Гражданская война и интервенция
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему
События в истории России первой половины 20 века характеризуются неоднозначнастью и быстрым развитием событий. Гражданская война, ее ход и результат дает полное объяснение вопросу установления советской власти в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_grazhdanskaya_voyna_i_interventsiya.docx | 22.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Гражданская война и интервенция.
класс- 11
учитель: Волотовская Ю.А.
УВК " Школа- гимназия" № 17
Симферопольского городского совета
2014-2015 учебный год
Методическое обоснование темы урока:
предмет- история
класс- 11
место в учебной теме - 4 урок в теме "Россия в годы революций и Гражданской войны"
учебник- История России, Левандовский А.А., Москва- Просвещение, 2014
Планируемые результаты:
Предметные- продолжить работу с формированием гражданская война, определение причин, особенности, этапов и последствий гражданской войны в Росси.
Метапредметные - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владение умениями работать с учебной информацией ( анализировать и обобщать факты, составлять конспект, и обосновывать выводы), способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности, готовность к сотрудничеству.
Личностные- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому многонационального народа России, формирование целостного мировоззрения.
ХОД УРОКА
I Организационный момент.
II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Обращаем внимание на тему прошлого урока, в качестве изученного события выделяем приход к власти большевиков, основные мероприятия в 1917-1918 годах, заключенные договора, методы, которыми пользовались для достижения целей.
используется прием- эвристическая беседа.
Актуализация знаний
Учитель: На данном уроке мы поговорим о событиях, которые развернулись в России в 1918-1920 годах . В чем их важность? ( предполагаемый ответ- от того, как они закончились зависело дальнейшее будущее России) . Что же это за событие? Каким же будет тема нашего урока? Чтобы ее определить проведем работу со стихотворениями белых поэтов- эмигрантов.
Учитель: ( Читаем первый стих) Прослушайте и определите событие о котором идет речь:
Сергей Бехтеев "Умирающая"
Если не умрет, не оживет!
Умирает отчизна моя:
Нет спасенья, ужасен недуг,
Злую радость в душе затая,
Смотрят недруги злобно вокруг.
Расплелась золотая коса,
Распаялся алмазный венец;
От страданий угасла краса;
С плеч свалился державный багрец.
Изможденное тело в крови;
И в беспамятстве бредя войной,
Умирает она без любви,
Без приюта, без ласки родной.
Скоро, скоро умолкнет она,
И погаснет улыбка очей.
Для последнего, вечного сна,
Без желаний, без слез, без речей.
Умирает отчизна моя:
Нет спасенья, смертелен недуг.
Злую радость в душе затая,
Смотрят недруги злобно вокруг.
( Предполагаемый результат) Ребята определяют- это интервенция, проговаривают определение термина, причины интервенции, ее участников. ( предполагаемые результаты- это военное, экономическое, информационное вмешательство во внутренние дела другого государства; причины интервенции- революция, приход к власти большевиков и их политика, выход их первой мировой войны; участники- страны Антанты).
Учитель: Назовите примеры интервенции в истории нашего государства?
Учитель: ( Читаем второй стих) Прослушайте и определите событие о котором идет речь:
Анна Баркова "МИЛЫЙ ВРАГ"
У врагов на той стороне
Мой давний друг.
О смерть, прилети ко мне
Из милых рук.
Сижу, грустя на холме,
А у них — огни.
Тоскующую во тьме,
Мой друг, вспомяни!
Не травы ли то шелестят,
Не его ли шаги?
Нет, он не вернется назад,
Мы с ним — враги.
Сегодня я не засну...
А завтра, дружок,
На тебя я нежно взгляну
И взведу курок.
Пора тебе отдохнуть,
О, как ты устал!
Поцелует пуля в грудь,
А я — в уста.
( Предполагаемый результат) Ребята определяют- это гражданская война, проговаривают определение термина, причины гражданской войны, ее участников. (предполагаемые результаты- это ряд конфликтов между различными социальными, политическими, этническими группами в государстве; причины- недовольство политикой большевиков; участники- белое движение и сторонники большевиков).
учитель: Назовите примеры гражданской войны в России.
Обращаем внимание на доску, где графически воспроизведена, проведенная учащимися работа:
интервенция | ? | гражданская война |
это военное, экономическое, информационное вмешательство во внутренние дела другого государства | это ряд конфликтов между различными социальными, политическими, этническими группами в государстве | |
революция, приход к власти большевиков и их политика, выход их первой мировой войны | недовольство политикой большевиков | |
страны Антанты | белое движение и сторонники большевиков |
Мотивация
Учитель: Подведем итог- чем же ознаменовались события 1918-1922 в России?
(Предполагаемый результат - ознаменовались гражданской войной, которая была осложнена интервенцией) .
Учитель: Учитывая проделанную работу, определите тему урока, его задачи.
Тема урока фиксируется на доске.
Учитель: На данном уроке мы поговорим о событиях гражданской войны в Росси в 1918-22 годах. Датировка гражданской войны до сих пор спорный вопрос. Начало войны необходимо отнести к началу осуществления коммунистических лозунгов, а вышла страна к 1922 с изгнанием остатков белых формирований на Дальнем Востоке.
Рассматривая любой вопрос необходимо соотносить с тем как данные события отразились на дальнейшем развитии нашего государства. Для чего нужны нам знания о гражданской войне?
В результате обсуждения формируется проблемный вопрос : " Значение гражданской войны в истории нашего государства?"
III Освоение новых знаний
1) Классу предлагается разделиться на малые группы-пары , распределить между собой основные этапы гражданской войны и проработать самостоятельно этап по тексту учебника :
1- весна-октябрь 1918-стр. 106-107
2- ноябрь1918- начало 1919- стр. 107-109
3- весна 1919- весна 1920- стр.109-110
4- весна- осень 1920- стр.110
2) На доске зафиксирована заготовка для таблицы, которую необходимо заполнить после прочтения текста, при этом последняя колонка используется в качестве промежуточной рефлексии в классе.
3) группы озвучивают результат, он фиксируется в таблицу, третью колонку заполняем совместно. Возможный результат:
Этапы | Главные противники | события | итог |
весна-октябрь 1918 | Англия, Франция, США, Япония | Май 1918- выступление Чехословацкого корпуса, в результате которого на Поволжье, Урале, Сибире, Дальнем Востоке- свергнута советская власть, образовался ряд правительств альтернативных большевикам. Лето 10-918- Добровольческая армия Деникина нановит поражение советским войскам на Северном Кавказе. Краснов продвинулся к Царьграду, а Дутов к Оренбургу Сентябрь 1918- советские войска переходят в наступление и прорываются к Уралу. | Промежуточная рефлексия: В результате к концу лета 1918 3/4 территории России подчинено большевикам. |
Этапы | Главные противники | события | итог |
ноябрь1918- начало 1919 | Англия, Фрвнция. | Ноябрь 1018- десанты английских и французских войск В правительствах устанавливается белогвардейская диктатура 18 ноября 1918- Колчак провозглашает себя Верховным правителем России Январь 1918- генерал Миллер и генерал Юденич Январь 1918 Деникин подчинил Донскую армию Краснова и создаются вооруженные силы Юга России Апрель 1919- Антанта эвакуирует свои силы Ноябрь-декабрь 1918 попытка атаки белогвардейцев на Восточном фронте, но были отбиты Конец 1918- начало 1919- советская власть утверждается на большей части Украины, Белоруссии и Прибалтики. | Промежуточная рефлексия: ? |
3)
Этапы | Главные противники | события | итог |
весна 1919- весна 1920 | Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша. | 1919- ликвидирована советская власть в Прибалтике, в тоже время Юденич пытается овладеть Петербургом, но неудачно Март 1919- Колчак пошел на сближение с Деникиным для удара на Москву, но к началу 1920 были разбиты Лето 1920- южный фронт становится основным, Деникин движется на Москву, но был разгромлен Апрель 1920- генерал Врангель с остатком войск укрепляется в Крыму. | Промежуточная рефлексия:? |
4)
Этапы | Главные противники | события | итог |
весна- осень 1920 | Польша | 25 апреля польская армия вторгается и 6 мая захватывает Киев 14 мая Контрнаступление Западного фронта и к июлю выходят к рубежам Польши Март 1921- мирный договор с Польшей Июнь 1920- десант из Крыма на Дон, Кубань, Донбасс 28 октября- Южный фронт под командованием Фрунзе овладевает Крымом. | Промежуточная рефлексия:? |
V Рефлексия
1)Формируется ответ на проблемный вопрос : " Значение гражданской войны в истории нашего государства?"
2) Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Прмчины гражданской войны и интервенции в Росссии"
данной разработкой урока можно воспользоваться в 9 и 11 классах, учитывая возрастные особенности учащихся, к уроку можно подготовить презентацию с иллюстративным материалом и перечисленными сведениями...
Гражданская война и интервенция 1918-1920гг.
Презентация по теме "Гражданская война и интервенция 1918-1920 гг....
Блок уроков по теме ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ 1918-1921 г.г.
Блок уроков по теме ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ 1918-1921 г.г.материал показывает форму подачи знаний ученикам....
Конспект открытого урока истории в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция"
Конспект открытого урока по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция". Конспект включает подробный материал для урока с элементами краеведения. Это вызывает у детей повышенны...
методическая разработка урока "Гражданская война и интервенция"
Аннотация Данный урок реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов.В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, обобщаю...
Презентация к уроку "Гражданская война и интервенция"
Презентация является наглядным материалом к уроку "Гражданская война и интервенция", который реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9;11 классов...