденцию мировой экономики в виде коллажа или рисунка. Учитель: «Но все ли так спокойно и безоблачно в современном мире? Нет ли проблем связанных с этими процессами?» Слайд 16. Приложение №3. Слайд 17 |
Этап 4. Рефлексия. | Слайд 18.
|
Этап 5. Домашнее задание. | Изобразить перегруппировку стран мира в виде коллажа или рисунка. |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Традиционное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Как могут быть связаны эти этапы развития общества с историей XX века? Определите тему сегодняшнего урока.
Тема урока Основные тенденции мировой экономики на рубеже XX-XXI веков. Тенденция ( от лат. Tendo - направляю, стремлюсь ) – возможность тех или иных событий развиваться в данном направлении.
Задания для групп 1 гр.- Сформулируйте тенденцию мировой экономики. Определите ее основные черты. 2 гр. – Проанализируте текст и сделайте вывод о тен - денции в развитии мировой экономики. 3 гр. – Проанализируйте данные факты, определите и сформулируйте тенденцию в мировой экономике. 4 гр. – Ознакомьтесь с фактами. О каком процессе в мировой экономике они свидетельствуют?
Информатизация ( постиндустриализация ) экономики развитых стран мира. 1 группа
Проанализируйте текст и сделайте вывод о тенденции в развитии мировой экономики. В современном мире сохраняется (и будет сохраняться ) разрыв в уровнях социально-экономического развития между странами и регионами мира, но состав отстающих и лидирующих по уровню развития стран меняется . Причем во второй половине ХХ в., когда были достигнуты рекордные в истории человечества темпы экономического развития, этот процесс ускорился . Если в предшествующие столетия в мире росла экономическая мощь стран Запада , а затем России и Японии , то в последние десятилетия идет обратный процесс – в мировом производстве растет доля развивающихся стран и Китая. В результате вслед за Японией в число развитых стран вошли Южная Корея, Сингапур и Тайвань . Э кономическим ядром мира может стать Восточная и Юго-Восточная Азия, превращающаяся в центр огромного Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона. 2 группа
2 . Перегруппировка стран мира и изменение соотношения сил.
Проанализируйте данные факты , определите и сформулируйте тенденцию в мировой экономике 1957 г.- Создание Европейского Союза, который установил зону свободной торговли, таможенный союз, единый (или общий) рынок, экономический и валютный союз ; создал пространство « четырех свобод» –движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, ликвидировал национальные внешнеторговые барьеры. 1989 г. - подписание соглашения между США и Канадой о зоне свободной торговли. В 1991 г. к этому соглашению присоединилась Мексика. 1989 г.- возникла Организация стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в которую вошли Япония, Австралия , Китай , Новая Зеландия, Филиппины, Канада и другие страны. Сейчас в организации состоит более 20 государств. Главные цели- создание зоны свободной торговли. 3 группа
3.Интеграция в мировом хозяйстве. Международная экономи́ческая интегра́ция — процесс объединения экономики стран, при котором происходит постепенная отмена торговых ограничений, создается единая торговая зона.
О каком процессе в мировой экономике свидетельствуют эти факты? Интернет начинает самым широким образом использоваться в бизнесе. Это и Интернет-маркетинг, и Интернет-реклама , и Интернет-магазин, и рынок акций, и on-line банковское обслуживание, и взаимодействие с клиентами и фирмами в строительстве домов и т.д. и т.п . Такие фирмы как Coca-Cola , Sony , McDonald’s , Levi Strauss , известны во всех странах. Весь мир смотрит одни и те же фильмы , слушает музыку одних исполнителей, ездит на автомобилях нескольких крупных фирм. Коммерческий аэролайнер компании Боинг-777 содержит 132500 основных составляющих его частей, производимых по всему миру 545-ю различными поставщиками. 4 группа
Глобализация сети производства и сбыта продукции. Глобализация мировой экономики - это преобразование мирового пространства в единую зону , где свободно перемещаются информация, товары и услуги , капитал, где непринужденно распространяются идеи и беспрепятственно передвигаются их носители .
? Перегруппировка стран мира и изменение соотношения сил.
Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков и прочтите текст полностью. Проблемы мирового (1 ) порождены самим типом современной цивилизации, уровнем и (2 ) развития производственных сил. Большую опасность для человечества представляет катастрофически ухудшающееся состояние окружающей среды, назрела необходимость совместного освоения (3) , запасов мирового океана. Общей заботой являются проблема истощения природных ресурсов. В этом ряду стоят проблемы голода, (4), борьба с эпидемиями, со страшными (5 ) века. Большие проблемы существуют и на рынке (6) : проблемы занятости, рост массовой безработицы волнует большинство развитых и развивающихся стран. а) нищета д ) земля и) экономика б) проблема е ) товар к) труд в) рынок ж ) космос л ) хозяйство г) болезни з) характер
Проблемы мирового хозяйства (1) порождены самим типом современной цивилизации, уровнем и характером (2 ) развития производственных сил. Большую опасность для человечества представляет катастрофически ухудшающееся состояние окружающей среды , назрела необходимость совместного освоения космоса (3) , запасов мирового океана. Общей заботой являются проблема истощения природных ресурсов. В этом ряду стоят проблемы голода, нищеты (4 ), борьба с эпидемиями, со страшными болезнями (5) века . Большие проблемы существуют и на рынке труда (6) : проблемы занятости , рост массовой безработицы волнует большинство развитых и развивающихся стран. а) нищета д) земля и) экономика б) проблема е) товар к) труд в) рынок ж) космос л) хозяйство г) болезни з) характер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"
Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...
Конспект интегрированного урока новейшая история + англ.язык для 8 класса по теме "Расцвет и падение могущества Великобритании в 19 веке"
Конспект интегрированного урока новейшая история + английский язык для 8 класса по теме "Расцвет и падение могущества Великобритании в 19 веке" представляет собой набор заданий по истории и англ...
Урок по истории: "СССР накануне Второй мировой войны"
Тип урока: лабораторно-практическое занятие...
план-конспект урока по истории России 9 класс "Восстановление экономики после ВОВ"
План-конспект урока по истории России 9 класс "Восстановление экономики после ВОВ"....
Основные тенденции мировой экономики на рубеже XX-XXI веков.
Основные тенденции мировой экономики на рубеже...
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...
Разработка урока по истории в 9 классе "Восстановление экономики СССР в послевоенный период"
В нашей стране действуют несколько мультимедийных исторических парков «Россия – моя история», которые позволяют расширить возможности учителя истории в изучении программного материал...