урок в 10 классе
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему
урок в 10 классе Опричнина Ивана Грозного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnost_ivana_groznogo_i_oprichnina.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Личность Ивана Грозного и опричнина
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
- Систематизировать знания о внутренней политике Ивана Грозного, Задачи:
1. сформировать представление о сущности опричнины, ее целях и последствиях, формирование яркого целостного представления об исторической личности Ивана Грозного. Показать, что политика террора всегда завершается упадком, кризисом.
2. Продолжать развивать навыки и умения аргументации, изложения собственной позиции, личностных оценочных суждений, развитие монологической речи, умения убедительно отстаивать собственную позицию, навыков публичного выступления, умения интерпретации, анализа исторических источников, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей.
- Воспитание нравственной позиции, чувства уважения к человеческому достоинству, уважения к чужому мнению,
- воспитание социально-активной личности.
Оборудование:
- Дополнительная историческая литература
- Раздаточный материал (документы, схемы); тесты
- Таблица «Сущность опричнины в российской историографии»
- Термины на доске, эпиграф.
Методы: Решение проблемной задачи, групповая и индивидуальная работа с источниками, анализ, обобщение, сравнение, эвристическая беседа, дискуссия, тест
План урока:
- Разрыв царя с Избранной радой. Причины введения опричнины
- Учреждение опричнины. Опричный молот
- Сущность опричнины (групповая работа)
- Итоги царствования Ивана Грозного
«Не плакать, не смеяться, а понимать…» (совет историку)
Б. Спиноза
Ход урока
- Постановка целей, задач урока.
На сегодняшнем уроке мы поговорим о политической системе, сложившейся во второй период правления Ивана Грозного, именуемой «опричниной». Опричнина по праву считается одной из наиболее страшных и таинственных страниц нашей истории. Ее направленность и смысл до сих пор вызывают споры, но при всем разнообразии мнений историки единодушны в том, что политика кровавого террора была губительна для страны, привела к глобальному кризису. Выясним причины введения опричнины и ее итоги, рассмотрим и проанализируем неоднозначные точки зрения историков по сущности этого вопроса.
- Актуализация знаний
Как изменилась система управления государством в результате реформ 1550-х гг.? Чем было вызвано создание сословно-представительных органов власти? Как изменилось положение Боярской Думы при Иване IV?
Обобщение ответов и вывод преподавателя: таким образом, модель централизации, разработанная в ходе реформ Избранной рады, предполагала постепенное и мирное построение жесткой вертикали власти с опорой на сословно-представительные органы.
Мотивация на новую тему (постановка проблемы):
Что не устроило Ивана Грозного в реформах 1550-х гг., почему он обращается к кровавому террору как способу управления государством? Почему ради достижения неограниченной власти царь расколол общество и бросил его в пучину бессмысленного кровавого террора? Против кого был направлен террор? Как отразились черты характера Ивана Грозного на проведении опричнины? Почему политика, направленная на централизацию государства, привела к сокрушительным поражениям власти и кризису общества? Какова сущность опричнины?
Постараемся поразмышлять над этими вопросами после изучения данной темы.
Объявление темы, номера в разделе, запись в тетради.
Ознакомление с планом изучения нового материала.
- Основная часть
- Разрыв царя с Избранной радой – сообщение учащегося.
Обсуждение вопросов: Почему царь легко поверил слухам, что его бывшие сподвижники Адашев и Сильвестр были причастны к смерти его любимой жены Анастасии? Какую роль в изменении отношения царя к членам Избранной рады сыграла болезнь Ивана IV? Как сложились судьбы членов Избранной рады? В чем суть противостояния Андрея Курбского и Ивана Грозного?
Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради.
Причины введения опричнины (работа с учебником, с. 95)
Найти и сформулировать причины введения опричнины. (Неудачи внешней политики, мнительность, недоверчивость к окружающим, недовольство Избранной радой, пережитки удельного правления, усиление власти царя)
- Учреждение опричнины. Опричный молот. Новгородский погром – сообщения учащихся о событиях 1565-1575 гг.
Задание: По ходу рассказа записать основные даты и события опричнины.
- Сущность опричнины - работа с первоисточниками (групповая работа) (приложение 1)
Задание: готовясь к уроку, вам было предложено рассмотреть точки зрения отечественных историков на сущность опричнины. Давайте рассмотрим эти мнения, насколько они расходятся между собой. Задача каждой группы – аргументировано доказать правильность точки зрения автора по сущности опричнины. По ходу выступлений групп класс заполняет таблицу «Проблема опричнины в российской историографии»
мнение автора по сути проблемы | |
- I группа: точка зрения С.М. Соловьева
- II группа: точка зрения В.О. Ключевского
- III группа: точка зрения Н.М. Карамзина
- IV группа: точка зрения С.Ф. Платонова
- V группа: точка зрения И.Л. Андреева, И.Н. Данилевского, В.В. Кириллова – авторов учебника
Выступления представителей групп, заполнение таблицы в ходе выступлений.
Обсуждение проблемных вопросов в ходе выступлений групп:
Вывод преподавателя: таким образом, все реформы имели цель – укрепление мощи государства, усиление самодержавной власти и ее социальной опоры – служилого дворянства, борьба с центробежными стремлениями боярской аристократии. Относительная слабость аппарата управления побудила власть искать опору в сословиях и их представительных органах. Созыв Земского собора и образование местных органов самоуправления – вынужденная мера создания системы противовеса боярскому правлению, а также фактор лигитимации власти.
IV. Закрепление знаний:
1. Работа с хронологией
Заполните таблицу. Определите последовательность событий, выделенных жирным шрифтом.
Событие | Дата | |
Боярское правление | ||
Введение заповедных лет | ||
Введение урочных лет | ||
Венчание Ивана IV на царство | ||
Взятие Астрахани | ||
Взятие Казани | ||
Деятельность Избранной рады | ||
Ливонская война | ||
Опричнина | ||
Поход Ермака, разгром Сибирского ханства | ||
Правление Елены Глинской | ||
Правление Ивана IV Грозного | ||
Принятие Судебника | ||
Созыв первого Земского собора | ||
Стоглавый собор |
___→___→___→___→___→___→___
2. Тестовая проверка знаний - 2 варианта (приложение 2)
V. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: параграф 13 (опережающее чтение).
Изучить понятия, даты. Ответить на вопрос: К каким изменениям привели реформы? Можно ли считать, что реформы достигли своих целей? (письменно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...