Урок истории. "Золотые" ворота в Древнюю Русь.
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
В течение урока раскрываются отличительные черты культуры и искусства Киевской Руси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
VIII вида г. Меленки»
Урок истории Отечества в 7 классе на тему:
«Золотые» ворота в Древнюю Русь»
Методическая разработка
учителя истории:
Дыльдиной Галины Фёдоровны
Цель урока: раскрыть отличительные черты культуры Древней Руси.
Задачи:
Образовательные: дать определение культуры, подчеркнуть, что к XII
в. сложились исторические условия для развития
культуры; познакомить учащихся с памятниками
культуры Древней Руси.
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию познавательных
способностей на основе анализа, сравнения
культурно-исторических памятников.
Воспитательные: пробудить у учащихся понимание красоты произведений
культуры русских земель, чувство уважения к их творцам.
Основные термины и понятия: культура, алтарь, кириллица.
Оборудование: иллюстрации: Софийский собор в Киеве, в Новгороде,
икона «Владимирская Божья Матерь», макет «Золотые
ворота Владимира», карточки для работы в парах, старинная
книга, презентация «Искусство Древней Руси», тест, гусиные
перья и чернила, учебник, тетрадь.
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в Древнюю Русь. Пусть это путешествие позволит вам открыть много нового.
Эпиграф на доске:
О! Светлая- светлая, красно-украшенная
Земля русская наша!
Славишься сёлами ты, городами
И златоглавыми блещешь церквами.
О! Светлая-светлая, красно-украшенная
Земля необъятная наша! («Повесть временных лет»)
II. Актуализация знаний. Объявление новой темы.
1. Вводное слово учителя.
- Наши далёкие предки гордились своей Отчизной. И было чем! Великолепные памятники архитектуры и живописи, поразительной красоты ювелирные изделия, прекрасные литературные произведения создавались в разных княжествах. До сих пор мы восхищаемся ими. Это истоки русской культуры.
Культура – это достижение деятельности людей в искусстве, литературе и архитектуре.
Мы уже говорили о некоторых памятниках культуры (инд. задание- карточка: дома, книги, ювелирные украшения, предметы быта).
Сегодня в путешествии мы с вами узнаем, какими ещё памятниками культуры славилась Древняя Русь.
2. Начало презентации.
Тема урока «Золотые ворота» в Древнюю Русь».
- Перед нами «золотые ворота» крепостной стены древнего Владимира. С них и начинается наше путешествие в Древнюю Русь.
- Почему ворота назвали «золотые»? (сделаны из золочёной меди)
- Чем славилась Древняя Русь? Что было центрами культуры в Древней Руси? (города)
- Какие древние города вы знаете? (Новгород, Суздаль, Москва, Владимир, Киев)
3. Тест.
Соотнесите год основания с названием города.
Новгород 990г
Москва 859г
Владимир 1147г
- Посмотрите на улицы Древнего Новгорода.
Новгород – один из древнейших русских городов. Основан в 859 г. Его ещё называли Господин Великий Новгород. Почему? А чем ещё знаменит Новгород? (Рассказ ученика)
- А это Москва.
Москва основана Юрием Долгоруким в 1147 г. На Руси были более древние города, но именно Москве было суждено стать столицей. Удобное географическое положение и относительная защищённость от набегов кочевников – всё это позволило Москве быстро развиваться.
- А это Владимир на Клязьме.
Владимир был столицей Владимиро-Суздальского княжества и являлся общерусским политическим центром. В нём было развёрнуто белокаменное строительство и построены Успенский и Дмитриевский соборы, Храм Покрова на Нерли.
III. Изучение нового материала и его закрепление.
- Мы продолжаем наше путешествие. Что это звучит? (звон колоколов). Мы с вами попали в главный храм Владимира – Успенский собор.
В храме тихо и спокойно, горят свечи, священнослужитель произносит слова молитвы, слышно красивое церковное пение.
- А зачем люди ходят в храм? (помолиться, отдохнуть душой; каждый храм собирает в себе всё культурное богатство народа).
- Чем украшены стены храма? (мозаикой, фресками, иконами).
- Что такое фрески? (фреска – настенная живопись, выполненная на сырой штукатурке).
- Что такое мозаика? (мозаика – изображение, выполненное из кусочков цветного стекла).
- Главной частью храма является алтарь.
1. Словарная работа.
Алтарь – особое место внутри храма, где находятся главные иконы.
- А что такое икона? (икона – изображение Иисуса Христа или святых на специальных досках)
- Самая главная святыня Успенского собора – икона Владимирской Божьей матери, привезённая Андреем Боголюбским из Киева. Эта икона считается символом христианской Руси и защитницей всей земли русской.
- Ребята, можем ли мы храм и иконы назвать памятниками культуры?
2. Работа в парах.
-Путешествие продолжается и нас ожидает знакомство с интереснейшим памятником культуры. А как он называется, узнаем, выполнив задание (кириллица).
Карточка.
Задание 1. Задание 2.
1. Как называлась славянская азбука? 1. Славянскую азбуку создали:
а) ярославица; а) Ярослав Мудрый;
б) кириллица; б) монах Нестор;
в) владимирица. в) монахи Кирилл и Мефодий.
- Можем ли мы отнести кириллицу к памятникам культуры?
3. Физминутка.
- Вспомните и покажите движениями, чем занимались ремесленники в древнерусских городах? (Ковали инструменты, лепили из глины посуду, шили одежду, строили деревянные дома и каменные церкви)
4. Работа с учебником.
- Многие люди в Древней Руси были грамотными. Писали друг другу письма, делали торговые записи, писали жалобы.
С 220 (2 абз.) читать самостоятельно.
- На чём писали в древнем Новгороде? (на бересте) Легко ли было писать на бересте? Почему?
- Ребята, а как вы думаете древние книги тоже писали на бересте? (нет, очень трудно)
- Посмотрите на древнюю книгу. Книги делали из кожи, на одну уходило целое стадо молодых телят. Из кожи телят делали пергамент, на котором писали гусиными перьями. На обложке блестели золотые и серебряные пластины и переливались драгоценные камни-самоцветы. Книги стоили очень дорого и купить их могли только очень богатые люди.
- А кто писал книги? (монахи)
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
- Давайте перенесёмся в келью (дети закрывают глаза).
Чувствуете запах дымящейся свечи? Небольшое окно пропускает мало света, тишина, полумрак, слышен лишь скрип пера по пергаменту. Что пишут монахи? Кроме книг монахи из года в год записывали сведения о самых важных событиях в жизни Русской земли: строительстве храмов, военных походах, о правлении князя. Эти записи русской истории, расположенные по городам называются летописи. Именно летописи сохранили для нас память о временах Древней Руси
- Какие известные летописи вы знаете? («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве») Попробуйте записать слово «летопись» перьями в тетрадь.
Труд летописца сложный, ошибаться нельзя, буквы должны быть красивыми, ровными. Первую букву всегда писали красной краской (отсюда название «красная строка»).
- Можем мы летописи отнести к памятникам культуры Древней Руси? Почему?
IV. Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие в Древнюю Русь.
Несмотря на то, что Киевская Русь распалась на отдельные княжества, в русских землях сохранялась единая вера и единая письменность. На их основе продолжала развиваться и русская культура.
1. Фронтальная беседа.
- С какими же ещё памятниками культуры мы познакомились? (летописи, храмы, иконы)
- О чём нам могут рассказать эти памятники? (о Временах Древней Руси)
- Как мы можем ответить на поставленный вопрос: «Почему ворота в Древнюю Русь назвали «золотыми»? (во времена Древней Руси была создана богатая и яркая культура)
- Как по-другому можно было сформулировать тему урока? (памятники культуры Древней Руси)
V. Домашнее задание.
Выполнить задание на карточках, индивидуальное задание - сообщение «Предметы клада Старой Рязани», с 222 письменно ответить на вопросы 1-3.
Рефлексия.
Оценить свою работу по плану:
1. Что на уроке привлекло моё внимание.
2. Что запомнилось.
3. Что удалось открыть.
4. О чём ещё хотелось бы узнать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Индивидуальный маршрутный лист учащегося к уроку. "Древняя Русь."
Дидактический материал к уроку "Восточные славяне в древности". Индивидуальный маршрутный лист для самостоятельной работы всех учащихся класса в течение урока. Возможно использование для диффере...
Урок повторения «Происхождение славян. Их соседи и враги. Древняя Русь"
Урок повторения «Происхождение славян. Их соседи и враги. Древняя Русь" в форме тестовой работы для учащихся 10-х классов...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Разработка урока по истории России "Древняя Русь при Ярославе Мудром", 6 класс
На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по технологии индивидуализированного обучения и ИКТ. Работу условно можно разделить на 3 части. В первой представлен проек...
Древняя Русь и Русь Удельная.
Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....